Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 17:12

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 51 ]  1, 2, 3, 4  След.

Как ВЫ думаете нужно ли продолжить разговор о Ефремове ~ ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ~?
Да необходимо продолжение 63% 63%  [ 10 ]
Нет продолжения не надо 13% 13%  [ 2 ]
Передача имеет завершённый вид 6% 6%  [ 1 ]
Не знаю 19% 19%  [ 3 ]
Всего голосов : 16
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 май 2010, 23:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 15:25
Сообщения: 153
Откуда: Нижний Новгород
:-)

_________________
мы те, кто мы есть на самом деле
Изображение Изображение


Последний раз редактировалось ВАНГОГ 06 май 2010, 20:12, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 май 2010, 00:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЕФРЕМОВ Иван Антонович (1907-1972) - прозаик,
ученый-палеонтолог, мыслитель; основоположник и классик
современной советской НФ. Родился в д. Вырица (Царско-Сельского
у. Петербург. губ., ныне - С.-Петербургская обл.), после
окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, работал в
Геологическом музее АН СССР, участвовал в геологических
экспедициях; экстерном закончил геологоразведочный фак.
Ленинградского горного ин-та; после окончания заведовал
лабораторией Палеонтологического ин-та АН и руководил
несколькими экспедициями. Основатель тафономии - науки о
закономерностях образования месторождения ископаемых остатков.
Д-р биол. наук, проф., лауреат Гос. премии СССР (1959). В
литературе дебютировал в 1944 г. (рассказ "Встреча над
Тускаророй"). Автор романов и повестей, ставших классикой
советской литературы и мировой НФ - "Туманность Андромеды"
(1957), "Звездные корабли" (1947), "Час Быка" (1968), "Лезвие
бритвы" (1963), "На краю Ойкумены" (1949), "Таис Афинская"
(1973) и др. Жизни и творчеству Е. посвящено множество статей,
диссертационные исследования и несколько монографий.
Влияние Е.-писателя и философа на советскую литературу
1960-х и всю современную отечественную НФ трудно переоценить.
Как уже сообщалось в предисловии, появление в печати романа
"Туманность Андромеды" стало переломным моментом для советской
НФ. Не менее значимы критические и публицистические выступления
Е., посвященные судьбам и проблемным вопросам фантастической
литературы, в которых писатель предстает как оригинальный, но и
противоречивый мыслитель. Взгляды Е. на литературу в целом и
фантастику в частности, по мнению составителя, незаслуженно
обделены вниманием специалистов и не утратили своей актуальности
сегодня.

Далее выдержки из работы критика В.Ревича "Перекресток утопий"

"Лезвие бритвы" /1963 г./ автор назвал экспериментальным романом
приключений. В чем же он видит его экспериментальность? В том, что научные,
научно-популярные и научно-фантастические размышления - о судьбах
человечества, о связи красоты и нравственности, о психологическом
перевооружении человека современного в человека коммунистического, и обо
всем остальном на свете - заключены в ничем с этими философскими вставками
не связанную приключенческую рамку "в хаггардовском вкусе". В этой ипостаси
романа мы встречаемся с кладоискателями, похищениями индийских девушек для
конвертирования их в проституток и контрпохищениями для обратной инкарнации,
убийствами, побегами и т.д. Для чего же нужен этот эксперимент? Ефремов
отвечал откровенно: для того, чтобы привлечь к серьезному чтению особей,
несклонных к штудированию философских трактатов.

Публикация
"Лезвия бритвы"... вызвала поток читательских писем. И что характерно - как
раз не приключенческая канва, а именно научные идеи и размышления автора
побудили людей разных профессий и разного возраста, но преимущественно
молодых, делиться своими впечатлениями с Ефремовым. Эта книга заставила
многих поверить в свои силы, найти жизненное призвание, выбрать
соответствующую склонностям работу". Как видим, влияние намного большее, чем
можно ожидать от одной книжки, чего же еще и желать-то?

