Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 03 дек 2016, 01:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 94 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Как Вы оцениваете передачу (по десятибальной шкале)?
1 балл 0% 0%  [ 0 ]
2 балла 7% 7%  [ 1 ]
3 балла 0% 0%  [ 0 ]
4 балла 7% 7%  [ 1 ]
5 баллов 7% 7%  [ 1 ]
6 баллов 7% 7%  [ 1 ]
7 баллов 14% 14%  [ 2 ]
8 баллов 7% 7%  [ 1 ]
9 баллов 14% 14%  [ 2 ]
10 баллов (передачу просто необходимо продолжить на следующей неделе) 36% 36%  [ 5 ]
Всего голосов : 14
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Свобода воли и Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 янв 2011, 23:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2010, 21:33
Сообщения: 427
Откуда: Брянск
"Что это такое и как она проявляется в жизни?"

Примечательно, что данную тему будем обсуждать в праздник Православных Христиан Крещение Господне.
В Православии говорится, что у каждого имеется свой крест, который он должен нести по жизни. А для того, чтобы нести некую ношу, наверняка, нужно обладать силой воли. Собственно, наверное, христианство подразумевает наличие у человека силы воли.



---------------------------
Алексей Попов, 29.01.2011: Название темы "Свобода воли и Сила воли" приближено к объявленной теме передачи 19.01.2011

_________________
Хай живе, хай живе вільна Україна!
Хай живуть, хай живуть вічно козаки!
Хай цвіте, хай цвіте червона калина!


Последний раз редактировалось tp 19 янв 2011, 21:39, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 04:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:40
Сообщения: 1159
Откуда: Челябинск
Ну если брать в этом ключе... то сила воли это упорство достойное лучшего применения.

На мой скромный взгляд, мы рождаемся в этом священном мире не для того чтобы нести некую ношу или крест, которые сами же себе (а вовсе не некто свыше) и определили. А для того чтобы жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими, нести добро и радоваться жизни, постигая её, отыскивая свой собственный неповторимый путь сердца и становясь мудрее. Хотя кому то конечно мученичество/ноша/самоистязание больше нравится. Каждому своё.

_________________
Джасмухин - О том как жить без еды, питаясь только энергией.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 08:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Афалина писал(а):
Среда, 19 января:
Свобода воли "Что это такое и как она проявляется в жизни"

Наверное не стоит урезать суть проблемы... и уводить обсуждение в сторону от предложенного ведущим.
Если ведущий программы предлагает говорит о Свободе воли и ее проявлении в жизни, то и Название Темы должно соответствовать пожеланию ведущего программы...
Проблема Свободы Воли имеет вековые философские и богословские традициями ее исследования, в отличии от силы воли имеющей по определению более частный психологический оттенок, это вообще другая проблема...касающая воплощения воли, а не проблема выбора, которая обозначена Свободой воли

Августин "Исповедь"Августин "Исповедь"
5. Я старался понять слышанное мною, а именно, что воля, свободная в
своем решении, является причиной того, что мы творим зло и терпим
справедливый суд Твой, - и не в силах был со всей ясностью понять эту
причину. Стараясь извлечь из бездны свой разум, я погружался в нее опять;
часто старался - и погружался опять и опять. Меня поднимало к свету Твоему
то, что я также знал, что у меня есть воля, как знал, что я живу. Когда я
чего-нибудь, хотел или не хотел, то я твердо знал, что не кто-то другой, а
именно я хочу или не хочу, и я уже вот-вот постигал, где причина моего
греха. Я видел, однако, в поступках, совершаемых мною против воли,
проявление скорее страдательного, чем действенного начала, и считал их не
виной, а наказанием, по справедливости меня поражающим: представляя Тебя
справедливым, я быстро это признал. И, однако, я начинал опять говорить:
"Кто создал меня? Разве не Бог мой, Который не только добр, но есть само
Добро? Откуда же у меня это желание плохого и нежелание хорошего? Чтобы была
причина меня по справедливости наказывать? Кто вложил в меня, кто привил ко
мне этот горький побег, когда я целиком исшел от сладчайщего Господа моего?
Если виновник этому дьявол, то откуда сам дьявол? Если же и сам он, по
извращенной воле своей, из доброго ангела превратился в дьявола, то откуда в
нем эта злая воля, сделавшая его дьяволом, когда он, ангел совершенный,
создан был благим Создателем?"
И я опять задыхался под тяжестый этих
размышлений, не спускаясь, однако, до адской бездны того заблуждения, когда
никто не исповедуется Тебе, считая, что скорее Ты можешь стать хуже, чем
человек совершить худое.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 20 янв 2011, 00:49, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 09:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Иван Журавский писал(а):
Проблема Свободы Воли имеет вековые философские и богословские традициями ее исследования, в отличии от силы воли имеющей по определению более частный психологический оттенок, это вообще другая проблема...

