Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

А.Камю. "Посторонний"
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=567
Страница 4 из 5

Автор:  Людмила [ 19 ноя 2010, 10:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

:yaz-yk: Хамите, парниша ! Нда. :du_ma_et:

Ну, Ты чо, Иван ? До сих пор не врубился ? Достоевский-то проехал давно ! Пришли новые ребята. К тому же потенциальные гении. ДУХ в них бродит... Над ними витает... Они его-то и воПЛОЩАЮТ.
И не как сами разумеют, Достоевского начитавшись. Не ПОДРАЖАЮТ они. И заново ТВОРЯТ. И творят уже не Раскольникова, которому Соню Бог послал. И Мерсо (?) этого самого, у которого с Мари секс и не больше того. Почувствуй разницу, Иван ! По Достоевскому ЛЮДИ уже не живут. А те, кто живет, ЗАПОВЕДНЫЕ ( монастыри и желтые дома по ним убиваются ; иожет, УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ в колледжах - сдал и забыл). Мир человеческий идет дальше. И искушается САМОСТЬЮ. И грехами безНАКАЗАННЫМИ... И тогда получается, что ТОЛЬКО жара во всем виновата. И ТОТ,КТО ЭТО ПЕРВЫМ формулирует для СЕБЯ САМОГО - честен перед собой. А люди ОСУДЯТ по ЗАКОНУ. А Бог... Бог есть. И за ним - ПРАВО. И чудо. От него. Но он- в эпоху КАМЮ как-то заМОЛЧАЛ. Или даже... Но он же БОГ. Значит, и ВОСКРЕСНУТЬ горазд. Вот. Вне иронии. Между прочим, сЭр. :men:

Автор:  Бегущая по волнам [ 19 ноя 2010, 11:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Людмила писал(а):
... Мир человеческий идет дальше. И искушается САМОСТЬЮ. И грехами безНАКАЗАННЫМИ...

Людмила! КАК ТОЧНО подмечено... :-(

Автор:  Селена [ 19 ноя 2010, 11:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Единственное, что осталось в памяти после программы, это слова радиослушательницы, читавшей “Постороннего” в подлиннике, о том, что название она перевела как “чужой”.
Проблема чужих: отсутствие средств коммуникации для понимания.
Проблема современного мира: чувство отчужденности на уровне ощущения собственной отдельности возрастает, а желания искать средств понимания другого, нет.
Насилие – результат отсутствия этого желания.
В “Постороннем” чужие все. Мир, глазами суда смотрит на Мерсо из собственной знаковой системы привычных норм поведения. Скорбь – значит надо плакать. Времяпровождение с соседом – значит приятель и сообщник. Для Мерсо же возможным выражением скорби оказался секс и кинокомедия на следующий после похорон день. А сосед Раймон всего лишь заполнение времени, которое надо как-то заполнить. Понимать других он тоже не собирается. Он не находит ни для следователя, ни для суда, ни для священника слов и образов, чтобы на их языке объяснить, что с ним произошло. По большому счету ему вообще средства коммуникации не нужны. Это как взаимоотношения Саламано с его собакой. Единственная возможность уйти от такого взаимонепонимания, это разойтись, сбежать, как собака сбегает от хозяина. Но для Мерсо это невозможно. Тень, так ему необходимая в изнуряющую жару полдня, занята арабом, чужим, с которым нет языка общения, а значит надо устранить, как причину, мешающую реализации желаний.
Камю считал Мерсо Христом, "единственным Христом, которого мы заслуживаем", узнала из статьи, которую привела Людмила. Думаю, что Мерсо не Христос, а Антихрист Ницше, т.е. то, что противостоит Христу. А противостоит Христу его Тень. Именно ее человек и принимает за Христа. Двумерная Тень – это не трехмерный образ. Она всегда будет этот образ искажать и доносить до нас информацию о реальности лишь частично. Человек выделился из толпы и стал индивидуален. Но, чтобы стать ею подлинной, надо жертвовать чем-то в себе, а не другими. Вот этого мир абсурда не приемлет, потому что у жертвовании собой должна быть цель: из тени стать объемным. Но для временной жизни такая полнота не нужна. А всего остального для мира абсурда не существует.
Мерсо - Тень, не зря он так в нее стремится. Но там, в тени, место только для одного. А значит, как единственный возможный процесс… одна Тень, наложенная на другую, поглощает ее, убивает. Собственно абсолютно то же самое делает и суд по отношению к Мерсо. Перед судом всего лишь Тень, не человек. То же самое в ”Калигуле“. Пустоту собственной вселенной Цезарь населяет тенями убитых им людей, потому что лишенная объема эта вселенная не может вместить живого.
Может быть, это один из источников насилия,… горизонтальная свернутость объемов наших душ. Страстное желание выйти из душного двумерного пространства наших душ и бессильная неспособность сделать это.
Спасибо за программу, Александр Геннадиевич. Опять много написала, хотя слова - это всего лишь бессильная неспособность высказать и определить все, что чувствую.