Литературовед А.Лебедев. "Дело в
том, что в новом своем романе Ефремов попытался объединить несоединяемое,
попытался слить воедино два взаимоисключающих начала - культуру современного
интеллекта, современной мысли и антикультуру беллетристических трафаретов
пинкертоновщины. Никакого синтеза тут заведомо не могло произойти... Сам тон
болтливой несерьезности, банальной "беллетристики" как бы снимает
глубокомыслие авторских теоретизирований. Роман оказывается эстетическим
кентавром - ученый дополняется шансонеткой"... "Чужая форма в "Лезвии
бритвы" "освоила" содержание - мертвое спокойствие трафаретного изложения
убило живую душу современной мысли, выдав, кстати сказать, вместе с тем и
известную риторичность авторского культурного мира".

(Кстати, когда то эти "теоретизирования", когда то помешали мне дочитать этот роман)

Ефремов утверждает, что красота - это высшая степень
целесообразности, выработанная в процессе эволюции. Причем его герой
излагает эти теории так, как будто он первым обратил внимание на эту самую
красоту, как будто бы не было более чем двухтысячелетней истории эстетики,
как будто бы мудрейшие головы, начиная с Гераклита и Аристотеля, не ломали
себе головы над загадкой красоты, и, как утверждал Лев Толстой в очерке "Что
такое искусство?", так ее и не разгадали. А решение - по Ефремову -
оказывается лежит на поверхности, и не только красоты, но и напрямую
связанной с ней нравственности, сводясь к народной мудрости: "В здоровом
теле - здоровый дух".

"Цель романа, - писал Ефремов в предисловии, - показать особенное
значение познания психологической сущности человека в настоящее время для
подготовки научной базы воспитания людей коммунистического общества". Не
скажу, что достигнута противоположная цель, но во всяком случае не та. Быть
может, сюжетная мешанина и возникла из-за невыполнимости цели. В 1963 году
уже было невозможно говорить о воспитании коммунистического человека
всерьез, делая вид, что с идеей коммунизма ничего не произошло.

По мне интересен может быть был бы и разговор о Часе Быка.,тут же запрещенном после его выхода в свет.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 май 2010, 01:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Оказывается существует целый форум по этому произведению. Вот первый пост форума

