Это идёт вразрез большинству сообщений в этой теме.. Но всё же - не побрезгуйте, почитайте комментарий специалиста. Я привела почти всю статью целиком. Очень она мне показалась интересной.
Вот некоторые выдержки из статьи.
Цитата:
85% всего бизнеса США - семейные фирмы. В Европе семейного бизнеса еще больше - по разным странам называются цифры вплоть до 90 %. В Fortune 500 семейных фирм 35%. Половина всей рабочей силы в США работает именно в семейном бизнесе. Статистика по наследованию бизнеса везде в мире примерно одинаковая: на 100 семейных фирм только 30 передаются от первого поколения во второе; в третье переходят 15, а до четвертого доживает 12 фирм. Почему только тридцать из ста? И откуда такая интересная кривая: чем "глубже" мы спускаемся по лестнице наследия, тем больше, оказывается, у бизнеса шансов пережить очередную передачу по наследству? Первое, что приходит на ум - это гены. В США уже давно исследуется вопрос о том, передается ли способность быть предпринимателем генным путем, но пока ни к каким определенным выводам исследователи не пришли. Вторая, близкая идея - это, конечно, передача наследникам через воспитание неких "удачных" для бизнеса паттернов поведения. Третья идея более прозаична - наличие определенных формальных правил как ведения семейного бизнеса, так и передачи его по наследству.
...
Давно замечено, что наложение семейных и деловых ролей создает некую особую атмосферу как в бизнесе, так и в семье. Постоянное смешение рационального начала (бизнес) и эмоционального (семья) приводит к целостному восприятию жизни, к некоему групповому сознанию. Система коммуникаций в семейном бизнесе весьма отличается от таковой в "корпорациях".
В семейном бизнесе все действительно построено на доверии, общих ценностях и понимании с полуслова (по крайней мере, между членами семьи). Наверное, именно в силу наложения особенностей семейного бизнеса и "культурных особенностей" японский (да и вообще весь азиатский бизнес!) тяготеет именно к "семейному стилю", причем не только в рамках семейных фирм, но и в рамках корпораций.
В модных теперь японских ресторанах традиционно подается соевый соус Kikkoman, этот Kikkoman не что иное, как название семейной фирмы, существующей с 1630 г., которая передавалась по наследству уже 17 раз. Хозяева - японская семья Mogi. У этой семьи есть Принципы (своеобразный кодекс поведения), письменному варианту которых, собственно, больше ста лет. Эти принципы абсолютно человеческие, что-то типа развернутых законов Моисея, только с буддистских позиций. "Все члены семьи заслуживают мира… Никакой вражды, всегда отдавай дань уважения своим близким… В основе всего сущего лежит любовь к Богу и к Будде. Благие помыслы проистекают из просветленного сознания… Не суди людей по их богатству… Бизнес зависит от людей. Ставь нужного человека на нужное место… Воспитание детей - это обязанность нации. Тренируй тело и разум… Настоящее богатство создается трудом. Не строй свой бизнес на слабостях других… Отдавай часть прибыли обществу. Никогда не требуй взамен благодарности… ".
Принципы семьи Mogi - это лирический вариант фиксирования ценностей компании. В двадцатом веке было придумано немало "прозаических" вариантов и даже создана целая наука о насаждении "ценностей" в компании.
Если копать глубже, то в чем вообще
"секрет успеха" семейного бизнеса? Может быть, в упрощенной системе коммуникаций высшего руководства за счет общей системы ценностей? Система ценностей и идет как раз из семьи, не искусственно выращивается и прививается, как в современных корпорациях, а именно впитывается с молоком матери. Понятно, что "
естественная" система ценностей по сравнению с привитой будет более "здоровой" и жизнестойкой. Если посмотреть на западный бизнес, то
знаменитые "эффекты" корпоративной культуры и самые красивые ее мифы и легенды складывались на почве именно семейного бизнеса. Мифотворчество имеет поистине благодатную почву, когда хозяин фирмы - мудрый, просветленный и идейный, и, пожалуй, немножко эксцентричный.
"В наших магазинах не продают видеокассеты безнравственного содержания" (то есть откровенные фильмы и фильмы с насилием) - примерно так по легенде сформировал свою политику Wal-Mart. Те, кто был в Америке, видел их огромные магазины с достаточно скромными ценами просто повсюду. "В наших кафе спиртного не будет, - сказал папаша Макдональдс" - думаешь про себя, попивая чаек среди красных подносов и резвящихся детей. В кафе магазинов Ikea продают какие-то странные традиционно-шведские салаты и напитки, которые, судя по всему, мало кто покупает, но которые тем не менее напоминают об истоках компании.
