Добрый день всем, и Доктору
Ну вот, вопрос «куда катимся?» уже стал обсуждаться и в СН.
Лично у меня по данному вопросу мнение очень жёсткое. Что касается этого жуткого закона – вот лично я ещё ни разу не видела ни одного человека, не относящегося к властям, который бы этот закон одобрял. Такое впечатление, что
кроме властей этот закон абсолютно никому не нужен.Сначала
о «гармоничном развитии личности» в школе, о котором столько говорится. Вы знаете, по-моему,
школа по самой своей природе практически исключает так называемый индивидуальный подход. Школа – это всегда некий стандарт. И с этим ничего поделать нельзя. Конечно, всегда хочется, чтобы всё было как хочешь, но не всегда это возможно и не всегда и нужно. Если дать школьнику свободу выбирать предметы – он вообще ничего не выучит. Вот в США когда-то проводили реформу образования именно так – под лозунгом «свободы личности» - предметы можно было выбирать по вкусу. В результате Америка уже сколько лет импортирует мозги со всего мира, потому что американские школы после этой реформы стали
выпускать неучей . Так что
все эти разговоры о «формировании креативной личности» - это всё полная чушь. Это всё ЗАМЫЛИВАНИЕ НАШИХ МОЗГОВ И ВЕШАНИЕ ЛАПШИ НАМ НА УШИ, ЧТОБЫ ЗА КРАСИВЫМИ СЛОВАМИ СКРЫТЬ ПРАВДУ. А правда в том, что: А КУДА ПОТОМ ПОЙДЁТ ЭТА «КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ»? В бандиты? У нас же нет ни науки, ни производства! Работы нигде никакой не найти, о каком «развитии личности» можно тут вообще говорить?!Теперь о
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ, которые я хочу рассмотреть более глобально, в перспективе. Ну, очевидно, что
огромное множество детей полноценного среднего образования получить не сможет. Если эту реформу введут, то образование в школе быстро станет платным и очень дорогим, это совершенно ясно. А без образования нет ничего, нет никакой жизни.
Это будет означать
полную утрату веры молодёжи в то, что удастся найти какое-то позитивное применение своим силам. Последствия могут быть страшными. Одна из потребностей человека – это потребность в собственной значимости, в том, чтобы как-то влиять на окружающий мир, как-то изменять его – желательно, конечно, в позитивную сторону. Если человек поставлен в такие условия, что он не может ничего позитивно изменять, то он будет удовлетворять эту потребность через негатив, через бунтарство, через изменение самой этой плохой ситуации. Если в такие условия поставлен целый народ, если большая масса людей никак не может позитивно себя реализовать, то эта самая масса будет реализовывать себя через негатив. У этого закона есть, по-видимому, два побудительных мотива:1)
Психопатологический мотив. Наши власти – это психбольные
, одержимые манией преследования, им кажутся везде враги, которые их скинут и всё наворованное отберут; стремление лишить молодёжь перспектив – это стремление обезвредить возможных «врагов». Элита хочет забронзоветь, хочет навечно сделать себя элитой. Ну, правда, в истории такая ситуация обычно заканчивалась тем, что вся эта элита в конце концов вырезалась, расстреливалась и сажалась в лагеря, потому что простые бесправные люди тоже хотели быть значимыми и утверждали свою значимость через уничтожение элиты – других способов себя утвердить у них не было.
2) Но
основной мотив – это, конечно, желание побольше наворовать из бюджета и поменьше тратить на нужды простых людей. Что тут можно сказать? Главная беда любой власти, которая отстранилась от народа – в том, что она перестаёт адекватно оценивать настроения и действия этого народа. И наши власти думают: вот раз народ сидит тихо и революцию не устраивает, значит, он тупое быдло, значит, достаточно кинуть народу три копейки на хлеб и три копейки на водку, и народ этим удовлетворится, и будет и дальше тихо сидеть, и не нужна ему всякая фигня типа образования – ковыряться в помойке можно и без образования - а те нефтедоллары, которые раньше выделялись на образование, можно разворовать.