Лезвие Бритвы и мы

М. Скиф: Лезвие Бритвы Ефремов по праву считал своей самой большой удачей - это исключительно многоярусно зашифрованное послание будущим поколениям СССР.
Цитата:
"Лезвие бритвы" и по сие время считается высоколобыми критиками моей творческой неудачей... До сих пор издательства относятся к "Лезвию" с непобедимой осторожностью, и эта книга пока еще не стала пройденным этапом, как все остальные... ... Точно так же в "Часе Быка" люди еще не разобрались... А я уверен, что после "Часа Быка" появятся многочисленные произведения, спокойно, доброжелательно и мудро разбирающие бесчисленные препоны и задачи психологической переработки современных людей в истинных коммунистов...
Я нарочно обрываю цитату на очень важном месте - чтобы привести ее позже. Пока же, этот мастер интриги от науки, сказал в письме Дмитриевскому следующее: До Часа быка люди еще пока не дорасли, а уж до Лезвия - тем паче, но Лезвие гораздо серьезнее и глубже! Так о чем же Лезвие? О йоге? Об увлечении Ефремова ведами? - Ха 3 раза... Книга - о фашизме, его истоках и живучести, о его повсеместной распространенности. Книга эта - картинка к словам Фучика: "Люди! Будьте бдительны!" - фашизм не спит, он многолик и он как вирус - везде и в нас самих. И может прорасти - в любую минуту, в любой форме. Он хотел предупредить нас, потомков победителей фашизма, что фашизм может взять реванш над нами. Да, йога - серьёзная культура... Вот только йога - это еще и ассоциация с арийцами, место, где Гитлер искал истоки фашизма! Ферштейн, товарищи, почему для восточной мудрости выбран не Конфуций, не Китай с Монголией, Сибирью и Алтаем - что гораздо ближе и знакомо Ефремову?! Поэтому, относитесь с предельной осторожностью к лежащими на поверхности описаниями индийской культуры - истинный смысл гораздо глубже или совсем в другом, тем, что по соседству. Ефремов в книге четко говорит, что фашизм - самая архаичная, самая древняя форма государственности. Он не сгинул за много тысяч лет - не надейтесь, что он исчезнет после 1945-го. Определение фашизма Ефремов дает предельно краткое и ёмкое:
Цитата:
… коренятся гибельные семена нетерпимости, мракобесия и тирании, то есть фашизма.
Я не хотел бы возращаться к делам давно минувших дней, но после прочтения дискуссии о красоте мне придется повторить этот эпитет в отношении наших заклятых друзей - и это мнение самого Ефремова, а еще, по видимому, придется поворошить угольки, за что аукнется... Не хотел, а придется... Итак, урок истории. 1-й. Идет обсуждение Гомонойи и Александра Македонского. Я, коварно, но бессознательно - ибо впитал и принял как свои собственные эти идеи более 30 лет назад, пересказываю вышеприведенные мысли Ефремова об истинном возрасте фашизма и его природе своими словами. И всё. Тайное стало явным. Поверхностно читавшие и формально верующие попались - я ведь не Ефремов, зачем думать над смыслом сказанного какого-то там очередного "чужака" - давай, ату! навались! А навалились фактически на своего Бога-Отца (бедные дети...), и получилась нетерпимость и фашизм. Строго по Ефремову. Я не стал тогда доводить всё это дело до полного обнажения королей - очень надеялся, что хоть кто-то задумается, сделает выводы... увы... Регресс прогрессирует - Урок истории 2-й. Человек, ничтоже сумняшеся, сделал подарок - от души, от чистого сердца... Ну пусть он оказался не такой идеальный, как надо для настоящего пыонэра - имеет свое мнение, отличное от мнения партии. Остановитесь, скажите прямо: мы так не думаем, но ты парень явно хороший - давай возьмем тайм-аут... Но увы, фашисты не ходят пятками по лезвию ножа, они используют Лезвие для гильотин... наши друзья, почему-то тоже. Да, и я более склонен к натурализму в искусстве, но ведь товарищ говорил вещи Ефремовские, о поиске, о толерантности! Его припирали поверхностными цитатами, а он их крыл глубинным смыслом - из Лезвия бритвы!!! Так что же на самом деле думал Ефремов об искусстве помимо натурализма?
Цитата:
Скажу больше. Обращали ли вы внимание, в каких позах животные - собаки, лошади, кошки - становятся особенно красивы? В моменты высшей алертности, когда животное высоко приподнимается на передних ногах, настораживает уши, напрягает мускулы. Почему? Потому, что в такие моменты наиболее резко выступают признаки активной энергии тела! … Итак, тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни, в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает…
Разве картина Матисса не об этом?! Да, сложна для восприятия, да слишком схематична... Практически никто не знает, что для этих картин требуется определенный дизайн комнаты... Но тем не менее, вот он, момент истины - слова Ефремова о природе красоты, и реальная картина. Пусть не во всем она хороша, но ведь ефремовский посыл про алертность присутсвует! Ну что стоит сделать правильные выводы - нет же, опять огульная травля. Интересно, они и детей такими методами воспитывают?! Итак, обещанный финал цитаты:
Цитата:
...доброжелательно и мудро разбирающие бесчисленные препоны и задачи психологической переработки современных людей в истинных коммунистов, для которых ответственность за ближнего и дальнего и забота о нем - задача жизни и все остальное, АБСОЛЮТНО ВСЕ - второстепенно, низшего порядка. Это и есть тот опорный столб духовного воспитания, без которого не будет коммунизма!
Вот это и есть - Искусство. Забота о дальнем. Cпокойно, доброжелательно и мудро. О чем нам и сказал в финале романа Ефремов. Вот оно, завещание мастера своим последователям из ТОППЕ, смысл всего романа и итог всего творчества Ефремова, его послание по Великому Кольцу:
Цитата:
Создать институт обмена безумными, как выражаются физики, идеями. Новыми предвидениями на грани вероятного, научными фантазиями и недоказанными гипотезами. Так, чтобы здесь встречались, черпая друг у друга вдохновение, самые различные отрасли науки, писатели - популяризаторы и фантасты. И, уж конечно, молодежь! Только отнюдь не любители сенсационных столкновений и пустопорожних дискуссий, отдающие дань модному увлечению. Чтоб не было никаких научных ристалищ и боя быков! Товарищеская поддержка или умная критика... словом, не изничтожение научных врагов, а вдохновенное совместное искание. Вот для такого института, клуба, центра - называй его как хочешь! - цель ясна, и только не надо ее путать ни с чем другим, и годится это прекрасное здание. И я буду биться за создание такого института
Вот он путь по Лезвию. Его поняли Беляков и Ко, те, кто _наполовину_ согласен с Ефремовым. А вот те, кто согласен с Ефремовым на все 100 - не поняли ни-фи-га... -------------------- Если АК сподобится это прочесть, то уведомляю, что он имеет от меня вечную индульгенцию. Но только он. Но имеет - за сайт, посвященный Ефремову, реальное дело, которое превыше всего. Поэтому пусть поверит - я не поругаться хочу, а обращаю внимание на опухоль, которая как гангрена растет. И не красит Нооген. Если бы я не желал им добра, то промолчал бы - типа, подыхайте с миром...
Это адрес форума по "Лезвию бритвы"
http://wap.mirefremova.borda.ru/?1-5-0-00000016-000-0-0