Феномен лидерства задает путь развития компании на многие годы вперед. Хозяин семейной фирмы, в отличие от главы корпорации, имеет куда более широкую свободу и горизонт самореализации. Он-то может вторгаться в сферы эмоциональные, выходящие за пределы строгой рациональности бизнеса, насаждая свое видение и ощущая себя мессией, несущим людям зубные щетки, колготки, мыло и т.д. Это и есть в чистом виде феномен, называемый leadership. Лидер всегда духовен. Его влияние всегда связано с принятием определенного стиля мышления, стиля жизни. Это комплексное влияние за счет целостного видения. Такие лидеры настолько умудряются эмоционально искажать пространство вокруг себя, что годы спустя система, даже переданная по наследству, все равно воспроизводит собственные паттерны поведения, являясь своеобразной "черной дырой", в которую чужое влияние если и попадает, то тут же трансформируется.
Исследование семейного бизнеса
Новое исследование (2003 г), проведенное учеными США Рональдом Андерсоном и Дэвидом Риб на примере S&P 500 выявило, что
доходность семейных фирм в среднем выше, чем не-семейных (отдача на единицу капитала в среднем выше). Для справки - к семейным фирмам были отнесены компании, контрольный пакет которых принадлежит членам одной семьи. Исследователи заявляют, что в среднем премия инвестора за "семейное управление" составляет около 10%.
При первом взгляде "премия" инвесторов за семейное управление кажется абсурдной, поскольку "семейность" в бизнесе ассоциируется с чем-то архаичным, а совсем не с передовыми технологиями менеджмента. Нам слишком долго доказывали западные учебники, что управление должно быть профессиональным, а совет директоров - независимым, а тут вдруг все наоборот - инвестор платит премию за владение акциями контролируемого семьей предприятия!
При более вдумчивом рассмотрении ничего абсурдного в этой статистике нет. Кто в США самый крупный инвестор? Пенсионные фонды. Вообще фонды, квалифицированные инвесторы, вкладывающие "длинные деньги", заинтересованные не в росте курса акций, а в стабильности, планомерном развитии самой компании. Фонды не вмешиваются в управление компанией, это не их задача. Но они хотят гарантий надежности инвестиций. И в случае семейных фирм они их получают. Семья, успешно ведущая бизнес не в одном поколении - лучшая гарантия для долгосрочного инвестора, это просто стратегический партнер! Семья всегда ориентирована на долгосрочные перспективы; семья, в отличие от наемного менеджмента и членов совета директоров не боится потерять работу из-за неблагоприятных показателей в краткосрочном масштабе.
Исследователи идут еще дальше и ответственно заявляют следующее: более прибыльными и финансово-прозрачными являются семейные фирмы, где исполнительным директором является член семьи. Это заявление вступает в серьезное противоречие с общепризнанными представлениями о том, что именно директор "со стороны" способствует укреплению финансовой дисциплины. Объяснение простое - для компании, конечно, лучше, когда директор по определению "инсайдер", а не пришлый человек, собственно не очень хорошо представляющий нюансы бизнеса и взаимоотношений внутри него.
Еще один интересный вывод исследования:
наибольшую прибыльность имеют компании первого-второго поколения, далее прибыльность постепенно снижается, как бы стабилизируется, но по-прежнему превышает прибыльность компаний с распыленным капиталом. Не зря же инвесторы платят премию именно за "семейное" управление! Классическая теория управления определяет семейный бизнес как возможную стадию развития компании. Бизнес создается некой инициативной группой, постепенно растет, формализуется, дорастает до внешних инвестиций, а потом и вовсе акционируется. На начальной стадии семью можно сравнить с положительно заряженным ядром, группирующим вокруг себя силы, из которых постепенно вырастает корпорация.
Факт: большинство семейных фирм изначально задумывались как семейные и так никогда и не переросли в корпорации. Не смотря на то, что большинство крупных семейных фирм все же приобрели некие "традиционные" признаки корпоративности, как то акционирование, развитие за счет кредитов, по-прежнему есть очень крупные и успешные семейные фирмы, акции которых вы никогда не купите на бирже - например, знакомые всем LG, Bosch, Mars, Otto, Ikea. Прекрасный пример такого типа "неакционированнной" семейной фирмы - французская Auchan (возможно, кто-то уже посетил открывшиеся в Москве супермаркеты этой фирмы). Основатель фирмы папаша Мюльез, самый богатый человек Франции, известен своими принципами "работы по-семейному". Он поощряет деловую инициативу своих многочисленных родственников, легко вкладывая деньги в развитие новых направлений бизнеса. На деньги папаши один из родственников раскрутил почтовую службу, другой весьма успешно продает товары по каталогам (третья по продажам фирма во Франции). В бизнесе работает более 350 членов семьи.
