Крыгл, спасибо. Мысли очень интересные. Этот нудный фильм и мне время от времени не дает покоя. Куски пазлов в нем какие-то очень объемные. И иногда они складываются иными гранями во что-то целостное.
Либидо, как термин, требует уточнения. Потому что даже классики психоанализа Фрейд и Юнг обозначали этим термином разные понятия. Фрейд называл этим словом основной инстинкт – сексуальную энергию, и считал что все остальные энергии производные от сексуальной. Юнг обозначал словом “либидо” психическую энергию вообще и рассматривал сексуальную энергию как одну из форм проявления этой изначальной психической энергии.
Мне очень понравилось у Вас:
Цитата:
" мера внутренней любви "как лейтмотив
и
Цитата:
очевидно генерировал любовь
Если в фильме линию Анны, красный цвет, рассматривать вообще как психическую энергию, то получим разные варианты ее воплощения в жизни.
Жизнь с Джин. Плановый, предметно-объектный мир. Там в одном из сюжетов этого варианта жизни перед роскошным особняком стоит красная машина. Т.е. вот такое предметное овеществление психической энергии. Когда все реализуется, когда энергия овеществляется в вещах, и приходит смерть или депрессия.
Жизнь с Элизой. Жизнь в потоке этой энергии, следуя ей. В эти сюжетные кусочки Анна тоже попадает. Немо встречается с ней, когда, отвезя детей в школу и направляясь на работу, останавливается у светофора. Рядом с ним останавливается машина, за рулем которой Анна. Они смотрят друг на друга, зажигается зеленый свет и они разъезжаются. Очень интересно,… остановка происходит на красный свет и в потоке машин, в движении. Как бы символ основного жизненного потока, из которого главный герой не выходит, внутри которого все время находится.
А линия Анны – это и есть уже генерация любви, как главное предназначение человека.
Опять же маяк – символ концентрированного внимания на объекте. У А.Г. в тренинговых циклах, в частности в Актерском тренинге, встречаются упражнения с маяком-прожектором. Что такое маяк? Это устройство, в котором с помощью линз и зеркал световая или иная энергия собирается в направленный и сильный луч. Это ведь и есть основное свойство любви: направленное концентрированное и очень сильное внимание-интерес к кому-либо, чему-либо. И в красной линии последовательно показываются этапы этой самой концентрации-генерации.
Расставшись в детстве, Анна и Немо договариваются встретиться у маяка. И Немо уже тогда, в юности, начинает приходить на набережную. Но… необходимы условия встречи. Они встречаются на вокзале. Место пересечения всевозможных потоков. И встретившись, расстаются. Энергии увлечения, интереса оказалось недостаточной, чтобы в данный момент удержать их рядом. Потом они ведь опять встретились у маяка, но… Немо спал и Анна только погладила его щеку. Именно сейчас, проснувшись, Немо чертит круг. Долго не могла понять зачем? ведь это некое замыкание на себе. Но… в маяке линзы-зеркала располагаются по кругу. Взаимно отражая свет, они делают его сильным концентрированным лучом. И… все возвращается на круги своя, и время начинает течь вспять. Немо строит внутренний маяк,… рефлексию, способность, взаимно отражая события и возвращаясь назад, концентрироваться на главном.
Он умирает с именем Анна, вспомнив основное назначение человека: преобразовывать психическую энергию в концентрированный луч любви.
И если с этой позиции посмотреть на фильм, то соглашусь с Вами в отношении братьев Карамазовых. Хотя такое сравнение очень однобоко и узко и роман Достоевского лишь незначительным краем можно связать с фильмом, но рассматривая героев с точки зрения их отношения к изначальной психической энергии, Ваша позиция достаточно точная:
Иван – Джин, Дмитрий – Элиза, Алексей – Анна.