Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 02 дек 2016, 20:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 157 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 10:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июл 2012, 08:32
Сообщения: 463
Откуда: Магнитогорск
,


Последний раз редактировалось 4ubaka 02 июн 2016, 13:40, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 10:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2012, 09:20
Сообщения: 321
Откуда: Томск
Странно смайлик подобран.
Вы что - блатуете :hi_hi_hi:
Стишок грусноватый чуток.
Он истязает внутренний мирок. :cry_ing:

_________________
Всякое бывает


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 10:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июл 2012, 08:32
Сообщения: 463
Откуда: Магнитогорск
,


Последний раз редактировалось 4ubaka 02 июн 2016, 13:40, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 11:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2012, 09:20
Сообщения: 321
Откуда: Томск
4ubaka писал(а):
:a_g_a:

А Вы скромняга я погляжу.
Что, стихи, смайлики и всё :ni_zia:

_________________
Всякое бывает


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 11:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2012, 09:20
Сообщения: 321
Откуда: Томск
Вы очень скромный человек :cry_ing:

_________________
Всякое бывает


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 12:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2012, 09:20
Сообщения: 321
Откуда: Томск
Ой братишка,
уж незнаешь - скромность ли это
или эгоизм.
Вы игнорируете меня, хотя Вы здесь.
Или может быть я весьма эгоцентрично себя веду
с Вашей поэтичной точки зрения?
Тогда прошу прощения -
я уплываю изживать свои пороки. :du_ma_et:

_________________
Всякое бывает


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 15:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
А Эго говорит
мне дела нет
чужую боль нести
мне и своей вполне хватает
а если хочешь Ты
то и неси
и не проси совета.

мораль сей басни такова:Давайте будем жить дружно!!!

:hi_hi_hi:


Последний раз редактировалось Александр Букин 11 июл 2012, 23:24, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 20:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июл 2012, 08:32
Сообщения: 463
Откуда: Магнитогорск
,


