Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Всё об уважении... http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=804 |
Страница 5 из 10 |
Автор: | Алексей Попов [ 17 июн 2011, 22:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Видимо, 2 вида уважения существуют: - уважение как равноправие - и уважение как собственное смирение. "Мы с тобой одной крови" (из "Маугли") относится к первому. И ещё усматриваю связь первого с языческой традицией, а второго - с христианской. А "уважение заслуг" мне кажется лишь мутацией - внедрением чувства Беспомощности-Поддержки в чувство Уважения. Вследствие чего чувство уважения становится зависимым. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 17 июн 2011, 23:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Алексей Попов писал(а): А "уважение заслуг" мне кажется лишь мутацией - внедрением чувства Беспомощности-Поддержки в чувство Уважения.Вследствие чего чувство уважения становится зависимым. Это может быть совершенно отстраненное уважение. Причем под "заслугами" я, например, понимаю не регалии или какие-то другие знаки общественного признания, а в большей степени свое понимание человека. Это не относится ни к чувству беспомощности, ни поддержки.. я могу с этим человеком никогда лично не пересекаться и не контактировать. Но я вижу в нем превосходные (т.е. превосходящие обычные) качества, или качества, которые я считаю приоритетными, и это вызывают у меня уважение. |
Автор: | Екатерина Лукина [ 17 июн 2011, 23:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Уважение не зависит от количества прочитанных человеком книг?!) Одна моя знакомая с глубоким уважением и признательностью вспоминала свою безграмотную бабушку, которая приучала эту мою знакомую к труду, в радости и спокойствии в тишине и размеренности жизни. Сколько я таких примеров слышала, и всегда от успешных людей, что их воспитали такие вот тихие бабушки. Я уважаю своего свёкра, который ни разу не сделал мне замечание, что я неуч, и что не читала того, или не читала этого.. И я благодарна ему за то, что стала больше читать. И маме своей благодарна за то, что она не пожалела своих сил и времени - и читала с нами в детстве вслух по очереди, и своим примером показывала, что любит книги. Вещи ведь простые и понятные каждому - за что мы уважаем других, не обязательно заслуги должны быть сверх естественными. Почему то редко говорим о таких качествах как честь и достоинство, долг и ответственность, которые действительно заслуживают уважения. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. ... Про притчу о переполненной чашке) Мой сын постоянно пытается спорить, и я постоянно упрямо пытаюсь заставить его вылить, да немедленно выплеснуть его чашку. Результат прямо противоположный)) Попробовала посмотреть - что там у него в его маленькой чашечке, выслушала его - ого, да он учится мыслить, ошибается, но честно и логично по своему, и когда он увидел, что его слушают, его пытаются понять, а не влить свой кипяток - с удовольствием принимает в свою стратегию мою версию в споре.. |
Автор: | Лара [ 17 июн 2011, 23:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
СПАСИБО за передачу ! Очень интересно и полезно! |
Автор: | Бегущая по волнам [ 17 июн 2011, 23:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Екатерина Лукина писал(а): Почему то редко говорим о таких качествах как честь и достоинство, долг и ответственность, которые действительно заслуживают уважения. Екатерина, совершенно согласна с вами, я писала. что уважение вызывают и качества, которые для уважающего приоритетны. Честь и достоинство, долг и ответственность для меня тоже являются таковыми. И конечно же я всегда буду уважать человека, обладающего ими. И таких бабушек, которых вы описали - тоже. За прекрасные человеческие качества. Но можно уважать и за профессиональные достижения и за многое другое. Об этом уже тоже писала раньше. Просто приходится уточнять свое видение вопроса, не повторяя уже написанное ранее... Но как уже видно, у каждого свой взгляд на этот вопрос. |