Здесь я тоже согласна, поскольку сила- это интенсивность, концентрация и направление воли, а свобода...ух, вот так сразу и не определишь)-многообразие направлений её выражения. Мне очень понравилось, как tp начал эту тему:
tp писал(а):
Примечательно, что данную тему будем обсуждать в праздник Православных Христиан Крещение Господне. В Православии говорится, что у каждого имеется свой крест, который он должен нести по жизни.

До сего момента, на мой взгляд, вопрос как раз о свободе воли (в не меньшей степени, чем о её силе). Если человек несёт свой крест, значит, он не свободен? Хотя это для меня чувствуется как раз наоборот. Не успеваю, к сожалению, подробнее. Воля в себе заключает внутреннее стремление и желание ему следовать. Возможно она предопределена каждому в виде незаметной интенции движения. Но не ограничена. Вернее не волен человек совершать то, чему душа противится, что не позволяет внутренний закон. К тому и желания не возникнет...


Последний раз редактировалось Афалина 19 янв 2011, 15:14, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 09:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2011, 20:25
Сообщения: 20
Откуда: Тольятти
Не люблю я это выражение "у каждого свой крест"... Больше нравится "у каждого свой путь". И препятствия тоже свои. А если про свободу воли - мне, наверное, очень трудно принять наличие свободы и ограничений одновременно.

_________________
Путем можно наполниться и с ним пребывать (Чжуан Цзы)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 09:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2010, 21:33
Сообщения: 427
Откуда: Брянск
Majestic писал(а):
Хотя кому то конечно мученичество/ноша/самоистязание больше нравится. Каждому своё.


В моём понимании, крест, который мы несём, есть ответственность. Неужели можно пройти по жизни, не беря никаких обязательств и не неся никакой ответственности?

Афалина писал(а):
Здесь я тоже согласна, поскольку сила- это интенсивность, концентрация и направление воли, а свобода...ух, вот так сразу и не определишь)-многообразие направлений её выражения.


Я сперва перекопировал тему передачи из анонса. А потом задумался. А может ли воля быть несвободной? По-моему, это масло маслянистое. Воля и есть свобода. Например, выражение "век воли не видать". Или о крестьянах, которые были освобождены от крепостной зависимости, говорили "получили волю", т.е. другими словами "получили свободу". Таким образом, тема передачи получается "свобода свободная". Поэтому я попросил модераторов изменить название темы форума.

А "сила воли" - это стремление к свободе и не только чисто физической, но и свободе внутренней, т.е. духовной.

_________________
Хай живе, хай живе вільна Україна!
Хай живуть, хай живуть вічно козаки!
Хай цвіте, хай цвіте червона калина!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 10:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Да Боже ж ты мой.... %)

