Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
"Проходим" классику или она проходит мимо нас http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=487 |
Страница 2 из 7 |
Автор: | Элен [ 31 авг 2010, 17:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Nebel писал(а): Может быть родители могут развить в ребёнке желание читать, но тогда возникает вопрос зачем вообще учителя и школа?ИМХО : любовь или НЕлюбовь к чтению идёт от семьи и из семьи . Семья , родители-сёстры-братья задают импульс , направление , а школа только нанизывает на этот импульс определённое количество знаний . |
Автор: | Nebel [ 31 авг 2010, 17:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Элен писал(а): Nebel писал(а): Может быть родители могут развить в ребёнке желание читать, но тогда возникает вопрос зачем вообще учителя и школа?ИМХО : любовь или НЕлюбовь к чтению идёт от семьи и из семьи . Семья , родители-сёстры-братья задают импульс , направление , а школа только нанизывает на этот импульс определённое количество знаний . Согласна, но вот у меня сестра очень любила и любит читать, мама читает. А я раньше, вообще, не читала, только вот если в школе с надо. Даже самой сейчас странно, что вообще ничего не читала. |
Автор: | Элен [ 31 авг 2010, 17:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Nebel, но ведь всё равно это сработало , пусть даже и позже. Я раньше читала ОЧЕНЬ много , быстро и запойно . В доме всегда было много книг , даже когда их приходилось " доставать " - покупали , одалживали у знакомых , брали в библиотеке . Сейчас читаю мало и медленно , но со вкусом . С особым смаком читаю именно классиков - греет сама мысль , что не надо срочно к экзамену " вот -те -четыре -толстенные -хоть -пролистать ". " Анну Каренину" читала почти два месяца , открыла для себя многих героев , о которых даже не подозревала . Вчиталась наконец-то в Левина и его заморочки . Сейчас вот " Илиаду" читаю - триллер ещё тот ! Так что всему своё время . |
Автор: | Ольга [ 31 авг 2010, 17:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Я люблю наших учителей,раньше напряг был с этим..а теперь нет..поняла и камня не брошу..не имею права.Они трудяги..и очень нуждаются именно в поддержке и понимании.. Семья..с первых классов выученная родительская беспомощность.."сделайте с ним что-нибудь!" Уровень интеллекта у многих родителей и детей падает..увы..понимания,ценности образования как такового практически нет. Это реальность. А вот к классике как все это относится? Очень даже относится..нужен пересмотр школьной программы..многие произведения слишком сложны и слишком рано изучают их в школе..в результате 0 интереса и банально ненависть к училке..чего-то там требующей..а через неё и к самой классике..пропасть в восприятии лежит между современными интересами подростка и классическими произведениями.. Например,"Война и Мир" ну кто скажите её из подростков прочтет?10 класс..да собственно и я не очень вижу необходимость в полном объеме изучать сей труд. А вот "Анну Каренину"..стоило бы.. |
Автор: | Majestic [ 31 авг 2010, 18:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
когда я учился в школе я не понимал ровным счётом ничего из прочитанного мне кажется впихнуть в неразвитое сознание и психику подростка высоты классики - фатальная ошибка, обреченная на провал в 99% случаев. Ну а о побочных эффектах такой процедуры, вроде все мы знаем. |
Автор: | Элен [ 31 авг 2010, 18:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Ольга писал(а): Например,"Война и Мир" ну кто скажите её из подростков прочтет ? 10 класс..да собственно и я не очень вижу необходимость в полном объеме изучать сей труд. Мне кажется, их никто никогда и не читал в полном объёме . Даже самые жуткие " ботанки" . Сейчас уж точно необходимости нет - в сети полно кратких пересказов ВСЕХ книг , причисляемых к отечественной и зарубежной классике . Это такой компромисс : ученики делают вид , что читали , а учителя делают вид , что им верят . Раньше инета не было , поэтому в универе мы распределяли в группе на лето - кому читать " Обрыв" , кому - " Обыкновенную историю" и пр. А учеников-то зачем этими томами терроризировать ? |