Автор: | Афалина [ 17 июн 2011, 23:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Спасибо за передачу! Любая беседа, любой контакт связан "искренним интересом". Смотря шире- внимание и интерес- единственное, что связывает людей, не давая распасться на сумму "замкнутых индивидуальностей" ("опустошёная чаша", открытая навстречу собеседнику, мгновениям, чувствам и.т.д). Неожиданно , что самоуважение не столько уж "сАмо", сколько воспринятая со стороны оценка, сформированная другими. Интересно, в общем-то да, это так. Только тогда абсолютно не понимаю: почему не все испытывают потребность в уважении в одинаковой мере? Откуда возникает "ненасытность" уважением? Взять аналогию Таро к примеру: есть скажем люди-"Отшельники" смиренно и покорно обретшие мудрость. Они вроде не взыскуют уважения, как и не особо рвутся к социуму. Им в противовес есть Маги, работающие на публику, восхищающие её трюками, ловкостью и хитростью. Их жизнь без зрителя, без уважения -меркнет. Вот что, какое чувство, какое переживание и чем в нас насыщается, когда образно говоря, Маг "вырастает" до Отшельника? Одни всю жизнь потратят в беге за образованиями, деньгами, квартирами, респектабельностью, значимостью, а другим достаточно...самоуважения или какого-то "перманентного" что-ли уважения, что ничего собственно от окружающих не надо. Или я мысль не совсем поняла? |
Автор: | Екатерина Лукина [ 18 июн 2011, 00:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Я вас поняла, Бегущая по волнам. Мне хотелось подчеркнуть важность личного примера уважения к человеку как к личности, способной самостоятельно мыслить, пусть он хоть заново велосипед изобретает.. Он достоин уважения, пусть его мысль сто первая или тысяча вторая или вообще ноль ноль, медленно медленно или супер быстро - это процесс личный, присмотреться к нему - это ж время нужно и участие. А увидеть, что мыслит не так, не правильно - это не всё в воспитании. У Юлии Борисовны Гиппенрейтер есть замечательный пример - отец математик учит своих дочек - даёт им логические задачки и простые примеры, и одна девочка, повзрослев вспоминает - папа никогда не ругал её, что она делает "не так", поэтому не сломал в ней любовь к разгадке, она сидела и пыхтела сама, а он был внимательным наблюдателем.. Один раз он дал задание девочкам - посчитать количество столовых приборов на праздничном столе - одна посчитала - вышло 12, у другой тоже 12, а третья выдала цифру 11-12, причем в её понятии это значение было не приблизительное, а как что-то одно целое - например как двойное имя Анна-Мария)) Это творчество в обучении. По притче Александра Геннадьевича - нужно было заставить девочку вылить чашку, и тогда только она поймёт учителя.. |
Автор: | Селена [ 18 июн 2011, 00:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Что-то программа мне ясности не добавила. Еще при обсуждении на форуме это понятие разделилось на два, как мне показалось, взаимоисключающих этапа. Те же самые этапы были озвучены и в программе. Уважение – это оценка и уважают за что-то. Так прозвучало в начале программы. Уважение выражается тем, что нужно на время убрать себя, вылить свое мнение из стакана и наполнить его другим… мнением, судьбой, делами другого человека. Так прозвучало в конце. Какое из двух состояний Вы, Александр Геннадиевич, называете уважением. Я совсем запуталась. Если это оценка, то внутри меня должна быть сформирована определенная шкала ценностей, с которой я буду сравнивать встреченного человека. Там что-то более ценно, что-то менее ценно, что-то вообще не имеет значения. В соответствии с этой шкалой,… она у всех будет различной, в зависимости от индивидуальных особенностей,… кто-то будет уважать завскладом, кто-то криминального авторитета, кто-то академика Сахарова… Хорошо, я могу предположить, что для соотнесения с этой шкалой необходимо понимание, т.е. первичная внутренняя пустота, безоценочное состояние… Некий нулевой момент общения, когда я еще не знаю кто передо мной: завскладом или академик. Пообщались,… вернулось состояние оценки, вытащилась шкала ценностей. Сравнила, не подходит. Уважать не за что, нигде этому своему собеседнику в моих ценностных категориях не нашла места. Уважение исчезло или оно так и не возникло? Какое состояние все-таки Вы называете “уважением”: внимание к человеку и готовность понять (состояние пустое и безоценочное) или возникшее в результате понимания знание, которое уже можно соотнести с внутренними ценностями (т.е. состояние оценки). Никак я эти два этапа склеить вместе не могу. У меня получается два разных состояния души, называемых одним словом. |