Последний раз редактировалось 4ubaka 02 июн 2016, 13:41, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 22:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
Эго
Все парадоксы, связанные с эгоизмом и с его носителем – Эго, своими корнями уходят в биологию. Биологи делят все организмы на две группы – унитарные и модулярные. Первые – это такие организмы, которые мы как раз интуитивно обозначаем словом «организм»: это отдельный и относительно независимый от всех остальных организм. Вторые – это суперорганизмы или организмы-колонии, как деревья, кораллы, муравейники. Сюда же относятся различные симбиозы. Здесь суперорганизм сосоит из организмов-модулей. Оказывается, что типичными для нашей планеты являются именно модулярные организмы, а унитарые организмы можно рассматривать как некоторое исключение или некое переходное состояние на пути к модурярному состоянию. Так вот, Эго – это характеристика унитарного организма. Для него эгоизм является необходимой стратегией выживания. Для индивидов же, составляющих модулярный организм, эгоизм бессмысленен – он является стратегией, ведущей к гибели суперорганизма, и потому недопустим.
Одинокий унитарный организм – это абстракция, не имеющая отношения к реальности. Унитарные организмы организованы в социумы – квазимодулярные организмы, существование которых требует от первых некоторой альтруистичности поведения, хотя бы в некоторые периоды жизни (например, при размножении и выращивании потомства). Значит в поведении унитарного организма должны сосуществовать эгоистические и альтруистические стратегии. Это как раз и характерно для человека.
Носитель эгоистической стратегии в человеке называется «Эго», тогда как носитель альтруистической стратегии может быть назван «Самость» (термин К.Г. Юнга). То, что в психологии называется «Самостью», в религии называется «Бог». Недаром слово «религия» происходит от латинского «религаре» – соединять. Религия не выдумка хитрых жрецов – это неотъемлемая стратегия человеческого поведения, на которой зиждется человеческий социум. Недаром Гераклит определил человека, как того, кто существует рядом со своим богом. И тогда определение человека Аристотелем как «полисного животного», т.е. как носителя социальности, перекликается с определением Гераклита. Центральным событием жизни человека является переход от Эго к Самости. Только это и можно назвать реализацией человека в его жизни. В традиционных обществах этому переходу соответствовал обряд инициации. В цивилизованных обществах роль инициации перешла к образованию, но лишь в редких случаях образование действительно выполняет роль инициации. Ибо суть инициации состоит в изменении стратегии отношения к миру и социуму. Образование же в современном обществе является скорее усилителем эгоистической стратегии, нежели формированием стратегии Самости.
Парадокс Эго заключается в наличии его двойника – Самости. И то и другое тождественно для индивида его я-ощущению. И то и другое индивид называет словом «я». Возникает шизофреническая расколотость сознания, которая обычно скрыта от самого сознания всилу того, что осознается только один из образов «я». Другой находится в подсознании. Обычно это самость, ибо человек, как и любое другое животное, начинает свое детство с эгоизма. Тем и болезненна инициация, что она означает переворот в сознании, - «я» Эго линяет как личинка и превращается в «я» Самости – имаго. Оно расправляет крылья и вылетает из кокона подсознания на свет сознания. После этого человека уже нельзя с полной уверенностью отнести к унитарным организмам – он уже является элементом модулярного суперорганизма социума, который человек называет словом «Бог».
По-видимому, многие пардоксы человеческого бытия могут быть сведены к этому основному парадоксу. Например, различные логические прадоксы, сводящиеся к парадоксу ссылки на себя, т.е. к наличию логической петли в рассуждениях, связаны с тем, что Эго не подозревает о существовании иного «я» – Самости. Наличие последнего размыкает петлю парадокса в высказывание, направленное от одного «я» к другому. Или, в более общей форме, – петля парадокса размыкаетмся в диалог между Эго и Самостью.
Само по себе Эго может существовать только в линейном времени, «стоком» или «источником» которого оно само и является, всилу чего оно не может воспринимать мир символически, т.е. вне времени, или лучше сказать – во многих параллельных временах, которые не могут быть одновременно логически освоены им. Для Эго взаимные влияния событий в этих параллельных причинных цепочках выглядят как случайности. И только переходя от одной такой цепочки к другой, Эго испытывает что-то вроде эффекта дежавю – осознание того, что оно подозревало о существовании какой-то независимой причинной связи между событиями, протекающими в параллельном времени. Самость, согласно Юнгу, знает о том, что мир устроен символически, что объекты мира суть символы, связанные так называемой символической причинностью – взаимным отражением вне времени. Эта цепь символических отражений тянется к одному суперсимволу всех символов, который называется Бог. В этой точке схождения символов мир обретает смысл, который видим для Самости, но не видим для Эго. Мир бессмысленен для Эго. Эта бессмысленность в экзистенциальном плане воспринимается им как случайность, а в логическом плане – как парадоксальность. Человеческое Эго сталкивается на протяжении истории человечества с такими парадоксами, которые оно не в силах разрешить, оставаясь Эго. Неразрешенность (и неразрешимость для Эго) этих парадоксов и является причиной продолжения истории.
