Михаил Яманов писал(а):
По-моему, в обоих телепередачах проявилась ужасная терминологическая путаница.
"Воля к жизни" от Шопенгауэра и "воля жить дальше" - понятия различные по ступеням логической цепи рассуждения, что значит - различные по значению, и потенциально различные по направлениям.
Жить дальше - не значит сохранять и продолжать волю к жизни. Шопенгауэр "жил дальше" но убивал в себе "волю к жизни", отрицал её всеми возможностями своих представлений и интуиции (что на самом деле наверно представление об интуиции). Шопенгауэр имел надежду о том, что волю к жизни можно уничтожить и поэтому жил, просвещая людей в понимании "худшего из миров" (по его же определению) и вдохновляя к уходу из него.
Воля к власти Ницше - это лучший метод сохранить врождённую волю к жизни. Надежда не исключает и воли к власти как ницшеанской (т.е. сильный ест слабого), так и абстрагированной от Ницше волей к власти, как стремлению пособствовать распространению того, что считаешь правильным сам (это любая пропоганда: христианское миссионерство, любые революционные призывы, вещание А.Г. по радио и всякое выражение человеком своей позиции в любом личном разговоре или обсуждении на форуме).
Итого:
1) имеем в корне либо инстинктивную волю к жизни, либо разумное её отрицание,
2)из которых неотъемлемо следует - ницшеанская или иная - воля к власти, либо бездейственное или, что может быть хуже, инерционное уныние;
3) воля к власти всегда существует по средствам надежды (надежды, которая может иметь своим предметом, как любовь так и ненависть, как стремление давать, так и стремление отнимать), уныние - результат отсутствия надежды.
Также путаница на форуме в понимании воли к смерти. Например, "мортидо" (не знаком с первоисточником этого понятия) похоже на унылое отрицание жизни неудовлетворённых потребностей; «воля к смерти» о которой говорю я подразумевает под собой активное стремление к лучшему, при временном сохранении здоровья и стремлении к решительности и стойкой воле, основанной на сознательных мотивах (а не иррациональных привычках, вопреки воле к жизни).
Уход в небытие - это акт личностного растворения неидеального в идеале совершенства свобода ("свободы от").Navi писал(а):
Прекрасный ответ и жаль, что он прозвучал не до передачи и ужасно жаль, что не в эфире. Куда можно даже и не звонить самому, а просто заказать звонок домой из студии отправив ЛС Данилину или Голеше заранееНе понятна столь высокая оценка поста Михаила уважаемым модератором. Подобный текст выданный в эфир вызовет только недоумение у основной части слушателей. Еще можно понять позицию автора (Михаила) в характеристике Шопенгауэра и Ницше... Бог с ними!
Последующие выводы грешат непониманием основополагающих вещей. Не лучше ли сначала ознакомиться с понятием "мортидо", чем высказывать доморощенное понимание этого термина как
"унылое отрицание жизни неудовлетворённых потребностей". По Э.Берну (а мне импонирует именно его позиция) "мортидо" очень активно. И дает удовольствие от процесса разрушение в самом широком смысле этого слова (например - от колки дров). Либидо и мортидо - два дополняющих друг друга базовых стремления. соответственно к созиданию и разрушению).
А воля к власти - вообще не понятно при чем здесь. Как будто столь нелюбимая Михаилом
"инстинстивная воля к жизни" обязательно проявляется через волю к власти?! Это совсем не так.
Воля к жизни может проявляться и через стремление к ощущению объединения, единения, гармоничного растворения в мире до (без) физической смерти. Стремлением к "свободе для...", а не "свободе от...".
Меня пост Михаила не впечатлил и ничего мне не доказал. Я так же осталась убежденной, что
отношение к жизни и смерти зависит от внутреннего чувства. При этом действенная (проявляющаяся) воля к жизни является непосредственным следствием этого чувства.
А
воля к смерти (недостаток воли к жизни) проявляется в унылом отрицании жизни и извращенном стремлении разума подвести под это философскую основу. Что и вижу в унылых постах названного автора.
Мне представляется, что опять мы вернулись "на круги своя" - в противостоянии
"Философии жизни" и
"Философии смерти". О чем еще на прежнем форуме было сломано столько копий.
Ещё интересный момент. Приверженцы философии жизни все больше занимают позицию обороны, отстаивая
своё право на волю к жизни и, не стремясь, в целом, навязать эту позицию окружающим, предоставляя сторонникам философии смерти, действовать по своему усмотрению.
А вот сторонники
философии смерти все
пытаюся расширить свой лагерь за счет новообращенных.
Успокойтесь, господа, и сосредоточтесь на собственной жизни-смерти. НЕ старайтесь увлечь с собой колеблющихся, кого природа обделила сильной волей к жизни. Если позиция Шопенгауера отвечает
вашим внутренним потребностям - так и следуйте ей на здоровье (или не здоровье).Отравляйте себе жизнь по одиночке, не распространяя тлетворную демагогию на окружающих.
Все эти лукавые размышлизмы получают распространение в обществах, находящихся в кризисном состоянии,
когда невозможно решение жизненно насущных проблем в рамках существующей парадигмы.