О, это моя тема. Я геймер с 20-летним стажем. Ну, эта цифра приблизительная, конечно: но, если мне не изменяет мой склероз, играть я начал ещё до путча '91 г. Правда, в последнее время выделить время на игру удаётся где-то раз в 2-3 недели. Да и играю я сейчас в основном в старые игры (например, конкретно сейчас - в Dune II, первую стратегию в реальном времени современного типа, которая, собственно, заложила основу для целого большого и популярного жанра). С одной стороны, пытаюсь восполнить пробелы в плане личного игрового опыта относительно ряда значимых для истории игропрома продуктов, которые в своё время по тем или иным причинам прошли мимо меня, с другой - старые, "олдскульные", сделанные "на коленке" игры для меня во многом по-прежнему более интересны, чем современный конвейерный "бубльгум" для тинейджеров с бюджетами, не уступающими бюджетам киноблокбастеров.
Что же касается психологии игр... Почему я так ими увлёкся? Ну, наверное, из-за того же пресловутого эскапизма (фантастикой я в то время тоже зачитывался). Уж очень скучной, серой, неинтересной была реальность. Необходимость тратить б
ольшую часть времени на изучение совершенно не интересных мне предметов в школе. И даже то, что было интересно, в частности страстно любимая мной биология, казалось ложкой мёда в бочке дёгтя. Естественно, когда появилась альтернатива постылым будням в виде компьютерных игр, которые позволяли перенестись в другой мир и почувствовать себя кем-то совершенно иным, я ушёл в них с головой. Первым моим любимым жанром были стратегии. Например, первая "Цивилизация". Игра начинается на огромной чёрной (неисследованной) карте, где на маленьком клочке видимого пространства мигает квадратик твоего единственного поселенца, который основывает твой первый город. И перед тобой лежит целый неисследованный мир, тысячелетия развития, строительства империи, войны и мира, развития науки и экономики, дипломатии и шпионажа и, в конце концов, строительство гигантского космического корабля для полёта на Альфу Центавра. Или первый Master of Orion - примерно то же самое, но в масштабах галактики. Незабываемый момент: на поверхность планеты опускается огромный космический корабль, выдвигается трап, по нему спускается маленький космонавт и втыкает флажок в поверхность первой колонизированной тобой планеты. Потом была тактическая стратегия X-COM - самая затягивающая игра всех времён с бесконечной реиграбельностью, которая достигалась невообразимым множеством различных тактических ситуаций, возникающих на оперативных картах, и неповторимой игровой атмосферой (это совершенно необъяснимая и иррациональная характеристика, которая тем не менее играет важнейшую роль при формировании общего впечатления об игре). Позже я открыл для себя новый жанр RPG - role playing games (ролевые игры). К собственно полевым или настольным ролевым играм они, по сути своей, имели очень опосредованное отношение. Название закрепилось просто потому, что ряд первых компьютерных ролевых игр создавался на основе правил настольной ролевой системы Dungeons & Dragons. Конечно, об отыгрыше роли в таких играх речи не шло (хотя со временем что-то похожее всё-таки было реализовано в такой, например, игре, как Planescape: Torment). Смысл в этих играх заключается в прохождении созданным тобой персонажем определённой истории, заданной игровым сценарием, с большей или меньшей свободой в выборе способов и путей прохождения и в возможности отклонения от основного сюжета для выполнения побочных квестов или просто делания того, что заблагорассудится. В общем, ролевая игра - это та же книга, но с большей вовлечённостью игрока в происходящее и возможностью влиять на развитие сюжета. Есть ещё отдельный жанр японских ролевых игр (JRPG), который в своё время отпочковался от компьютерных и выработал ряд свойственных только для него характеристик, выражающийся в большей линейности прохождения и доминированием одной сильной сюжетной линии. Для меня знакомство с JRPG было самым сильным игровым впечатлением с того времени, как я начал играть, и до сих пор. Это была игра Final Fantasy VIII (мой ник - как раз оттуда ^_^). Круговорот сюжета захватил меня с такой силой, что я буквально жил в том мире. До того я и не предполагал, что игра может так затягивать. Правда, позже, когда я попытался проанализировать её сюжет на трезвую, так сказать, голову, то пришёл к выводу, что это такой жуткий бред сивой кобылы, который достоин лучших примеров латиноамериканских мыльных опер. Но искусство сценаристов и геймдизайнеров в том и заключается, что ты настолько сильно погружеашься в мир игры, что всего этого не замечаешь. Точнее, воспринимаешь, как само собой разумеещееся. Наверное, этот эффект сродни тому, что мы воспринимаем все события своей жизни всегда как очень важные и значимые. Но если мы посмотрим на них со стороны, глазами другого человека, то поймём что в массе своей они совершенно заурядны и в масштабах человечества не представляют совершенно никакого интереса.
Впрочем, всё вышесказанное к психологии, наверное, имеет мало отношения. Поделюсь, пожалуй, только одним наблюдением. Интерес к игре обычно сохраняется, пока ты находишься в процессе её освоения и изучения. В это время сохраняется иллюзия, что игра - это какой-то огромный полноценный параллельный мир, живущий по своим сложным законам. Но рано или поздно ты изучаешь игру досконально, выясняешь все правила, по которым она работает, и тогда иллюзия рушится. Ты уже знаешь, что, если нажать вот на эту кнопочку, то будет то, а если на вон ту, то это. И ты теперь можешь управлять этим миром как душе угодно. И вот когда пропадает непредсказуемость реакций игры на твои действия, теряется и интерес. Остаётся только рутинный процесс решения поставленных задач уже известными способами, тупой набор очков.
