Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 03 дек 2016, 12:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 274 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 19  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 11:09 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Дема писал(а):
А надо ли оставлять след?
Когда-то я сказала своему любимому человеку о том, что хочу пройти по краешку его судьбы, оставив лёгкие следы, на что неожиданно услышала: «Ага, бульдозером прошлась…». И, с одной стороны, было приятно, а, с другой, – не совсем. Продолжаю об этом размышлять и сейчас. Хорошо ли это, оставить след в чьей-то судьбе? И кому дано (и дано ли кому?) беспристрастно оценить его качество?

Демушка, дорогая.. мне почему-то думается, что Ваш любимый так неумело пошутил..
Он хотел сказать, что у него к Вам чувства гораздо более серьёзные и глубокие..
А Вы хотели сказать немного другое..как мне видится, хотели, может быть, подчеркнуть скромность своих притязаний, нежелание "западать в душу", чтоб не причинять ему боль...
Но всё дело в том, что глубокие чувства - хотим мы этого или не хотим, всегда оставляют воспоминание не только о радости... Люди ТАК прорастают друг в друга душами..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 11:20 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Селена, очень красивая и мудрая интерпретация у тебя снова вышла!))
Интересна попытка Кати Сафоновой соединить цикличность времени и линейность в спираль..
Предложу свою версию.. мне думается, что машина времени - это попытка сшить прошлое, настоящее и будущее одним стежком (помните, время, события и люди замелькали перед глазами Путешественника)?
Это отношение ко Времени не как к чему-то проходящему, а как к неизменно существующему, причём, существующему одновременно сразу и настоящему, и прошлому и будущему..

Человек становится равным Богу, бессмертным повелителем Времени...
Безмерно увеличив скорость машины времени, Человек сможет сжать время до точки.. до НИКОГДА и ВСЕГДА..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 11:50 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
По поводу машины времени – хотелось бы вспомнить наше, отечественное произведение, где она задействована – фильм «Иван Васильевич меняет профессию». :-): Мы уже как-то обсуждали этот фильм в СН, но лично у меня тогда возникло впечатление, что чего-то важного мы о нём недоговорили. :du_ma_et: Тогда Доктор сказал, что это фильм о вырождении власти. Но неужели только об этом? Неужели это всё – машина времени, Шурик, Милославский, охраняющая машину чёрная кошка – неужели это всё только вспомогательные элементы, чтобы показать вырождение власти? А тройственная реальность, в которой разворачивается фильм (реальная квартира Шурика – воображаемая квартира Шурика – древняя Москва) – а она-то для чего? А песенка про счастье – она просто так, низачем? В общем, надо, наверное, пользуясь темой, упомянуть этот фильм, поскольку мы его недопоняли.

В этом фильме тоже можно заметить «элоев» и «морлоков». Ну, по крайней мере, некоторые герои имеют признаки элоизма. Ну, например, Шпак – любит красивую жизнь и для этого берёт взятки, чем не элой. Или Зиночка – уходит от мужа к кинорежиссёру Якину, у которого квартира больше и есть возможность ездить в Гагру. Ну и сам Якин вместе с Кикиморой – тоже элои. Морлоков тоже можно заметить, причём морлоки здесь являются не деградировавшими существами, а ограниченными, тупыми профессионалами, о которых Доктор тоже упомянул. Вот Бунша – он профессиональный чиновник. Но его профессиональная тупость доходит до того, что:
- Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.

Таким же тупым профессионалом является и психиатр с санитарами, который сразу с порога ставит диагноз: «Белая горячка. Типичный случай».

Есть и намёк на похищение машины морлоками, говорит же Бунша, что, мол, мы заявим в органы про вашу машину. Ну а органы её, естественно, конфискуют.

Ну а кто же Путешественник во времени? Очевидно, Жорж Милославский – больше некому, поскольку Бунша совершенно не способен ориентироваться в новой обстановке и полностью подчиняется Милославскому. Вообще с Милославским всё не так просто. Тогда, помнится, была речь, что он представляет собой не самостоятельного героя, а игровую, авантюристическую ипостась Шурика, которая должна же у него быть, иначе не изобрёл бы он эту машину.

