Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 10 дек 2016, 21:30

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 авг 2011, 14:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 июл 2010, 22:06
Сообщения: 138
К Йоге пришла от внутренней потребности Души в самоконтроле, равновесии , некого желания глубже познать мир внутри себя и мир внешний. Начала с дыхательной практики , это позволило находить и излечивать психические зажимы, напряжения в различных участках тела. Также проясняло ум , наводя на идеи определенной "неземной частоты" это позволял взглнуть иначе на бытовые проблемы и суету. Практиковала Хатха-Йогу , впервые за долгое время, начиная отсчет с детства дало незабываемое ощущение тела, чувство равновесия , гармонии, покоя.
Позже перешла на медитативные практики. В скоре поняла , что таким образом бегу от реальности , проводя все больше времени в медитациях, накапливая внутренную энергию , которую надо куда-то расходовать. Отсюда и пошел конфликт внутреннео с внешним.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 авг 2011, 19:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Все еще даже сложнее чем описывал Dzen,,, Не мудрено и запутаться в направлениях и школах Йоги,( настолько она многозначна и неоднозначна
-крийа йога
-дхйана йога
-сидха йога
-хатха йога
-раджа йога
-кундалини йога
-лайа йога
-сахаджа йога
-аштанга йога
-мантра йога
-карма йога
Направления и Школы Йоги
КЛАССИЧЕСКАЯ йога имеет следующие синонимы: ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ йога, АШТАНГА йога (не путать с АШТАНГА-ВИНЬЯСА йогой), йога ПАТАНДЖАЛИ. Классическая йога включает в себя следующие 8 ступеней:

I. Яма (Йама) - соблюдение всеобщих моральных заповедей (контроль межличностных отношений):
1. Ахимса - воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;
2. Сатья - правдивость в словах и мыслях;
3. Астея (Астейа, Астеям) - отсутствие стремления к обладанию чужим;
4. Апариграха - отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство, свобода от ненужных вещей;
5. Брахмачарья - контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

II. Нияма (Нийама) - культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль:
1. Шауча (Щаоча) - очищение:
А. Бахья - внешнее очищение;
Б. Абхьянтара - внутреннее очищение (очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств [таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость] ради того, чтобы сделать добро другим людям);
2. Сантоша - удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;
3. Тапас - аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;
4. Свадхьяя - регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;
5. Ишвара-Пранидхана (Ишвара-Пранидха) - размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.

III. Асана - достижение физического здоровья посредством физических упражнений (поз);

IV. Пранаяма - контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами;

Асана и Пранаяма объединяются в ХАТХА йогу

V. Пратьяхара - управление чувствами (уведение чувств под контроль бодрствующего сознания);

VI. Дхарана - искусство сосредотачивать мысли;

VII. Дхьяна (Дхиана) -медитация (длительное размышление).

VIII. Самадхи - слияние с Духом Вселенной (созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление).

Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к самореализации.

ДЖНЯНА-ЙОГА

“Познающий, Познание, Познанное”. На определенной ступени развития в этой практике человек осознает, что познающий, познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три различных. Легко возразить, что в процессе осознания единого Брахмана, или атмы, для которых отсутствует что-либо “другое”, подобное понимание есть именно то, что должно произойти; однако справедливость той же истины обнаруживается и в разуме, когда самонаблюдение показывает, что познание есть познающий, то есть вне самого познания нет никакой сущности, которая совершает акт познавания; познанное также есть познающий, ввиду того, что познанное есть вся карма, передовая позиция и проявление познающего — художник, глядя на свою картину, видит в ней самого себя, ибо его творчество, как зеркало, рассказывает ему о нем самом. Таким образом, в результате видно, что существует только познание, познание и познание.

КАРМА-ЙОГА

Йога действия, или проявляющаяся в действии. Действия и дела повседневного мира сами по себе не являются формой йоги, так как они могут иметь своими причинами эгоистические цели, стремления к комфорту, чувственному удовольствию или самоудовлетворению; однако, если они выполняются неэгоистично, с позиции благополучия других, или “блага мира” (лока-санграха, см.), то это карма-йога. Деловой человек, принимающий во внимание благополучие своих клиентов, работников и помощников — вообще всех, с кем он сталкивается и связан в ходе своей деятельности, — является карма-йогом. О некоторых людях, обладающих крупным состоянием и влиянием, говорят, что они рассматривают себя не как владельцев своего капитала, но как лиц, которым он доверен. Эту идею можно применять ко всем проявлениям жизни, на любом ее уровне, при любых обстоятельствах. Таким образом, каждый человек, искренне стремящийся к полному отсутствию эгоизма, является в определенной мере карма-йогом; это однако не касается эгоизма по отношению к другим, своеобразного “перенесенного эгоизма”, когда слепое влечение или выделение любимчика заставляет делать все для удовлетворения только лишь близкого человека.
Предмет этой практики особо выделяется в “Бхагавад-гите”. В этом учении она рассматривается как действия, мотивированные буддхи, то есть знанием и любовью к проявлениям жизни, разума и души сосуществующих рядом созданий.

КРИЙЯ-ЙОГА

Йога действия. Патанджали разделяет ее на три компоненты: тапас (управление собственным телом), свадхьяя (умственное самопостижение) и ишвара-пранидхана (эмоциональное отношение, или внимательность к Богу). Таким образом, данная практика означает йогу в повседневной жизни, в противоположность тем ее формам, которые предписываются для времени, отведенного для медитации. Некоторые считают ее подготовительной, или начальной ступенью, которую следует в значительной степени освоить, прежде чем перейти к систематической практике медитации; так или иначе, но ее необходимо продолжать и далее, во всем стиле жизни, поскольку она помогает в достижении медитации и уменьшает влияние пяти источников несчастья (клеша), наполняющих человеческую жизнь.

КУНДАЛИНИ

Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине —фнудаментальной силе, или энергии, — таким образом, она женского рода. Обычно она покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийся вдоль позвоночника, который называется сушумна. По мере практики лайя-йоги , кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по каналу, на который нанизаны шесть чакр. Некоторые йоги говорят, что этот процесс сопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждая чакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с “качествами” человека, с которыми связана каждая чакра. Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный, или по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями. Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге, однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но только под непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках допускается использование и асан, и кумбхаки и мудра. Строгие последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что кундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения в практике медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершенно незаметно. Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей их кундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. В сушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий канал под названием ваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором говорят, что он “тонок, как паутинка”. Йог продвигает кундалини настолько высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либо лотоса, или чакры, ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх. Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливает функции этого центра, приводит их в латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор, пока она не достигает “тысячелепесткового лотоса” (см. Сахасрара Падма) в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там она наслаждается совершенством бытия. После этого, по мере своего отступления назад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы, но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это может пробуждать определенную степень ясновидения и сходных способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит от состояния его разума; его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть от степени его эволюции и способности избежать “личного фактора”, собственного влияния на описание виденного.

ЛАЙЯ-ЙОГА

Система, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини, которая обычно покоится в основании позвоночника. С ней тесно связаны религиозные трактаты “Тантры”, которые содержат мистические формулы, описывающие работу с силами божеств и богинь, власть которых, распространяющаяся на всю Вселенную, или макрокосм, имеет свои эквиваленты — соответствующие энергетические центры — и в микрокосме человеческого организма, что в особенности касается кундалини и чакр.

РАДЖА-ЙОГА

Система, в которой практикующий утверждает себя в качестве повелителя (раджа) всех своих умственных и телесных способностей и сил. Она нацелена на реализацию человека как хозяина, а в конечном итоге — на его полную независимость от всего внешнего. Вследствие этого, философия раджа-йоги не считает, что какие-либо упражнения тела способны развить или усовершенствовать умственные способности, прозрение и интуицию, хотя она не оспаривает, что подобные практики могут уменьшить влияние или полностью избавить от определенных препятствий и помех, но только благодаря существованию своих собственным, ими же причиненных в прошлом неверных мыслей и действий.

САХАДЖА-ЙОГА

Сахаджа Йога — это медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени в человеческой эволюции. Она создана Шри Матаджи Нирмалой Деви в 1970 и с тех пор распространилась в более чем 80 странах мира. Сахаджа означает «спонтанно», а Йога — союз с самим собой, т.е. достижение Самореализации, которая является целью всех духовных традиций.

ТАНТРЫ

Группа трактатов, в которых описаны методы, близкие лайя-йоге (см.). Система тантры содержит множество формул поклонения божествам — которые, однако, представляют собой лишь символы, — и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом “тантра”, которое дословно означает ткацкий станок или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма.

ФИТНЕС-ЙОГА

Модный в настоящее время вид гимнастики. Ничего общего не имеющий с истинной Йогой, поскольку занимается исключительно упражнением физического тела, а цель истинной практики - духовное продвижение. Многих вводит в заблуждение внешнее сходство асан Хатха-Йоги и упражнений "фитнес-йоги", однако надо иметь в виду, что первая ставит свойе целью не только и не столько развитие "гибкости тела". Ее цель - достижение определенных состояний сознания с использованием асан. Надо признать, что многие современные школы Хатха-Йоги, по сути своей, являются такими же фитнес-секциями, придавая огромное значение правильности внешнего выполнения асан и при этом ничего не говоря о внутреннем состоянии ученика.

ХАТХА-ЙОГА

Система, связанная в первую очередь с регуляцией дыхания, а также с другими дисциплинами тренировки и упражнений тела. Обычно считается, что “ха” означает вдох, а “тха” — выдох; они переводятся соответственно как солнечное и лунное дыхание и связываются многими комментаторами с первыми двумя жизненными ветрами, или вайю (см.) — Прана и Апана. Очень часто данная практика рассматривается как необходимое вступление и дальнейшая помощь раджа-йоге, дисциплине воспитания разума. Хотя справедлив тот факт, что усиленное мышление и особенно сидячий образ жизни обычно нарушает естественные процессы здорового дыхания, но для целей раджа-йоги — концентрации, медитации, и т.д. Человеку необязательно практиковать полную хатха-йогу; достаточно следить, чтобы дыхание было спокойным и равномерным и отделить умственные усилия от любых телесных усилий и напряжений, то есть, другими словами, позаботиться о том, чтобы развитое и используемое благотворное состояние тела не возмущалось старой ошибкой мышления, предполагающей, что физические ощущения, усилия и напряжения могут помочь в медитации.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ПРАКТИК
Использованы частично переработанные материалам сайта Центр практического знания "Атма-таттва".

Любой человек, пролистывающий современную литературу по йоге, встретится с множеством разных практик. Для человека, решившего серьёзно заняться практикой йоги, в уме возникает дилемма; так что же взять за основу? В этом материале мы попытаемся показать, что Классическая Восьмиступенчатая ЙОГА является единственный единственной всеобъемлющей практикой, гармонично включающей в себя все методы и подходы, которые практикуются другими "напрвлениями".
1. Разновидности названий практик

Многочисленные названия практик йоги можно подразделить на основные четыре категории:

-практики разных ступеней йоги
-основные подходы
-названия практик в честь учителя
-выдуманные названия

Практиками разных ступеней йоги являются такие названия практик, как:

-мантра йога
-крийа йога
-дхйана йога
-сидха йога
-хатха йога
-раджа йога
-кундалини йога
-лайа йога
-сахаджа йога
-аштанга йога

Мантра йога.

Этот вид йоги считается подготовительной йогой. Мантра йога является входом в серьёзную практику йоги. Большинство людей, принимающих практику йоги, находятся на уровне сознания, сосредоточенного на внешних вещах. Так, их уровень реальности - грубая, физическая реальность. Причиной этому - присутствие физических дисбалансов (известные как малы) и ментальных беспокойств (называемых викшепами). Эти виды дисбалансов и беспокойств не позволяют пране прийти к гармонии в теле и начать дальнейшее эволюционное развитие. Поэтому мантра йога подчёркивает необходимость волевого очищения тела и ума, а также усиления тока праны в целом. Иначе говоря, волевая практика йоги может быть соотнесена с мантра йогой.

Слово мантра происходит от слов мана (что значит ум) и трайа (что значит освобождать). В процессе повторения мантры, ум освобождается от беспокойств. Благодаря определённым правилам практики мантра йоги, человек регулирует себя в питании и физической деятельности, что приводит к физическому равновесию. Повторение мантр в соответствии с правилами и предписаниями является причиной очищения и прогресса. Обычно манта даётся йогом, прошедшим эту первоначальную ступень во время обряда посвящения.

Практика мантра йоги начинается человеком, активно вовлечённым в деятельность общества. Поэтому практика мантра йоги также включает в себя социальную религию (слово мантра также переводиться как молитва!). Волевая практика физических и дыхательных йоговских упражнений, а также концентрации и медитации, основанные на желании очищения, развития и расширения сознания, также включаются в категорию мантра йоги. По большому счёту, практика мантра йоги включает в себя две первые ступени аштанга йоги (а именно ямы и ниямы), а выполнение физических упражнений является вспомогательным фактором ямы и ниямы.
Крийа и хатха йога.

Слово крийа значит очищение. Патанджали определяет первые пять ступеней как очистительные. Иногда к крийа йоге относят только асаны, пранаяму и пратьяхару. Это означает, что первые пять ступеней были разделены на мантра йогу и крийа йогу. Термин хатха был довольно подробно рассмотрен на уровне пратьяхары (см. предыдущие занятия). Другими словами, по достижению определённого уровня очищения в мантра йоге, человек получает шактипата дикшу, выходя на уровень хатха (или крийа) йоги.
Раджа и дхьяна йога.

По завершении пратьяхары на кхечари мудре человек переходит к процессу самьямы, который также называется раджа йогой или дхьяна йогой. Без завершения ступени пратьяхары, у человека нет шансов приступить к серьёзной ментальной практике. Поэтому раджа йога в переводе значит царской йогой, по той причине, что ведётся непосредственная работа с царём всех чувств - умом. Дхьяна йога является эквивалентом раджа йоги.
Сахаджа йога.

По получении шактипата дикши подготовленный йог следует спонтанному процессу, основанному на праннотхане. Если напомнить, слово праннотхана значит следование ума за праной (а не наоборот, как в обыденной жизни человека, вовлечённого в социум). Именно этот процесс праннотханы является фундаментом, на котором йог обретает полные формы хатха или крийа йоги. Так как этот процесс происходит спонтанно, без волевых усилий, термином сахаджа определяется данная форма развития. Отсюда и появляется название сахаджа йога.
Кундалини или лайа йога.

На продвинутых этапах хатха-йоги в процесс развития включается кундалини в грубой форме. На уровне раджа-йоги происходит вовлечение кундалини в тонкой форме. Однако после того, как пробуждена кундалини, процесс называется кундалини-йогой. Термин лайа значит разрушение. Человек, принявший путь отречения, разрушает вритти. Такое разрушение вритти постепенно приводит к аннулированию самскар. Самскары аннулируются по мере поднятия кундалини через основные шесть чакр. Все семена желаний, включая желания, находящиеся в зачаточной форме (бижды), уничтожаются. Когда все желания уничтожены, тогда человек приходит к состоянию, называемому нирбижда или нирвикалпа самадхи. Так, можно видеть, что кундалини или лайа йога являются синонимами.
Сидха йога.

Слово сидха значит мистическое йогическое достижение. Практики, ставящие своей целью различного рода совершенства, могут называться такими названиями. Мистические совершенства могут быть как основными (маха) так и побочными. Поэтому некоторые из практик могут называться сиддха маха йогой, указывая на основные совершенства.

Список, приведённый выше, далеко не является полным. Существует множество интерпретаций практики, которые могут брать своё начало от разных терминов.
2. Основные подходы

Итак, существует три основных подхода к практике. Это
карма-,
гьяна- и
бхакти-йога.

Каждый человек, начиная занятия мантра йогой, подходит к занятиям с позиции грубого тела, эмоций или ментала. В зависимости от этого, существует три практики. Для людей, сосредоточенных на грубом теле, рекомендуется карма йога. Для людей, сосредоточенных на эмоциях, рекомендуется бхакти йога. Для людей, сосредоточенных на ментале через посредство умственных измышлений, рекомендуется гьяна йога.
3. Названия практик в честь учителя

Существуют такие известные учителя, как Махариши, Айенгар, Шивананда, Муктананда и многие другие. Все эти учителя пытаются выделять одни аспекты практики в предпочтение другим. Такие практики часто называются в честь имени основного учителя, как, например Шивананда- или Махариши Махеш-йога и т.п. В некоторые названия практик включаются имена мудрецов. Так, иногда система аштанга йоги называется Патанджала (Патанджали) йога.
4. Выдуманные названия направлений

Существуют люди, привлекающиеся определёнными терминами и называющими свои выдуманные практики в честь этих терминов. Например, "агни-йога" является одним из таких направлений. Слово "агни" находится в основе данного термина, который описывает энергию, производимую кундалини. Конечно же, проявление этого огня начинается по завершении хатха йоги.

Иногда люди, желающие стать мудрецами, изобретают свои системы. Это желание вполне естественно для обусловленных живых существ, и описывается в Махабхарате в Вана-парве 313.117:

"Логические умозаключения не являются источником абсолютного знания. Великие личности, чьи мнения не отличаются от мнения других, не могут считаться мудрецами"

Желание создать свою систему побуждает человека изобрести нечто новое, своеобразное. Безусловно, новизна является причиной развития, в особенности, если мы говорим о материальном развитии. Однако, духовные истины вечны, и не меняются. Поэтому, модернизированные духовные практики, основанные на умственных измышлениях, могут быть увлекательными и эффективными, но, к сожалению, не в духовной сфере.

Так, другие "духовные"практики могут "компоновать" разные уже известные термины, выводя нечто новое, на что наращиваются логические умственные измышления.
5. Общая картина направлений

Итак, подразделённые на четыре категории йоги, входя в разные комбинации, составляют всё великое многообразие существующих в настоящее время систем. Некоторые из них имеют древние корни, тогда как другие являются следствием недавних изобретений.
Свернуть
http://www.all-yoga.ru/page/120

Наиболее популярный и общедостувный текст о школах Йоги нашел в уже многократно цитируемой мной книге ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ Заголовок: Познай себя

Школы йоги
.
Школы йоги, возникшие в Индии, соответствуют отдельным типам личности. Например, карма-йога — йога действия — особенно подходит для тех, кто обладает сильной волей или кому нужно развить свою волю в качестве следующей стадии развития. Этот вид йоги выбирают обычно те, кто своим идеалом считает служение другим людям. Джнана-йога — йога познания — приносит пользу людям, обладающим страстной душой, она предоставляет существенную помощь тем, кому необходимо развить способность суждения и различения. Бхакти-йога — йога посвящения — идеальна для сильных эмоциональных людей. Хатха-йога предназначена для людей со строгой самодисциплиной, желающих развить физическое мастерство. Кундалини-йога включает медитативную технику. Она больше всего подходит людям, способным развить в себе осознание внутренних процессов. Раджа-йога хороша для имеющих потенциал глубокой концентрации и ментального контроля.
«В моем собственном темпераменте преобладает чувство любви. Сначала я был озадачен, когда узнал, что мой гуру, переполненный джнана, но, по-видимому, с недостаточной бхакти, выражался с холодностью математических терминов. Но когда я привык к его характеру, я обнаружил, что мое любовное отношение к Богу нисколько не уменьшилось, а наоборот, возросло. Мастер, который сам реализовался, может вести своих учеников в соответствии с их природными склонностями» (Yogananda, 1972, р. 145).
Искушенный учитель может предписать своим ученикам особую форму практики йоги, основанной на способностях ученика, или такую практику, которая поможет развить черты, находящиеся в зачаточной форме. Менее изощренные учителя просто обучают той практике и упражнениям, которыми владеют сами, не принимая в расчет индивидуальные различия учеников.
«Все, что мы делаем, физическое или духовное, есть карма и оставляет на нас свои следы» (Vivekananda, 1978, р. 3-4).
Карма-йога — йога действия
Карма-йога учит нас действовать бескорыстно, не стремясь выиграть или потерять, прийти к успеху или потерпеть неудачу. Йог, практикующий карма-йогу, ищет служения другим людям и высоким идеалам. Чтобы научиться преодолевать собственный эгоизм, лень и гордость, необходима сильная дисциплина.
Свами Вивекананда пишет:
«Это основная идея Гиты: непрерывно работай, но не привязывайся к самой работе... Бог ни к чему не привязан, потому что он любит; эта настоящая любовь и нас делает независимыми... Чтобы достичь независимости, надо работать почти всю жизнь. Но как только мы достигаем этой цели, мы осуществляем свою любовь и освобождаемся» (1978, р. 38, 45-46).
Карма-йога имеет большое значение для всех культур: для монахов, живущих в уединенных гималайских пещерах, и для тех, у кого есть работа и семья. Пока мы живы, мы должны действовать. Мы все можем научиться действовать хорошо.
Человеку, практикующему карма-йогу, необязательно верить в отдельные религиозные доктрины или в Бога и духа. Карма-йога развивалась как учение, где бескорыстие достигалось больше за счет бескорыстного служения, а не посредством видимой религиозной дисциплины.
«Кто Брахме все дела посвятил, действует, связи покинув,
Тот не пятнается злом, как листья лотоса не смачивает влага» (Бхагавадгита V: 10).
Джнана-йога — йога познания
Джнана-йога — йога познания — это дисциплина строгого самоанализа, тропа для людей с ясным и рафинированным интеллектом. Главное в этом виде йоги — способность различать и судить. Джнана-йога стремится осознать силы галлюцинаций и уз и противостоять или избегать влияния страсти, чувственной привязанности или идентификации с собственным телом.
Такой йог — истинный философ, мудрец. Он хочет выйти за пределы видимого, за ускользающую реальность.
«Ему будет недостаточно изучить даже тысячи книг. Не все науки придутся ему по нраву, в лучшем случае они предложат ему только их маленький мир... Сама его душа хочет выйти за пределы всего и попасть в самую сущность бытия, увидев реальность такой, какая она есть; осознав ее, становясь ею, становясь единым с универсальным сущим» (Vivekananda, 1976, р. 395).
«Тщательное самонаблюдение, безжалостный самоанализ своих мыслей — это суровый и волнующий опыт. Он взрывает даже самое стойкое эго. Однако подлинный самоанализ математически точен и делает из человека пророка» ( Yogananda, 1972, р. 51).
Рамана Махарши (1879—1950), который считается одним из величайших мудрецов современности, был представителем школы джнана-йоги. Он обучал своих последователей технике «расспрашивания себя самого» (или викара). Целью этих вопросов было восстановление и идентификация со своим «я». Метод продолжительного вопрошания «Кто я такой?» заключается еще и в том, чтобы, стремясь к источнику сознания, уйти от потребностей тела и отвлечься от собственных мыслей и эмоций. Иллюстрацией такого подхода могут служить ответы самого Махарши:
«— Как реализовать свое «я»?
— Чье «я»? Выясни.
— Мое, но я кто такой?
— Как раз это ты и должен выяснить.
— Я не знаю.
— Просто подумай и ответь, кто это говорит: «Я не знаю?»
— Кто «я» в твоем утверждении? Что неизвестно? Зачем я родился?
— Кто родился? На все твои вопросы ответ один и тот же.
— Сколько я ни пытаюсь, я, кажется, не улавливаю «я». Его не увидеть отчетливо.
— Кто это говорит, что «я» неразличимо? Разве в тебе есть два «я», так что одно не отличить от другого?» (Osbourne, 1962, р. 121-122).
Рамана Махарши особенно подчеркивал важность самореализации — избавление от иллюзорного понимания, а не приобретение чего-то нового. «Стоит убрать мнимое понятие «я — тело» или «я не реализовано», как остается высшее сознание или одно «я». Люди в их нынешнем положении могут назвать это «реализацией». Однако истина в том, что реализация вечна и уже существует здесь и сейчас» (Osbourne, 1962, р. 23; см. также схему 16.2).


Рис. 16.2 Модель джнана-йоги. «Я» и сознание.
(Источник : Adapted from Osbourne, 1969, p. 23-24.)

«С помощью тщательного и продолжительного исследования природы сознания оно трансформируется в форму эго и во все, что с ним связано, то есть в подлинное «я»» (Ramana Maharshi in Osbourne, 1962, p. 113).
Человек ищет себя, свое «я» посредством умозрительного различения всего, что не есть «я», всего ограничивающего, гибельного, иллюзорного, и отбрасывает все это.
Бхакти-йога — йога любви
Бхакти-йога является одним из способов изменения личности в любви и служении. Защитники этого вида йоги утверждают, что он больше других подходит для современности, когда мало у кого есть время и необходимая внутренняя дисциплина, чтобы пройти путь других традиционных видов йоги.
«Если вы сходите с ума, не безумствуйте ради мирских вещей. Безумствуйте в любви к Богу» (Ramakrishna, 1965, р. 187).
Последователи бхакти-йоги используют любовь, чтобы сосредоточиться и трансформировать личность. Большинству людей легче любить Бога в конкретном человеческом обличии, чем любить абстрактный дух или сознание. Практика любовной йоги наиболее близка традиционной индийской религии. Она включает ритуальное почитание, песнопения и прославление Бога. Великие инкарнации Бога, например Рама и Кришна, в некоторых частях Индии являются общим объектом любви, а в других местах почитают богиню Кали или Божественную Мать.
Продолжительные духовные песнопения играют важную роль в индийской религиозной практике и относятся к базовой практике бхакти-йоги. Духовное песнопение — это «песня, рождающаяся в настоящей любви к Богу, ее долго поют вслух или мысленно, пока от Него не получат ответ: безграничную радость» (Yogananda, 1963, р. XIII). Поются зачастую очень простые тексты, их повторяют, сосредоточиваясь таким образом на одном аспекте божественного. Песнопения помогают эмоциональным каналам, они развивают концентрацию на чем-то одном и заряжают энергией душу и тело.
«Он самый близкий из близких, самый дорогой из дорогих. Люби его, как нищий любит деньги, как страстный мужчина любит свою возлюбленную, как тонущий человек любит дышать. Когда вы сильно возжаждете Бога, он придет к вам» (Yogananda, 1968a, p. 1).
«Хатха-йога — система здоровья и гигиены, включающая уход за телом и сознанием. Она направлена на полное развитие и самореализацию человека. Она учитывает не только рост, силу и прочность различных мышц; она также принимает во внимание воздействие базовых факторов конституционального здоровья, а именно состояние внутренних органов и желез» (Majumdar, 1964, р. 99).
Хатха-йога — телесная йога
Цель хатха-йоги — очистить и усилить тело, подготовиться к продвинутой медитации и перейти на более высокий уровень сознания. Просветление происходит с участием как тела, так и сознания. С помощью хатха-йоги ученик стремится найти проявление бесконечного «я» в конечном теле-душе.
Тело в этой системе йоги считается движущей силой жизненных энергий, или пран. Последователи хатха-йоги укрепляют эту энергию и контролируют ее, увеличивая физическую, ментальную и духовную деятельность. Определенные позы предназначены для того, чтобы поддерживать тело в гибком состоянии, упражнять позвоночник, стимулировать различные нервы и органы и развивать способности дыхания. Как считается в физиологии йоги, все функции требуют жизненной энергии. Чем больше энергии у человека, тем он здоровее и эффективнее.
Практика йоги асан, или поз, составляет только часть хатха-йоги. Фактически та хатха-йога, которой учат в Соединенных Штатах, представляет собой скорее гимнастику для улучшения здоровья, а не целостную йогическую систему. Кроме поз, классическая хатха-йога подразумевает целибат, вегетарианскую диету, упражнения для дыхания и концентрации, технику промывания и очищения носовых каналов и пищеварительных путей — от горла до кишечника. Эта практика формирует интегральную психологическую и духовную технологию, цель которой — продвинуть человека к самореализации. Когда йог, он или она, овладевает позами и может подолгу сидеть в этих позах, не испытывая при этом физического дискомфорта, он овладевает одновременно и техникой медитации.