Одним из таких парадоксов является «парадокс Божественной любви». Дело в том, что субъектом человеческой любви является его Эго – предмет этой любви укрепляет Эго и оправдывает его существование. Непосредственное проявление витальности организма – его чувственность связана именно с такой любовью. Эту любовь греки назвали «эрос» – эрос это любовь Эго. Оборотной стороной любви-эроса является фобия ко всему, что не составляет предмет любви Эго. Эрос «вырезает» из реальности предмет своей любви и живет в этом виртуальном мире (вспомните знаменитый монолог князя Андрея Болконского из «Войны и мира» о том, что весь мир для него расколот на две части – где есть Наташа, и только там есть жизнь, и где ее нет – там только тьма и небытие). В этом смысле человеческое Эго – идеалист, а человеческая любовь – это любовь к идеальному (к идеалу). Божественная любовь – это любовь к реальному миру, созданному Богом. У греков есть слово для ее обозначения – «агапе». Для Эго она невозможна – Эго не может любить всех, попытка любить всех разрушает эмоциональность Эго. Недаром религия, провозглашающая любовь к Богу, делает упор на том, что божественная любовь это не модус чувств, а модус воли. Для Эго – это модус воли. Чувсвтенность Эго, ведущая к эросу, должна быть связана аскезой воли, дабы удерживать направление к агапе. Это свидетельствует о неестественности для Эго божественной любви. Потому что субъектом божественной любви является не Эго, а Самость. В этом и заключается суть парадокса божественной любви и путь для его разрешения.
Поскольку мы привычно отождествляем человека с его Эго, то парадокс можно сформулировать так: человеку не дана способность к божественной любви, пока он остается человеком. Когда же он обретает способность к божественной любви, он перестает быть человеком – «обоживается» (термин Г. Паламы), т.е. его Эго замещается Самостью. «Атом божественной любви» – это Самость. Вместе с тем Самость – это и атом «божественной социальности» – Царства Божиего. Последнее представляет собой модулярный суперорганизм, модулями которого и являются отдельные Самости. Недаром слово «агапе» используется в греческом языке для обозначения социальных аспектов любви. Эго – это «унитарность» нашего организма, а Самость – это «модулярность» его, ведь переход к Самости, согласно С. Грофу, представляет собой трансперсональное превращение – выход в своих ощущениях за пределы своего Эго. В этом и заключалось то «обожение», которое проживали святые, или та «потеря человеческой формы», через которую проходили маги К. Кастанеды.
С точки зрения Эго, носитель Самости выглядит сумасшедшим – юродивым. Юродивый, или у-богий, находится «у Бога» – он является носителем «божественной социальности» и «божественной любви». Юродивый – субъект агапе и элемент модулярного суперорганизма Царства Божиего.
Эрос превращается в агапе, когда Эго превращается в Самость. – Вот решение парадокса божественной любви. Для Самости эта любовь уже не будет представать в модусе воли, но будет проявлением чувственности Самости. Нам трудно представить себе эту чувственность - мы знаем только чувственность Эго. Если чувственность Эго – это аффект от превращения другого в себя, т.е. от экспансии своего Эго, – в этом суть эротического овладевания партнером, - то может быть чувственность Самости, напротив, связана с аффектом выхода за пределы своего Эго. Это чувство возможно изоморфно аффекту жертвенности солдат во имя своего народа и Родины. Быть может подобное чувство в какой-то форме испытывают отдельные организмы модулярных суперорганизмов типа термитника или муравейника. Согласно А. Вотякову, этологические программы всех таких суперорганизмов заимствованы друг у друга в ходе эволюции разных видов на пути от унитарных к модулярным организмам.