Само путешествие во времени тоже кое о чём говорит, поскольку оно там происходит через открытие стенок, т.е. снятие каких-то преград. «Минуя все эти стенки…» - то есть стенок, очевидно, очень много между нами и тираническим временем Ивана Грозного, очень много преград, мешающих осмыслению этого времени и русской тирании в принципе. И ведь Шурик не сразу открывает проход в древнюю Москву, он сначала открывает стенку квартиры Шпака, где оказывается Милославский. Он как бы вызывает этот свой авантюристический дух, который и совершает путешествие. Как и у Уэллса, Милославский попадает в обстановку, где господствуют морлоки (опричники). Сначала ему тоже пришлось от них убегать. Но потом он смог их себе подчинить, подсунув им фальшивого царя. Фактически же он сам стал царём, поскольку Бунша его во всём слушался. Фактически он смог пусть и на время победить морлоков. Не потому ли песенка про счастье?

Ну и наконец, значение трёхплановой реальности. В конце фильма выясняется, что путешествие во времени Шурику только привиделось, и что машина работает только в его мечтах. Это отражает мечту о машине времени как о волшебной палочке, которая сразу и в один момент может снять все преграды и решить все внутренние проблемы безо всяких усилий.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 12:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Эльмира, я немножко продолжу :ro_za:
Сжав время до точки, становится равным Богу. Но тут понимаешь, что человеку хочется стать Богом для того, чтобы "ворочить" в совершенно конткретный момент времени или на его протяжении.
Тоже пришла в голову мысль о бессмертии... Зачем нужно бессмертие: потому что смерть страшит и потому что любопытно, что было до и будет после. Но долго жить, не став Богом - скучно. Тогда Машина времени своеобразный компромис - за человеческую жизнь узнать, понять, что было и что будет, сохранив статус-кво по отношению к Богу. Да и действует она только на одно человека или на группу, но НЕ НА ВСЕХ. То есть, перемещение во времени - "интимный процесс".
Эээ... когда перемещаешься во времени :hi_hi_hi: , получается - ты вне времени. А вне времени существуют только вечные ценности, мудрость :-): Путешествовать на Машине времени, следовательно, полезно весьма. Богом не станешь, но прикоснешься к Нему.

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 12:26 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Да, Анна..))) тоже подумала про вечные ценности и.. то самое состояние, пребывая в котором, по словам А. Блока,человек только и "имеет право на звание Человека".
Становясь в душе Поэтом, тогда любой может
Цитата:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

(У.Блейк)
Может, юный Уэллс, мечтая о машине времени (писал рассказ, лёгший в основу романа в 22 года), мечтал влюбиться? Или мечтал о Дружбе, настоящей, подлинной, искренней?
***
Евгения) Интересное совмещение..
Небольшое уточнение лишь: Зиночка уходила от Шурика только в его ревнивых сновидениях...и, как мне представляется, не была в жизни элоем..
и.. кстати, спасибо за напоминание, Евгения! мы забыли об элоях и морлоках в связи с символом Машины времени..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 12:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2010, 20:48
Сообщения: 1565
Откуда: Омск
Danilin писал(а):
"Оставить след" и "наследить" - вещи разные)). Но сама разница показывает, что выбрать может только сам человек. Хочешь - не хочешь - след все равно оставишь.
Оставить след, но не наследить - задача жизни. Ее почти недостижимый идеал…

В моём понимании «наследить» – это значит, умышленно навредить, а «оставить след» - осознанно или неосознанно запечатлеть себя в памяти других без намерения причинить вред. Например, написав на заборе «Я – Вася».
Склонна думать, что ни один человек не стремится «наследить», но иногда мечтает оставить след, а ещё чаще оставляет его не задумываясь об этом.
Эльмира писал(а):
Дема писал(а):
А надо ли оставлять след?
Когда-то я сказала своему любимому человеку о том, что хочу пройти по краешку его судьбы, оставив лёгкие следы, на что неожиданно услышала: «Ага, бульдозером прошлась…». И, с одной стороны, было приятно, а, с другой, – не совсем. Продолжаю об этом размышлять и сейчас. Хорошо ли это, оставить след в чьей-то судьбе? И кому дано (и дано ли кому?) беспристрастно оценить его качество?

... мне почему-то думается, что Ваш любимый так неумело пошутил..
...глубокие чувства - хотим мы этого или не хотим, всегда оставляют воспоминание не только о радости...

Спасибо, Эльмира. На примере из жизни порой легче пояснить своё видение обсуждаемого вопроса, вот я и поделилась. В описанном случае своими словами я хотела выразить всю трепетность своего отношения к нему. И он был необычайно серьёзен. Своей фразой он выразил произшедшее потрясение его взглядов на мир (в силу сложности своего состояния здоровья он опасался поверить в реальность возникших между нами чувств, в мою искренность; посторонние же время от времени нашёптывали, что так не бывает). А вспоминается мне то время светло и с благодарностью.

Примером же я хотела показать, что заранее знать о том, как отзовутся наши, казалось бы, добрые побуждения, нам не дано. Погладил бездомную кошку, и пошёл дальше. А она ведь поверила, что стала чьей-то…

_________________
Мир прекрасен, когда мне хватает мудрости...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 12:55 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
Эльмира писал(а):
Небольшое уточнение лишь: Зиночка уходила от Шурика только в его ревнивых сновидениях...и, как мне представляется, не была в жизни элоем..


Да, Эльмира, Зина не была в жизни элоем и в реальности от Шурика не уходила. Но ведь это тоже вопрос - а почему в его фантазиях она оказалась элойкой?..
***
Помнится мне программа СН о путешествиях (в 2008 году она была), где говорилось, что путешествие как таковое – это позиция наблюдателя, это наблюдение новой реальности и стремление через неё понять потребности своей души. Путешествие во времени наверняка тоже сюда относится.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 13:41 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Дема писал(а):
Погладил бездомную кошку, и пошёл дальше. А она ведь поверила, что стала чьей-то…

Дем, если искать вред в добрых поступках, то его ведь непременно найдёшь, только не приведёт ли это в дальнейшем к бездействию и параличу души?
Евгения, почему у Шурика в снах Зина элойка? Может, это одновременно стремление Шурика к лёгкой жизни, непринятие её и отторжение..а, может, совсем уж банально - боязнь потерять свою любимую жену, подсознательное соперничество с режиссёром Якиным, который может себе позволить "красивую жизнь", недоступную для инженера-изобретателя Шурика etc..
Если вернуться к роману Уэллса: хорошо, что Вы вновь напомнили, Путешественник - наблюдатель.. да..
И.. наверное, моя версия о сжатии Времени машиной времени до точки не совсем верна.. Во всяком случае в романе.. время всё же имеет протяжённость.. линейность, как сказала Селена..
Может, Машина Времени, это что-то сродни Сапогам -скороходам, только сапоги-схороходы сокращали расстояние, а МВ позволяет проглатывать (как морлоки проглатывают элоев), Время, выплёвывая Путешественника где-то на заданной станции..
Может, МВ - символ желания облегчить себе жизнь, не совершая ошибок (в романе высказываются желания людей что-то узнать в будущем, потом вернуться в настоящее и нажиться на знании)способ жить, особо не вдумываясь и не проживая её душой, (как элои и морлоки) .. у которых жизнь стала подобием "жевания жевательной резинки"? Ведь и Путешественник, стремясь пропустить целые века и даже эпохи , выбросывая их из души за ненадобностью, лишается чего-то важного в душе.. и поэтому приезжает в конце концов к выродившимся своим потомкам: элоям и морлокам..
Если рассматривать в пространстве Одной Души, то чрезмерный бег и суета по жизни, без осознания, стремление жить от лета до лета, отпуска до отпуска, От выходных до выходных, приводит Человека к бездумному путешествию во времени и расслоению души на элоичность и выморлочность...
(Сорри.. не повторяю ли Ваши слова, Александр Геннадиевич, только на более примитивном уровне?)


Последний раз редактировалось Эльмира 30 сен 2011, 13:52, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 13:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Djuley писал(а):
Герой романа отправляется на машине времени и попадает в мир, где единственно адекватно, исправно действующими персонажами оказываются машины, а люди ......... , а людей, как таковых, там, вроде, и нет, а только человекоподобные существа. Т.е., а не является ли сам сюжет сознательной или подсознательной иронией к способу путешествия во времени, именно, на подобном автО ?

Вот и получается, что будующее зависит от способа движения человека. Т.е., как, каким способом человек двигается во времени (слышала вариант, что время течет через человека, а не человек движется по времени, но как это?- не могу понять...) Ногами или на машине, или, допустим, на коне...
А может быть, такой скачок через время вызвал его деформацию? Может быть, двигаясь чуть медленнее, ( а Путешевственник, испугавшись гибельного движения, все ускорял и ускорял его...) он попал бы совсем в другое будующее...
Он же, за счет скорости, проскакивал моменты понимания каждого своего шага, не задерживаясь в них. И не оставляя следов! И будующее неуловимо менялось..
А если учесть, что понимание приходит не линейным образом, кажется, об этом писала Дема...
Дема писал(а):
Из собственного опыта: тот или иной знак, текст, след, символ, отпечаток именно мне не видим до той поры, пока не достигаю определённого уровня развития, и видим до той поры, пока именно я не прочла его целиком, пока он не стал частью меня, мною. Вернее, пока я не стала его частью, пока мы не стали одним, но остались частью Единого.

Отстраненный наблюдатель- это что-то абсолютное, для человека невозможное... Как "экспериментатор" своим присутствием влияет на результат "эксперемента", так и "эксперимент" делает человека другим.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 13:59 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
quagga писал(а):
Он же, за счет скорости, проскакивал моменты понимания каждого своего шага, не задерживаясь в них. И не оставляя следов! И будующее неуловимо менялось..

забавно, quagga, мы одновременно писали одно и то же.. только я редактировала свой прежний текст, а Вы писали новый пост)))
Путь - это очень древняя метафора жизни человека. Путешественник во Времени пытается проехаться по жизни с ветерком, БЕЗ напрягов и преодолений.. Он облегчает себе жизнь механически ...точно! с помощью Машины Времени, как догадался первым Djuley и внимательно его прочла quagga..а я вот невнимательно прочла.. и догадывалась уже потом сама.. (через метафору сапогов-скороходов)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 15:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Anya Seredina писал(а):
Djuley писал(а):
Т.е., а не является ли сам сюжет сознательной или подсознательной иронией к способу путешествия во времени, именно, на подобном "автО"?


Угу... По большому счету, машина времени - это и есть время.

Не сразу понял, а когда понял, раскрылось нечто интересное то, чо и сам там наметил "пунктиром":
- Т.е. что такое машина вообще? Это, неким образом организованная "груда металла". Грудой она является пока человек её не организует, организует начиная от стадиии добычи руды. Это в нашем сознании всё то, что до того - было грудой. Но является ли железная руда обьективно некоей хаотичной, безсмысленной грудой? Наврядли. Я опять вернусь к своим бара.., т.е. к счётам. Например, меры длинны. Наш мир расчерчен нашим сознанием на метры, сантиметры и т.п., в определённой системе исчисления, в данном случае в десятичной. Объективен ли такой взгляд на мир? Нет, субъективен. Это плохо или хорошо, и может ли быть лучше? Да уж какие есть, так и видим. Но с пространством трёхмерным ещё куда не шло, а вот со временем ..... ? Т.е. машина времени, опят же, это гипотетически орагизованная материя ......... или ........ Так что это такое - время? Материя или ...... - пойди, возьми то - не знаю что. ?
Мечта о машине времени - мечта организовать время, а может и проявление наподобие страха, уйти от страха перед энтропией, зажать в "гайки", как зажали в своё время в гайки и котлы, аккомуляторы энергию пара, электричества?

Ну, в общем пока как-то так сыро, вокруг да около ... :-(


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 16:32 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Очень много о времени и пространстве рассуждал румынский историк религии Мирчи Элиаде.
Нашла интересную статью , посвященную его видению исторического процесса…
http://www.bogoslov.ru/text/271510.html
Размещаю ее всю. Думаю, что в ней можно отыскать причины появления в нашей культуре такой устойчивой идеи, как машина времени.

Характерной чертой нашего времени является глубокий мировоззренческий кризис, заключающийся в утрате универсального смысла и ценности бытия не только отдельной человеческой личности, но и всего человечества. Поэтому осмысление исторического процесса, отыскание универсального смысла истории, вытекающего из надысторического контекста, безусловно, является важнейшей частью общечеловеческой философской культуры.
В этом контексте мы проанализируем философию истории известного румынского мыслителя и историка религий Мирчи Элиаде (1907-1986 гг.). Она рассматривается ученым в таких произведениях, как «Миф о вечном возвращении», «Образы и символы», «Священное и мирское». В них он описывает отношение различных религиозно-культурных ментальностей, видения исторического процесса и его осмысления.
Первой он анализирует ментальность архаического, первобытного, человека, который с трудом переносил историю и периодически старался ее упразднить. «Интерес к необратимости и новизне истории - недавнее открытие в жизни человечества, - пишет Мирча Элиаде. - Напротив, архаическое человечество защищалось, как могло, от всего, что есть в истории нового и необратимого»[1]. «Первобытный человек, придавая времени циклический характер, аннулирует его необратимость. В конечном счете во всех обрядах и позициях мы распознаем стремление обесценить время»[2].
На страницах своих трудов Элиаде раскрывает первобытную онтологическую концепцию: «предмет или действие становятся реальными лишь в той мере, в какой они имитируют или повторяют архетип»[3]. Он осмысляет ее с помощью идеи о «вечном возвращении» - представлении о цикличности всего происходящего, так как ментальность архаического человека заключается в цикличности времени и жизни: «Вера в круговорот времени, в вечное возвращение, в периодическое исчезновение мира и человечества, за которым следует появление нового мира и нового, возрожденного человечества, все эти верования свидетельствуют, прежде всего, о желании обновлять время от времени прошлое, историю и о вере в такую возможность. Цикл, о котором идет речь, - это, по сути, Великий Год - весьма распространенное понятие в греко-восточной терминологической системе. Открывает Великий Год Сотворение мира, а завершает хаос, полное слияние всех стихий»[4]. Таким образом, «каждый год архаический человек участвует в "повторении" космогонии, особо созидательного акта»[5].
Все это, добавим, происходит на фоне все более и более укрепляющегося религиозного политеизма, когда небесное Высшее существо все дальше и дальше отдаляется от людей, до тех пор, пока не станет deus otiosus. «В удалении божьем, - поясняет Элиаде, - на самом деле выражается всевозрастающее стремление человека к самостоятельным открытиям в области религии, культуры и экономики. Другие религиозные силы начинают играть свою роль: плодородие, мифология земли и т. п. Религиозный опыт становится более конкретным, более тесно связанным с жизнью. Великие богини-матери, боги плодородия оказываются более динамичными и более доступными человеку»[6].
В какой - то мере это было восстанием первобытного человека против Бога, обусловленное желанием самому стать, как Бог (это особенно чувствуется в магии), и благодаря повторению архетипов первобытный человек пытался не только защититься от небытия и смерти, но и стать творцом своей жизни. Мирча Элиаде объясняет это, полагая, что «воспроизведение архетипов говорит о парадоксальном стремлении человека достичь идеального в рамках самого человеческого существования, доказывает, что человек жаждет вполне конкретного рая и верит в возможность иметь его здесь на земле, и сейчас, в данную минуту»[7].
Но у мифа о «вечном возобновлении» есть и свое ужасное следствие. М. Элиаде указывает на «человеческие жертвоприношения, которые практиковались некоторыми народами Центральной и Северной Америки, кое-где в Африке, на нескольких тихоокеанских островах и у части дравидийских племен в Индии»[8].
Стараясь понять некий «сакральный смысл» этих жертвоприношений для языческого сознания, ученый обращается к первобытной теории периодического возрождения сакральных сил. Так как «космогонический миф включает в себя ритуальную (т. е. насильственную) смерть изначального великана, из тела которого были сотворены миры и выросли растения, - рассуждает Элиаде, - то принесение в жертву людей ставит своей целью "воспроизвести" акт творения, впервые давший жизнь зерну»[9].
Удивительным образом этот миф напоминает недавнее мифотворчество марксизма-ленинизма или нацизма с построением «земного рая», «культом земных богов» и многочисленными жертвами на алтарях служителей этого мифа. Но как мы видим на примере нашего недавнего прошлого, долго такая мифология в умах людей существовать не может, уступая место демифологизированной реальности. То же, рано или поздно, происходило и с архаическими обществами. «Периодическое освящение космического времени становится в этом случае бесполезным и ничего не значащим. Невозможно более достичь богов через космические ритмы. Религиозное значение повторения образцовых актов теряется. А повторение, лишенное религиозного содержания, с необходимостью ведет к пессимистическому взгляду на существование. Если цикличное время не доносит более первичных событий, если оно не обнаруживает таинственного присутствия богов, если оно десакрализовано, оно начинает наводить ужас, так как предстает в виде вечно вращающегося вокруг своей оси и бесконечно повторяющегося круга»[10]. Так произошло в Индии и Греции. Например, в Индии «религиозная и философская элиты чувствовали безысходность перед бесконечно повторяющимся цикличным временем, так как это вечное возвращение предполагало для индийских мыслителей вечный возврат к существованию благодаря карме, универсальному закону причинности. С другой стороны, время уподоблялось космической иллюзии (майя), а вечный возврат к жизни означал бесконечное продление страданий и угнетений»[11]. Однако переход от мифологии к философии, точнее сказать к философскому осмыслению привычной мифологической реальности, не привел мыслителей Индии, Китая, Греции к признанию ценности человеческой истории. Она продолжала оставаться неким бессодержательным быванием.
Сама идея смысла и значения человеческой истории внесена в религиозное межкультурное пространство Библией. «По сравнению с древними и древневосточными религиями, а также с мифологически-философскими концепциями о вечном возвращении, в том виде, в каком они были разработаны в Индии и Греции, - говорит Мирча Элиаде, - иудаизм вводит фундаментальное новшество. Для иудаизма время имело начало и будет иметь конец. Идея цикличного времени превзойдена. Деяния Яхве - это его личные шаги в истории. Историческое событие приобретает при этом новое звучание: оно становится теофанией»[12]. Элиаде задается вопросом: «Не сопровождается ли монотеизм, в основе которого лежит непосредственное и личное явление божества, неизбежно и спасением времени, "повышением его ценности" в рамках истории?»[13] Ученый дает здесь положительный ответ, поскольку монотеистическое богоявление происходит в исторической протяженности: «Моисей получает "Закон" в определенном месте и в определенный день»[14]. «Христианство идет еще дальше в оценке исторического времени, ввиду того, что Бог воплотился, принял исторически обусловленное человеческое существование», - говорит Мирча Элиаде далее.
«История может быть освящена... illud tempus, упоминаемое в Евангелии, - это однозначно определенное историческое время, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи, но оно освящено присутствием Христа. Современный христианин во время литургии приобщается к illud tempus, когда жил... и вознесся Иисус, но ведь речь не идет о каком-то мифическом времени, но о времени, когда Понтий Пилат правил Иудеей»[15].
Мирча Элиаде пишет: «Путь человечества от изначального падения до окончательного искупления идет по прямой линии. И смысл этой истории уникален, потому что Воплощение уникальный факт. Как подчеркивается в главе 9 Послания к Евреям и в Первом Послании Петра (3, 18), Христос принял смерть за наши грехи однажды, однократно. Таким образом, развертывание истории управляется и направляется уникальным, радикально единичным фактом. И, следовательно, судьба всего человечества, так же как и конкретная судьба каждого из нас, тоже разыгрывается однажды, однократно, в конкретном и незаменимом времени - времени истории и жизни»[16]. Эта концепция истории была осмыслена и переработана затем в патристике. Элиаде подчеркивает то, что «линейная концепция времени истории, намеченная уже во II в. Иринеем Лионским, была воспринята св. Василием, св. Григорием и окончательно разработана св. Августином»[17].
Таким образом, можно сделать вывод о безусловной ценности истории, но не самой по себе, а в христианском религиозном контексте. И когда исчезает эта библейская религиозная составляющая, то история снова повисает как бы ни на чем, потому что исчезает ее мировоззренческий фундамент. Это мы можем видеть в философии истории Гегеля. Мирча Элиаде приводит этот пример, говоря, что Гегель подхватывает иудео-христианскую идеологию и применяет ее к универсальной истории в целом: всеобщий разум постоянно проявляется в исторических событиях. Это открывало путь различным формам исторической философии XX века. «Однако, следует добавить, - заявляет Элиаде, - что историцизм сложился как продукт разложения христианского учения, он придает решающее значение историческому событию, но событию такому, каково оно есть, т. е. лишая его возможности вскрыть некий сотериологический и трансисторический замысел»[18].
Прекрасно выразился об этой отсутствующей в историзме метафизической составляющей немецкий мыслитель начала XX века Эрнст Трельч, один из основателей философии историзма: «Понятие индивидуальности (идет ли речь о личностной индивидуальности или коллективной индивидуальности народа и культуры) есть понятие принципиальной ценностной относительности. Ценностная относительность имеет смысл лишь в том случае, если в этом относительном становится живым и творящим абсолютное. В противном случае она была бы только относительностью. Следовательно, в этом пункте вновь устанавливается связь теории ценностей с метафизикой»[19].
Можно сказать, что утрата надысторического смысла истории по мере явления секуляризации западного общества привела утратившего христианское миропонимание европейского человека к «ужасу перед историей». Сам этот термин, введенный Мирчей Элиаде, свидетельствует об утрате единого смысла и цели истории в современном западном мире. И, по мнению мыслителя, в этом случае остается либо возвращение к вере, либо отчаяние и жизненная неустойчивость. В заключение необходимо сказать, что правоту этой мысли Элиаде подтверждает философская мысль XX столетия, пытающаяся понять секуляризированную, обезбоженную историческую реальность. В частности, английский философ Карл Поппер провозгласил «нищету историцизма, поскольку нет единой логики исторического процесса, поскольку настоящее есть замкнутый в себе фрагмент исторического движения, доступный осмыслению только в этой своей эмпирической фрагментарности»[20]. Таким образом, только сакральное, надысторическое измерение истории придает ей смысл и значение, наполняет ее непреходящей сотериологический ценностью, столь необходимой и для всего человечества и для каждого человека в отдельности.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 16:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Имхастое имхо...

Вооообще, время все усложняет. Оно создает простор для совершения ошибок и их исправления. Как китайские новогодние гирлянды. В сложенном виде - блин. Это состояние упокоенности/упакованности всего в Одно. В вытянутом - замысловатое перереплетение - Путь.
Попутешествовать во времени, чтобы понять, что материя не очень-то и меняется?

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 16:51 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Anya Seredina писал(а):
Попутешествовать во времени, чтобы понять, что материя не очень-то и меняется?
Угу, :a_g_a: не меняется...
... любое путешествие во времени – это попытка понять, как меняется сознание.
Распаковать прошлое, чтобы понять причины, продолжить в будущее, чтобы понять его возможности.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2011, 17:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Не меняется материя? Это вы о чём?
А что нам показывают наши освременные "машины времени" мощные телескопы - черные дыры, квазары, пульсары, сверхновые? А тёмная материя, ведь это, врде бы, уже и не чисто гепотеза?
Впрочем, это, наверное, не туда залез :men:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 274 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 19  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.061s | 16 Queries | GZIP : On ]