Автор:  Эльмира [ 19 ноя 2010, 12:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Селена! Потрясающе! :bra_vo:
Вот это очень понравилось:
Цитата:
Камю считал Мерсо Христом, "единственным Христом, которого мы заслуживаем", узнала из статьи, которую привела Людмила. Думаю, что Мерсо не Христос, а Антихрист Ницше, т.е. то, что противостоит Христу. А противостоит Христу его Тень. Именно ее человек и принимает за Христа. Двумерная Тень – это не трехмерный образ. Она всегда будет этот образ искажать и доносить до нас информацию о реальности лишь частично. Человек выделился из толпы и стал индивидуален. Но, чтобы стать ею подлинной, надо жертвовать чем-то в себе, а не другими. Вот этого мир абсурда не приемлет, потому что у жертвовании собой должна быть цель: из тени стать объемным. Но для временной жизни такая полнота не нужна. А всего остального для мира абсурда не существует.

Да и дальше тоже очень интересно,про то, что Мерсо - тень..

Про убежавшую собаку.. хочу уточнить: читала, что перед смертью многие собаки сбегают от своих хозяев.. даже если хозяева носят псину на руках и обожают ..собаки могут, предчувствуя свою смерть, сбежать в места, где им было когда-то хорошо - в своё детство, свой собачий рай..

Автор:  Людмила [ 19 ноя 2010, 16:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Вот в том -то и вся СОБАКА ЗАРЫТА, что Мерсо - именно человек. Но все человеческое становится ему чуждо. И его - КАЗНЯТ. И он оставляет ОТКРОВЕНИЕ. Про НЕлюбовь.
Он именно тот самый ПОДВЕШЕННЫЙ из карт Таро.
Многое постигается интуицией. Князю Мышкину научились сочувствовать ПОСЛЕ ТОГО как мир в очередной раз свел его с ума, спровоцировал болезнь. Самому Христу учимся следовать после того как ему предпочли Варраву. Акакия Акакиевича склонны пожалей, вдоволь насмеявшись над его тщедушием...
Вот и Мерсо ЗАДНИМ ЧИСЛОМ научимся СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ. А услышав - ОТПУСКАТЬ на эти самые цветаевские четыре стороны. БЛАГОСЛОВЛЯЯ. А уж там... его ВЫБОР.
Но речь только о ЛИТЕРАТУРНОМ ГЕРОЕ. Прошу это обстоятельство учитывать.

Автор:  Иван Журавский [ 19 ноя 2010, 17:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Понять хорошо, а делать то, что...
Мерсенята множатся. Отчего, почему... Бога не всунешь тому, кто не понимает его необходимости для себя, хотя бы как символа духовного роста...
Ведь именно в благополучных странах (с нашей точки зрения) самоубийства распостранены... Страданиями то как нагрузить человека,чтобы хоть что-то понял?. Как равнодушие то в страсть обратить ? Почему и как мерсенята то клонируются... если мы уж говорим о современности произведения? Эт все к вопросу формирования структур нравственности в человеке, структур делающих человека человеком... Или нет другого пути, как только обращения к Богу и как символу образования структуры и как необходимости этого символа для человека? Или нет рецептов и впереди "черная дыра" бездуховности, безмысленности и исчезновения человечества. То бишь, мы сами себя скорее уничтожим, чем глобальные катастрофы и останутся лишь те в ком живо ощущение Бога внутри себя?!

