Фильм Дормеля интересный, особенно вначале. Импонирует его открытая, дружелюбная манера, юмор внезапности, непосредственность и в то же время простые жизненные метафоры, через которые автор-режиссер говорит о важных вещах в жизни. Вообще, картина как бы соединяет мирское и высокое на одном жизненном поле, композиционно в самой себе.
Фильм смотрится в целом приятно, несмотря на то, что во времени слегка затянут. Меня даже удивили пессимистические очерки о фильме.
Фильм настолько наивен, видимо в подражание детскому воображению, что не может не трогать. Он наивен даже в самых казалось бы страшных своих моментах.
В начале фильма возник вопрос касательно пророческих способоностей ребенка, сюжет добавил к тому и вопрос о времени и его парадоксах (в широком смысле). Эта тема вообще опасна: уж слишком она многообразна и сложна и по-моему не припомню достойного примера (по-крайней мере в кино), чтобы кто-то смог безоговорочно "поворачивать время вспять". Каждому сценаристу зачастую приходилось чем-то жертвовать и получалось упускать из виду.
Как и голова ребенка, способного предвидеть будущее, должна быть просто переполнена бесчисленными вариантами развития тысячи событий.
Немо при желании мог выявлять причинно-следственные связи, словно мозг его имел доступ к некому "коллективному сознанию" и даже больше - ко всей существующей реальности. Как притом он защищался от тонн прочей ненужной информации, входит в число неясностей самого вопроса предвидения. Видимо, воля, личная.Эльмира:
Цитата:
Но для того, чтобы встретиться с Анной во взрослом состоянии и не потерять её, Немо необходимо, чтобы и ЕГО РОДИТЕЛИ были ВМЕСТЕ.
Вот этот момент в сюжете я как-то не уловил, разве что то, что родители его встретились в больнице, когда он пребывал в реанимации. Может, я действительно нечто важное упустил.
Сюжет заметно делится на три основные линии. Употребление цветов - по-моему, не ушло дальше художественного приёма. (Кстати, фильм вообще создает впечатление особого внимания к цвету - в одежде, в интерьерах и ландшафтах - это приятно).
Понятно, что для "линии любви" режиссер выбрал именно красный цвет.
Первая линия - скажем, линия сердца (красная) (по формальной аналогии с хиромантией) - связана с именем Анна.
Кстати, за всё время не создалось впечатления, что секс занимает в фильме какую-то особую роль. И отношения подростков даже не давали повода усомниться в их взаимной любви. Тем более со стороны Немо. Сомневалась отчасти только Анна, но уже во взрослой жизни.
Третья линия - линия ума (головы, разума - жёлтая
) - связана с именем Джины.
И только вторая линия - синяя, выглядела лишь как нечто промежуточное между первой и третьей.
Я назову её линией смерти - или мне пришло в голову из той же хиромантии - линией жизни (ибо всякая смерть есть спутница жизни), она к тому же более других близка именно к жизненной реальности.
Красная
линия сердца управляет только чувствами и желаниями. Она неспособна к иному, поэтому Немо на её пути и становится бродягой. В это же время мы слышим лекцию о половой репродукции как об основном аспекте жизни.
Желтая
линия ума управляет рациональной расчетливостью. Она неспособна к настоящим чувствам. Поэтому все желания в ней - притворны, вызваны чем-то чуждым герою, они обманчивы. И когда у Немо не остается желаний вообще (а точнее раскрывается вся фальшивая их природа), ему остается разве что подбрасывать монету (что знАково), целиком и полностью доверясь случаю. Это мир без воли и без чувств. Возможно, бросок монеты и есть самое естественный поступок для того, у кого нет чувств и желаний.
С Джиной зрителя знакомят вскольз. Видимо, судьба её легко предсказуема. Но она тем слабее воспрнимается как персонаж именно в этом бесчувственном мире, являясь женщиной.
Синия
линия жизни есть нечто среднее между линиями сердца и ума. Она движется и тем, и другим, но вынуждена постоянно терзаться из-за противоречий. В частности, такого распространенного, как неразделенная любовь. Эту любовь питают одновременно и чувства, и разум, который пытается решить неразделенную любовь как очередную проблему. При этом сердце неизменно оставляет ему надежду. Поэтому именно синяя линия становится наиболее "реальной" (здесь: приближенной к повседневной жизни) - в ней Немо ещё не лишён чувств, но он уже не такой их раб, как бродяга на скамейке, ожидающий свою первую и единственную в жизни любовь.
Таким образом, всё повествование становится аллегоричным особенно в "красном" и "желтом" ключе, они как полюса: чувства и разум. Жизнь, в которой они (разум и чувства) не встретятся - это жизнь Немо и Анны, Немо и Джины.
Синяя же линия жизни становится особенно трагичной, то ли по замыслу, то ли уже по законам жанра)) Именно с синей линией связана лекция о деструктивности как ещё одного аспекта жизни и природы Вселенной. Кстати, сами лекции, зачастую кажется, произносятся именно "синим" Немо.
Ближе к концу герой упоминает, что пишет свою историю от конца к началу и возвращает нас к переломному моменту своей жизни. Он всё так же стоИт на рельсах и оглядывается по сторонам, а вся картина, возможно, пронеслась в его непостижимой силы воображении (раз ему уготовано всё знать), в одно мгновение, как нам предстояло ознакомиться со всем за два с лишним часа. Но это уже скорее блажь.
Периодически автор возвращает нас к мыслям героя, пишущего роман о собственной жизни (а что ему, знающему всё наперед, не писать сверхзахватывающие романы?)
Столь же периодески возвращается линия сердца, и постоянно сталкивает Немо с Анной, независимо от сюжета. Может, это и есть выражение идеи фикс (или персоны фикс) в голове влюбленного.
В конце концов автор сталкивает Немо и Анну в последний раз, продолжая всё ту же историю, которая, казалось, могла закончиться на одинокой скамейке. Он делает то, на что надеялся, возможно, в глубине души каждый зритель.
Причем он делает это весьма непосредственно. Уже после фантазий о Марсе, после всех прочих перипетий сюжета. Наивно, как детская фантазия. И столь же многогранно, как фантазия человека, способного предвидеть будущее.
Честно говоря, фильм даже слишком аллегоричен, и вопрос о реальности для меня лично, как-то не особо осторо чувствуется в фильме. К нему возвращает разве что речь старика уже в самом конце, когда он говорит, что всё это - нереально.
У меня даже не возникало мысли, чтО может быть нереально, каждая линия вопспринималась на равных. Никакой разрозненности, разве что самой поверхностной, у меня почему-то не возникло. И сама мысль, что всё происходящее - воображение ребенка, старающего предугадать свою судьбу, не кажется какой-то шокирующей.
Каждый вариант из предложенных реален наравне с остальными, тем более, если автор поместил их все в одну фантазию.
Реально то, что так или иначе связывается с человеком, становясь объектом познания.
Старый вопрос, неизвестно кому принадлежащий, гласит нечто подобное: Существует ли упавшее дерево в лесу, если никто не видел его, не слышал его треск и т.п.
Когда-то я опрометчиво подумал, что вероятно, нет. На самом же деле вопрос уже создает реальность мысли, и теоретическое дерево, якобы упавшее в лесу, становится реальным. Или так же НЕреальным. Эти выводы равноправны относительно дерева, которого никто не видел. Но первый - утверждает силу сознания, а второй - ограничивает его.
Это, конечно, не всё, что можно сказать о фильме.
Я офигел от длины своего поста, писАл не в форму, так что прошу извинить.