Переход от Эго к Самости позволяет понять суть такого фундаментального религиозного понятия как «грех». «Грех» по-гречески означает «промах». Эго является «промахом» в ориентации нашего «я» по отношению к Самости. В этом и состоит суть грехопадения человечества, о котором мифопоэтически рассказывает Библия. Грех или промах состоял в том, что обретенная человеком разумность доминирующего левого полушария мозга («плод с дерева познания») была рациональной разумностью Эго. Эта разумность надолго скрыла от сознания разумность Самости, базирующуюся на совсем иных принципах. Грех же чувственности, о котором тоже повествует Библия, состоит в том, что эта чувственность принадлежит именно Эго. И для преодоления этой чувственности (вместе с Эго) все религии используют аскетические практики, которые призваны переориентировать волю нашего «я» от Эго к Самости. Т.о. грех – это все, что поддерживает в человеке его Эго. Если считать естественными все желания, которые имеют своим источником наше Эго, то действительно все естественное есть грех. И религиозное поведение и религиозные требования остаются противоестественными, пока не изменится носитель «я» в человеке. Но с обретением Самости грех исчезает – человек находится у Бога – становится убогим (с точки зрения Эго). Желания и чувства такого человека безгрешны и противоестественны с точки зрения Эго. Таковы святые.
Парадокс божественной любви позволяет понять еще один фундаментальный парадокс христианской жизни, который можно назвать «парадоксом спасения». Каждый христианин жаждет личного спасения – для этого он и приходит в церковь. И каждый мыслит носителем этой спасаемой личности, своего «я» - свое Эго. Но вся религиозная жизнь построена на умалении, на аскезе Эго. Тогда как может спастись личность, как она может достичь Бога? Парадокс разрешается в том, что спасения, т.е. соединения с Богом, достигает Самость, которой как раз личное спасение ни к чему, потому что самость достигается, как мы уже говорили, путем трансперсонального перехода, т.е. путем преодоления личности. Т.е. личное спасение возможно только путем преодоления личности – для того, чтобы спастись, надо погибнуть! Этот парадокс символически воплощен в смерти и воскресении Спасителя – этот инвариант христианской жизни должен воплощаться для каждого христианина в смерти Эго и воскресении Самости. В этом и состоит спасение для каждого. Для Эго этот путь означает только практику аскезы – не спасения дожно жаждать Эго, а умаления своего, и тогда, вдруг, однажды, когда его место займет Самость, спасение окажется достигнутым.
Смерть Эго и воскресение Самости – центральный мотив всех мифологий мира. Он воплощается в акте инициации – центральном акте в жизни человека в традиционном обществе. В этом акте человек покидает эгоистическое детство и становится взрослым элементом суперорганизма социума. Не случайно современное массовое общество Запада так инфантильно во всех своих возрастах (это первым отметил Х. Ортега-и-Гассет) – в этом обществе не происходит инициации, здесь человек остается всю жизнь эгоистом. Это общество можно назвать «эгократией». Доминирование эго в жизни людей является причиной стихийного атеизма этого общества – в людях не формируется «орган ощущения Бога» – Самость. Поэтому глубинной причиной существования коммунистических альтернатив этому обществу является религиозная причина, а не социально-экономическая. По крайней мере у глубоких мыслителй это так. Коммунизм мыслился ими как подобие христианского спасения – спасения человека от мира эгоизма. Но вместе с христианской проблемой спасения коммунизм унаследовал и христианский парадокс спасения. В данном случае он звучит так: коммунизм возможен, но не для человека. Подобно тому как Царство Божие возможно, но только для святых.
Парадокс коммунизма нашел в истории несколько вариантов решения. Первый из них – вариант Сталина. Сталин создал концлагеря для переделывания обычного человека в такого, который сможет жить при коммунизме. Т.е. концлагерь был инструментом «инициации в коммунизм». Это был несовершенный инструмент, поскольку большинство Эго уничтожалось вместе с их носителями. И только те немногие, кто нес в себе мощные культурные и религиозные задатки, смогли, пройдя концлагерь, обрести Самость. Это такие люди, как А. Солженицын, Г. Померанц, Д. Андреев. Второй вариант можно назвать гротескным – он сложился после смерти Сталина. Его наследники реализовали суть коммунизма – то, что он возможен не для каждого, - дословно, т.е. сделали коммунизм для себя. Именно они и отказались от этой выхолощенной пародии, инициировав переход к капитализму, который не требует от Эго никакой трансформации. Третий вариант – несостоявшийся – теоретически разрабатывался И. Ефремовым. Он описал модель общества, которое, подобно обществу древней Греции, базируется на культурной инициации каждого своего члена. Продуманная система аскетического воспитания и разностороннего образования Ефремовской утопии являлась апофатическим (т.е. от противного) инструментом достижения Царства Божия, о чем он не помышлял, поскольку был атеистом. Ефремов был апофатическим предтечей Царства Божия (недаром имя ему Иоанн). Ефремову удалось преодолеть примитивное социально-экономическое понимание проблемы коммунизма, он осознал ее культурно-антропологическую природу. Ефремов показал, что суть этой проблемы заключается в инициации человека – преодолении инфантильного Эго и формировании Самости. Сегодня мы понимаем, что это религиозная и даже биологическая по своей сути проблема, но от этого модель коммунизма Ефремова стала еще более реалистичной в наших глазах.http://www.kobzev.net/index.php?module= ... e=russian&
Свернуть


Последний раз редактировалось Александр Букин 19 июл 2012, 15:20, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 июл 2012, 16:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июл 2012, 08:32
Сообщения: 463
Откуда: Магнитогорск
,


Последний раз редактировалось 4ubaka 02 июн 2016, 13:41, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 июл 2012, 21:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
А кто он есть?,простой советский парень,простой советский гражданин,он генеральный секретарь.Да вы шибко не принимайте к сердцу,т.к и ваша точка зрения имеет место и время-как пожелаете так и будет или почти так,удачи Вам :-):


Последний раз редактировалось Александр Букин 14 июл 2012, 10:35, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2012, 01:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июл 2012, 08:32
Сообщения: 463
Откуда: Магнитогорск
,


Последний раз редактировалось 4ubaka 02 июн 2016, 13:41, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2012, 11:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
Диссоциация
Термин диссоциация происходит от латинского dissociatio [15], что означает разъединение, разделение. В психологии слово диссоциация находит, по крайней мере, два употребления. Во-первых, это слово часто используют как метафору для описания сепарированности и независимости частей целостной структуры объекта психологической науки , резкого, характерного противопоставления, несогласованности отсутствия связей, и т.п. Эта метафора служит для усиления, подчеркивания того факта, что рядоположенные элементы некоего объекта, элементы, объединенные в рамках той или иной концепции по некоторым общим признакам, обнаруживают в своем проявлении независимость друг от друга, а порой и противонаправленность. Иногда говорят о диссоциации тех или иных параметров той или иной методики, например о «диссоциации между вербальными и невербальными показателями эмоциональной напряженности», имея при этом в виду несогласованное, независимое изменение измеряемых переменных, что статистически может выражается в отсутствии корреляции между ними.



Приведем еще два примера. Так, в русском переводе работы Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» переводчик использует слово "диссоциация" для передачи мысли Фрейда о нарушении интеграции сексуальных влечений в случаях перверсий. "…Перверсии казались нам… диссоциациями нормального развития" [17, стр. 95]. Там же говорится о "диссоциации полового влечения" [стр. 98]. Другой пример взят из учебника по нейропсихологии Е. Д. Хомской, где [19, стр. 156] упоминается диссоциация между способностью актуализации слов, обозначающих действия и актуализации слов, обозначающих предметы, которая наблюдается в клинических картинах динамической и оптико-мнестической афазий. Можно было бы привести много подобных примеров, в которых слово "диссоциация" предает некий смысловой оттенок, служит для постановки акцента, но не отражает понятие с более или менее строго определенным содержанием.

Используя метафору известного американского психоаналитика Джозефа Сандлера [27], понятие "диссоциация" можно было бы охарактеризовать как «эластичное» (elastic) понятие, содержание которого постоянно пополняется в соответствии с новыми данными исследований. Такие понятия служат своего рода связующим элементом между различными теоретическими представлениями и концепциями. Содержание такого рода понятий раскрывается только в соотнесении с контекстом, в котором оно используется, т.е. они являются контекстуально зависимыми.

В самом общем виде термин диссоциация описывает некоторые особенности процессов обработки информации [31], относится к нарушению интегрированности протекания психических процессов. В зависимости от контекста, о диссоциации говорят как о процессе [см. напр. 28,29], механизме психологической защиты [26, 6], психическом состоянии [24], психопатологическом и психиатрическом симптоме или синдроме [13, 23]. Обычно термин диссоциация, в контексте проблематики последствий психической травмы, описывает особые состояния и симптомы, возникающие как непосредственная и отсроченная реакция на психическую травму. О диссоциации также говорят и как о механизме психической защиты, который помошает справится с болезненными переживаниями психотравмирующего события.

Мортон Принц охарактеризовал диссоциацию как основной регулирующий принцип нервно-психического аппарата [26], который, согласно данным современных исследований, имеет доминирующее значение на ранних фазах онтогенеза. Как процесс диссоциация приводит к тому, что комплекс поведенческих паттернов, мыслей, отношений или эмоций становится отделенным от остальной части личности человека и функционирует с той или иной степенью сепарированности и независимости [14]. Согласно определению диссоциации, принятой в американской психиатрической номенклатуре [9, 10, 22], диссоциативные симптомы представляют собой результат процесса, который приводит к тому, что интегрированные в норме "функций сознания, осознания подлинности своего эго или моторного поведения, в результате которого определенная часть этих функций утрачивается". Людвиг [24, 25] считает диссоциацию процессом, посредством которого определенные психические функции, в норме интегрированные с другими функциями, действуют в той или иной степени обособленно или автоматически и находятся вне сферы сознательного контроля индивида и процессов воспроизведения памяти. Вест [32] полагает, что диссоциация активно вторгается в процессы интеграции входящей, исходящей и сохраняемой информации, через образование ассоциативных связей обычными способами, и нарушает их.

