Ни размышления на форуме, ни прошедшая программа так и не убедили меня в том, что Воланд – это Сатана, воплощенное зло. И уж тем более, Иешуа Га-Ноцри - это не Иисус Христос. Так случилось в моей жизни, что “Мастера и Маргариту” Булгакова прочитала уже после того, как первый раз прочла Новый Завет. Тогда от первого прочтения Нового Завета не очень много чего осталось в памяти… Хотя нет, осталось,… появились вопросы, огромные и глобальные, которые заставляли размышлять над Библией, над Евангелием, заставили искать ответы. Впрочем, все ответы на внутренние вопросы всегда субъективны. Наш форум ярчайшее тому подтверждение. Что же такое в романе Иешуа? Бродячий философ, так его определяет сам Булгаков. Мастер писал роман не о Иисусе, он писал роман о Понтии Пилате. Параллели с Евангелием подталкивают провести аналогию между Га-Ноцри и Христом. Но все во мне воспротивилось этой аналогии с первого же прочтения. Нет, не Христос Га-Ноцри, нет. А кто? Философ-идеалист, размышляющий и проповедующий идеалы добра и справедливости, ноумен идеалистической философии, непроявленные потенции… Мы практически ничего о нем не знаем, его как бы и не было на Земле… “-- Боги, боги, -- говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, -- какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, -- тут лицо из надменного превращается в умоляющее, -- ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? -- Ну, конечно не было, -- отвечает хриплым голосом спутник, -- тебе это померещилось. -- И ты можешь поклясться в этом? -- заискивающе просит человек в плаще. -- Клянусь, -- отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются. -- Больше мне ничего не нужно! -- сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес.” Ну а Воланд – это феномен, явленное, данное нам в опыте чувственного познания. Устраивая сеанс черной магии на сцене Варьете, он пытается через проявленное, явленное понять окружающих людей… “-- Ну что же, -- задумчиво отозвался тот, -- они -- люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... -- и громко приказал: -- Наденьте голову.” Вообще настоящее обличье Воланда Булгаковым описывается, как Космос, наверное, тоже не случайно… “И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь -- только глыба мрака, и грива этого коня -- туча, а шпоры всадника -- белые пятна звезд.”
И Иешуа, и Воланд, конечно же, связаны, связаны друг с другом, как разные стороны познания мира. Воланд – чувственное познание, Иешуа Га-Ноцри умопостигаемое сущностное познание. В общем, вот как-то так я вижу этих персонажей в этой замечательной и талантливейшей книге.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|