У этой реформы нет цели «сделать людей тупее», власти и так считают нас абсолютно тупыми. Но это большой и роковой наив. Власти не учитывают главного – стремления человека к значимости, которому нужно давать позитивный выход, а иначе оно само выйдет через негатив. Нынешнее молчание народа – это не стабильное состояние, а очень шаткое равновесие, которое легко нарушить. Почему сейчас мало народных выступлений? Потому что в наших людях сейчас действуют два противоположных настроения. Первое настроение – это ненависть к богатым и раздражение от всей этой несправедливости. Ненависть эта очень сильная, это известно нам всем. Но мы сами боимся своего гнева, массовое выплескивание этой ненависти будет иметь абсолютно неконтролируемые последствия, в том числе в виде человеческих жертв – ну все помнят слова классика о «русском бунте». Но в настоящее время в нашей стране отчасти под влиянием запада господствует психология индивидуализма, то есть средний человек не очень-то хочет собой рисковать, а хочет жить в комфорте, наслаждаться жизнью и иметь перспективы для профессионального развития. И вот эти два вектора тянут в противоположные стороны, а результирующая сила равна нулю, и мы не выступаем, а все продолжаем надеяться, что все эти проблемы как-то решатся мирным путём, и мы без кровопролития и риска получим обеспеченную жизнь и возможности развития.
Сейчас, пока среднее образование ещё сохраняется, у людей ещё есть иллюзии, что, может быть, как-то можно чего-то позитивного в жизни добиться, если не в России, то на западе, там наши образованные люди нужны. А вот если человек не сможет получить нормального школьного образования это значит, что он с самых юных лет будет поставлен перед фактом: фиг тебе, никакой нормальной жизни у тебя никогда не будет, и никаких перспектив кроме ковыряния в помойке и работы дворником у тебя нет. Иллюзий, что, может быть, как-то удастся в этой жизни себя позитивно проявить, у таких людей не будет, равновесие нарушится, и их вектор будет уже не нулевым, а потянет в сторону негативной самореализации, то
есть открытого проявления своей ненависти в первую очередь к богатым. Таким людям нечего терять, поэтому они способны на всё. Ну да, необразованные люди действительно более управляемы, нежели образованные; весь вопрос в том,
кто ими будет управлять? Они хоть и необразованны, но подчиняться всегда предпочитают тем, кто, по их мнению, стоит на стороне их интересов. Они подчиняются тем, кто обещает им значимость. И вот будет ли этот народ подчиняться богатым, которых он ненавидит, - или кому-то, кто влезет на броневик и заявит, что всех богатых надо перебить и самим стать хозяевами всего?
Отдельная беда – это ЧТО БУДЕТ СО ШКОЛАМИ ИСКУССТВ? Про них вообще никто не говорит! Вот эти островки возможностей для художественного развития детей – они куда денутся?
По этому поводу – цитата из радиопрограммы Михаила Веллера: «Вот говорят о том, что Министерство образования во главе с министром Фурсенко (а министр Фурсенко внешне производит впечатление человека, просто измученного непосильным страхом, что за всё сделанное могут открыть следствие, судить и повесить. У него внешность очень издёрганная
) собирается перестать финансировать художественные, музыкальные и балетные школы – пускай они будут частными, платными, хозрасчётными и так далее.
То есть: вся великая советская исполнительская школа, вся великая советская балетная школа – то, что составляло гордость страны и народа, то, что было кое-чем из всего нашего основного и главного – его собираются уничтожить, чтобы «снизить бюджетные затраты». А куда мы будем девать наш бюджет? Угонять за бугор и складировать в их банках и ценных бумагах? В принципе, если представить себе ужасное – что сейчас у нас страшные годы сталинских доносительств и лагерей – лично я не могу ручаться, что я не написал бы в карающие органы донос (и не анонимный, я бы подписался) на министра Фурсенко с просьбой органам расследовать
всю эту деятельность по уничтожению советской образовательной базы, которая сейчас просто догрызается.
А нету образования – нету всего. Так что когда в Америке считают, что Россия – угасающая страна, мы, конечно, призываем чуму на их головы, но я боюсь, что мы действительно идём по этому пути, и это ужасно»
.