|
Почётный участник форума |
|
Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39 Сообщения: 20159 Откуда: Москва
|
Кто про что... а я опять про понравившийся мне образ мирового дерева всех семян и Сенмувра Бегущая по вролнамЦитата: Сэнмурв - в иранской мифологии крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей (облик символизирует господство сэнмурва над тремя стихиями - землей, водой и воздухом). Сэнмурв живет на Древе Всех Семян, которое растет на острове посреди моря. Когда он взмахивает крыльями, с древа в море осыпаются семена различных растений. Конь Тиштар выпивает воду вместе с семенами и затем разливается дождем - так семена попадают в почву. Мирово́е де́рево олицетворяет в себе единство всего мира. (не путать с библейским деревом жизни). Мировое дерево в различных культурахВ древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю. «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» ( Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас — то что удерживает в иллюзорном мире) — его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) — (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.[источник не указан 160 дней] В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а корона — в небесном.[источник не указан 160 дней] Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.[источник не указан 160 дней] В Коране оно называется Лотос крайнего предела в суре 53:14. Это огромное дерево, которое над седьмым небом, и которая является высшим пределом для тех, кто поднимается с земли, и для того, кто нисходит от Аллаха. В книге Зоар так же есть упоминания о Мировом древе: 92. Рав Паалим он и Мекабциэль — Многодейственное и Собирающее это высокое древо, самое большое из всех. Из какого места вышло оно? Из какой ступени произошло? Вновь указывает нам источник — из Мекабциэль, потому что он — высшая ступень, скрытая, которой никто не видел. Все есть в ней, она собирает в себе весь высший свет. И все исходит из нее. В данном отрывке имеется ввиду что древо — высшая ступени познания для существ нашего мира. В славянской мифологииАлатырь расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования.
Мировое Дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни - преисподней. Образ МИРОВОГО ДЕРЕВА характерен для русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. загадку: “Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда” и т. д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах МИРОВОЕ ДЕРЕВО помещается в центре мира, на острове среди океана (”пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. п. На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святые - Богородица, Параскева и др., у корней дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (”руне”) змея (Шкурупея) и т. п. В свадебном фольклоре и “вьюнишных” песнях (исполнявшихся для молодых - “вьюнцов”) образ МИРОВОГО ДЕРЕВА воплощал плодородие живой природы, древо жизни: в кроне свивает гнездо соловей, в стволе - пчелы” приносящие мед, у корней - горностай, выводящий малых деток, или сами молодые, супружеская кровать; возле “трехугодливого” дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены “медвяны яства”(мед - пища бессмертия во многих традициях). В белорусском фольклоре образ МИРОВОГО ДЕРЕВА непосредственно связан со свадебном обрядом: жених не должен ставить коней у “несчастливого дерева” калины, а должен ставить у счастливого явора, где пчелы приносят мед, стекающий к корням, чтобы напились кони, у корней обитают бобры, в кроне - сокол и т. п. С символикой МИРОВОГО ДЕРЕВА, помимо обрядового деревца, связаны многочисленные обрядовые предметы - рождественское полено - бадняк у южных славян, ритуальный хлеб, каравай и др. Всякий обряд, таким образом, совершался как бы в центре мироздания, у МИРОВОГО ДЕРЕВА, и повторял акт сотворения мира, обновления космоса (в Новый год и др. календарные праздники), обновления социальной жизни (свадьба и др. семейные обряды) и т.д. В фольклоре образ МИРОВОГО ДЕРЕВА может заменяться образом столпа, “бруса” (ср. загадку о дороге - “лежит брус во всю Русь”), горы (ср. русскую поговорку “Мир - золотая гора”) и т. п. В средневековых апокрифах, повлиявших на сложение славянской народной картины мира, передается в частности, миф о сотворении мира, где земля держится на воде, вода - на камне, камень - на четырех китах, киты - на огненной реке, та - на вселенском огне, а огонь - на “железном дубе, посаженном прежде всего другого, и все корни его опираются на Божью силу”. В “Легенде о крестном древе” пресвитера Иеремии Моисей сажает у источника дерево, “сплетенное” из трех деревьев (ели, кедра и кипариса), - прообраз Троицы; из этого дерева, по многим пророчествам, должен быть сделан крест для распятия Христа. Соломон повелел срубить дерево, чтобы поместить в Храм, но оно не уместилось в Храме и было выставлено снаружи. Когда пришло время распятия, дерево распилили на три части, из нижней - корневой - сделали крест для Христа, установив его на Голгофе, где была погребена голова Адама: кровь Спасителя, излившись на голову, спасла душу первочеловека. Кипарис - крестное древо в русском фольклоре, “всем деревьям отец”, растущее на святых Сионских горах; к этому древу, согласно духовным стихам, выпадает Голубиная книга, повествующая об основах мироздания.
В древнерусских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц - царь, нива - православное крестьянство."Мировое древо" вышивка крестом, мастер С.Дорофеева admnkz.ru
............................................................. Хель, Нифльхейм, Мусспельхейм и Ётунхейм, Льесальфахейм и ... Главную роль в устройстве мира у скандинавов играло Мировое Древо, также именуемое как Древо Жизни - Иггдрасиль, пропитанное живительным свящённым мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.
Упоминаний о его происхождении не встречается ни в одном скандинавском мифе, поэтому о том, как оно выросло, мы можем лишь догадываться. Название же, по некоторым источникам, происходит от слова «Игг» - одно из имен Одина.
Ясень Иггдрасиль был настолько огромен и могуч, что ветви его простерты над всеми девятью мирами и соединяют их. Главных корней у него три – один находится в мире людей Мидгарде, другой – Ётунхейме, стране инеистых великанов; третий – в Нифльхейме. В Нифльхейме есть источник, откуда берут начало все реки. Вот как раз над этим источником и простирается корень Иггдрасиля. Там же обитает страшный змей – Нидхёгг, который постоянно грызет Ясень. А там, где корень добирается до страны великанов, журчит ручеек мудрости Мимира. Назван он в честь великана Мимира, который этот ручей охраняет. Однажды Один отдал великану свой правый глаз за возможность сделать глоток из источника.
Вершина Ясеня называется Лерад. Там сидит великий орел, как говорится, всем орлам орел, обладающий отличным зрением и зорко следящий за тем, что творится в мире. Меж его глаз сидит ястреб Ведрфельнир. По стволу дерева постоянно снует белка Рататоск, она передает бранные слова от орла к Нидхёггу и обратно. По ветвям Иггдрасиля бегают четыре оленя: Даин, Двалин, Дуратрор и Дунейр, они объедают кору и листья дерева.(с) Вики, http://www.liveinternet.ru/users/2043602/post156642217/, http://teeron.narod.ru/lec22.html
_________________ Право, приятно, Когда развернёшь наугад Древнюю книгу И в сочетаниях слов Душу родную найдёшь. Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/
|
|