Хоть, если верить соционикам, мой психотип - "Есенин",
как-то больше по душе мне творчество Блока:
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь - осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне...
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914
Это к вопросу о настоящей вере и суеверии (или обрядоверии).
Бегущая по волнам писал(а):
О русской душе...
Пьяные драки отличают не только русских. Вспомните хотя бы английских футбольных фанатов...
Дык англикане - что с них взять? У нас же принято бить себя в грудь, рвать рубаху и кричать о своей исключительности: дескать, третий Рим, последний оплот православия, противостоящий мировой экспансии вконец развратившегося и загнивающего кап... т.е. Запада. Рим-то, может, и Рим - да не тот. Боюсь, что всё православие в русском человеке (среднестатистическом) сводится к тому, о чём написано в стихотворении Блока. Вроде столько сейчас верующих, а поскреби чуть-чуть этого верующего, так там такое вылезет - не приведи Господь. И в 1914 году было не лучше. Великая православная империя - это миф. Просто так что ли, ни с того ни с сего народ пошёл храмы рушить и священников живьём в землю закапывать? Да нет. Просто истинная вера и её чисто внешняя атрибутика - это, как говорится, две большие разницы. Пришла новая религия со своим культом и своими богами, и смела старую, как будто и не было тех почти что тысячи лет после князя Владимира. Ну а яйца красить на Пасху продолжали по привычке, по инерции (почти то же самое, что и блины на Масленицу печь - чисто языческий обычай). В конце восьмидесятых снова появилась мода на религию (не на веру, нет) просто потому, что модным стало всё, что шло вразрез с моральным обликом строителя коммунизма. И в значительной степени так модой и осталась до сих пор. Возможно, трансформировалась, но не в качественной плоскости. Количество восстановленных и вновь построенных храмов само по себе наличие веры в душе человека не обеспечивает. (Кажется, новоиспечённый Ресин недавно что-то по поводу храмов шаговой доступности говорил. Это, конечно, шедеврально. Магазин шаговой доступности, парикмахерская шаговой доступности, храм шаговой доступности, спасение души шаговой доступности...
) В общем, и в есенинские времена особо веры в людях не было, и сейчас нет, и будущее как-то тоже не внушает оптимизма ("Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"). Но если народ в массе своей обо всём этом даже не задумывается, то поэты - люди тонко чувствующие. Они ощущают, что что-то не так, переживают, как модно говорить, когнитивный диссонанс. В итоге - душевные муки, поиск истины в вине и склонность к суициду. Ну а простой народ и проблему внутренней пустоты решает просто, без лишних заморочек:
.
А что касается
Цитата:
Может быть лучше хладнокровные и продуманные действия вроде отправки индейцам одеял зараженных тифозными блохами или опыты по заражению заключенных сифилисом в Гватемале... ? Или может быть лучше полное лишение палестинских крестьян водных источников?
так мы зато в истреблении друг друга нехило преуспели. Сначала в Гражданскую, потом в ГУЛАГе, когда половина страны сидела, а вторая охраняла. Да и чукчей мы спаивали не хуже, чем американцы эскимосов. Ещё можно карательную психиатрию вспомнить и т.д. и т.п.
Цитата:
Так, что русские души совсем не столь ужасны...
Да и не так уж прекрасны, если приглядеться: и в своих глазах брёвен предостаточно.