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 май 2010, 01:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Комментарий в инете
Оценка книги:
5

Честно говоря, я всегда по праздниках готовлю себе винегрет. Ну уж очень люблю когда намешано много чего вкусненького, а ко всему оно еще и мего полезно. И именно с таким блюдом у меня ассоциируется лезвие бритвы. Философский трактат, психологическая притча, приключенческий роман, фантастическое чтиво и просто исконно советский роман довольно элегантно совокупились под одной обложкой.

Мне эту книгу посоветовала подруга с прекрасным вкусом, но как ни крутил я издание со всех сторон, на что оно будет похоже, определить не смог. И даже пролистав несколько страниц и изучив содержание – остался в недоумении. Потому к чтению подошел с подогретым интересом.

Где-то в сети встретил мнение о том, что такая глубокая жанровая насыщенность не удел разнонаправленности автора, а просто попытка донести чувство прекрасного и некоторые истины до всех. Что не особо приветствовалось в шестидесятых и будь оно изложено в ином виде просто б не имело шансов на успех. Задумывал ли Ефремов, иль вышло то случайно но благодаря такой форме романа прочитали его даже жесткие консерваторы которые боялись открыть свое тело для “новых” истин. Не зря ведь все больше и больше людей сейчас ищут чего-то нового, ударяются в НьюЕйдж или наоборот полностью окунаются в прошлое, что по сути одно и тоже. А данный роман неплохой пинок в новую жизнь. Утвердил во мне такое мнение труд одного дядечки проводящий параллели между йогой и системой Станиславского. Оказывается великий драматург не был новатором, а просто смог идеально адаптировать под советское общество ценности древних. Короч единомышленники они с Ефремовым были.

Чудесная книга, душу радую прекрасные пейзажи, мозг завораживают простые истинны, ну а тело просто не может оторваться от чтения.

И если винегрет я готовлю сугубо по праздникам, то праздники как раз и наступают при чтении такой литературы.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 май 2010, 16:34 
Цитата:
Литературовед А.Лебедев. "Дело в
том, что в новом своем романе Ефремов попытался объединить несоединяемое,
попытался слить воедино два взаимоисключающих начала - культуру современного
интеллекта, современной мысли и антикультуру беллетристических трафаретов
пинкертоновщины. Никакого синтеза тут заведомо не могло произойти... Сам тон
болтливой несерьезности, банальной "беллетристики" как бы снимает
глубокомыслие авторских теоретизирований. Роман оказывается эстетическим
кентавром - ученый дополняется шансонеткой"... "Чужая форма в "Лезвии
бритвы" "освоила" содержание - мертвое спокойствие трафаретного изложения
убило живую душу современной мысли, выдав, кстати сказать, вместе с тем и
известную риторичность авторского культурного мира".