Новейший философский словарь
Свобода воли



СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях
В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему - военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности - полис, его земля (Солон); свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. Поэтому антоним термина "свободный" - не столько "раб", сколько "негрек", "варвар". В гомеровском эпосе понятие свободы обнаруживает еще один смысл. Свободный человек тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры.Предельно возможное выражение свободы - в действиях героя, преодолевающего судьбу и тем сравнивающегося с богами.
Теоретическая предпосылка научно-философской постановки вопроса о СВ. складывается в мышлении софистов, противопоставлявших "фюсис" (единственно возможный, порожденный самой природой порядок) и "но-мос" (порядок жизни, самостоятельно устанавливаемый каждым народом).
Сократ подчеркивает решающую роль знания в осуществлении свободы. Подлинно свободный, нравственный поступок возможен лишь на основе ясных понятий блага и доблести . Никто не может поступать дурно по доброй воле, человек стремится к лучшему в своих поступках, и лишь незнание, невежество толкает его на неверный путь.
Платон связывает понятие СВ. с бытием блага как высшей "идеи". Благо освящает порядок, действующий в мире как порядок целесообразный. Поступать свободно - значит действовать, ориентируясь на идеал блага, согласуя личные устремления с общественной справедливостью.
Аристотель рассматривает проблему СВ.в контексте нравственного выбора. Свобода связана со знанием особого рода - знанием-умением ("фронесис") . Оно отлично от знания-"технэ", обеспечивающего решение задач по известному образцу. Нравственное знание-умение, прокладывающее путь свободе, ориентирует на выбор лучшего поступка в контексте этического выбора. Источник такого знания - специфическая нравственная интуиция, которая воспитывается у человека жизненными испытаниями.
Стоицизм развивает свое видение свободы, признавая приоритет провидения в жизни человека. Самостоятельное значение личности стоики усматривают в соблюдении обязанностей и долга (Панэций). При этом провидение может рассматриваться и как закон природы, и как воля в человеке (Посидоний). Воля в последнем случае выступает как орудие борьбы против судьбы, и как таковая требует особого воспитания.
Эпикур рассматривает вопрос о СВ. в своей атомистической физике. Последняя противостоит детерминистской атомистике Демокрита. Физика Эпикура обосновывает возможность СВ.: в качестве ее физической модели Эпикур указывает на возможность свободного отклонения атома от прямолинейной траектории. Причины такого отклонения не внешние, оно происходит совершенно спонтанно.

Особый этап в постановке вопроса о СВ. составила христианская идеология. Человек призван осуществить свою сущность в единстве с Божеством, учит Библия. Проблема однако состоит в том, чтобы соединить универсализм Божи-ей воли, с одной стороны, и нравственное усилие человека, еще не достигшего (а по сути никогда и не достигающего) соединения с Божеством, - с другой .
Христианская литература, касающаяся данной проблемы, может быть классифицирована по признаку акцентирования той или другой стороны этого взаимодействия.
Так, Пелагий (5 в.) обосновывает достаточно широкое толкование христианской идеи об участии воли человека в оформлении его судьбы, невольно принижая значение искупительной жертвы Христа.
Идею универсальности Провидения в полемике с этой точкой зрения защищает Августин. Осуществление добра в деятельности человека возможно только с помощью благодати Божией. Причем ее действие Августин не связывает с сознательным обращением к ней со стороны человека. Она проявляется независимо от него.
Фома Аквинский усматривает сферу СВ. в выборе целей и средств достижения блага. По его утверждению, к цели ведет лишь один верный путь. Разумное существо необходимо стремится к добру, зло же, как результат рационального выбора невозможно.

Разнообразие позиций проявляется и в эпоху Реформации,
Эразм Роттердамский защищает идею СВ. Против нее выступает Лютер, настаивая на буквальном прочтении догмата о Божественном предопределении. Бог, изначально, призвал одних людей к спасению, других приговорил к вечным мукам. Будущая судьба человека остается, однако, неизвестной ему самому.
Лютер при этом указывал на особую сферу бытия, "испытывая" которую личность в состоянии рассмотреть проступающие в ней знаки избранности. Речь идет о сфере человеческой повседневности и прежде всего о профессиональной деятельности, успешное осуществление которой есть признак состоятельности (избранности) личности перед лицом мира и Бога. Аналогичную позицию занимает и Кальвин, считающий, что Воля Божья всецело программирует бытие человека. Протестантизм практически низводит свободу воли к минимальному значению.
Фундаментальный парадокс протестантской этики состоит, однако, в том, что постулируя пассивность человеческой воли в осуществлении Божией благодати, она, заставляя человека разыскивать "шифры" избранничества, тем самым сумела воспитать активистский тип личности.
С протестантизмом полемизировал иезуит Л. де Молина (1535- 1600): среди различных видов всевидения Божия его теория выделяла особое "среднее знание" о том, что может произойти вообще, но конкретно осуществится при соблюдении определенного условия. Это условие Молина и связывал с живой человеческой волей.
Этот взгляд получил свое дальнейшее развитие у Суареса, считавшего, что Бог сообщает свою благодать лишь тем действиям человека, в ходе совершения которых помощь Бога не подавляет СВ.
Учение К. Янсения (1585-1638) по сути возрождает идеи Кальвина и Лютера - человек волен выбирать не между добром и злом, а лишь между различными видами греха.
Аналогичный взгляд был развит также мистиком М. де Молиносом, утверждавшим идею пассивности человеческой души перед лицом Бога (см. Квиетизм).