Действительно, когда мы говорим "семейный бизнес" мы зачастую подразумеваем "малый бизнес", рисуя в голове пасторальную картинку, как вся семья дружно трудится в поле на уборке урожая, или как в заштатном американском городке все члены семьи попеременно торгуют в колониальной лавке гвоздикой и развесными тянучками. На первый взгляд, огромным и "профессиональным" семейный бизнес быть просто не может! А вот оказывается прекрасно и может, хотя, конечно, понятно, что огромное большинство семейных фирм - это малый бизнес, да просто потому что малого бизнеса по числу единиц в принципе гораздо больше, чем крупного. Просто в какой-то момент семейный бизнес-переросток начинает "мимикрировать" и приобретать черты "корпоративности" - появляются филиалы, кошмарное количество товарных линий, продвинутая структура соподчинения, совет директоров и акционеры, и мы перестаем замечать, что это семейный бизнес. Так что если в ларьке Московского вокзала продается шоколадка "Марс", то по нашей логике получается, что "продукт семейного бизнеса продается в структурной единице корпорации".
Правомерно ли вообще противопоставлять "семейный бизнес" и корпорацию? На наш взгляд, такое противопоставление действительно правомерно с точки зрения управления. Семейный бизнес (если семью считать как некую целостность, такую "ячейку общества") предполагает в некотором роде единоличное правление (семья и директор, и совет директоров), собственным критерием успешности которого может быть не только прибыль. В то время как корпорация в классическом определении- широкое содружество независимых инвесторов, где коллективное правление осуществляется на основании общего интереса в прибыли и на основе "разделение властей" - текущие решения принимает директор, стратегические - совет директоров, избираемый этими инвесторами.
Семья отличается от корпорации неограниченностью своего интереса в бизнесе, подспудным решением иных задач (например, самореализации, обеспечение интересов членов семьи). С точки зрения классического подхода к управлению, такая практика является порочной, поскольку цели управления фирмой оказываются "размазанными" в некоторых не свойственных бизнесу плоскостях. У семейного бизнеса вообще своя логика жизни, "особый" жизненный цикл, связанный с преемственностью поколений!
Если вдуматься, то передача бизнеса от отца к сыну - это нечто гораздо большее, чем завещание, например квартиры-машины и даже денег. В абсолютном большинстве случаев передается не просто бизнес, а Дело. Дело жизни, воплотившуюся мечту. Бизнес, передаваемый по наследству - это не просто бизнес, а любимая папина игрушка, его еще одно детище. Так что удачная передача детища детищу это родительская любовь и гордость в квадрате, это максимальная самореализация папы по всем фронтам, абсолютная победа в семейном и профессиональном плане. И в самом деле, так приятно себе представить - ты уйдешь, а твое дело будет жить! Это чувство продолжения смягчает "посадку" в старости, переход в другую фазу жизни. Таким образом, к традиционной формуле "роди сына, построй дом, посади дерево" добавляется еще один желательный, но не обязательный компонент: создай свое дело и передай его по наследству.
Вместе с Делом (то есть с бизнесом) предается, естественно, и такая его незримая составляющая, как корпоративная культура. Если встать на позиции "одушевления" бизнеса - то есть попросту представить, что фирма это не просто совокупность людей, машин и коммуникационных связей, а некоторый организм, то получается, что отцом-основателем в бизнес была заложена своя "душа". Если смотреть глубже, то оказывается, что передача бизнеса по наследству в принципе может создать нужный в России и пока еще редкий вид собственника - собственника ответственного.
В первом поколении семейный бизнес создается именно из любви к Делу. Хозяин семейного Дела, как правило, считает его нужным и полезным обществу. Именно в рамках семейного бизнеса концепция служения обществу, отчасти навязанная политиками современным корпорациям, является в какой-то мере искренней.. В современном мире, где каждая вторая услуга навязана, а антиглобалистов больше чем феминисток, регулярно ходят слухи о том, что в погоне за прибылью компании искусственно сдерживают создание более эффективных и менее вредных технологий, источников энергии и т д. На этом фоне предприниматель первой волны, искренне верящий в нужность и прогрессивность своих товаров, выглядит архаично. Но как ни странно, именно эти элементы архаичности, как то запрет в компании на определенного вида товары (алкоголь, видеокассеты с насилием), потребление которых аморально с точки зрения ценностей отца-основателя оказываются востребованными и вознагражденными на фоне корпоративной циничности.
Иррациональные с точки зрения бизнеса амбиции и стремления собственника семейной фирмы, как красота, пропаганда "здорового" образа жизни, оказывается, с точки зрения общественного блага могут цениться выше, чем прибыль. Бизнес с человеческим лицом - это мечта не только российского гражданина, но и его западного коллеги.