вот эту гниду хорошо бы в передачу о простоте

вот откуда берётся пошлость и песни северного
то есть этот хряк что бы показать свою исключительность (и не для чего больше -обращаю внимание )
изволит говорить исключительно на профессиональном наречии -для того что бы не быть понятным многим

в результате и возникает реакция на искусственность
то есть просто посылают люди понимая что обучение ненужному сленгу продлится дольше содержащейся в работе мысли

да роман тяжеловесен
но это одна из первых и чуть не единственная попытка популяризировать знания

он видимо узнал себя в одном из персонажей :-D

я думаю что определение красоты ефремовское до сих пор полулегально именно из за этого


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 май 2010, 19:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Крыгл, спасай положение
Как видишь, по количеству постов тема не вызывает интереса, а я не могу ничего добавить, поскольку не дочитал в свое время и видимо напрасно

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 май 2010, 20:04 
не беспокойтесь
1-ефремов ёмок и изобилует образными примерами
один спокойно вытянет передачу
доку будет довольно просто
2 ещё есть время
3 я немного устал


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 10:43 
о как
Цитата:
Самое поразительное начинание Бартини - школа "Атон". Учениками таинственного барона были М.Булгаков, В.Набоков, А. Грин, А.Толстой, А.Платонов, Е.Шварц, Л.Лагин, А.Волков, Л.Леонов, И.Ефремов, А. де Сент-Экзюпери и другие знаменитые писатели. Именно Роберто Бартини стал прототипом самых необычных персонажей - Воланда, Друда, Хоттабыча, Буратино и даже Маленького принца. Но главная тайна "советского Сен-Жермена" зашифрована в романе "Мастер и Маргарита"


Цитата:
Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.


Цитата:
*Учениками Бартини (Роберто Орос Ди Бартини – “Красный Барон”) были некоторые писатели, кинорежиссеры, художники, ученые. Они именовали себя “дисковцами”, а тайная школа называлась “Атон”. Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Александр Грин, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Сигизмунд Кржижановский, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Валентин Катаев,
Юрий Олеша, Евгений Шварц, Иван Ефремов, Лазарь Лагин, Николай Носов, Г.Альтшуллер, Ю.Долгушин, А.Полещук, П.Аматуни. Среди сказочников и фантастов оказались знаменитые
сатирики Илья Ильф и Евгений Петров. Еще загадочнее выглядит в этом списке
Владимир Набоков, покинувший Россию в 1919 году: где и когда он мог
познакомиться с Бартини?

чорт даже обидно немного
если конечно правда

вот ещё более фантастичная цитата

Цитата:
В начале двадцатых годов прошлого века в СССР появился загадочный
человек - барон Роберто Орос ди Бартини. Он стал не только выдающимся
конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем советской космической
программы. Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем. "Красный
барон" доказал, что время, как и пространство, имеет три измерения, а до
самых далеких галактик рукой подать. Бартини извлек из подземелья
библиотеку Ивана Грозного и во многом определил судьбу своих учеников -
М.Булгакова, В.Набокова, А. Грина, А.Толстого, А.Платонова, Е.Шварца,
Л.Лагина, А.Волкова, Л.Леонова, И.Ефремова, А. де Сент-Экзюпери и других
писателей


:-D да нави
насчёт того что времени достаточно -это я погорячился
совершенно этого не знал


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 13:45 
В сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3386
Откуда: Ульяновск
Книгу И.Ефремова “Лезвие бритвы” читала дано, в юности (стоила она кстати тогда: 20кг макулатуры + 2руб.60коп… ). Что-то сейчас мало чего припоминается, а перечитывать нет времени, поэтому о всей книге говорить не буду… Но есть два ярких целостных впечатления.

Танец индийской девушки в храме какого-то бога или богини. Не нашла этого эпизода, чтобы перечитать, но поищу и перечитаю. До сих пор помню состояние от чтения этого места,… странное состояние… Я словно видела этот танец и слышала ту музыку. При этом, при всей детской наивной любви к индийским фильмам, и танец, и музыка ничем не напоминали то, что видела на экранах. Танец описать вообще очень сложно. У музыки есть ноты. Знающий их, музыку услышит. У скульптуры есть статичная поза. Описать сложно, но можно. У танца есть динамика. И ее надо показывать. Как описывался танец, не помню, но я его видела, словно давно знала, что он может быть только таким и никаким иначе. И сейчас, хоть и стерлось первое впечатление юности, но танец этот помню,… не в деталях, не подробно,… помню общее ощущение от танца в древнем храме, залитом лунном светом. Какую-то гармоничную связь девушки, танца, храма, луны, мира,… всего со всем… храм был создан, чтобы в нем танцевали,… и мир создан, чтобы в нем была гармония танца,… танцем и через него он строится и совершенствуется,… вот такое странное впечатление.