Автор: | Афалина [ 18 июн 2011, 00:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Селена писал(а): Какое состояние все-таки Вы называете “уважением”: внимание к человеку и готовность понять (состояние пустое и безоценочное) или возникшее в результате понимания знание, которое уже можно соотнести с внутренними ценностями (т.е. состояние оценки).Никак я эти два этапа склеить вместе не могу. У меня получается два разных состояния души, называемых одним словом. Угу, Селена, и у меня аналогично Какой-то неравнозначно двусторонний процесс получается: в одну сторону проявляется внимание и нахождение чего-то ценного "важного" среди гаммы составляющих человеческой натуры, а в обратную сторону достигается поощрение, удовлетворение потребности в признании (оценка то есть). И всё в одном чувстве. Да не каждый ещё в равной степени в этой "оценке" испытывает потребность. Странно.... |
Автор: | Екатерина Лукина [ 18 июн 2011, 01:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Мой любимый Я. Корчак. ..66. Ребёнок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас. Ребёнок всё это чувствует, но по-другому, по-своему. Ребята уважают тебя за то, что у тебя есть часы, что ты получил письмо с иностранной маркой, что имеешь право носить при себе спички, поздно ложиться спать, подписываешься красными чернилами, что ящик у тебя запирается на ключ, - за то, что ты обладаешь всеми привилегиями взрослых. Намного меньше ребята уважают тебя за образование, в котором всегда усмотрят недостатки: "А вы умеете говорить по-китайски? А считать до миллиарда?" Воспитатель рассказывает интересные сказки, а кухарка и сторож знают ещё интереснее. Воспитатель играет на скрипке, а товарищ, играя в лапту, подкидывает мяч выше. Добродушным детям импонируют все взрослые: настроенные же критически не склоняют головы ни перед нашим умом, ни перед нашей нравственностью. Взрослые врут, жульничают, они не искренние, прибегают к некрасивым уловкам. Если взрослые курят потихоньку, то только потому, что могут курить открыто, ведь они делают что хотят. Чем больше ты заботишься о поддержании авторитета, тем больше его роняешь: чем ты осторожнее, тем скорее его потеряешь. Если ты только не смешон до последней степени, не абсолютно туп и не стараешься по-дурацки вкрасться в доверие у ребят, заигрывая и делая поблажки, они станут тебя на свой лад уважать. На свой лад - это как? Я не знаю. Ребята будут смеяться, что ты худой и высокий - толстый - лысый, что у тебя на лбу бородавка, что, когда ты сердишься, у тебя шевелится нос, а когда смеёшься, голова уходит в плечи. И станут тебе подражать, и захотят быть худыми или толстыми и шевелить носом, когда сердятся. Позволь им в какую-нибудь исключительную минуту в редкой задушевной беседе сказать тебе по-товарищески, что они о тебе думают. - Вы такой странный. Иногда я вас люблю, а иногда так просто убил бы со злости. - Когда вы что-нибудь говорите, кажется, что всё это правда. А подумаешь и видишь, что вы ведь только так говорите, потому что мы дети. - Никогда нельзя узнать, что вы о нас на самом деле думаете. - И выходит, что и посмеяться над вами нельзя, раз вы только иногда смешной... ... Уважение - это столь сложное чувство, что ребёнок не имеет своего мнения, полагаясь на опыт старших. Мама приказывает прислуге, прислуга маму боится. Мама и на бонну сердилась. Мама должна спросить у доктора разрешения. Полицейский может маму оштрафовать. А товарищу не нужно мою маму слушаться. На папу на службе рассердился начальник, поэтому папа такой невесёлый. Солдат боится офицера, офицер - генерала, а генерал - короля. Здесь всё понятно и, может, поэтому мальчиков и занимают военные ранги; может, поэтому в школе дети так точно дозируют уважение - по классам, - что это тоже легко понять. Очень достойны уважения посредники между видимыми и невидимыми авторитетами. Ксендз беседовал с Богом, доктор на дружеской ноге со здоровьем, солдат знаком с королём, а прислуга много знает о чарах, духах и кикиморах. Но бывают моменты, когда самым достойным уважения оказывается пастух, который вырезает ножиком фигурку из дерева; этого ни мама, ни генерал, ни доктор не сумеют." ))) |
Автор: | Екатерина Лукина [ 18 июн 2011, 02:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Я вот тут думаю, думаю. Мне кажется всё так противоречиво, потому что люди разные, разные потребности. Цели разные. Корчак пишет, что мотивация важнее поступка. Если желать оценки только ради оценки - тогда никто не захочет ценить, либо будут умело "ценить" тех, кто не различает подхалимаж, или не брезгует им, тут важно увидеть не справедливость и обман. Таким как Перельман не нужна оценка, но он ведь не хочет нас обмануть, он просто делает то, что ему интересно.. Другой пример - Сергей Васильевич Рахманинов, не менее достойный и гениальный человек, он нуждался в признании, считал, что жена гения должна каждый день говорить ему о его гениальности. Но он трудился, и