Тема СВ. обнаруживает себя и в философии Нового времени.
Для Гоббса СВ. означает прежде всего отсутствие физического принуждения. Свобода интерпретируется им в индивидуально-естественном измерении: человек тем более свободен, чем больше возможностей для саморазвития открывается перед ним. Свобода гражданина и "свобода" раба различаются только количественно: первый не обладает абсолютной свободой, о втором нельзя сказать, что он совершенно несвободен.
Согласно Спинозе свободен только Бог, т.к. только его действия детерминированы внутренней закономерностью, человек же как часть природы несвободен. Тем не менее он стремится к к свободе, переводя неотчетливые идеи в отчетливые, аффекты - в рациональную любовь к Богу.
Разум умножает свободу, страдания сокращают ее, - считает Лейбниц, различая свободу негативную
(свободу от...) и позитивную (свободу для...).
Для Локка понятие свободы равнозначно свободе действия; свобода - это способность действовать в соответствии с сознательным выбором.
Именно СВ., противопоставляемая разуму, выступает фундаментальным определением человека, - таков взгляд Руссо. Переход от естественной свободы, ограниченный силами самого индивида, к "моральной свободе" возможен через использование законов, которые люди предписывают сами себе.
Согласно Канту, СВ. возможна лишь в сфере нравственной закономерности, противополагающей себя закономерности природы .
Для Фихте свобода - это инструмент осуществления нравственного закона.
Шеллинг находит свое решение проблемы СВ., считая действия свободными, если они проистекают из "внутренней необходимости сущности", свобода человека состоит на перепутье между Богом и природой, бытием и небытием .
Согласно Гегелю, христианство вносит в сознание европейского человека идею о том, что история - это процесс в осознании свободы.
Ницше считает всю историю морали - историей заблуждений относительно СВ. Согласно его воззрению, СВ. - фикция, "заблуждение всего органического".
Самоосуществление воли к власти предполагает ее очищение от моральных идей свободы и ответственности.
Марксистская философия видела условие свободного развития в том, что ассоциированные производители оказываются в состоянии рационально регулировать обмен веществ между обществом и природой. Рост производительных сил общества создает материальные предпосылки для свободного развития индивидов. Царство подлинной свободы мыслилось в марксизме как коммунизм, уничтожающий частную собственность, эксплуатацию, а тем самым и саму основу принуждения.
СВ. - одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера. Свобода - самое глубокое определение бытия, "основа основ", помещающая экзистенцию в перманентную ситуацию выбора. Аналогичным образом и для Сартра свобода - не качество индивида или его действий, это скорее сверхисторическое определение родовой сущности человека. Свобода, выбор и временность суть одно и то же, считает философ.
В русской философии проблема свободы, СВ. специально разрабатывалась Бердяевым. Миру объектов, где царят страдания и зло, противостоит творчество, призванное преодолеть консервативные формы объективаций. Результаты творчества неизбежно будут объективированы, но сам творческий акт столь же неизбежно является свободным. Пожалуй, доминирующей тенденцией в трактовках СВ. (особенно в 20 ст.) выступает точка зрения, согласно которой человек всегда достоин того, что с ним случается. Найти основания для оправдания можно лишь в "пограничных" случаях .
А.П. Ждановский