И еще упорное стремление Ефремова определить красоту как физиологическую целесообразность. Никак не могла согласиться тогда, не соглашаюсь до сих пор. Для меня в красоте такая непонятная тайна и подлинная магия, что только физиологической целесообразностью я ее не могу объяснить. Слишком много исключений из этого правила. Тайна красоты не в физиологии, она где-то глубоко внутри души.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 14:09 
Цитата:
И еще упорное стремление Ефремова определить красоту как физиологическую целесообразность. Никак не могла согласиться тогда, не соглашаюсь до сих пор. Для меня в красоте такая непонятная тайна и подлинная магия, что только физиологической целесообразностью я ее не могу объяснить. Слишком много исключений из этого правила. Тайна красоты не в физиологии, она где-то глубоко внутри души.

ефремов определяет анатомическую красоту через физиологоическую целесообразность

то о чём пишете вы не является анатомическим следовательно и целесообразность не физиологическая
а какая то иная

в этом и фишка ефремова
что он берёт философию-универсальный закон
отводит от неё торию -то есть идею для объекта
и приявязывает непосредственно к объекту

поэтому и исследование ефремова можно проводить в двух областях
1 перекинуть мостик к остальным универсальным законам -коих как мы знаем 3
2 использовать найденную им схему определения в других объектах

например красивое поведение
красивая жизнь
красивое четверостишие (тезис -антитезис тп_)

альтушуллер например перекинул те же идеи в механику
хотякак оказывается они пренадлежали одной школе
чем выбили меня совершенно из колеи :-D

док похоже это шок :ps_ih: :)-(: что делать док


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 14:30 
В сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3386
Откуда: Ульяновск
Крыгл, я не упомянула об этом, но говорила именно об анатомической красоте, о которой пишет Ефремов. Я тоже не имела в виду остальных аспектов красоты. Но и внешняя красота тела только физиологической целесообразностью не объясняется.
Почему человеку всегда хочется изменить внешность? Привести к каким-то своим странным канонам красоты?
Зачем японцы заставляли маленьких девочек носить деревянные сабо, чтобы стопа оставалась маленькой? Зачем, не помню какое племя, по моему в Центральной Америке, с помощью колец с детства увеличивало девочкам шею, растягивая шейные позвонки до опасной для жизни длины? Зачем, в каком-то африканском племени девочкам подрезают губу и вставляют туда глиняный диск, все время, увеличивая его размер,… в результате невероятно вытягивается губа? У всех у них такое представление о красоте. Причем тут физиология?

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 15:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2010, 20:48
Сообщения: 1565
Откуда: Омск
Селена, это для Вас (и не только) :-) :

""Художник осторожно вошел, стараясь ничем не нарушить волшебную тишину, соединившую прошлое с настоящим. Медленно поднявшись по широким ступеням, он миновал портик, прошел крытую галерею — мандапу — с ее центральной площадкой, огражденной четырьмя столбами. Пятнами лежавший на плитах пола лунный свет чередовался с темными полосами, казавшимися провалами. Даярам невольно ощупывал ногой камень, прежде чем ступить.
Расположенное выше в глубине храма вимана или радха («колесница») — святилище — было полностью погружено во мрак. Только открытые концы галерей по обеим сторонам серебристо сияли в окружающей тьме.
Рамамурти направился было в правую сторону, придерживаясь рукой за стену, чтобы не споткнуться о неожиданные ступеньки. Внезапно в прорези внутренней стены мелькнул огонек, такой слабый, что его можно было заметить лишь в царившей здесь глубочайшей темноте. Замерев на месте, Даярам уловил звуки движения босых ног, взволнованного дыхания и, вне себя от удивления, бесшумно обогнул стену.
Два старинных светильника не могли рассеять плотный мрак, подступивший вплотную к узким мерцающим языкам пламени. Тьма и гипнотизирующая, сковывающая мысли тишина. И, само подобное колеблющемуся пламени, живое человеческое тело вступило в слабоосвещенный круг. Обнаженная, как древняя девадаси, Тиллоттама танцевала забытый храмовый танец арати, когда-то означавший высшее приближение к божеству. Он начинался, как Алариппу — первый танец Бхарат Натья, но потом переходил в чередование быстро сменяющихся и резко застывающих поз, которые в неверном свете даже художнику было невозможно запомнить.
Некоторые позы живо напомнили Даяраму танцующих апсар на фресках в седьмой комнате святилища храма Брихадисвара в Танджоре, созданных в те же времена, что и скульптуры Кхаджурахо. Выпрямленные в плечах и согнутые в локтях руки были раскинуты в стороны, покачиваясь вниз и вверх. Повороты тела в осиной талии чередовали движения рук и делали жест похожим на взмахи крыльев морской птицы. Но в танце Тиллоттамы не было обязательного приседания с согнутыми коленями, который в Бхарат Натья означает тягу земной жизни.