Земная писал(а):
Компьютерные игры помогают ощутить чувство своей значимости посредством убийства значимости других сущностей (хорошо - что виртуальных)
Что касается насилия в играх - я размышлял об этом раньше. Суть ведь в чём? Во-первых, далеко не во всех играх уничтожение противника является главной или даже побочной целью. Во многих играх этого вообще нет. Во-вторых, даже если брать стрелялки, то в подавляющем большинстве из них ты только защищаешься от монстров ну или там от фашистов и т.п. Противник, как правило, стреляет первым, и если ты не будешь стрелять в ответ, убьют тебя, и ты не пройдёшь игру. Просто игра ставит тебя в ситуацию войны, на которой ты должен выжить. И потом, обычно целью является не убийство как можно большего числа противников (если не брать какие-нибудь киберспортивные дисциплины), а прохождение уровня. То есть ты убиваешь не ради удовольствия от процесса, а ради того, чтобы продвинуться дальше. Это просто такое условие задачи. Кроме того, кучку пикселей (или трёхмерную модель) всё же не воспринимаешь как живое существо. Играя, всё-таки отчётливо понимаешь, что это игра, условность, что это просто набор нулей и единиц в недрах процессора и видеокарты. Ну вот играют же люди во всякий там страйкбол и пейнтбол. Или те же ролевики деревянными мечами рубятся. Или мальчишки во дворе в войнушку. Так вот, компьютерная стрелялка - это то же самое, только на экране монитора. В конце концов, в шахматах тоже условно фигуры убивают. Игра есть игра, не более.
Цитата:
Я тоже предпочитаю не компьютерные миры, а миры воображаемые. Любая книга погружает нас в другое измерение скорее и лучше.
Про современные игры говорить не буду, а вот старые простора для воображения давали предостаточно. Бывает, запустишь какую-нибудь древнюю игру, и поражаешься: неужели в ней была такая примитивная графика? Потому что в памяти остались гораздо более красочные картинки. Воображение дорисовывало недостающие детали. Так что тут не так всё однозначно. Хотя книга в этом плане, конечно, даст фору любой компьютерной игре. Ну, разве что кроме текстовых квестов. ^_^
Update:Бегущая по волнам писал(а):
Но и при раскладывании пасьянса и при комп. игре (имею в виду стратегию, а не офисные игры) у меня очень высокая концентрация внимания, я ВЖИВАЮСЬ.
Насчёт концентраци - это, кстати, да. Лучший способ добиться того, чтобы время пролетело незаметно - это за какую-нибудь стратегию засесть. Постоянно нужно решать вновь возникающие задачи, некогда отвлечься. И от бессонницы тоже лучше всего помогает: после прохождения сложной миссии одно желание - свалиться на кровать и уснуть. Мозги реально устают и требуют отключки. ^_^
Селена писал(а):
Только в своем театре фантазий я сама сценарист и режиссер, а в игре я только актер.
А разработчики компьютерных игр - это как раз те, кто свой личный театр фантазий воплощают в создаваемой ими игре.
Цитата:
Огромное количество игр предлагает насильственные агрессивные способы поведения. Можно конечно выплеснуть в игру собственную агрессию. Но бесконечно играя, в конце концов, агрессивный способ поведения может стать единственно возможным. Выработается привычка. И будет автоматически срабатывать в реальности.
По своему личному опыту могу сказать, что игровые навыки у меня никогда автоматически не переносились на реальность. Всё-таки игра и реальный мир - это слишком разные вещи, и на подсознательном уровне чётко разграничиваются. Какая бы совершенная графика в играх ни была. Технологии ещё не достигли такого уровня, чтобы виртуальный и реальный миры смешивались. Хотя в фантастике эта тема весьма популярна.
Алексей Попов писал(а):
Постепенное утомление в игре отдаляет от поставленной цели, постоянно ставя человека перед выбором:
– приложить ещё больше сил для сохранения близости к цели;
– признать свою неуспешность в достижении цели игры.
Достигаемые в игре успехи не приносят энергетического удовлетворения. Напротив, возникает чувство пустоты после побед; всё по той же причине – цель жизни в игре фиктивна для человека реального. И опять перед человеком выбор:
– продолжить движение к призрачной цели успеха;
– признать свою неуспешность в достижении цели игры.
У меня, кстати, куча не пройденных до конца игр. Некоторые брошены буквально в одном-двух шагах до финала. Когда пропадает новизна игры, интерес к ней, уже трудно заставить себя продолжать играть. Тем более, что у меня много других интересов, помимо игр, и всегда есть на что переключиться.
Бегущая по волнам писал(а):
Все это наверное странно читать людям не знакомым со стратегиями, например, с "Героями".
О да, это одна из моих любимых стратегий. Но там даже трудно говорить об агрессии и насилии. Сеттинг, во-первых, фэнтезийно-сказочный, даже с уклоном в игрушечность, во-вторых, битвы больше напоминают шахматные партии с передвижением фигур, чем реальный бой.
Ну и опасьянсах. При всём уважении, так сказать... Но всё-таки компьютерные карты практически ничем не отличаются от картонных и к собственно видеоиграм никакого отношения не имеют. Уже не первый раз с этим сталкиваюсь, но каждый раз удивляюсь тому факту, что компьютерные игры у "обычных" людей ассоциируются в первую очередь именно с пасьянсами. ^^"