Через столько времени стала интересна опять эта тема. Мысли людей по поводу этого чувства. Хотел написать "вдруг", но потом передумал. Наверно всё таки не вдруг.
Даже сначала предположил, что такой темы и нет на форуме, однако листая страницы к началу, всё таки нашёл, естественно удивившись, что сам и был её автором... И наверное впервые её всю внимательно прочитал.
В силу сложившихся обстоятельств и наверно не только внешних, это чувство появилось у меня снова. В этот раз я позавидовал способности определённого человека за короткое время заработать огромную для подавляющего населения земли сумму денег, но буквально 2 дня назад я узнал, что это оказалось неправдой и было придумано им с определённой целью.
Алексей Попов:
Цитата:
Порадоваться чему-то без сравнения с собой или своим положением.
О "белой" зависти. Согласен Селеной и ещё кем то, считающими что это либо неправильное название определённых вариантов восхищения, либо попытка так сгладить тёмную, плохую суть этого чувства(зависти). Потому что чувство это связано с неким чувством собственной приниженности, меньшего совершенства себя относительно объекта зависти в отношении предмета зависти.
Сравнение. Не думаю что обязательно сравнение виновато в зависти, хотя на нём она и вырастает в случае примешивания других чувств или чувства. Само по себе сравнение себя в чём то с кем то, если к этому не примешивается желание обладать тем, у кого есть что то, с кем себя сравнивают, может быть и без зависти. Например, когда я слышу, что кто то где то стал чемпионом в каком то виде спорта, я непроизвольно как и полагаю большинство слышащих подобное, сравниваю себя с этими людьми, понимая, что сам не таков. Но у меня это не вызывает зависти, отчасти потому, что я этого НЕ ХОЧУ. Я не хочу быть чемпионом в каком либо виде спорта, не хочу лучше всех видеть слышать и прочее, не хочу быть в чём либо самым лучшим, талантливым, например в музыке, резьбе по дереву или рыбалке... Ещё и потому, что я не считаю и не чувствую что данное качество необходимо мне для полноценной жизни. Но главной причиной отсутствия зависти я считаю отсутствие связи между пониманием, что ты
в чём то хуже кого то, и ощущением, что из за этого ты
сам весь хуже кого то.
Зависть связана с нашим желанием иметь то, чему завидуем. Но не только и не всегда. Например я хочу лучше разбираться в компьютерах, и знаю что есть такие люди, и знаю, что могу получить эти знания и не за деньги, но я им не завидую, по выше написанной причине.
Кто то тут писал что жадность это обратная сторона или изнанка любви, а поскольку всё таки любви, то её легко поэтому с ней и спутать. И кто то размышлял, какое противоположное чувство у зависти, что это не любовь, (так как противоположность любви -ненависть), и не что то ещё. И мне пришла мысль, что зависть, - это изнанка чувства справедливости. Мне кажется это одно из обязательных чувств в зависти - чувство несправедливости.
В самом по себе в этом чувстве нет ничего плохого, это нормальное чувство. Здесь я согласен с Бегущей что состояния многих если не всех олигархов нажиты несправедливо с точки зрения даже христианской морали, не говоря уже о более правильным на мой взгляд ефремовском представлении о морали, когда справедливость заключается в том, что бы полноценная жизнь кого то была не за счёт отнимания средств для такой жизни у кого то, а за счёт создания таких средств для кого то. Что бы доступ к инструментам для полноценной жизни, или счастья, как угодно, был у всех равный. Да, с точки зрения природной "морали", возможно это и не правильно, (выживает сильнейший, естественный отбор и т.п.) но человек потому и человек, что не может жить в природе не изменяя её в разных аспектах искусственно для себя ни в физическом ни в психологическом смысле. А.Г. про это тоже где то говорил.
Зависть чаще всего прикрывается чувством несправедливости, и чувствуется часто как несправедливость путается чувствующими с этим чувством. Только к этому чувству несправедливости подмешивается ещё и чувство жадности. И оценочной зависимости. (быть не хуже кого то) И в той или иной степени иррационально отрицательные чувства к объекту зависти. Почему иррационально? Думаю потому, что они вредны. И наверно поэтому мучительны (хотя не всегда вредные чувства мучительны как и наоборот) Мучительно чувство собственной ущербности или неполноценности в отношении кого то из за наличия у того чего то... Наверно зависть как то ещё может быть связана с желанием быть в чём то лучше кого то, с духом соревновательности как это ещё называют. Но это не одно и то же. Желание быть в чём то лучше кого то может быть и без чувства собственной неполноценности или жадности, даже если в данный момент человек понимает, что он в этом хуже кого то, но это не лишает его счастья, не мучает, не терзает. Это скорее как игра, интересно, приятно, но не принципиально, - участие: о, какой(ая) молодец, у него, неё, это есть/умеет. А смогу ли лучше?! Так же? Интересно попробовать! А если понимаю что так же не смогу, то могу просто порадоваться за человека, хоть и сожалея о том, что не смогу достичь того же, но не мучаясь от этого, и не ощущая себя неполноценным(ной). Другие чувства при зависти: о, какой(ая) гад, нехороший, редиска! Ненавижу! Надо обязательно стать в этом лучше или иметь столько же или больше, иначе я плохой(ая)! Я хуже! А если понимаю что не могу так же, то ещё больше ненавижу и редиска и т.п. То есть в случае с завистью принципиально важно быть не хуже в чём то с объектом сравнения.
Как и ревность прикрывается любовью так и зависть прикрывается несправедливостью но и в том и в другом присутствует чувство жадности, а оно в свою очередь зиждется на чувстве, или комплексе если хотите, неполноценности.
Людмила где то написала, что иногда приходит чувство успокоения и принятия всего что происходит, как справедливого. Не согласен что это правильно в целом, постоянно и всегда для всех, такое даже было бы думаю вредно, но для индивидуальной психики и душевного состояния может быть полезно на какой то срок, хотя мне кажется что можно быть в умиротворении, и не считая правильным всё, что происходит в мире. В мире происходят вопиюще несправедливые и неправильные вещи, и относится к ним как должному божьему промыслу или одному из его неисповедимых путей, считая такое отношение "мудрым", "стоическим" и т.п., считаю прикрытием собственной инфантильности или трусости.