Автор:  Эльмира [ 19 ноя 2010, 17:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Может быть, только понимая этого вот самого Мерсо, пропуская его через себя, вживаясь в его образ, можно его оБЕЗоружить?
Камю, на мой взгляд, сказал современным людям через своего Мерсо:
Вы стремитесь к спокойной жизни и удовлетворению желаний тела?
Вы не желаете знать Бога, потому что с образом Бога в душе жить слишком хлопотно?
Вы никого не осуждаете, не ненавидите?
Вы всё и вся принимаете?
И Вы думаете, что Вас не за что судить?
Да Вы убьёте только из-за нестерпимого блеска клинка в летний зной, из-за желания выпить прохладной воды из ручья здесь и сейчас.. если кто-то, по-Вашему мнению, встанет у Вас на пути!
Вы это можете сделать!
Вот за возможность такого высказывания через Мерсо, его - этого Мерсо и назвал Камю, наверное, современным "Христом".. Камю через Мерсо - зеркалит.. и блеск этого зеркала нестерпимо жалит.. (как свет клинка в летний зной у Камю) .. и ТАК проникает в душу..
То есть честен в первую очередь Камю, проявляя образ Мерсо, как образ современника..
Такая версия..

Автор:  Селена [ 19 ноя 2010, 17:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Конечно, Людмила, Мерсо человек, также как и Антихрист Ницше. Разве нет? Правда читала его давно, но именно такое осталось впечатление… Антихрист Ницше – это Христос, из которого убрали Бога.
Сочувствовать ему не удается. Просто потому, что литературный герой это же сам читатель, т.е. я сама. А собственное состояние НЕлюбови лично у меня сочувствия не вызывает. Я знаю такие свои состояния души и это эгоцентрический духовный комфорт, затхлое болото. В нем уютно, между прочим. Мерсо утешается и в тюрьме. Лишенный визуальных впечатлений, он подробно вспоминает свою спальню.
Цитата:
Да, пришлось перенести некоторые неприятности, но я не был очень уж несчастным. Важнее всего, скажу еще раз, было убить время. Но с тех пор, как я научился вспоминать, я уже не скучал.

Лишенный женщины он воскрешает в воображении все тех женщин, которыми обладал.
Цитата:
в конце концов можно привыкнуть ко всему.

С картой Мученик он у меня не ассоциируется. Именно поэтому и нет сочувствия. Мерсо не страдает, он испытывает неудобство, страхи, недоумение, недовольство, разочарование, но страдания он не испытывает. Он не дошел еще до 13-го Аркана карт Таро.
Вот как об этой карте сказал Александр Геннадиевич.
Цитата:
С помощью понятия, о котором напоминает картинка на аркане, мы с вами можем даже прояснить для себя христианскую классификацию душ человеческих. В нашей жизни мы ведь связаны со всеми тремя гравитационными полями, наверное, что-то похожее подразумевал апостол Павел, когда говорил: «... ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Обратите внимание, апостол Павел дает характеристику психического состояния человека, которое символически изображено на карте Мученик. Что мучает его? Кто-то подвесил его за ногу? Или, что гораздо более вероятно, он сам себя, таким образом, подвесил. В послании апостола Павла есть ответ: «Он почувствовал, что он делает не то, что хочет». Это ведь наша главная мука. На протяжении жизни. Мы постоянно делаем не то, что хотим и это внутреннее ощущение само по себе есть проблеск, пробел существующей духовной гравитации, тяги к чему-то большему, чем я есть в реальности.

Вот откуда возникают мучения Подвешенного. А Мерсо в согласии со своей плотью, он не чувствует, что делает не то, что хочет. Он-то как раз и делает то, что хочет. Просто мир вокруг этого никак не хочет понять. Ну, а когда поймет собственно и станет таким же Мерсо.
Хотя,… до сочувствия Мерсо в себе я еще не доросла. Может быть поэтому, состояние НЕлюбви в себе для меня не откровение, а мука.

Автор:  Эльмира [ 19 ноя 2010, 19:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

В моём восприятии никто никому не противоречит.
Слова Селены, что Мерсо-тень я поняла как метафору.
Мерсо - действительно посторонний для своей жизни. Тень человека, человек, лишённый подлинности, выхолощенный.
А слова Людмилы, что Мерсо - "именно человек" я поняла, как свидетельство того, что Мерсо - правдивый портрет современника.
Против ниже приведённых слов сначала хотела возразить:
Селена писал(а):
Мерсо в согласии со своей плотью, он не чувствует, что делает не то, что хочет. Он-то как раз и делает то, что хочет.

но потом поняла, что с этим можно согласиться.
У Мерсо нет важных желаний. Мерсо инертен. Глобальное направление движения ему задают другие люди. Другие люди за него выбирают дружбу, любовь,даже вражду.. ко всему этому Мерсо подключается по инерции..
Единственный раз Мерсо встряхивается сам - когда кричит священнику:
Цитата:
«Я был прав, я и теперь прав, я всегда прав. Я жил вот так, а жил по-другому. Я делал то, и не делал этого. Ну и что? Я славно жил в ожидании той минуты бледного рассвета, когда моя правда обнаружится. Из бездны моего будущего в течение всей моей абсурдной муки подымалась во мне сквозь еще не наставшие годы дыхание мрака, оно все уравнивало на своем пути, все, что доступно моей жизни, - такой ненастоящей, такой призрачной жизни

И так.. Слова Мерсо сказаны: он мучался "абсурдной мукой" или мукой абсурда... и ждал проявления правды..
Какой правды? Что ценности других людей ничего не знАчат?
И если нет своих ценностей, можно убивать?
Может, произведения модернизма надо как-то по-другому понимать?
Сорри.. Почитаю сегодня ещё критику..

Автор:  Людмила [ 20 ноя 2010, 00:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Показательно то, что роман написан в самом начале сороковых. Война еще не набрала обороты.
И Камю пишет об абсурде, но и человеке. Он еще размышляет о тонкостях психологического толка.
Умеет разглядеть человека из толпы и вплотную заняться его внутренним миром, пусть и функционально - опустошенным. Но вот начинается и разгорается ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА... Камю потрясен ( как и многие) тем, что ,ОКАЗЫВАЕТСЯ, можно сделать на пути обезличивания и ПРОСТО уничтожения человека. ОН был не готов к ТАКИМ масштабам звероподобия и бесчеловечности.
Так что... Мерсо - цветочки. Его-то и надо ЕЩЕ иметь в виду как именно человека. С нервами,причем.. Да, нервы не заменяют душу. Но ПОТОМ придут без всяких ЗАМОРОЧЕК.
Вот в чем сигнал БЕДСТВИЯ. Это ведь ЧЕРТА, которую тот же МЕРСО переступил. Ибо УБИЛ. Из-за нервов, из-за жары... Не выдержал НЕРВОТРЕПКИ последних дней. Да, НЕ страдание. Чуть-чуть рефлексии ... Чтобы страдать,надо терять то, что ценишь и любишь. Терять БЕЗвозвратно. Трагически. А он в тюрьме начинает понимать себя. Свою - да, уСРЕДНЕННОСТЬ. Подлость - привыкает ко ВСЕМУ ! Свое равнодушие к миру. Свой неизбежный УХОД. Со скандалом ( как ему хочется - ради переживания-таки чего-то настоящего). Он парадоксально проснулся - таки к жизни. Но не так,как герои Андреева. Он понял АМБИВАЛЕНТНОСТЬ бытия и небытия. Но - понял !
Ощутил СЕБЯ таким, каким уж ЯВЛЯЕТСЯ. Это немало в условиях предКАФКИАНСТВА. Вот где будет полная обюррокраченность жизни. Или НОСОРОГ Ионеску ...
Даже отношение к матери... Он ЕДЕТ на ее похороны! Это для него-таки СОБЫТИЕ. Он ПОМНИЛ о ней. Но ЕСТЕСТВЕННО, чисто возрастно отдалился от нее. Это не гиперопека уже, сорри.
Он ПРЕДПОЧЕЛ бы, чтобы она жила... Это, поймите, НЕМАЛО.
Таких МАЛОСТЕЙ вот-вот и совсем не станет. Гиперопекаемые сынки и дочери открыто ВОЗНЕНАВИДЯТ своих заботливых благодетельниц... И будут считать себя правыми жертвами своих же матерей. Да это МЫ с ВАМИ по сути-то. Мерсо на ЭТОМ фоне ненависти к ближнему просто АНГЕЛ ...
Вот как-то так.

Автор:  Ольга [ 20 ноя 2010, 07:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Я бы хотела быть вашей студенткой,Людмила.
Вас вкусно читать,но еще интереснее слушать..мне по-прежнему не интересен Камю..но очень интересно читать ваши размышления.
Спасибо

Автор:  Эльмира [ 20 ноя 2010, 09:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Людмила! Спасибо! :ro_za: :hea_rt:
Наверное, нашему человеку, в которого вживили Толстого и Достоевского, трудно вот так -вот с разбегу "въехать" в Камю.
На мой взгляд, Вы, Людмила, очень даже умеете найти слова, которые облегчают такой переход между культурами и становятся мостиком для понимания..
Мне важны были эти вот Ваши слова (хотя и все нижеследующие Ваши слова весОмые)
Цитата:
Показательно то, что роман написан в самом начале сороковых. Война еще не набрала обороты.
И Камю пишет об абсурде, но и человеке. Он еще размышляет о тонкостях психологического толка.
Умеет разглядеть человека из толпы и вплотную заняться его внутренним миром, пусть и функционально - опустошенным

Каждый отражает ОБЩЕЕ
Читала, что молодёжь Франции приняла "Постороннего" Камю как протест против условностей..пустых догматов..в которых нет внутреннего содержания..
Для меня Камю своим "Посторонним" рассказал миру о выхолащивании ценностей..о разобщённости людей и непонимании друг друга..
Повезло приобщиться к гениальному творению в талантливом переводе..

Автор:  Людмила [ 20 ноя 2010, 11:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

ОЛЬГА.

Спасибо ) Тронута ) Ваши бы слова да моим студентам в уши, ибо... :ne_vi_del: - полупустые аудитории нынче в универах. :ya_hoo_oo:

ЗЕМНАЯ

Да, с переводами во времена застоя советскому читателю повезло. Они стали по сути "форточкой" в мир БОЛЬШОЙ СОВРЕМЕННОЙ ( а не только НАШЕЙ уважаемо классической) литературы.
Как замечательно переведен, например, Сэлинджер ( хотя оригинал, говорят, КРУЧЕ).

Было бы интересно поговорить о творчестве Г. Гессе. СТЕПНОЙ ВОЛК. Помню этот роман в свое время меня и потряс и перевернул. Стал именно этим самым ПЕРВЫМ МОСТИКОМ к переосмыслению ДОСТОЕВСКОГО.

Автор:  Иван Журавский [ 20 ноя 2010, 12:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

Люд, мы понимаем, когда УЖЕ понимаем, когда сонастроены в том странном состоянии, когда факты и доводы уже не нужны, мы УЖЕ ПОНИМАЕМ...
Если не понимаем, то все: бесполезны любые доводы и аргументы.
Так, вот все-таки - это больше похоже на пьесу, чем на роман. В пьесе, как ты знаешь, актеру вместе с режиссером приходится фантазировать, а что же привело героя к жизни такой...если, конечно, это приличный театр. Без Корней я НЕ ПОНИМАЮ... вне зависимости от древности или современности автора, хотя бы потому что основания то должны быть по определению, иначе черт из коробочки выскакивает...

И потом, все одно при всем блистательном раскладе, который ты столь вдохновенно выложила перед нами, он меня настораживает в одном... Именно в выстроенности, определенности... а там же, на мой Непонимающий взгляд все зыбко неопределенно... дымка, то уплотняющаяся, то рассеивающаяся...

А может все проще... Если Текстом мы читаем Самих Себя, а не просто убиваем время за книгой, то возможно, что, что то помешало прочитать или наоборот портрет настолько сходился со мной, что ничего, кроме отвращения не вызвал, то бишь отвращения к самому себя, которое было принято за отвращение к герою... Такие вот странные повороты...

Нда.. "Степным волком" и "Игрой в бисер", когда то зачитывался... у меня даже приятель в молодости сделал настольной книгой "Игру в бисер"... Куда-то пропал, наверно, все-таки укатил во Францию, в перестройку на ТВ светился, работая в "Московские новости" зам.редактором... А "Игра в бисер" как я сейчас понимаю, была для меня и наверное осталась таким же фактом, как для гоголевского героя, которому нравилось складывать буквы в слова, тайной за семью печатями...

Магический театр... в "Степном волке" возродил героя... Кстати, не отсюда ли идея к А.Г. пришла о своем радиотеатре фантазий или как он иногда обмолвливался: магический театр...
Еще,"Назови себя Гантенбайн" тоже когда то очень легла на душу, надыть перелистать...

Автор:  Dikusha [ 20 ноя 2010, 13:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.Камю. "Посторонний"

:-)

Страница 4 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/