Автор: | Афалина [ 31 авг 2010, 19:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Во мне интерес к классике, пройденной в школе не умер, но что произведения "проходились мимо"- это правда. С самого детского сада-надо выучить стихотворение великого поэта...значит надо. Примерно тоже и в школе, с акцентом на содержание. В старших классах (так сложилось)- особенно строго не спрашивали, поэтому если само произведение чем-то не задевало, то оставалось просто безразличным. Вообще всё "выдуманное" не относящееся, как казалось к действительности, смысл имело с большим натягом. "Пропитанность" этим отношением, даже какое-то неприятие сложилось:-( Вникать другим взглядом в литературу начала лишь вместе с "Серебряными нитями" (Извините, это не лесть, а факт). Да, признаться вначале и передачу слушала избирательно...без Среды. Потом впервые почувствовала, что читаю не для кого-то...Я могу видеть глубже, между строк... и свою душу, через неё и эмоции автора. Произведения оказались целым миром, полным чудес, загадок и тайн. Удивительно, что в них вообще зачем-то оказалось нужным воображение, а не столько память и мышление. Было такое чувство, будто под водой смогла открыть глаза, впустив в душу мир красочных образов. Иногда затягивает желание не расставаться с произведением... Винить...можно если только себя. Учителя бывают разные. И в стандартной программе находится место творчеству. Ведь независимо от всего- были авторы, слова которых воспринимались ближе, понятнее и их хотелось изучать. Причин, наверное несколько. Ну на мой ретроспективный взгляд: 1. Самая главная мотивация большинства учащихся-оценка и отметка (теперь ещё ЕГЭ добавилось...). Что нужно на отлично?-Верно- знать содержание... 2. В школе есть несомненно важное, но двояко действующее понятие-обязательно. (Литература, мне кажется, не будет жива в душах, когда она туда втиснута). Интересы могут быть разными, ребёнок индивидуален. 3. Самое главное, никогда не задаётся вопрос: Что Вы чувствуете в произведении. В школе бывает душно от мнений других, теорем, формул и правил. Запомнить нужно а)содержание б) что думал автор, когда сочинял стихотворение. Тоже самое, как вчера в передаче-не умеешь себя любить,-не сможешь любить других. Так и здесь. Жутко не хватало видимо свежего глотка рефлексии. Поэтому, искренне признаться, ответ был один (конечно негласный, и скорее ощутимый)-мне всё равно... Не берусь судить, должны ли заниматься этим преподаватели литературы. Вспоминая в целом всё-потребности в рефлексии не чувствовалось почти нигде, где я думаю она всё же быть должна (ни на уроках художественной культуры, ни литературы, ни психологии... которой и подавно в предмете "психология" дальше написания тестов и решения "судоку" почему-то и не доходило ) А чтобы составить сочинение, краткого содержания совершенно достаточно. Очень грустно теперь что тайна произведения, о которой сказал Сергей, улетала мимо. Совестно признавать и перед окружающими и перед собой и в первую очередь, перед писателями и поэтами, вкладывавшими душу, вдыхавшими часть своей жизни в свои творения. Возможно дело было в другом восприятии в силу возрастных особенностей Не знаю, винить учителей я тоже не могу. Верю, что каждый старался всё в меру своего видения. Да и в нас самих, как тогда учащихся, жило стремление к скорости. Не принято в мире погружаться в тайны, всё бегом, по ходу соображая а зачем вообще бежать...И возникают техники "быстрого чтения" (хорошо, если не "поглощения"). Вот и рождается потребность эликсира "тормозной жидкости")) для остановки, для созерцания настоящего. Иначе читать невозможно, а дочитывать много- тем более. Эх, и приходится учить себя собирать внимание вместе с чувствами на страницах книги. Мда...написала я однако...тяжёлый случай... |
Автор: | Ольга [ 31 авг 2010, 20:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Афалина писал(а): Да и в нас самих, как тогда учащихся, жило стремление к скорости. Не принято в мире погружаться в тайны, всё бегом, по ходу соображая а зачем вообще бежать...И возникают техники "быстрого чтения" (хорошо, если не "поглощения"). Вот и рождается потребность эликсира "тормозной жидкости")) для остановки, для созерцания настоящего. Иначе читать невозможно, а дочитывать много- тем более. Эх, и приходится учить себя собирать внимание вместе с чувствами на страницах книги. :cry_ingОчень верно подмечено..для созерцания настоящего необходимо остановиться пауза ..момент когда наконец-то слышишь себя..но пробегаем.. |
Автор: | Людмила [ 31 авг 2010, 22:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Писатель - свободен. Ото всего (и всех) ,кроме то, что ЕМУ пишется. Потом он освобождается и от самого своего произведения. Оно тем более свободно. От любого мнения о нем. Герметично. Школа никогда не сможет этого учесть. Она через литературу откровенно пытается воспитывать ученика и прививать ему вкус к чтению ( в лучшем случае). Литература в школе - повод к ФОРМИРОВАНИЮ мировоззрения,которое УЖЕ непригодно для современности. Жизнь опережает классику. А современная литература всегда МНОГИХ (обывателей и консерваторов "от просвещения") только пугала и раздражала. Дети есть дети. Им интересно то,что интересно. И это всегда СЕКРЕТ от педагогов и родителей. Они могут прислушаться к АВТОРИТЕТНОМУ наставнику ( в старших классах). В младших классах литература - только ЧТЕНИЕ и запоминание наизусть. И это отчасти правильно. Нет смысла изучать литературу . Есть смысл БЫТЬ писателем. И есть смысл... быть учителем литературы. Потому что открываешь ее для СЕБЯ. Передать детям то,что ты ОТКРЫЛ для себя - ошибка. Они не поймут. Только запомнят. Сдадут экзамен. И забудут. Можно прислушиваться к ним,позволяя им иметь свою точку зрения. Делиться своими наблюдениями. И всегда помнить о писателе,который решал свои проблемы.Или чисто развлекался. Но они(проблемы) почему-то немножко и наши.А развлечение приятно . Иногда поучительно. Преподавание литературы в идеале - это нескончаемая беседа. Результат которой - глубокое молчание. Озарение. Понимание. Так воспитывается УМ в принципе. Литература способствует философическому отношению человека к жизни. Или просто спасает его от тоски. !"... иль перечти "Женитьбу Фигаро". В школе нынче большие реформы. Тесты по ЛИТЕРАТУРЕ - нравственно губительны. НЕЛЬЗЯ мучить мозг тем,что он отвращает ,да еще с прогматичной целью. Кружки по литературе ( факультативы),видимо КРАЙНЕ необходимы на ВСЕХ уровнях образования. Особенно в высшей школе ( а их там НЕТ, литературу не изучают никоим образом ни социологи,ни историки,ни политологи). Положение должна бы спасти РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. Сочетание русского языка с литературой. Изучение языка на высоких образцах словесности). Еще положение могут спасти лекционные курсы вузовских профессоров ( публицистические) и индивидуальные занятия с желающими ЧИТАТЬ и ДУМАТЬ. Литературу СЕГОДНЯ мы уже потеряли. Она не формирует мировоззрение . НИЧЬЕ. Ох... Если честно - скучновато мне это говорить. Ибо десятилетиями ( уже!) сама преподаю литературу детям и взрослым. Трудное это занятие. Но ..."нам не дано предугадать,как наше слово отзовется. И нам сочувствие дается,как нам дается благодать" ( Ф. М. Т.). Чтобы любить,надо ЗНАТЬ. Чтобы ЗНАТЬ,надо читать. Чтобы ЧИТАТЬ,необходимо ВРЕМЯ. В СССР время остановилось по-своему. Жизнь замерла. Застой. Поэтому тратили время на чтения. Сейчас - живут! В том числе и писательской жизнью. Наступает время ЖИВЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. Горе в том,что ЖИВАЯ аудитория...как-то пока ... себя не ощутила. Простите за бред. Профессионалам лучше не высказываться. Поэтому с удовольствием послушаю завтра А. Г. и ВСЕХ ВАС, милейшие форумчане. Ведь опыт у КАЖДОГО индивидуален. Опыт чтения уникален. Раньше говорили :урок литературы - урок любви. Красиво. Но...А уроком чего он еще мог бы стать ? |
Автор: | Элен [ 31 авг 2010, 23:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Людмила писал(а): Профессионалам лучше не высказываться. Э, нет ! Вот Вашего-то высказывания , Людмила, я , например , ожидала с большим интересом . В универе русский язык и литература не были ведущими специальностями , хотя читались чуть ли не в объёмах филфака все пять лет . Но какие были преподаватели ! С Даром Божиим ! Самое моё первое потрясение от встречи со столь харизматическими личностями ... И самое светлое воспоминание об Альма матер оставили именно филологи ... Из воспоминаний о преподавателе литературы первой половины 19 века : - Девочки , а Вы знаете , что стихи Пушкина можно танцевать ? Под вальс ? |
Автор: | Алексей Попов [ 01 сен 2010, 06:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Nebel писал(а): Может быть родители могут развить в ребёнке желание читать, но тогда возникает вопрос зачем вообще учителя и школа?Элен писал(а): ИМХО : любовь или НЕлюбовь к чтению идёт от семьи и из семьи . Семья , родители-сёстры-братья задают импульс , направление , а школа только нанизывает на этот импульс определённое количество знаний .Вопрос шире: кому заниматься воспитанием? Я думаю, что всем нужно участвовать. Допустим, чей-то ребёнок оказывается рядом с тобой, ты отвернёшься от него? Или сделаешь что-то, чтобы ему помочь. Я думаю, здесь проблема в том, что люди относятся к несвоим детям как к чужим. В том числе учителя так, ведь и они тоже люди... Для учителей дети – часто лишь элемент работы, да и только... Отсюда всё, от чуждости к детям. А тот же учитель, если вспомнит, что перед ним ДЕТИ, неважно "чьи" они. Это дети. Уже может много сделать. Если "программа" этому помешает, значит выбрать между ней и детьми. Наверное, для этого учителю стоит полюбить хотя бы одного ребёнка, хотя бы своего, чтобы мочь любить остальных. Я в школе заслушивался рассказов учителей, которые обычно отходили от своей "программы". Именно они хорошо "врезались" мне в память. Но с литературой мне так же "не повезло"; читал что-то "своё"... Это первое – интерес. А совместить интерес с программой – уже следующая ступень искусства, но только следующая! Простите, если слишком идеалистичен, самому преподавать не приходилось. Но знаю, что у ребёнка, когда он знакомится с другими людьми (преподавателями, например), не один, а множество источников интереса, поэтому семья может даже не участвовать в какой-то части его воспитания. Если говорить о семье, её главная роль – дать базовое отношение к внешнему миру, а дальше ребёнок ступает сам. |
Автор: | Людмила [ 01 сен 2010, 08:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Элен. Спасибо и простите,если разочаровала. Я могла бы рассуждать о том,что литература - танец... О, я знаю ВСЕ уловки, с помощью которых у аудитории зажигаются глаза и приоткрываются в зачарованной улыбке рты. Харизматичные преподаватели долгое время через литературу воплощали свою ХАРИЗМУ. Как актеры. Но результат-то оказался почти НУЛЕВЫМ. Да, благодарно помнят УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ, но к ней самой возвращаются все реже и реже. Без ПОСРЕДНИКА волшебство текста не срабатывает. Поэтому ибо ЛИТЕРАТУРА как она ЕСТЬ, либо субъективность личности УЧИТЕЛЯ. Литература - род греховности. Скорее, это воПЛОЩЕННОЕ заблуждение. Ума,прежде всего. История совращенных душ. Да, учитывая БЕЗДНУ ПАДЕНИЯ, можно "от противного" вести учеников к свету, добру. Не к ИСТИНЕ- потому,что истина все-таки ТАЙНА. Литература помогает понять,что "не все так просто". Она дает кругозор и обозначает в человеке сферу. Это ПОЛЕЗНО. Но... Школа не справится с ТАКИМ сверхзаданием "от литературы". Да,можно посеять СЕМЕНА. Но - чего ? Каковы будут всходы. Это ведь не математика, где дважды два всегда четыре. А если ПЯТЬ,то это уже не математика, а именно ОНА - ЛИТЕРАТУРА. Ух... Убегаю ПРЕПОДАВАТЬ, |
Автор: | Селена [ 01 сен 2010, 09:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Урок, учеба… - это внутренняя остановка, попытка концентрации на… главном, важном, интересном, собирание рассеянной по всем кусочкам души и тела энергии и перенаправление её на… опять же… что?... в каждом случае по-разному… объект, предмет, учителя, себя… Перемена… броуновское движение детей в школьном дворе, коридоре, рекреации… Звонок, урок,…. Тишина, строгие ряды парт, собранность душ и тел, внимание на то единственное, что интересно и важно… Это в идеале, конечно же,… потому что и после звонка почти никогда нет ничего интересного и важного там впереди, где доска и учитель. Если и есть интересное, то оно где-то там, за окном, или раскрытая книга на коленях под партой, так было для нас,… для современных детей, наверное, сотовый телефон интереснее того, что говорит учитель. Классическая литература потому и классическая, что это отобранный временем важный рассказ о нас самих. Это зеркало, в которое надо уметь смотреться и видеть то, что тебе надо увидеть сейчас, в данный момент. По-моему это и есть главная, основная и сложнейшая проблема. Каждый в тексте увидит свое, нечто иное, отличающееся от других. Все попытки учителей рассказать, что именно там надо видеть, бессмысленны и бесполезны. В лучшем случае учитель интересно расскажет о том, что увидел сам, и тогда ученик запомнит учителя, а не литературный текст. Лично я ничего из рассказов своей учительницы литературы не помню. Хотя нет, помню,… помню знаменитую фразу Ленина “Лев Толстой, как зеркало русской революции”. Собственно на этом и застряло преподавание нашей литературы. Все попытки использовать ее, литературу, как рассказ о социальных зеркалах, как возможность показать ребенку толпу, в которой он не различает себя, не видит, и как правило считает, что его там нет, приводят к тому, как мне кажется, что каждый из нас создает свой собственный миф о себе самом. И потом не знает, что с этим делать и как с этим жить. Что в результате? Внутренняя комната - клеть души – личности забивается зеркалами разной формы, размера и качества… Разные, маленькие, большие, кривые, тусклые, чистые, с потрескавшейся амальгамой и новенькие… они висят внутри везде… на стенах, на полу, на потолке, под разными углами и в разных комбинациях. Но в комнате есть еще окна и двери. И никто нигде и никогда не учит вот этому важному и главному: различать, где зеркало, где дверь, где окно. Как рассмотреть себя в зеркалах,… они ведь разного качества и разной сложности, как увидеть других сквозь окно, где дверь для того, чтобы выйти? И мы рассматриваем в зеркало себя, считая, что это другой, бьемся в оконные стекла, пытаясь выйти, разбивая в кровь руки и души, и проходим слепо мимо закрытых дверей, не зная, что всего лишь протянуть руку, толкнуть ее и мир можно будет не только рассматривать, но и чувствовать. Что со всем этим делать я не знаю. Но только научившись самим все это различать и обо всем этом рассказывать можно передать это другим, своим и чужим детям. А школьные учителя… Они делают, что могут, одни хорошо, другие плохо. Но там, в школе, судя по всему такой задачи никогда не стояло и никто ее не ставил, и видимо не поставит. Поиск внутренней индивидуальности дело рук самой индивидуальности, а не общества. У общества иные задачи, создать управляемые потоки людей для общего строительства. Остаться самим собой, но и не вываливаться из общественной жизни,… этому, судя по всему, каждый должен учиться сам. |
Автор: | Афалина [ 01 сен 2010, 09:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Людмила писал(а): Преподавание литературы в идеале - это нескончаемая беседа. Результат которой - глубокое молчание. Озарение. Понимание.Так воспитывается УМ в принципе. Литература способствует философическому отношению человека к жизни. Людмила! Людмила писал(а): В СССР время остановилось по-своему. Жизнь замерла. Застой. Поэтому тратили время на чтения. Сейчас - живут! В том числе и писательской жизнью. Наступает время ЖИВЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. Горе в том,что ЖИВАЯ аудитория...как-то пока ... себя не ощутила.Субъективно конечно скажу, сейчас по-моему ещё добавляется одна причина-избыточность. Если прежде книга была ценна своей уникальностью, и в ней человек искал тайну, предвосхищая момент подобной встречи, то в современном мире- наоборот, литературы океан, в котором ненароком можно и захлебнуться. Подлинного творчества из всего- островки, их нужно увидеть, ощутить и найти...а интерес школьников...Не думаю, что он слишком избирателен в этом отношении |
Автор: | Элен [ 01 сен 2010, 10:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Проходим" классику или убиваем в душе классику? |
Людмила писал(а): Харизматичные преподаватели долгое время через литературу воплощали свою ХАРИЗМУ. Как актеры. Но результат-то оказался почти НУЛЕВЫМ. Да, благодарно помнят УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ, но к ней самой возвращаются все реже и реже. Без ПОСРЕДНИКА волшебство текста не срабатывает.Вот тут я с Вами не соглашусь . Харизматичность преподавателя - это всегда удивление перед тайной . И хочется не только благодарно созерцать , но и "подойти и рассмотреть поближе" : А вдруг и у меня получится ? И попробовать понять , откуда и как . А дальше уже сам ... Понятно , что гарантий никто не даёт , как " слово наше отзовётся" - но ведь и хорошо , что отзовётся не так . И видишь постепенно , что Наставник и Учитель не Бог великий, единственно обладающей тайной , а и ты сам ... чего-то можешь ... ИМХО : учитель может показать напрвление , куда расти душе . А уж дело учеников выбирать - пойдут ли они . |
Страница 2 из 7 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |