Кто такие медиаторы, узнала только после того, как Док объявил о теме следующего эфира. К своему стыду,
до сих пор даже и не знала, что у нас в обществе появилась такая профессия. Честно говоря, не очень понимаю, о чем завтра пойдет речь.
О законе о медиаторах?... об их обязанностях?... о требованиях к этой профессии?... о сферах ее применения?... Поэтому просто подожду программу.
Ну а вот о конфликтах,… это уже более понятно и привычно.
Все мы, так или иначе, часто или редко, становимся участниками или свидетелями конфликтов. Что они такое?... почему возникают?... можно ли их избежать?... Все это чисто бытовые и, наверное, каждого волнующие вопросы.
Наш мир - это мир противоположностей:… правое-левое, плюс-минус, женщина-мужчина, покупатель-продавец, производитель-потребитель, водитель-пешеход, начальник-подчиненный,… и т.д., и т.п..
Противоположности – это ни хорошо, ни плохо, это факт нашего бытия. Именно они, эти самые противоположности, и создают реальные и социальные пространства, пространства взаимодействия, пространства, где возникают отношения, пространства, где творится, растет и развивается жизнь.
Конфликты – это разрушение вот этих самых пространств. В мире физическом они выражаются катастрофами, в мире социальных пространств бурными скандалами или тихой незаметной глазу войной претензий и рекламаций.
Что отражают конфликты, что обозначают, на что указываюты?... Да, в общем-то, это слабость сторон, одной или обоих.
Однако конфликтующие стороны чаще всего видят слабости и недостатки только противоположной стороны, что, в общем-то, естественно. Мы же себя не видим. Для этого нужно зеркало, реальное или социальное. Зато мы хорошо чувствуем свои потребности и желания, то есть сильные стороны своего края пространства.
Как правило, скандалы, в которые и выливаются, прежде всего, наши бытовые конфликты – это обозначение и озвучение разной степенью громкости противоположными сторонами своих достоинств и недостатков противников. И зачастую, если в этом противостоянии не остановиться, конфликт окончательно разрушит пространство взаимодействия. Друзья становятся врагами, рушатся семьи, бизнес, добрососедские отношения.
Что делать?
Мой опыт, не медиатора, просто бытового посредника,… иногда приходилось выступать третьей стороной в таких конфликтах между родными, друзьями, соседями,… подсказывает, что надо, прежде всего, стать зеркалом недостатков, т.е. для каждой из конфликтующих сторон найти способ указать на ее ошибки, просчеты, недостатки именно в данном конкретном поле взаимодействий.
Конфликтные отношения, приводящие к разрушению взаимодействия, - это почти всегда слабость двух сторон, создающая перекос внутренних напряжений, которые и вылезают в виде конфликта, а затем и вовсе могут разрушить отношения. Как правило, именно их, эти собственные слабости, конфликтующие стороны не видят. А когда на них указывает тот или те, которых ты считаешь виновным, это только еще больше усугубляет конфликтную ситуацию. Третий, нейтральный по отношению к возникшей ситуации, не заинтересованный в ней, и нужен как социальное зеркало, которое, отметив достоинства и согласившись с претензиями,… это успокаивает, замечено,… начнет осторожно, но настойчиво доносить до каждой из сторон ее собственные слабости, недостатки и ошибки.
Посредник – как зеркало ошибок, просчетов, недостатков. Метод работает. Проверено, но только на бытовых обыденных локальных конфликтах.
Работает ли это в более глобальных ситуациях, не знаю.