Она приближалась и отступала, резко выпрямляясь, и шаг за шагом делалась все отрешеннее и недоступнее. Без всяких украшений, без актерства или условных жестов танца, нагая девушка была правдивой и откровенной наедине с собой и господином мира — Джагганатхом.
Художник, не смея пошевелиться, смотрел на Тиллоттаму, даже не подумав, что совершает нехороший поступок, подглядывая чужую тайну.
Танцовщица была выше этого, как древняя богиня, настоящая апсара. Ее тело было даже прекраснее, чем он представлял себе. Ни малейшего колебания, угрызения совести не было в душе художника — только чистое созерцание красоты и легкое ошеломление от невероятности происходящего. Где-то в глубине памяти шевельнулось сознание, что он слышал об этом… Великие боги! Тиллоттама выполняла танец так, как он был описан в книге известного искусствоведа Индии Аджита Мукерджи, вышедшей всего шесть лет назад. Да, конечно!
«Шаг за шагом она становилась символом отказа от желаний, — вспоминал художник, — звеном между прошлым и настоящим, видимым и невидимым. Уничтожая все следы себя, она находила свое „я“ в изображениях, созданных и подлежащих созданию, и кое-что большее, что мир безусловной реальности никогда не мог найти». Какое гениальное описание танца арати, и вот его исполнение! Даярам был уверен, что Тиллоттама прочла Мукерджи и выполняла его указания. Зачем?
Танцовщица остановилась, замерев на месте. Медленно, будто во сне, она сделала два шага к прямоугольному выступу небольшого древнего алтаря и так же медленно опустилась на колени, склонив голову и высоко подняв руки. Ее тело струилось — так плавны и незаметны были движения. Полушепотом, на чистейшем санскрите, танцовщица произнесла не то молитву, не то заклинание, и слова ее поразили Даярама не меньше, чем танец. Она молила богов о всех, таких, как она, жертвах на алтаре любви. Тех, с горячей кровью и сильным телом, которых оскорбляли и обманывали без счета и меры, снова и снова, топча достоинство, веру, стремление к светлой жизни… Не успел Рамамурти опомниться, как легкое дуновение ее губ погасило светильники. Мгновенно все исчезло в непроницаемом мраке. Даярам отступил за выступ стены, вжался в нишу. Едва слышно прозвучали легкие шаги".

http://phantastike.ru/books/fiction/lezvie_britvi.zip

:ro_za:

_________________
Мир прекрасен, когда мне хватает мудрости...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 15:07 
1 с шеей просто -ефремов описывает зачем нужна(или почему считается красивой)длинная женская шея -для увеличния радиуса видения

теперь кольца
недавно провели опыт на определённом типе чаек
взрослые особи имели на ключе красную полоску
тогда птенцов этого типа чаек начали кормить с палочки имеющую красную полоску-они вполне воспринимали палочку за родителей
потом на этой палке нарисовали 3 красных полосы
и значительно чаще птенец выбирал именно эту палку когда тянулся за едой

то есть имеет место гротеск -чрезмерная выраженность целесообразности
к красоте как вы понимаете не имеет отношения так как нет второй составляющей-решения противоположности
вот кусочек из обсуждения максимализм и маги подходящий
"1 откуда доверие к заведомо ложной рекламе шарлатанов
вот кусочек из поста обсуждающего максимализм
ключевое сово здесь что бы было понятно или доступно многим
кстати термин вульгарный -произошёл от бульвара -это однокоренные слова -синоним массовость
Цитата:
потому что для юношества это естественно -для подросшего диагноз-патология

