Djuley писал(а):
Если так поставить вопрос - наивность это наличие чего-то, или отсутствие чего-то?
Спасибо, Djuley.
Все-таки нашла, что возразить своему же утверждению…
Цитата:
Дааа,… практически несовместимые понятия, кроме названия.
Не зря два разных состояния названы одним словом. Должно было быть у них общее и это общее у них есть. Это то, что противостоит наивности, и именно опыт, вернее его отсутствие.
Наивность – это отсутствие опыта.
Для ребенка это состояние естественно. Для взрослого нет, для любого взрослого. Опыт все равно приобретается и его все равно надо обрабатывать и классифицировать, анализировать и использовать. Но его можно и игнорировать, отбрасывать за ненадобностью, не запоминать, защищаться от него.
Значит наивность взрослого – это отношение к получаемому опыту.
Опыт делает человека стабильным, уверенным, мобильным, дает основу для ответственности за себя и окружающую часть мира. Но он же консервирует чувства, лишает человека новизны восприятия и прорывов в новое, неизвестное, неведомое. Опыт порождает только подобное. Гениальные прозрения возникают только в состоянии наивной открытой доверчивости.
Наивность, как открытый взгляд ребенка на мир,- это собственная ответственность за принятие и обработку нового опыта, доверие собственным возможностям и изначальное принятие любого результата: и положительного, и отрицательного. В этом состоянии прежний опыт убирается, чтобы получить новый. Позиция взрослого человека, со временем порождающая человеческую мудрость.
Наивность, как психологический защитный паттерн, - это игнорирование приходящего опыта, отбрасывание его, оставление его за скобками собственного анализа и обработки. Ответственность не берется на себя, а перекладывается на внешний мир: родных, друзей, соседей, чиновников, правительство… на всех окружающих, кроме себя самого. Ситуация только фиксируется и проживается, но не становится ни знаком, ни символом, ни знанием. Постоянная регрессия к детскому состоянию – расчет на мудрость окружающих людей и мира, инфантильный отказ от собственной мудрости.
Одной точкой эти два разных состояния все-таки соприкасаются друг с другом и имеют право на общее название.