Религиозно-философский словарь
СВОБОДА — 1) С этим представлением связано отрицание полной детерминированности человеческого сознания и утверждение подлинности чувства свободы в человеке. Определить ее философски невозможно. Различают ее виды: осознанную необходимость, свободу выбора и самореализации, гражданские свободы, свободу мысли и совести, свободу исполнять свой долг, свободу в истине, свободу жить согласно призванию. “Отождествлять свободу со свободой выбора — заблуждение” (Г.Марсель). Левые круги постоянно насаждали и продолжают насаждать представление о свободе как об устранении нравственных принципов и религиозной веры. Для христианства это неприемлемо, но оно может вести конструктивный диалог со светской культурой в русле понимания свободы как права и возможности жить и действовать в согласии с достоинством человека, с истиной, ради полнокровности человеческой жизни. 2) Христианские мыслители различают свободу, присущую природе человека и не утраченную им после грехопадения, и свободу, достигаемую им при обращении к Богу и в духовных усилиях по осуществлению Его воли и реализации в жизни Его замысла, а также благодатную “свободу во Христе” . Существует свобода как условие духовной жизни, но есть и свобода как плод духовных усилий. Истинная свобода — когда “правое дело совершается с радостью” (Августин), когда человек действительно может следовать Слову Божию, следовать за Христом. Для достижения высшей свободы необходимо искупление человека. 3) В русской философии Н. Бердяев защищал идеи первичности и принципиальной неопределимости человеческой свободы: “Свобода привела меня ко Христу и я не знаю других путей ко Христу, кроме свободы”; “свобода есть внутренняя творческая энергия человека”, она нетварна, коренится в Безосновном, в *Бездне (Ungrund'е Я.Бёме), и над ней не властны ни Отец, ни Сын, ни Св. Дух. Свобода, считал он, по-настоящему обретается лишь в творческой самореализации личности, а христианство — религия свободы, ибо сам Бог призывает человека стать свободным. Но свобода во Христе и свобода по Бердяеву — это разные вещи, подлинная свобода — благодатный дар в ответ на наши усилия в познании истины и в христианском подвижничестве.

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ — представление, согласно которому *воля человека является причиной поступков, действий и событий. Те, кто убежден в ее существовании, настаивают на том, что человек может многое изменить в мире. Примечательно понимание свободы воли у Иоанна Дунса Скота: не что иное, как сама воля есть полная (или цельная) причина хотения в воле. Христианские мыслители разных времен писали, что Бог уважает свободу воли человека и ждет его свободной любви. Грехопадение не лишило человека свободной воли, хотя и привело к значительной потере ею своей свободы и твердости в следовании истине и добру. Тем не менее М.Лютер защищал точку зрения, согласно которой есть лишь “рабство воли” согрешившего человека. Убедительного обоснования этого он дать не смог. Ответ Лютеру: В нашем падшем состоянии воля больна, но не мертва” (еп. Каллист Диокликийский); она нуждается в исцеляющем воздействии благодати.

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И БЛАГОДАТЬ — тайна, не раскрываемая до конца ни в религиозной философии, ни в теологии. Ясно, однако, что они не устраняют, не определяют, а взаимно дополняют друг друга, это — *синергия. Нет между ними причинно-следственной связи, последования во времени и нельзя сказать, что одна является основанием для другой. Благодать соприсутствует в действиях свободной воли, направленных к истине, добру и красоте, содействует правильному их осуществлению. “Каждое верное использование свободной воли с самого начала предполагает присутствие божественной благодати. Если бы сперва не была дана благодать, невозможно было бы правильно использовать свободную волю” (еп. Каллист Диокликийский). Но и без свободного согласия воли человека благодать Божия не проявиТСЯ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 20 янв 2011, 01:11, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 10:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2010, 21:33
Сообщения: 427
Откуда: Брянск
А я и не спорю с энциклопедиями. Просто высказываю свою точку зрения. К сожалению, очень часто в научном мире используют новые термины, которые уже используются. Т.е. фактически широко развит плагиат. Небольшой отрывок из вышеприведённой цитаты.

"Свободный человек тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры".

Т.е. без силы обойтись очень сложно, это ключевой момент в данном определении "свободы воли".

_________________
Хай живе, хай живе вільна Україна!
Хай живуть, хай живуть вічно козаки!
Хай цвіте, хай цвіте червона калина!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 11:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Ох, только одно пока приходит на ум. Пушкинское :

"На свете счастья нет, но есть покой и воля".
И "Зачем стадам дары свободы ? Их должно (?) резать или стричь".

Свобода воли ? Это свобода совершить СВОЙ личный поступок. Это воля БЫТЬ самим СОБОЙ.
Хотя... Это и воля ПОДЧИНИТЬСЯ. Обстоятельствам. Не перечить судьбе.
Все как-то вокруг РОКА крутится. Рок - поступить согласно воле. РОК - не противиться ВОЛЕ извне.
Воля быть собой.
И ВОЛЯ подавить себя.

А сила воля - это встать по будильнику, запихнуть себя в городской транспорт и соответствовать служебным обязанностям. Но ПОТОМ это становится образом жизни и называется плыть по течению. И нужна СИЛА ВОЛИ изменить хотя бы РЕЖИМ ДНЯ.
Все! Убегаю! Всем привет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 11:31 
не согласен воля не противоречит року
воля помогает следовать ему если сигналы ясны
в противном случае не воля -а волюнтаризм (ругательное)

волюнтаризм определение-завалит
Цитата:
Волюнтаризм

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Тённисом в 1883), идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.

Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu — "воля выше мышления"). Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности Я — абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей немецкой классической философии — Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Кантовскую "вещь в себе" Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознательную и слепую волю. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше. См. также Воля.

Термин "В." употребляется также для характеристики социально-политической практики, не считающейся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. См. Субъективизм.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 15:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:40
Сообщения: 1159
Откуда: Челябинск
tp писал(а):
В моём понимании, крест, который мы несём, есть ответственность. Неужели можно пройти по жизни, не беря никаких обязательств и не неся никакой ответственности?

Ну тогда тема сформулирована неверно. Назвать следовало бы "ответственность и обязательства в жизни". Сила воли тут ни при чём. Да и слово "крест" для многих несет соверешенно иной оттенок.

А если говорить про обязательства... то что про них говорить? Есть у человека обязательства: работать, кормить семью и т.д. и для этого не нужна никакая сила воли. Да и как уклониться от этих обязательств? Не кормить семью, не работать, не нести ответственность за свои действия? Помоему для этого надо быть неадекватной, деклассированной или асоциальной личностью.

_________________
Джасмухин - О том как жить без еды, питаясь только энергией.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 15:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Можно взглянуть на проблему СВОБОДЫ ВОЛИ оттолкнувшись от фильма "Матрица", как более-менее четкое отражение того, как она находит выражение в коллизии предложенной авторами фильма

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 15:48 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Свобода :ya_hoo_oo: воли :du_ma_et: !?

Словом “воля” у нас обозначают два различных понятия.
С одной стороны, воля - это сознательное стремление к осуществлению своих целей, к воплощению и реализации своих желаний; с другой, воля синоним свободы. Поэтому и возникает некоторое недоумение по поводу словосочетания “свобода воли”.
Но в данном случае мы все-таки говорим о воле, как активном действии, направленном на осуществление каких-то собственных целей.
И тогда сила воли – это количественная характеристика этого действия,… слабая воля, сильная воля, безволие… Т.е. ее можно применить, уменьшить, увеличить,… это прикладной аспект воли.
Ну а свобода воли – это скорее философский или мировоззренческий аспект этого понятия.
Свободна ли воля человека или все его действия обусловлены, детерминированы?... Об этот вопрос ломали и ломают копья великие мыслители прошлого и настоящего. И все-таки мне кажется это скорее постулат, чем доказуемая теорема. Приняв ее как постулат и согласившись с недетерминированной или детерминированной природой воли, человек начинает, исходя из этого, строить свою личность… свободного или зависимого человека.
Хотя,… если это постулат и можно выбрать один из,… то уже этим определяется человеческая свобода.
Для меня свобода воли очевидна. Только она могла стать причиной появления в законопослушном физическом и инстинктивном мире человека. Только она есть причина появления личности и становления индивидуальности. Только она может объяснить появление ответственности в человеческой душе.
И мне, как и tp, показалось знаковым, что обсуждение этой темы совпадает с большим христианским праздником, Крещением Господнем. Но для меня в этом празднике явлена не столько сила воли, сколько ее свобода. Другое название этого праздника Богоявление. Все три ипостаси Бога были явлены миру в этот день. Бог умалился до человеческой природы, Бог стал человеком. И этим самым поставил человека перед выбором свободы или зависимости. Хотя… опять и опять,… если мы стоим перед выбором, значит уже изначально свободны.
А вот готовы ли мы принять эту свободу? и вообще нужна ли она нам? и в чем она собственно выражается?... возможно, об этом и есть смысл поговорить и уточнить наши мнения и взгляды…
А может быть по этому поводу стоит вспомнить “Легенду о Великом Инквизиторе” Достоевского и “Бегство от свободы” Фромма… :du_ma_et:

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 16:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:40
Сообщения: 1159
Откуда: Челябинск
Мда... начали с силы воли, потом перешли к ответственности и закончили свободой и волей.
О чема то? как то размыто всё. Не понятно даже, что обсуждать.

_________________
Джасмухин - О том как жить без еды, питаясь только энергией.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сила воли
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 16:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
tp писал(а):
Я сперва перекопировал тему передачи из анонса. А потом задумался. А может ли воля быть несвободной? По-моему, это масло маслянистое. Воля и есть свобода. Например, выражение "век воли не видать". Или о крестьянах, которые были освобождены от крепостной зависимости, говорили "получили волю", т.е. другими словами "получили свободу". Таким образом, тема передачи получается "свобода свободная". Поэтому я попросил модераторов изменить название темы форума.
А "сила воли" - это стремление к свободе и не только чисто физической, но и свободе внутренней, т.е. духовной.

Поняла Вашу точку зрения, tp, извините.
У меня больше обратный вопрос не укладывается: может ли воля быть полностью свободной? Даже в Вашем примере: крестьяне были освобождены от отягощения крепостным правом. Получается, в результате они получили свободу=волю. Но стали ли они от того внутренне-то сами свободны, обрели ли они душевную независимость, самостоятельность в себе?

По моему мнению всё же свобода не есть воля. Обладая большой силой воли, в человеке вполне могут сосуществовать и самоограничения, всячески препятствующие воплощению стремления или активности. Бывает нужна сила воли, чтобы достигнуть свободы воли (вот такая абра-кадабра выходит :-) .
Общеизвестно: побороть любую психологическую зависимость без желания, усилия воли- не получится (или крайне сложно). Так дальше и невозможно следовать интуитивному направлению жизни, которое возможно предначертано тому человеку.

Значит, есть воля (намерение), есть её сила (характеристика, интенсивность намерения) и есть свобода (направление силы намерения, её выражение, воплощение)

И ещё, исходя из вышесказанной ситуации, исцеление невозможно, пока сила воли не будет подкреплена внутренним мотивом и осознанием "к чему стремиться". Здесь и сталкивается одновременно свобода (вариативность целей) и относительное ограничение, в частности, как минимум точно такая же свобода окружающих людей. Сплошь и рядом радиусы такой "индивидуальной свободы" перекрываются. И нет крепостного права, а есть частная собственность, права человека,- только паутина всё равно цельна получается.

Возможно, свобода метафорически подобна дороге и участнику движения, способному двигаться, но в пределах установленной ширины дороги и вдоль неё. Он чувствует свободу-путь открыт, зелёный свет, поскольку и перемещается в нужный ему пункт назначения по своему маршруту. А лишь наблюдателю заметно, что в сторону свернуть невозможно. Но так участнику движения- то этого совершенно не нужно! Это не воля гипотетического участника движения, ни его интерес. И заставь его свернуть,- он ощутит ограничение свободы :du_ma_et:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 94 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.128s | 18 Queries | GZIP : On ]