Добрый день,
Приведу мнение об этих событиях Михаила Веллера, которое он высказал вчера на «Радио России» и с которым я абсолютно согласна. Он старается рассмотреть причины этих событий комплексно, как отражение общей нынешней ситуации в стране:
«Когда у всех всё хорошо, то незачем кому-то куда-то выходить и устраивать беспорядки.
Поскольку у людей есть масса проблем, и к проблемам этим относятся в первую очередь: а как дальше жить? а на какие жить деньги? а откуда взять деньги на жильё? а как устроиться на работу? а где же великое будущее страны, с которым всегда желает ассоциировать себя молодёжь и которое нам усердно обещают представители власти? а что же это за несправедливости происходят, когда за деньги те, кто эти деньги суют, получают любое отпущение любых грехов – вот всё это вместе.
Я думаю, что не надо так торопиться называть людей националистами и фашистами, потому что этак у нас восстание Разина будет фашистское, восстание Пугачева – фашистское, все движения Ивана Грозного – фашистские, Пётр первый будет фашист, а уж какие фашистские будут обе революции 1917 года – это даже представить себе нельзя. Этим ярлыком с большой глупостью размахивать, чтобы налепить его на лоб всему, что не нравится, я думаю, надо всё-таки поостеречься.
Ещё одно: когда начинается что-то такое трудное во времени, то, конечно, растут все противоречия. В людях растёт внутренняя агрессивность, это может быть немотивированная агрессивность, и она ищет к чему бы прицепиться. Тогда и обостряются национальные противоречия.
Поскольку теория мультикультурности – насчёт того, что все культуры равны – пока ещё, простите великодушно, «коньки не отбросила», и нам пытаются объяснить, что если взять, допустим, культуру бушменов, которые живут в каменном веке, и взять, например, англичан, то культура бушменская равна культуре английской, потому что 20 000 лет назад английская культура была такой же (и что же, она никакого прогресса не совершила за 20 000 лет? – это обходится стороной). И вот эти разговоры о том, что мы все граждане одной страны – да, правильно, граждане. Но, понимаете, некоторые граждане отлично помнят, что их малые родины вошли в страну полтораста лет назад методом вооружённого захвата, и методом весьма жестоким. Делать вид, что все добровольно сбежались и стали обниматься – это всё тоже неправильно. То, что у нас в начале 90-х имели место, скажем так, элементы геноцида в ряде национальных республик – это всё тоже так. Мы оставим сейчас в стороне страшную чеченскую историю, не об этом мы сегодня говорим. Но, по моему разумению, молодёжные волнения – это повод для власти серьёзно задуматься о том, что же не в порядке. Потому что думать надо о причинах недовольства. Понимаете, когда на улицу вылезает молодёжь – это значит, что больно-то и недовольно общество в целом, потому что молодёжь – это просто самая подвижная, самая динамичная группа».
«У нас нет осмысленной национальной политики, но у нас и вообще нет какой-то осмысленной на перспективу политики. У нас хоть у правящей партии, хоть у оппозиции, нет программы, какой быть стране через год-три-пять-десять-двадцать-пятьдесят. Потому что вариации на тему «Россия – энергетическая сверхдержава» - это то же самое, что сказать, что Россия – сырьевой придаток развитых стран, это никого из нормальных людей устроить не может. Какой быть стране политически, экономически и социально? Продолжать ли дорогим олигархам раздевать, разувать и выселять из квартир честных наёмных тружеников, которые и составляют более 90 % страны? Или усилить элемент социализации по примеру Скандинавии, где богатые облагаются огромными налогами и эти налоги перераспределяются между бедными – может быть, в эту сторону? Когда у нас говорят о диверсификации экономики, это означает: хватит жить на сырьё, надо чего-то производить. При советской власти – производили; как правило, менее качественное, чем на западе, а всё-таки что-то производили, и жить можно было. А кое-что кое-куда и экспортировали; хоть трактора на Кубу, а тем не менее. Для этого нужна протекционистская экономическая политика, для этого нельзя вступать в ВТО, для этого нельзя вливаться в общий рынок, потому что наша экономика будет им загублена окончательно. Но если туда не вступать, то будут подорваны экономические интересы наших экспортёров сырья и импортёров ширпотреба, то есть богатейших слоёв государства, которые, собственно, этим государством и правят.
Так вот теперь к национальной политике. Когда у нас на тот же северный Кавказ идут огромные денежные потоки, которые начинают пилиться прямо в Москве за откаты, а потом пилятся уже там, то для ряда крупных чиновников это источник личного обогащения, причём здоровенного обогащения. Когда мы говорим: посмотрите на Китай. В Китае масса своего плохого. В Китае нет пенсий. В Китае низкие зарплаты. Но когда там расстреливают особенно коррумпированных, то это резко снижает коррупцию. Если у нас начинать расстреливать за коррупцию, возобновить разговор о возвращении смертной казни – народ, конечно, проголосует «за», но какой-то ряд людей, которые воруют очень много, - он-то будет против. А кому же это надо, если у человека всё уже схвачено, упаковано и обмазано толстым слоем шоколада? Тогда начинаются разговоры о том, что: а вот пусть придёт другая партия, которая сейчас в оппозиции, и всё разгребёт – тогда у нас встаёт вопрос о сменяемости власти. Придёт новая власть, не станет подписывать никому отпущения от уголовного преследования – что у нас тогда нароется? Вы можете себе представить?
Вот так одно цепляется за другое, и мы живём там, где живём».
Что же касается подростков, то здесь всё довольно просто. Сейчас молодёжь в своей подавляющей массе лишена каких бы то ни было способов для позитивного приложения своих сил. 15-20 лет – это возраст, когда любой человек задумывается о будущем. Даже если человек давит в себе эти мысли и стремится только развлекаться, они, эти мысли на уровне подсознания всё равно есть. И вот нынешние молодые люди выходят в жизнь и видят, что будущего у них нет. Они видят, что им в этой жизни ничего позитивного не добиться, что везде сплошное кумовство, что их таланты и способности никому не нужны, что если ты честный человек, то ты на всю жизнь останешься никем и ничем. Вот и получается, что единственный способ для этих подростков хоть как-то заявить о себе в этой жизни – это выйти на улицы. Молодёжь чувствует себя лишённой будущего, поэтому терять ей нечего и она способна на всё.
|