Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 05 дек 2016, 13:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 88 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 авг 2011, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июл 2011, 00:27
Сообщения: 304
Откуда: Москва
Danilin писал(а):
Наш редактор, сегодня напомнила мне, что Эдвард Нортон, который играет главного героя "без имени" - до этого играл Халка в одноименном комиксе.

если быть точным, то Халка он играл после "Бойцовского клуба", а до него он играл главную роль в "Американской истории Х".

фильм по своей популярности не многим отстаёт от "Бойцовского клуба", хотя снят был в 98 году.

_________________
ненавижу апельсины, сало и ещё негров


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 00:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Ваня, спасибо за ссылки!
Почему сердце Джека создало себе Тейлора... Я почему-то вспомнила себя, когда в первом классе меня водили на акробатику. За целый год я так и не научилась делать мостик правильно. Я изобрела свои собственные способы опускаться и подниматься, но только не напрягая мышцы живота. Потому что так было удобно и не трудно..но не правильно...
Зачем Джек поделил себя на функции..? Марла, она тоже часть его глюка... Тот же принцип потребления, но уже самого себя? Способ обрести свободу расчленив себя?
Пару раз я, уже в сознательной жизни попадала под горячую руку. Вместе с ощущением шока было, что-то я бы даже сказала наподобие просветления. Больно, конечно тоже было :)

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 01:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Если ему было скушно, что помешало ему "развлекаться" целиком, а не частями? Они не убивали они "шалили", как Упсень и Пупсень в Лунтике.
Тот, который сердце Джека, он отделил себя от всех. И потом себя поделил... Вобщем-то разумные мысли Тейлора, были надеты на что...? На духовное бессилие?
Даже те кто знают, что нужно есть здоровую пищу, все равно едят колбасу. Потому что вкусно, удобно, приятно, удовольствие это. Отвлекалки это. И образ Тейлора - колбаса.
Прошу прощения за сумбур..

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 01:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Марла - это заботящееся начало в нем. Как только он его от себя прогоняет, появляется Тейлор... Почему он отторг Марлу от себя? Тейлор и Марла взаимоисключают друг друга.
Он не может плакать, если есть еще один симулянт. Он осознает свое лицемерие..

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 02:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июл 2011, 00:27
Сообщения: 304
Откуда: Москва
Anya Seredina писал(а):
Марла - это заботящееся начало в нем. Как только он его от себя прогоняет, появляется Тейлор... Почему он отторг Марлу от себя? Тейлор и Марла взаимоисключают друг друга.
Он не может плакать, если есть еще один симулянт. Он осознает свое лицемерие..

Там есть эпизод, когда он после пожара в квартире идёт к телефонной будке и сначала звонит Марле. Не сумев ничего сказать, он звонит Тайлеру.

Во-первых, Марла (а я, всё-таки, думаю что это самостоятельный персонаж, а не часть воображения главного героя) - это единственный действительно положительнй герой в картине. Вся проблема Марлы - это то, что её никто не хочет слушать, её не любят (как помните, в стихотворении Заболоцкого ? Эта девочка выросла и стала одной из первых красавиц, потому что её любил этот писатель.. А Марла выросла страшной, потому что её никто не любил), и она перестала верить в себя.

Но вместе с тем, для главного героя, Марла - это шанс начать жить полной жизнью. Остепениться, жить рядом с кем-то.. (так сказать, закинуть якорь)
Да, возможно, Марла по своей сути противоположна Тайлеру Дэрдену..


Но вот то, что главный герой никак не может как-то сблизиться с ней (ну действительно, сделать первый звонок) это симптоматично.

Он как бы не может расшириться ещё на одного человека. Сделать свой Мир - ещё чьим-то Миром.

В итоге, он вместо того чтобы расшириться к другому человеку, он как бы замыкается в рамках своей собственной индивидуальности..


Как Тайлер Дэрден говорит, что самосовершенствование - это, в общем-то, ананизм. Так же и сам Тайлер Дэрден - это, в принципе, то же самое для главного героя.

_________________
ненавижу апельсины, сало и ещё негров


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 10:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
То, что разделилось, потому и разделилось, что не принимает ценности друг друга
Тайлер потому и принуждает мыслить и действовать как он считает нужным другое Я, потому, что оно сопротивляется...
Но опять таки вопрос не в том, что и почему разделилось, это вопрос психиатрам,( У. Джеймс утверждал, что множественная личность, хотя и не исключая возможности фактического вторжения со стороны другого индивидуума, по большей части представляет собой различные аспекты нашего собственного расщепленного «я» (Taylor, 1982).) а вопрос в в идеях и действиях того Я, которое
собралось переустраивать мир и подводить под это подоночную идеологию, он его переустраивает не только на экране, но и в реальности... бойцовские клубы как грибы начали создаваться, название стало символом... символом чего?
отречемся от старого мира?
Хиппи 60 отрекаясь от общества потребления, от ценностей своих родителей стали детьми-цветами... наркотики, медитации, беспорядочный секс... они как бы отсекали себя от общества... многие и них сейчас весьма преуспевают.. те, кто не погиб от наркоты...
От чего отрекаются Бойцовские клубы...? От чего отрекается реальный Х, который после прочтения книги
пишет..."классная вещь... так и захотелось выйти на улицу и дать кому нибудь в морду" или призывает "создавайте Бойцовские клубы... мы у себя такой создали..."
Они чего хотят выкормыши Тайлера? Они что знаменуют?
Это не они громят витрины лондонских магазинов?

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 09 авг 2011, 11:01, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 10:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 16:49
Сообщения: 658
Откуда: Челябинск
Danilin писал(а):
Никакой депрессии в фильме нет, наоборот, герои непрестанно действуют.Даже клинически - происходящие события далеко за пределами понятия "кризис".

"Клуб" позволяет понять психологические истоки того, что может последовать (и уже следует) за кризисом.



Каждый человек в душЕ мечтает о любви ( настоящей , большой и искренней ) Есть ещё один шедевр Американского киноискусства ,, Красота по- Американски ,, так вот , там весь фильм рассказывает об извращённом понятии ИСТИННОГО ЧУВСТВА ЛЮБВИ . Этот фильм так же получил кучу номинаций и премию Оскар и относится к лучшим фильмам за последние несколько лет .

Фильм ,, Бойцовский клуб ,, - это так же вскрытие ( гнойника - фурункула ) и в общем - то из той же серии НЕ НОРМЫ - НО ПАТОЛОГИИ . И на мой взгляд НЕ ПОНЯТИЕ ДЕЙСТВИЯ определяет есть ли кризис или его нет . Если герои непрестанно действуют - то это уже и не кризис . Но действия - действиям ----- рознь .

Сейчас в настоящее время мы ВСЕ живём в КРИЗИСЕ , не только экономическом , но и духовном . Каждую минуту кто-то действует : кто то ворует, кто то убивает, кто- то занимается проституцией , кто- то совращает, кто - то дерётся , кто - то обманывает , кто-то предаёт -------- и это всё УТРАТА ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ и СВОЕЙ САМОЦЕННОСТИ , а это и есть КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ .

Кризис он СЕЙЧАС и понятие кризиса -- это продолжение разговора о том , что прежняя модель на этом этапе исчерпала себя и такие фильмы - это предупреждение всему человечеству о том куда мы придём , если будем идти и жить по прежнему сценарию . Это фильмы , которые позволят людям ИЗМЕНИТЬСЯ , прийти к ощущению своей САМОЦЕННОСТИ , ОБЪЕДИНЕНИЮ и нахождению самого себя , если человечество перейдёт этот рубеж и ОСОЗНАЕТ гибельность прежнего пути .

А раздвоение личности - это частности , это детали . И если всё своё внимание переводить на детали и понятия как это всё называется , ТО уйдёт ощущение ГЛАВНОГО , А ГЛАВНОЕ - ЭТО ИДТИ и ЖИТЬ В ЛАДУ СО СВОИМ СЕРДЦЕМ и ПОНЯТЬ ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ .

И что можно ещё сказать о таких фильмах , кроме как того , что герои там не могли понимать ни добра , ни красоты, ни истины , ни значения своих поступков .


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 13:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Проблема как бы расслаивается
Важно и то, что несет проповедь и действия Тайлера
Важно и то, что привело к его появлению на свет в сознании главного героя?
Это хоть и защита одного Я от другого Я, но это и поиск альтернативы бездумному, бессмысленному, не творческому, без любовному проживанию своей жизни личностью главного героя до того, как она расспалась...
Почему альтернативы вылилась в Тайлера, а не в Будду, Лао-Цзы, Христа, Магомета, Сократа и т.д.?
Почему она (в Тайлеровском Я) взяла на вооружение принципы распада, разрушения под лозунгом созидания...
Мы наш мы новый мир построим? В попытке самоутверждения?...Созданием оловянных солдатиков, беспрекословно исполняющих чужую волю?
А другой альтернативы не было и нет?
Почему одобряется стадом именно эта? Тайлеровская?
Поэтому?
«Природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех становятся вещами несовместными в результате трещины, которая прошла по всей структуре человеческой личности. Единство и гармония культуры и природы, работы и любви, морали и сексуальности, которых человечество жаждало с незапамятных времен, останется мечтой, пока человек осыпает проклятиями биологическую потребность естественного (оргастического) сексуального удовлетворения. И пока это требование не исполнено, подлинная демократия и свобода, в основе которых лежит сознательность и ответственность, обречены на то, чтобы оставаться иллюзией» (Reich, 1973, р. 8). В.Райх
Или в гипотезе Э.Фромма об авторитарной личности совмещающей в себе черты садизма и мазохизма и жаждущей вождя?

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 15:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Все, что не от Бога, рано или поздно приводит к разрушению.
Почему Бобу стало гораздо лучше, когда он стал членом клуба? Все происходит по принципу "меня не устраивает жизнь, я вижу, что не так, я знаю как надо и это "как надо" должно быть совершено немедленно".

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 16:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
Иван Журавский писал(а):
Они чего хотят выкормыши Тайлера? Они что знаменуют?
Это не они громят витрины лондонских магазинов?

Вообще-то, это так проявляется кризис политики мультикультурности. Когда с протестами выходят дети и внуки приезжих из стран "третьего мира", желающие пользоваться всеми благами, угнетавших и эксплуатирующих" их, но не желающих ассимилироваться. Смотреть Конрада Лоренца "Семь смертных грехов современной цивилизации" или, например "Кассандра" от Михаила Веллера

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 20:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
....ндаа, появляются только вопросы... с ответами туго :)

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 21:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Иван Журавский писал(а):
Проблема как бы расслаивается
Важно и то, что несет проповедь и действия Тайлера
Важно и то, что привело к его появлению на свет в сознании главного героя?
Это хоть и защита одного Я от другого Я, но это и поиск альтернативы бездумному, бессмысленному, не творческому, без любовному проживанию своей жизни личностью главного героя до того, как она расспалась...
Почему альтернативы вылилась в Тайлера, а не в Будду, Лао-Цзы, Христа, Магомета, Сократа и т.д.?Почему она (в Тайлеровском Я) взяла на вооружение принципы распада, разрушения под лозунгом созидания...
................

Ну почему же? Думаю, как раз, именно, вылилась в не первое (в конце фильма). Ведь Тайлер жил в душе героя с самого начала, во всяком случае, с самого начала фильма. Фильм ну очень метафоричен. Или очень реалистичен?
Важный момент - главный герой стреляет в череп себе, а не Тейлеру, инициация состоялась.
Только я вот думаю, не нашлись ли психи после фильма, желающие проделать тоже со своими черепами.
Я вот, например, совсем не могу понять, как такая тёплая и трогательная вещь как "Над пропастью во ржи" мог спровацировать какие-то акты насилия или суицида.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 22:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Ну что ли в Википедию заглянем
Кинофильм Бойцовский клуб (англ. Fight Club)

Бойцо́вский клуб] культовый американский кинофильм 1999 года режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика, вышедшего тремя годами ранее. Главные роли исполняют Эдвард Нортон, Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер. Нортон играет безымянного рассказчика — обезличенного обывателя, который недоволен своей жизнью в постиндустриальном потребительском обществе «белых воротничков». Он создаёт подпольную организацию «Бойцовский клуб» вместе с Тайлером Дёрденом, продавцом мыла, которого сыграл Питт. В теглайн вынесен буддистский постулат: «Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу».
Поначалу фильм был крайне неоднозначно принят публикой и критиками, собрав в североамериканском прокате только 37 млн $ против 63 миллионов, вложенных в его производство. Через 10 лет после премьеры влиятельная газета The New York Times напечатала статью Денниса Лима, в которой «Бойцовский клуб» был назван «по всей вероятности, определяющим культовым фильмом нашего времени. Он числится в двадцатке лучших фильмов по версии IMDb, входит в список «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть» и многие другие подобные рейтинги. Это один из фильмов, вызвавших в 1990-е годы наибольший общественный резонанс[/spoiler]
[spoiler=СЮЖЕТ
Тон фильму задают начальные кадры: показано бешеное движение нервного импульса (который можно трактовать как боль, страх или мысль) по лабиринту нервных волокон в мозговой ткани Рассказчика[3]. Уже в этих кадрах содержится намёк на суть показанного далее. Линейное повествование начинается после краткого, но эффектного флэшфорварда и нескольких сбивчивых попыток главного героя решить, с какого момента лучше начать свой рассказ.
Рассказчик (Эдвард Нортон) — типичный яппи, 30-летний зарплатный раб без имени[4]. Работая в офисе автомобилестроительной корпорации, он много времени проводит в командировках к местам совершения ДТП; его работа наглядно иллюстрирует испорченность и цинизм корпоративной Америки[4]. В свободное время он обставляет свою квартиру мебелью из IKEA («Какой сервиз лучше выразит меня как личность?»). Ему кажется, ещё несколько покупок — и желать будет нечего. «Когда-то мы зачитывались порнографией, а теперь каталогами…», — рассуждает он по поводу своего бытового конформизма.
Рассказчик мучается бессонницей и зачастую не в состоянии отличить сон от яви. Вместо лекарства врач предлагает ему заниматься спортом и периодически посещать группу пациентов, страдающих от рака яичек, аргументируя это тем, что бессонница — не есть настоящее страдание, а Рассказчику, если он действительно хочет увидеть настоящее страдание, следует посетить указанную группу пациентов. Там он знакомится с толстяком Бобом (бывшим бодибилдером, злоупотреблявшим стероидами). Столкновение героя с реальным страданием и утратой мужественности на время позволяет ему избавиться от хандры и вернуть в норму жизненный тонус. Ежедневно по окончании работы для него начинается теневая жизнь «вампира», питающегося чужими страданиями
Во время посещения всё новых групп страдальцев он замечает второго самозванца — девушку по имени Марла Сингер (Хелена Бонэм Картер). Её философия состоит в том, что умереть можно в любую минуту; трагедия же в том, что этого не происходит. Сходным образом и Рассказчик во время каждого полёта в самолете лелеет надежду, что погибнет в авиакатастрофе. Рассказчик и Марла пытаются распределить посещаемые ими группы, чтобы не пересекаться. Однако встреча с «двойником» выводит героя из равновесия, и к нему возвращается бессонница.
При возвращении из очередной командировки герой знакомится в салоне самолёта с Тайлером Дёрденом (Брэд Питт) — изготовителем и продавцом мыла. Добравшись из аэропорта до своего благоустроенного и комфортного дома, Рассказчик с ужасом обнаруживает, что квартира полностью разрушена в результате мощного взрыва: «Не просто куча барахла погибла, уничтожен я сам!». Что-то подсказывает потрясённому герою, что он может позвонить Тайлеру[К 1] и найти поддержку в его лице. Из беседы с Тайлером в близлежащей забегаловке ему становится ясно, что собеседнику вовсе чужд вещизм: «То, что ты имеешь, в конце концов имеет тебя», — вот его лозунг.
Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог этого сделать сам. Я — то, кем ты хотел бы быть. Я выгляжу так, как ты мечтаешь выглядеть. Я трахаюсь так, как ты мечтаешь трахаться. Я умён, талантлив и, самое главное, свободен от всего, что сковывает тебя.

Разговор Тайлера с Рассказчиком
Тайлер подталкивает погорельца попросить остановиться у него в доме и тут же даёт на это согласие. Сразу после этого Тайлер просит Рассказчика прямо здесь, у бара, ударить его. Несмотря на первоначальную оторопь, Рассказчик идёт навстречу этой странной просьбе. Поколотив друг друга, довольные друзья направляются к обветшалому, но просторному жилищу Тайлера на пустыре. Позднее они «добирают» дозу тумаков на автомобильной стоянке. Их странные отношения привлекают толпу заинтересовавшихся людей, — и так в подвале бара возникает «бойцовский клуб». Вскоре Тайлер формулирует набор заповедей для новобранцев: «Первое правило бойцовского клуба: никому не рассказывать о бойцовском клубе…».
Тайлер живёт за счёт изготовления высококачественного мыла из жира, который он похищает в клиниках, где проводится липосакция: «Мы продавали состоятельным бабёнкам их же собственные жирные задницы». Однажды Марла принимает опасную дозу снотворного и связывается по телефону с Рассказчиком. Трубку снимает Тайлер: он привозит её к себе и вступает с ней в интимную связь. Их стоны разносятся по всему дому, пробуждая в Рассказчике зависть к сексуальным подвигам своего приятеля и инфантильное чувство, что Тайлер и Марла — его родители[К 2]. Под предводительством Тайлера бойцовский клуб постепенно превращается в проект «Разгром», предпринимающий всё более и более разрушительные акты вандализма — под лозунгами борьбы с зомбирующим современников обществом потребления. Бурное развитие проекта и чинимые им акты насилия пугают Рассказчика, который постепенно отходит от его деятельности.
После ожесточённого спора и аварии Тайлер исчезает из жизни Рассказчика. Когда Боб (тоже вошедший в этот клуб и ставший одним из «чернорубашечников») погибает при выполнении задания, Рассказчик пытается положить конец подрывной деятельности. Прослеживая шаги Тайлера, Рассказчик обнаруживает бойцовские клубы во всех крупных городах страны — более того, их члены принимают его за Тайлера. Звонок по телефону Марле подтверждает догадку Рассказчика о том, что Тайлер — это он сам, точнее та сторона личности, которую он старается не афишировать (альтер-эго)[К 3]. Перед его глазами возникает Тайлер, объясняющий, что он завладевает телом Рассказчика всякий раз, когда тот спит, что он — проекция, сгусток его вытесненных желаний. Таким образом, все действия Тайлера совершил сам Рассказчик, и он же разрушил собственные «гламурные» апартаменты.
Несколько раз в кадре на мгновение («25 кадром») появляется Тайлер — 4 раза до «официального» появления его героя в сюжете. Его образ словно проскальзывает на дне сознания Рассказчика. В конце фильма, когда происходят взрывы, в кадре мелькает пенис: по аналогии с развлечением главного героя в должности киномеханика — вклеиванием кадров из порнофильмов в семейное кино.
Пробудившись после нескольких часов беспамятства, Рассказчик обнаруживает, что за это время Тайлер успел сделать несколько обращений по телефону. Герой выясняет, что Тайлер задумал разрушение крупнейших финансовых корпораций. Он пытается обратиться к полицейским, но выясняет, что и они — члены проекта «Разгром». Рассказчик пытается самостоятельно обезвредить взрывчатку, заложенную в одном из офисных зданий. Ему противостоит Тайлер, пользующийся очагами бессознательности героя, — под дулом пистолета ведёт его на верхний этаж, чтобы продемонстрировать мощь взрывов, которые вскоре поразят город. Рассказчик наконец осознаёт, что у него с Тайлером одно тело. Решив воспользоваться этим, он запускает пистолет себе в рот и стреляет в щёку. Пуля простреливает затылок Тайлера, после чего герой обретает полную сознательность и единство личности.
В финале члены проекта «Разгром» приволакивают к Рассказчику похищенную ими Марлу и оставляют их в покое. Взявшись за руки, Рассказчик и Марла наблюдают через огромные окна за тем, как рушатся небоскрёбы, олицетворяющие финансовую мощь Америки
Свернуть


Бойцовский клуб
получил множество интерпретаций в критической и академической литературе. Для Паланика этот проект — памятник концу века, когда эпидемия ВИЧ стала повседневной реальностью для миллионов людей по всему миру: «Поколение „Бойцовского клуба“ — первое, для которого секс и смерть стали синонимами»[2]. Левые интеллектуалы истолковали посыл книги как вульгарный, до предела упрощённый «марксизм для „чайников“»[11][16]. В психоаналитической интерпретации Тайлер Дёрден получил истолкование как внутренний сверхчеловек, своего рода визуальная проекция главного героя — наглядное воплощение того слоя сознания, которое известно в психоанализе как Оно;[3][13] один психиатр даже назвал «Бойцовский клуб» конспектом фрейдовского трактата «Недовольство культурой»[17]. С точки зрения учения об Эдипове комплексе возмужание главного героя подразумевает символическое «убийство» фигур, заменяющих ему родителей, — не исключая Тайлера Дёрдена[4]. Популярность фильма у подростковой аудитории связывают с тем, что его содержание завязано на идеях максимализма и гипермаскулинности, которые вкупе с позитивным восприятием насилия и беспрекословным подчинением приказам старших составляют важнейшие ингредиенты фашистской идеологии[18].

Критика консьюмеризма
Телевидение внушило нам веру, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рок-н-ролла. Всё враньё. Теперь мы начали это осознавать. И это приводит нас всех в ярость.
Тайлер Дёрден
Большинство пишущих о фильме сходятся на том, что финчеровский фильм вскрывает пагубное влияние на мужскую психологию культуры консьюмеризма. По шутливому определению New York Times, это самый гламурный рекламный ролик, который только можно было придумать для антиглобализма[2]. Для Нортона «Бойцовский клуб» — способ проникнуть внутрь «паралитического отчаяния, которое мы испытываем перед лицом той системы ценностей, которую нам навязала реклама»[19]. Для Питта «Бойцовский клуб» — «метафора потребности раздвинуть те стены, которые мы воздвигли вокруг себя, и впервые испытать боль»[20]. Вот что говорит режиссёр фильма:
Мы созданы быть охотниками, а живём в мире шоппинга. Некого убивать, не с чем бороться, нечего преодолевать и исследовать. И в таком выхолощенном обществе рождается этот всечеловек… Он пытался делать всё, чему его учили, пытался приспособиться к этому миру, став тем, кем он не является.

По мнению социолога Анри Жиру, подлинные причины этого явления создателей фильма не интересуют, а единственное, что фильм выдвигает как альтернативу современному капитализму, — «примитивный, порочный, непристойный» культ насилия как ключ к социализации и подлинному наслаждению[24]. Тайлер Дёрден предлагает своим адептам вернуться на несколько тысяч лет назад — во времена, когда миром правили не законы, а естественный отбор и борьба за существование. Характерно, что клонирование бойцовских клубов напоминает расползание по городам «старбаксов» и «макдональдсов», а проект «Разгром» соединяет в себе все общие места милитаризма: в проекты Дёрдена изначально вмонтирован код капиталистической системы, которой они порождены и против которой они ополчились[25][К 8].

Генезис фашизма
В мире, который мне видится, ты охотишься на лосей в пропитанных влагой лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе одежда из шкур — одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскреба «Уиллис-тауэр» — и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно и раскладывают узкие полоски мяса на заброшенной скоростной автомагистрали…
Тайлер Дёрден
Разочарование американца средней руки в пресловутой «Американской Мечте» порождает внутренний ответ в виде демонической фигуры Тайлера Дёрдена[11]. С появлением этого сверхчеловека над фильмом начинает витать тень Ницше[26][К 9]. Он не только критикует бессмысленную жизнь современников, но и предлагает им предельно простые и оттого заманчивые рецепты, которые придают ей хоть какой-то смысл[11][18].
В отличие от критики современной цивилизации в фильмах Антониони[К 10], у Финчера некоммуникабельность и отчуждение преодолеваются, однако «самым примитивным способом: с помощью драки, физического контакта, взаимной боли и взаимного доверия, из которого и вырастает общее дело — подполье»[11]. Так пишет марксист Александр Тарасов, признающий неспособность сегодняшних американцев воспринять «марксистские заморочки», ведь куда проще «взорвать всё к чёртовой матери — вот и будет революция!»[11] Интеллектуалов марксистского толка насторожила ирония, с которой трактован в фильме протест против капитализма; по сути это даже не революция, а «действо наподобие бахтинского карнавала», призванное разнообразить ритм повседневной жизни в капиталистическом обществе[27]. Когда само существование предметов и людей оказывается под вопросом, какая бы то ни было борьба теряет всякий смысл[

Роберт фон Дессановски представляет группу социологов, которые видят в проповедях Дёрдена зародыш фашистской идеологии[18]. По его наблюдениям, переработка человеческого жира в мыло на продажу напоминает коммерческую деятельность нацистских концлагерей, а герой Мит Лоуфа — не только воплощение кризиса мужественности, но и первый мученик новой идеологии, своего рода Хорст Вессель[18]. Популярности нацизма в веймаровской Германии способствовали расхожие представления о росте молодёжной «распущенности», а «бойцовские клубы» стали реакцией на феминизацию Америки и культивирование политкорректности[18]. Согласно Дессановскому, «поколению мужчин, выращенных женщинами» (определение Тайлера Дёрдена) в фильме противопоставляется «обезличенный, ожесточённый, несущий разрушение личный состав, который насильно дисциплинирует общество, ставшее чересчур толерантным»[18].

Внутренняя борьба

Режиссёр Финчер отмежевался от подобных обвинений: в то время как фашизм указывает конкретную дорогу вперёд, «Бойцовский клуб» не более чем ставит диагноз. По мнению Финчера, фильм предельно далёк от того, чтобы пропагандировать какой бы то ни было рецепт решения поднятых в нём проблем[29]. Фильм построен таким образом, что решающее слово остаётся не за Тайлером: герой находит в себе силы преодолеть этого внутреннего демона — хотя бы даже ценой суицида. Фильм приводит зрителя к мысли, что надо «в себе убивать дракона»[30]. Чтобы спасти себя, главному герою приходится выстрелить себе в рот[25]. По наблюдению Л. Масловой («Коммерсантъ»), «мистер Хайд» в фильме гибнет от рук «доктора Джекила», что символизирует «победу вторичных, социальных инстинктов над основными, животными»[30]. Однако осуществлённый им идеологический посев даёт всходы помимо воли протагониста: подобно метастазам, бойцовские клубы начинают стихийно расползаться по всей стране.
Вслед за Висконти («Гибель богов»), Бертолуччи («Конформист») и другими киноклассиками, Финчер намекает на гомосексуальную подоплёку фашизма со свойственным ему культом мачизма. На отношениях героев Нортона и Питта в фильме, как и в книге[31], лежит лёгкая тень гомоэротики, указывающая на единство этих персонажей[32][33]. Характерно то, что фильм открывает сцена, в которой Тайлер засовывает дуло пистолета в рот Рассказчика[34]. «Большую часть недели мы проводили как идеальная супружеская пара», — делится со зрителем Рассказчик; однажды Тайлер даже прикасается к его руке губами. По ленте рассыпаны свидетельства неодолимого влечения, которое он испытывает к Тайлеру как сгустку сексуальной наступательности, воплощению своей тёмной стороны, неосознанной проекции собственных тайных желаний, которым он готов отдаться душевно и физически[К 11][3][13].
Внутренняя борьба протагониста наглядно визуализирована в сцене, где он до полусмерти избивает себя самого на глазах у босса. Обсуждая эту сцену в «Киногиде извращенца», Жижек называет её «невыносимо тягостной», выдерживающей сравнение с самыми дикими эпизодами в фильмах Д. Линча: бьющая «хозяина» рука, как бы живущая своей, независимой от мозга жизнью, воплощает агрессивный, самоистребительный импульс её владельца[35].

Роковая женщина 1990-х
— «роковая женщина» образца 1990-х
«Бойцовский клуб» — фильм о мужчинах. Тем большее внимание пишущих о фильме привлекает единственный женский персонаж в исполнении Хелена Бонэм Картер. Янс Вагер (Utah Valley State College) трактует Марлу как современное переиздание «роковой женщины», видя в этом образе ключ к пониманию «Бойцовского клуба» как нео-нуара[36]. В начале фильма она подобна героиням сороковых годов: носит платье, шляпу и солнечные очки, курит и ярко красит губы. Постепенно её внешность мутирует в направлении «героинового шика» девяностых: субтильная фигура, измождённое лицо, круги под глазами[36]. По законам нуара появление роковой женщины выталкивает главного героя (обывателя, «парня с улицы») из уютного круга повседневного мещанского существования в полный опасностей мир преступного «полусвета»[36]. Отличие Марлы от роковых женщин прежнего времени в том, что при всей своей важности для сюжета она остаётся на его периферии и едва ли до конца понимает, что происходит вокруг[36].
Анри Жиру для анализа образа Марлы привлекает теорию постфеминизма[24]. По его мнению, Марла — крайне утрированное воплощение того идеала женственности, который культивировался феминистками начиная с 1960-х годов. Это прямая противоположность всему тому, что традиционно ценилось мужчинами в женщинах, как то: ласковость, забота о поддержании домашнего очага, сексуальная покорность[24]. Марла существует автономно от мужчин, но для поддержания себя в форме должна постоянно быть «на игле» консьюмеризма[24]. В конце фильма герой Нортона наконец делает выбор между Тайлером и Марлой в пользу последней, раскалывая странный любовный треугольник; это позволяет трактовать финал как потенциальное рождение новой семьи[37].

Преемственность
Хотя «Бойцовский клуб» получил репутацию беспрецедентно радикального для Голливуда проекта, режиссёр Финчер неоднократно обращал внимание на то, что каждое поколение в истории Голливуда бунтовало против предыдущего. Вероятно, не менее революционными в своё время представлялись такие ленты, как «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином или «Выпускник» с Дастином Хофманом[4][К 12]. Валерий Кичин («Известия») подметил, что «Клуб» исследует природу саморазрушительных инстинктов яппи точно так же, как за 30 лет до него Кубрик в «Заводном апельсине» разбирал истоки агрессии поколения хиппи[26

Гламурно разлагающийся мегаполис, по мнению Дж. Розенбаума, перекочевал в фильмы Финчера из старых лент Скорсезе[38]. В содержательном плане фильм наследует «Таксисту» Скорсезе и кубриковскому «Доктору Стренджлаву»[39]. Главный герой «Таксиста» (1976) — человек из подполья, которого терзает бессонница, которого завораживает насилие и который берётся «дисциплинировать» распущенные городские низы. Не найдя себе места в капиталистическом обществе, он скатывается к фашизму. Доктор Стренджлав также помешан на том, что нацию следует насильно защищать от грозящей ей извне угрозы. «Терапевтический эффект» кулачных боёв был впервые продемонстрирован Скорсезе в фильме «Бешеный бык» (1980)[39] — ещё одной ленте о хрупкости мужского начала и о жуткой привлекательности насилия[3][К 13].
Критика поколения наблюдателей, которые неспособны на реальную деятельность, причём в значительной степени из-за того, что общество не позволяет им самореализоваться, — излюбленная тема как романтиков[К 14], так и экзистенциалистов[К 15]. Мотив сосуществования двух личностей в одном теле неоднократно возникал и в кино («Психо», «Связанные насмерть»), и в литературе («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»[40]). Основной повествовательный трюк «Бойцовского клуба» находит соответствие в известном произведении английской литературы эпохи романтизма — «Исповеди оправданного грешника»[40][К 16], а также в раннем фильме Бертолуччи «Партнёр» (1968)[41].
«Бойцовский клуб» перекликается и с более ранними фильмами самого Финчера, где у респектабельного протагониста обнаруживается теневой двойник, играющий роль «Оно» для его «Эго»[3]. Например, в триллере «Семь» (1995) такие двойники — детектив Сомерсет и серийный убийца Доу. У обоих разложение города и самодовольство его обитателей вызывают равное омерзение — с той разницей, что убийца стремится изощрённо покарать нерадивых, а детектив — бежать подальше из клоаки сумеречного города, выйдя в отставку[25]. Главный герой фильма «Игра» (1997) ввязывается в жестокую игру с реальностью, цель которой — испить до дна чашу страданий; из игрового мира в реальный он возвращается просветлённым[25]. Байопик «Социальная сеть» 2010 года, хотя и основан на реальных событиях, вновь рисует «создание собственной версии мира» не находящим себе в нём места героем[К 17][42].

Релиз и влияние

Тайлер Дёрден в бойцовском клубе
В США фильму был присвоен рейтинг Restricted. Прокат фильма начался 15 октября 1999 года, в России — 18 января 2000 года[43]. Кассовые сборы «Бойцовского клуба» не оправдали ожиданий руководства студии 20th Century Fox[44]. Продюсер фильма вспоминает пепельные лица руководителей компании на первом, допремьерном показе «Бойцовского клуба»: нужно было как-то объяснить владельцу студии Руперту Мёрдоку, почему был профинансирован столь неполиткорректный проект[2]. Хотя в премьерный уикэнд фильм обошёл по сборам в США всех конкурентов, общий итог североамериканского проката едва превысил 37 млн[1]. Большинство зрителей составляли несовершеннолетние мужского пола; в прессе фильм назвали «наименее подходящим способом провести свидание» и проявлением протестных настроений очередного «фин-де-сьекля»[2]. В Британии фильм был разрешён к показу только совершеннолетней аудитории, и то после того, как из него вырезали сцены «бесчеловечных избиений беззащитных людей»[45]. На DVD фильм был выпущен 6 июня 2000 года[46].
У кинокритиков фильм вызывал не менее смешанные чувства, чем у широкой публики. Хотя многие издания констатировали новаторство повествовательной техники и спецэффектов[К 18], отмечали актёрскую работу Питта как лучшую в его карьере[3][4], большинство средств массовой информации преподносили «Бойцовский клуб» как одобрение, если не пропаганду бездумного насилия и нигилизма[47]. Такому восприятию способствовала неудачная маркетинговая кампания: рекламные ролики размещались в перерывах матчей по реслингу[2]. Подлили масла в огонь опасения того, что молодёжь станет копировать уличные бои, описанные в фильме[48]. Некоторые экстремистские организации с помпой приветствовали выход фильма[26], а один нью-йоркский подросток попытался повторить увиденное на экране, взорвав кафе сети «Старбакс»[49][К 19]. Известно, что влиятельная телеведущая Рози О'Доннелл в своём ток-шоу посоветовала зрителям не ходить на фильм и для верности раскрыла его главный сюжетный трюк[2]. Повсюду высказывались упрёки в «бездумной романтизации сцен кулачных боёв», в том, что насилие оказывается подёрнутым флёром гламура[50]. Фильм был номинирован на «Оскар» за лучшую работу звукорежиссёра, на Brit Awards за лучшую музыку к фильму и на MTV Movie Awards за лучшую драку (Эдвард Нортон избивает себя самого), но награды прошли мимо него[51].

По замечанию Нортона
«Бойцовский клуб» в очередной раз подтвердил, что нельзя оценивать произведение искусства в рамках короткого производственного цикла, обычно достаточного для определения успешности коммерческого продукта[2]. В ретроспективе фильм оценивается как одно из самых резонансных кинособытий конца 1990-х[К 20]. Самая популярная газета Австралии назвала «Бойцовский клуб» наиболее спорным голливудским фильмом о природе насилия со времён «Заводного апельсина» Кубрика[52]. Общая сумма сборов от фильма по всему миру превысила отметку в 100 млн $[1]. Падение «башен-близнецов» 11 сентября 2001 года благодаря созвучию с финалом «Бойцовского клуба» вернуло его в центр внимания интеллектуалов[К 21][53]. Как яркий культурный феномен, «Бойцовский клуб» сплотил вокруг себя армию верных поклонников[2], в число которых записал себя Квентин Тарантино[54]. Спрос на атрибутику «Бойцовского клуба» был таков, что на него откликнулась Донателла Версаче, открыв линию мужской одежды с нашивками в виде бритвенных лезвий[/spoiler]

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 09 авг 2011, 23:07, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 22:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Сначала идет предельное уничижение себя, которое затем выливается в свободу действий, потому что уже пофиг. Но ведь эта матрица действует и при положительном векторе развития: кризис - терять уже нечего - свобода - лети! Но они почему-то падают.... они в другой системе координат, где ось Y отсутствует?
Они падают, и это приносит удовольствие - своеобразная трудотерапия получается. Те люди, которые в черном, просто элементарно нашли себе занятие.

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: к/ф "Бойцовский клуб"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2011, 23:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Падать оно легче и проще
Все тормоза выбросил и вперед
Потому и удивляется философ
Не тому что в мире есть зло, ненависть, уродство, вражда
Это как раз понятно, это как раз в генах
А как это возможно,
Чтоб была красота, добро,любовь, дружба???

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 88 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.060s | 16 Queries | GZIP : On ]