По поводу фейерверков
Возможно, это
бессознательная память об ожидании некоего божественного откровения с неба, которое (откровение) во всех культурах представлялось как некий непонятно откуда взявшийся яркий свет.
У Рафаэля есть картина «Преображение» (его последняя картина), где изображено тёмное небо, на нём – яркое голубое свечение, в котором видна фигура летящего Христа. Это, наверное, самая выразительная, но, конечно, далеко не единственная религиозная картина, где показан свет, исходящий с неба.
Похожие картинки есть в нашем
искусстве Палеха: на них часто присутствует как бы несколько уровней, и верхний, «небесный» уровень часто занят яркими летающими фигурами волшебных персонажей.
А ещё я в одном доме видела на стене цветную литографию
советской художницы Марии Райской: Москва, вдалеке, на горизонте – мавзолей, от него во все стороны расходятся яркие лучи, к нему со всех сторон идут толпы народа, а всё небо сплошь в фейерверках.
Рафаэль "Преображение" (1520)
Литография Марии Райской
Проблема заключается в том, что
нас сейчас привлекает только само свечение в небе; но никто уже не «видит» в нём ничьего «божественного присутствия»; осталось только безотчётное и смутное чувство чего-то магического и божественного. Может быть, именно это чувство и приводит к тому, что некоторые не испытывают страха, пуская фейерверки в помещении.
А ещё
этим чувством умело пользуются политики.
Наверное, многие заметили закономерность:
чем больше ворует мэр города, тем более пышные салюты он устраивает на день города. Это – чтобы у людей, которые чувствуют себя очень незащищёнными, появилась иллюзия некоей божественной защиты.