Адаптивная функция диссоциации. Диссоциация как механизм психологической защиты.

Диссоциация является механизмом регуляции психической деятельности и в обыденных условиях и в экстремальных, потенциально психотравмирующих ситуациях. Примером проявления регулятивной функции диссоциации в обыденной ситуации может быть разведение входящих потоков информации при вождении автомобиля, когда водитель, управляя автомобилем, одновременно реагирует на сложную ситуацию на дороге, слушает при этом радио или разговаривая с пассажиром. Диссоциация также играет важную роль и при актуализация навыков, автоматизмов, составляющих сложную трудовую деятельность. Особую ценность диссоциация имеет для выживания индивида, для адаптации.

Людвиг [25] выделяет семь основных адаптивных функций диссоциации. 1. Автоматизация поведения. Диссоциативный процесс сводит к минимуму влияние сознательного контроля индивида при актуализации врожденных и наученных паттернов поведения. Благодаря этому индивид получает возможность концентрировать внимание на более важных аспектах ситуации или сложной задачи. Противоположностью диссоциации в этом случае является обсессивность-компульсивность, которая представляет собой, с одной стороны, деавтоматизацию поведения, а с другой стороны – сознательную фрагментацию действий. 2. Эффективность и экономичность деятельности. Диссоциация позволяет экономно расходовать усилия, повышая, таким образом, их эффективность. Диссоциация обеспечивает раздельное протекание психических процессов, благодаря диссоциации влияние противоречивой или избыточной информации сводится к минимуму, что, в свою очередь, снижает напряжение и дает возможность индивиду мобилизовать свои усилия для решения той или иной задачи. 3. Разрешение непереносимых конфликтов. В ситуации конфликта, когда в распоряжении индивида отсутствуют подходящие средства для немедленного его разрешения, конфликтующие установки, желания и оценки как бы разводятся, диссоциация направляет их в различные состояния или потоки сознания. Так индивид обретает возможность предпринять согласованные и целенаправленные действия в сложной ситуации. 4. Уход от повседневной реальности. Диссоциация лежит в основе множества религиозных практик и феноменов, таких, например, как медиумизм, шаманистские практики, ясновидение и прорицание, явления одержимости духом, глоссолалии и др. 5. Изоляция катастрофических переживаний. Диссоциативный процесс изолирует переживания психотравмирующих ситуаций, которые сопровождаются интенсивными негативными эмоциями. При этом восприятие психотравмирующей ситуации дробится на отдельные фрагменты. Амнестические эпизоды, фуги, реактивные преходящие диссоциативные эпизоды — примеры диссоциативных состояний, которые служат цели изоляции травматических переживаний. 6. Катарсическая разрядка некоторых эмоций и аффектов. Некоторые эмоции, аффекты, чувства и импульсы, на переживание которых в той или иной культуре наложено табу, могут быть выражены только в контексте особых санкционированных ритуалов, церемониалов, обрядов и празднеств. Участники этих ритуалов высвобождают и выражают табуированные эмоции, чувства и импульсы, в контексте диссоциативного состояния, которые можно было бы уподобить своего рода «контейнеру», в содержимое которого входят либидинозные напряжения, агрессивные импульсы, чувства, связанные с фрустрацией или неисполнимыми желаниями. Индивид получает возможность выражать эти чувства непосредственно или в символической форме, не испытывая при этом страх или вину в связи с нарушением рамок социальных ограничений или цензурой Суперэго. 7. Усиление «стадных чувств». С точки зрения Людвига, диссоциация играет большую роль при сплочении больших групп людей, оказывающихся перед лицом общей опасности, а также в феномене влияния на массы "харизматических" вождей и авторитарных лидеров.

Как механизм психологической защиты, диссоциация помогает индивиду справиться с интенсивными негативными эмоциями, вызванными воздействием факторов психотравмирующей ситуации или события. Психологические защиты являются определенными способами трансформации переживаний, которые приводят к снижению уровня неприятных, дискомфортных, а порой даже опасных для здоровья напряжений в эмоциональной жизни субъекта. Согласно Налчаджяну, психический механизм представляет собой «структуру определенным образом связанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату». По А. Фрейд механизмы психологической защиты представляют собой перцептивные, интеллектуальные и двигательные программы, разной степени сложности, формирующиеся в процессе непроизвольного и произвольного научения. Развивая идеи З. Фрейда, изложенные в работе «Торможение симптом и тревога», А. Фрейд называет Эго как объект и субъект психической защиты, Эго активирует защитный механизм в ответ на сигнал аффекта тревоги: «защитные механизмы – это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием».

Согласно классической концепции мезанизмы психической защиты действуют по следующим линиям взаимодействия структур и внешнего мира: Эго-Ид, Эго-Суперэго и Эго-Внешний мир. Позже (см., например, Хартман, Кохут, Кляйн, Мак-Вильямс [11], Кон, Столин) появилось представление о защитах «я» (self), направленных на сохранение самоуважения». В рамках кляйнианской теоретической мысли было разработано представление о примитивных защитах. М. Кляйн и ее последователи обогатили представления о защитах, предложив концепции расщепления (splitting), проективной идентификации, примитивной изоляции и отрицания, идеализация и обесценивание, интроективная идентификация.

Согласно взглядам клянианской школы, примитивные защиты возникают в ответ на тревоги, связанные с действием влечения к смерти. Тревоги самого раннего периода жизни, «психотические» тревоги, связаны со страхом аннигиляции Эго на так называемой параноидно-шизоидной фазе развития и со страхом утраты хорошего любимого объекта – на депрессивной фазе развития. Кроме того, тревогу вызывает зависть и агрессия, направленные на хороший объект (Хиншелвуд, 2007). Примитивные защиты обладают следующими основными характеристиками, обусловленными ранним этапом онтогенеза: очень слабая связь с принципом реальности и отсутствие представлений о константности и границах внешних объектов (Мак-Вильямс, 1998). Как правило, действие примитивных защитных механизмов разворачивается в сфере межличностного взаимодействия. Для этих защит всегда требуется другая персона как «опора» или «контейнер» для отщепленных проблемных частей психики субъекта Примитивные защиты характеризуются «недостаточной» связью с принципом реальности и «недостаточным» учетом самостоятельности и константности объектов.

Мак-Вильямс, хотя и не без оговорки, отнесла диссоциацию к классу первичных защит. В пользу своего выбора она приводит два аргумента: «глобальность» (там же, стр. 152) действия диссоциации, которая «поразительным образом охватывает всю личность». Здесь же она определяет природу диссоциации как «психотическую». Однако, далеко не всегда при диссоциации происходит нарушение принципа реальности. Рассмотрим, например интенсивные переживания состояния «флэш-бэк» [22, 26], в котором индивид полностью погружен в травматический опыт из своего прошлого, переживает его как событие, которое происходит с ним в настоящем, при этом может произойти полная утрата ориентации индивида во времени и пространстве. Однако вопрос об утрате связи с принципом реальности даже в этом состоянии, по-видимому, является дискуссионным. Да, действительно, чрезвыйчайно сильные переживания флэш-бэк характеризуются блокированием восприятия реальности, заполнением сознания ожившими воспоминаниями о пережитом когда-то реальном психотравмирующем событии. Из свидетельств внешних наблюдателей и лиц, переживших сложные развернутые состояния флэш-бэк, индивид, находясь в таком состоянии, ведет себя адекватно, но адекватно ситуации, которая вспоминается в состоянии флэш-бэк. Можно предположить, что в этом состоянии индивид не отвергает принцип реальности в пользу принципа удовольствия, как это бывает в случае с психотическими пациентами, которые находят удовлетворение своим желаниям и разрядку своих импульсов в магическом, фантасмагорическом мире галлюцинаций.

Состояния флэш-бэк подобны переживаемым наяву повторяющимся сновидениям, содержанием которых является пережитая когда-то индивидом психотравмирующая ситуации. Еще Фрейд в работе «По ту сторону принципа удовольствия» отмечал своеобразие таких сновидений, заключающееся в том, что для них не свойственно стремление к галлюцинаторному удовлетворению желания, которое характерно для обычных снов и психотических симптомов. "…Сновидения травматических невротиков … нельзя… рассматривать с точки зрения исполнения желаний… Скорее они подчиняются вынуждению повторения…» [18, стр. 162—163]. То же самое можно, по-видимому, сказать и о состояниях флэш-бэк. Флэш-бэк также относится к галлюцинации, как травматическое сновидение к сновидению, исполняющему желание.

Появление симптома переживания травматического события из прошлого пациента как реального, обусловлено «избыточным» действием диссоциации как механизма психологической защиты. Таким образом, в отношении некоторых диссоциативных феноменов, несмотря на то, что они имеют внешние черты сходные с психотическими симптомами, можно сказать, что принцип реальности сохраняется, но он «диссоциирован» от контекста актуальной ситуации. Исходя из вышесказанного, диссоциацию нельзя безоговорочно относить к классу примитивных защит. Видимо, к психотическому полюсу более близки, по своему «феноменологическому узору», такие диссоциативные состояния как медиумический или шаманистский транс, опыт выхода из тела (out-of-body experiences).

По-видимому, основной задачей диссоциации как защитного механизма, является сохранения связи, как это не парадоксально, с реальностью, контакта, который является источником невыносимых страданий, за счет нарушения цельности, единства структуры внутреннего мира. Итак, определение класса психологической защиты, к которому можно было бы отнести диссоциацию, довольно затруднительно, если придерживаться критериев, предложенных Мак-Вильямс.

Диссоциация занимает особое место среди механизмов психологической защиты, поскольку основной ее функцией является не столько разрешение интрапсихических конфликтов, сколько совладание с интенсивными негативными переживаниями, которые возникают при чрезвычайных обстоятельствах, несущих угрозу жизни, физической целостности индивида или его близких. Далее, диссоциация является врожденным, филогенетически обусловленным архаичным механизмом, а не формируется в онтогенезе. По мере того, как индивид проходит через определенные этапы развития, происходит формирование других, более сложных механизмов психологических защит, но диссоциация остается, так сказать, в резерве, на случай ситуаций, чреватых психической травматизацией. «Диссоциация – это «естественная» реакция на травму» [11, стр. 152].


У любого человека, попавшего в психотравмирующую ситуацию может активироваться диссоциативный защитный механизм. Однако не всегда эта «естественная» реакция приводит к «нормальным» последствиям. Избыточная диссоциативная активность в момент переживания психотравмирующей ситуации может в будущем привести к образованию диссоциативной или иной психопатологии. Говоря о диссоциации как механизме психологической защиты от невыносимых негативных переживаний, различают три взаимосвязанных, но разных феномена: первичную, вторичную и третичную диссоциацию. Первичная диссоциация имеет место в самые первые мгновения чрезвычайной ситуации и следует вслед за ее первичной когнитивной оценкой, в этом случае благодаря диссоциации сенсорные и эмоциональные элементы переживания становятся изолированными друг от друга. Диссоциацию между наблюдающим и переживающим Эго во время продолжающейся чрезвычайной ситуации, называют вторичной (или перитравматической, т.е. буквально, происходящей во время травмы), она оказывает анестезирующее действие, выводит индивида из соприкосновения с интенсивными болезненными чувствами и эмоциями, вызванными травмой. Третичную диссоциацию обычно связывают с развитием Эго-состояний (напр. при Расстройстве диссоциированной идентичности [23] – Dissociative Identity Disorder, DID, DSM-IV), которые содержат переживания, ассоциированные с травматической ситуацией [31].

http://psyxotrauma.livejournal.com/2535.html
Свернуть


Последний раз редактировалось Александр Букин 19 июл 2012, 15:41, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2012, 11:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июл 2012, 08:32
Сообщения: 463
Откуда: Магнитогорск
,


Последний раз редактировалось 4ubaka 02 июн 2016, 13:42, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: эго
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 июл 2012, 07:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2012, 09:20
Сообщения: 321
Откуда: Томск
:-): :cry_ing:

_________________
Всякое бывает


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 157 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.055s | 19 Queries | GZIP : On ]