shefnxr60 писал(а):
Алексей Попов писал(а):
...искренность уместна, когда облегчает поведение.
Иначе она слаба или незрела (что, в общем, одно и то же).
Да! Ещё. Чьё поведение?(если при проявлении искренности есть две стороны. Вопрошающая и дозволяющая. В контексте моего вопроса конечно
)
... Да не всегда две стороны!
Я бы говорил о человеке, который остался один на один с жизнью, в которой иногда встречаются разные люди, среди которых есть собеседники. Вести себя искренне можно в любых поступках.
Однажды, когда я тыкался как слепой котёнок в разные "духовные направления", зашёл в христианский храм. И помню, как сейчас, одна женщина посмотрела на меня недружественно: дьявол в тебе. Она увидела неискренность. Мне, действительно, было очень сложно, не знал (да и сейчас не знаю), какие там порядки, зачем там всё это; а выглядело это внешне как лукавство. Вот, значит, ситуация, в которой я не могу быть искренним. Если бы я повёл себя как юродивый (а юродивые искренни) – не думаю, что мне от этого стало бы легко; моя рациональность от этого только бы ощетинилась, заболев новой хитростью перед самим собой...
В общем, дорога в храмы мне пока что "заказана".
Но вижу среди христианских прихожан (в основном, в телевизоре) много искренних людей.
Добавил:Если именно о разговоре, искренность уместна для облегчения чего угодно: своего поведения, чужого поведения, результата разговора... Конечно, для этого нужно чувствовать облегчаемое.
В отношении собеседника это не манипуляция, а помощь. Например, человек не может сформулировать, а ты уже понимаешь и подбираешь точные слова для его высказывания. Он их принимает, упрощая собственное высказывание. Ты искренне помогаешь ему облегчить речь.
В отношении результата разговора (когда у разговора есть цель) ты подаёшь такие мысли, которые сокращают блуждания, приводя к существенной договорённости. Это опять не манипуляция (бывает, например, пикап – искусство соблазнения), если ты смог почувствовать общую позицию и просто помочь её раскрыть или уточнить совместно...