например дети любят сладкое или яркое
более того если ребёнок не получит восприятия ярких цветов до определённого возраста -может случиться атрофия

и яркость и сладкость -это и есть максимализм
максимализм цвета и вкуса соответственно

то же происходит очевидно и в эмоциях и в понятиях и в поведении

природной же причиной этого является обучение
как проще различить сначала яркий вкус или насыщенный цвет
так же просто разделять эмоции и понятия


то есть выраженная гротескная вульгарная реклама -просто понятна недоразвитому в этой области большинству"


2 с японками сложнее
можно предположить что мужчин возбуждали миниатюрные ноги -как детские ноги
своего рода вечная молодость

здесь интересно что в одном из африканских племён
женщинам неприлично было показывать свой затылок
и когда она наконец открывала его -мужчина возбуждался

я сначала подумал что это шутка какого то европейца-привившего этот элемент культуры отсталому племени
потом узнал что именно затылочный сегмент мозга заведует инстинктами

кстати у японок считается сексуальным открытая шея
шею открывает крой кимоно и зачёсанные наверх волосы

но всё это сводится к рахитичным лбам средневековья -элементу олицетворяющему успех в обществе и к анатомии не имеющий отношения

3 красота может быть и профессиональной
например челюсть боксёра или руки пианиста

4 здесь же физиогномика работает
та же челюсть боксёра -то есть предрасположенность к агрессии
позволяет предположить что перед нами отнюдь не меланхолик

наверное для профессионала будут видны и другие знаки на лице


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 15:28 
В сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3386
Откуда: Ульяновск
Дема, спасибо. :ro_za: Удивительно, что в храме была тишина, но у меня четко танец был с музыкой связан. И сейчас какие-то фрагменты припомнились,… какие-то глубокие и густые,… да и танец почти не описан,… сами движения,… странно, откуда я все это нафантазировала. :ne_vi_del:

Крыгл, нравится вам красоту объяснять физиологической целесообразностью, хорошо. Я не буду возражать против вашей трактовки и позиции И.Ефремова.
Но для меня все это все равно не убедительно. :yaz-yk:

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Ефремов-ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ-
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 15:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2010, 20:48
Сообщения: 1565
Откуда: Омск
Позвольте поделиться со всеми своими любимыми цитатами из ЛБ.

"Ты чистый человек, ты видишь цель жизни в том, чтобы работать для людей, ты узнал меру в своих стремлениях. Из меры и цели родится смысл и порядок жизни."

"Красота и ревность — они обе из древней души, отсюда, — гуру постучал по кувшину, издавшему глухой медный звук, — но красота способствует восхождению, а ревность — нисхождению."

"шесть обязанностей жены: в работе — слуга, в разговоре — мудрец, в красоте — Лакшми, в стойкости — как Земля, в заботе — мать, в постели — блудница."

navi написал: ""Цель романа, - писал Ефремов в предисловии, - показать особенное значение познания психологической сущности человека в настоящее время для подготовки научной базы воспитания людей коммунистического общества".

Не скажу, что достигнута противоположная цель, но во всяком случае не та. Быть
может, сюжетная мешанина и возникла из-за невыполнимости цели. В 1963 году
уже было невозможно говорить о воспитании коммунистического человека
всерьез, делая вид, что с идеей коммунизма ничего не произошло".

Полагаю, что автор был вынужден писать в предисловии к роману, что цель романа "показать особенное значение познания психологической сущности человека в настоящее время для подготовки научной базы воспитания людей коммунистического общества", чтобы роман был опубликован. Надо было уметь писать так, чтобы читалось между строк.

Думаю, что Иван Ефремов является одним из водителей человечества.
Во-первых, он является примером того, что человек может делать сам себя.
Во-вторых, он предлагает человечеству, независимо от конкретной общественной формации, пути к достижению идеала.
Его произведения современны, актуальны сейчас, может быть, в большей степени, чем в момент издания.

_________________
Мир прекрасен, когда мне хватает мудрости...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 51 ]  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.044s | 18 Queries | GZIP : On ]