На мой взгляд, самооценка не может появиться без знания того, как нас оценивают окружающие, как это ни пародоксально звучит. У меня такое ощущение, что все наши самооценки берут начало из детства..., от того как нас оценивали родители, воспитатели детского сада, в школе - значимые для нас учителя и сверстники, и далее она уже по - видимому мало изменяется и боюсь застывает на каком то определенном уровне. Именно в нашем детстве и отрочестве возникает тот или иной уровень самоценки, бессознательно или сознательно внушенный нам окружением и не случайно, кажется, существует такой парадокс, что люди добившиеся многого, порой страдают, как это ни странно, от низкой самооценки, они и наверх - то лезли только потому, что хотели повысить ее, но тени прошлого, увы, следуют за нами... И еще немаловажный момент, особенно значимый для мужчин. Генитически заложенная высокоранговость и низкоранговость вкупе с ранговым потенциалом. На мой взгляд, именно, осознающие свой невысокий ранг болезнено озабочены и своей самооценкой и достоинством
И возможно, мы порой слишком зависим от самооценки, и кто то отбрасывает свою зависимость от нее, взяв на вооружение, скажем постулаты В.Леви: Учиться не нравиться. Самооценке - самообслуживание. Оценивать не себя, а результат.
В даосизме и если я не ошибаюсь также в учении дзен, скажем вообще не придается значения понятию: самооценки и производного от него - достоинства. Пример истинного даоса это образ Винни - Пуха. Ему как - то было не до самооценки и чувства собственого достоинства в его хлопотах. И дзен-буддисту,кстати, самооценка как и достоинство тоже излишни, поскольку он и окружающих - то никак не оценивает не то, что себя...
Интересно, а почему мы не говорим - "чувство чужого достоинства", а только "собственного"? Что - то тут с эгоцентризмом связано, т.е с центропупизмом, не мой взгляд...
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|