Первый принцип йогической практики заключается в том, чтобы приучить тело к данной позе и затем постепенно увеличивать время пребывания в ней. В разных позах давление снимается с одних частей тела и усиливается в других, к определенным частям тела кровь приливает сильнее, а органы растягиваются или сжимаются. Комбинация поз может обеспечить сбалансированную стимуляцию всего тела. Многие индусы ежедневно принимают 15—20 поз. Одна и та же поза может иметь несколько вариантов исполнения, каждый из которых предназначен для упражнения разных групп мускулов или воздействия на определенные органы. Лучше всего обучаться хатха-йоге с опытным преподавателем, который может поправить ошибки и проинструктировать ученика в зависимости от его конституции и других физических показателей.
Любая из классических асан воздействует на несколько аспектов сразу. Во-первых, достигается физическая польза: тело человека приобретает гибкость, силу, равновесие; стимулируется работа эндокринных и других внутренних органов. Во-вторых, каждая поза приносит определенную психологическую и духовную пользу. Свами Радха в книге «Хатха-йога: скрытый язык» (1987) объясняет значение большинства классических поз.
Одна из главных задач хатха-йоги — очистить и усилить тело, аккумулятор жизненной энергии. В упанишадах, древнейших индийских источниках, говорится о пяти основных формах жизненной энергии — это дыхание, пищеварение, выделение, циркуляция и кристаллизация. Жизненные энергии текут по запутанным телесным каналам — нади. Многие упражнения хатха-йоги предназначены для открытия и очищения нади, засоряющихся из-за неправильной диеты и нездорового образа жизни. Хатха-йога содержит учение о диете и голодании, учение о технике дыхания, способствующей притоку энергии в тело. Слово прана на санскрите обозначает и «дыхание» и «жизненная энергия». В индийской, равно как и во многих других культурах, эти два понятия тесно связаны между собой.
В хатха-йоге существуют и другие методы очищения тела, например, техника промывания и очистки носовых пазух, очищение пищеварительной системы, упражнения для мышц живота и внутренних органов. Последователи хатха-йоги считают, что психологическое и духовное развитие и развитие сознания возможно только, когда тело трансформировалось и стало готово к более высокому уровню сознания.
Занятия хатха-йогой развивают ментальные и психические способности. Эти способности, однако, раздувают эго, если человеку не хватает соответствующей ментальной и психической дисциплины. Один из экспертов заметил, что многие известные ему последователи хатха-йоги «обладали силой, здоровым телом и невероятным тщеславием... даже в большей степени мирским тщеславием, чем средний мирской человек» (Purohit, 1938, р. 30). Авторы встречали подобный тип йога в Индии. Этот йог был предметом психологического исследования, он демонстрировал контроль волн мозга, мог изменять свои сердечные ритмы и другие физиологические функции. На представительной конференции по йоге этот адепт предложил остальным участникам «научно» продемонстрировать свое мастерство и определить, кто из них «величайший йог».
Свернуть

Элен,, вы бы подробней о медитациях написали
Их великое множество от буддийских медитаций (если не считать медитации тантры) до динамической медитации Ошо Раджниша менее всего походящей на медитацию в бытующих представлениях о медитациях... И для каждой медитации свои правила, не говоря уже о том, что существуют общие рекомендации

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  Пред.  1, 2, 3, 4

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.067s | 19 Queries | GZIP : On ]