Прочитала документ. Каюсь,…
невнимательно, по диагонали,… уж очень большой, скучный
и пра-а-а-авильный.
В душе собирались слезы умиления, хотелось хлопать в ладоши и кричать “браво”.
Но это желание сразу же разбудило злобного критика, который начал тыкать пальцами в пункты, параграфы и благостные намерения и задавать язвительные вопросы.
Про ОБЖ, физкультуру и Россию в мире не буду, сказано уже много… Но… даже если это как-то изменится, вопросов и недоумений не уменьшится. Итак…
Как возможно в каждой конкретной школе нашей огромной страны обеспечить каждому индивидуальный план обучения?
Допустим, химию там или биологию в данной школе захотело изучать три человека или вообще один. Это что значит? будет ли учитель химии заниматься с одним или там двумя-тремя? А если вообще не будет желающих в каком–нибудь учебном году изучать биологию? Учителя на год уволят или в отпуск без содержания отправят? Кабинет расформируют или опломбируют, чтобы не разворовали?
Каждый предмет теперь делится на интегрированный, базовый и профильный уровень. Это что значит? по каждому предмету будет не один стандарт для учебного пособия, а три? Так получается. Т.е. финансирование пойдет опять не в школы, а во всякие там профильные институты, занимающиеся разработкой этих самых программ и подготовкой учебников.
Дальше… Хорошо. Разработали программы, выпустили учебники. Ученики заинтересованы изучать математику или литературу, но на разных уровнях. Кому-то базовый интересен, кому-то нужен профильный, кому-то непонятного интегрированного достаточно. Как такой учебный процесс будет организован в реальности? Разные учителя? разное время? разные классы?
Между прочим, одним из требований к результатам обучающихся есть такое понятие, как метапредметный результат, “включающий освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия” (цитата из образовательного Стандарта). Как предполагается его формировать, если учащиеся выбирают предметы по собственному желанию и основная часть учебных предметов может оказаться вне их учебного процесса?
Как можно вести разговор о “креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, осознающей ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни” (цитата из образовательного Стандарта) личности, если обучение явно направлено на формирование узкого специалиста? Т.е. гуманитарии выбирают собственные направления и в нем специализируются, технари готовятся в своей узкой области, тогда как креативность и целенаправленное познание мира предполагает разностороннюю подготовительную базу.
Как можно заложить основы экологического мышления, если все естественные науки объединены в одну группу, из которой можно выбрать только один или два предмета, а остальные при всем желании ученика останутся вне поля его зрения?
Как?… почему?... что?... кто?…
Вопросов много, продолжать не буду.
Ощущение, что документ сочиняли или кремлевские мечтатели, или для отписки. Все красиво, но на практике нереально. И если его попытаются внедрить, возникший хаос дорушит то, что еще со скрипом, но работает.