действительно замечательные произведения написал. Всё честно. Уважение как желательность, как кредит доверия, как результат, не как самоцель, как спутник, не смотря на то, нуждается в нём человек или нет. И никто не знает - устоишь ты без этого кредита доверия или сломаешься.. Будешь ли злоупотреблять уважением или нет.. Дали сам себя культивировал, но и у него были постулаты, не следуй он им, не было бы признания, хоть он и передёргивал и манипулировал, но не старался бы - не смог бы и манипулировать.. Поэтому заслуга есть, цель этой заслуги может быть разной. И каждый для себя решает - достойная ли она, эта цель или нет. Каждому бы хотелось настоящего, настоящее - то, что ценно для каждого. У Александра Геннадьевича по моему в "Прорыве в гениальность" есть о уважении немного - нас уважают за то, что ценно для большинства (не дословно). А если ты старался, но не добился уважения, стоит ли расстраиваться? Или если человек болен, нужен ли он обществу, будем ли мы уважать себя просто так, если забросим своих стариков, инвалидов.. |
Автор: | quagga [ 18 июн 2011, 06:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Уважение- это оставить за человеком (независимо от его "индекса значимости для общества"!) ПРАВО БЫТЬ ДРУГИМ |
Автор: | Катя Сафонова [ 18 июн 2011, 07:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Я вот, как ни думаю, то прихожу к мнению, что о подлинном УВАЖЕНИИ говорит карта нулевого Аркана карт Таро - Шут (Дурак), как и любая Истина, которая дуальна, мы сначала на карте видим полное НЕ УВАЖЕНИЕ - эпитеты "дурак" и "шут" это крайне уничижительные понятия. Поэтому подлинное уважение не может расти из внешнего признания, для многих - ты можешь оставаться "дураком" и "шутом". Уважение растёт как бы из глубины души, из "внутри тебя". Оно возникает из увлечения чем-то таким, только тебе ведомом, только тебе может быть понятна значимость твоих действий, что совершенно сокрыто от других, и вот это подлинное уважение - как второй посох у шута, который даёт очень важную опору в жизни. Мне кажется, внешнее уважение - такой уверенности не может дать, я знаю людей, при всём к ним уважении со стороны других людей - им этого мало, они всё время алчут его, им нужно постоянное подтверждение уважения со стороны, наверное, это как у Рахманинова. Поэтому нужно становится "дураком" и "шутом", чтобы познать подлинное уважение внутри себя. |
Автор: | Алексей Попов [ 18 июн 2011, 09:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Бегущая по волнам писал(а): Алексей Попов писал(а): А "уважение заслуг" мне кажется лишь мутацией - внедрением чувства Беспомощности-Поддержки в чувство Уважения.Вследствие чего чувство уважения становится зависимым. Это может быть совершенно отстраненное уважение. Причем под "заслугами" я, например, понимаю не регалии или какие-то другие знаки общественного признания, а в большей степени свое понимание человека. Это не относится ни к чувству беспомощности, ни поддержки.. я могу с этим человеком никогда лично не пересекаться и не контактировать. Но я вижу в нем превосходные (т.е. превосходящие обычные) качества, или качества, которые я считаю приоритетными, и это вызывают у меня уважение. Но ты же хочешь его поддержать. Потому что нравятся его достижения. Это почтение. Почтение без уважения (признания значимости) невозможно, как невозможно и без личного отношения, выражающегося в одобрении (готовности поддержки). Наверное путаница возникает из-за приравнивания уважения к почтению. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 18 июн 2011, 10:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Всё об уважении... |
Алексей Попов писал(а): Наверное путаница возникает из-за приравнивания уважения к почтению.Я по жизни слово (и понятие) почтение вообще не употребляла, также было (есть) и в кругу моего общения. Относила его к устаревшим - типа - "Мое почтение", такое было приветствие когда-то. Может быть у меня имеется некоторое смещение понятий "уважение" и "почтение". Меня даже удивило определение понятия "почтение", приведённое Демой. А насчет поддержки.. В большей степени мне свойственно стремление поддержать того, кого недооценивают, на мой взгляд, или обижают. А уважаемого человека и без меня поддерживают. Конечно, если я с ним согласна, по при необходимости - поддержу. Но в целом, уважение и поддержка у меня как-то не связаны, поддержка больше связана с чувством справедливости, как мне кажется (у меня естественно). |
Страница 5 из 10 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |