нет-нет. это реальные инсталляции.
а вот тут про
Лэнд-артhttp://klpeople.ru/articles/august_2012/land_art/Лэнд-арт появился как художественное направление в США в конце 1960-х годов. Вначале — как протестное движение художников против чрезмерной коммерциализации сферы искусства. Произведения, связанные с природным ландшафтом, возвращали искусство в природу. Тогда американский художник Нильс Удо начал создавать эфемерные композиции, вдохновленные природной утопией, используя естественные материалы. С тех пор «художественной игрой» увлеклись многие западные художники.
«Движение, изменение, свет, рост и распад — все это составляет жизненную основу природы, это те энергии, которые я пытаюсь выявить посредством моей работы. Мне необходимо своего рода потрясение, шок, вызванный касанием, сопротивлением самого места, материала и погодных условий — когда сама земля становится моим источником энергии. Каждая работа растет, существует, разрушается». Это слова Энди Голдсуорси, британского скульптора, который складывает ритмические узоры и композиции из простых природных материалов: ярких цветов, льдинок, листьев, снега, камней и веточек, фиксируя на фото полученные чудеса.
Корнелия Конрадс также использует в своих арт-объектах ветви и камни, намеренно игнорируя законы тяготения, опираясь на принцип иллюзии, когда хочется воскликнуть: «Такого просто не может быть!» Футуристические фантазии художника Исаака Кордала воплотились в волнующей серии инсталляций «В ожидании климатических изменений». Испуганные фигурки людей стремительно уходят под воду, застигнутые врасплох повышением уровня океана, либо «живут» на столбах в ожидании глобальных потрясений. Похожая идея присутствует и в творчестве Тима Маслена и Дженнифер Мехра — непостоянство и хрупкость нашей цивилизации, а человек — что-то вроде зеркала, обладающего удивительным свойством отражать или пропускать через себя все, что происходит вокруг.
Американец Джим Сэнборн выделяет невидимые свойства явлений и объектов, проецирует их друг на друга, находя общее между такими несочетающимися вещами, как эффект Кориолиса и криптография, магнитное поле Земли и скальные гряды. Автор выбирает какое-либо замечательное место (к примеру, скалу, долину, древнюю башню или залив), после чего накладывает на него при помощи мощного светового проектора подходящую под его очертание сетку.
Художники творческого объединения «Лузинтараптас» также работают со светом. В инсталляции «Радиационный контроль» расставлено сто человеческих фигур, на каждой из которых размещен знак радиоактивного загрязнения. Каждая фигура светится в темноте изнутри, и этим обыгрывается распространенное заблуждение, будто человек, подвергшийся радиоактивному излучению, начинает светиться.
Одними из самых ярких западных художников лэнд-арта являются Христо и его жена и соавтор Жанна-Клод. Они буквально «оборачивают» в полотна огромные формы, будь то скалы или мосты. В Бискайском заливе Христо «обернул» 11 маленьких островков сверкающей тканью розового цвета общей площадью 6 млн кв. футов. Это произведение Христо посвятил Клоду Моне.
И у нас в России искусство лэнд-арта активно развивается. Можно назвать наиболее ярких художников этого направления: москвичи Михаил Погарский и Леонид Тишков, Александр Данилов из Челябинска, Евгений Стрелков (Нижний Новгород), Николай Полисский (с. Никола-Ленивец под Калугой).
Проект «Верхний мир» Леонида Тишкова — это пространство для общения с небом, а его неоновая «Частная луна» — объект, который возможно даже «приручить». Ведь Чудо, по Тишкову, всегда рядом, оно внутри нас и в нашем самом близком.
Спецпроект Михаила Погарского и Гюнель Юран «Пограничные знаки». На границе трех сред: воды, земли и воздуха — созданы самые простые знаки (точка, линия, угол, треугольник, круг, кривая). В качестве строительного материала выбраны воздушные шарики, как мимолетный мостик из беззаботного детства в не менее беззаботную вечность.
Александр Данилов работает с природной средой с конца 90-х и известен своим арт-проектом «Знакишумаветратрав». Каменные башни и композиции из камешков и веток, созданные на берегу озера Аргази, как будто стояли там вечно, а «Башня», по- строенная в Аркаиме из золотых пенопластовых блоков, являя ложную ценность, — разлетелась от порыва ветра.
Наиболее известный проект Евгения Стрелкова — «Северная партия» — создан им на Соловецких островах Белого моря. Чередование светлых и темных фрагментов отчасти напоминает игру в шахматы. Передвигая фрагменты инсталляции, художник словно разыгрывает различные комбинации. Инсталляция «отзеркаливает» окружающий ландшафт, одновременно дополняя себя отражением навигационных знаков, проекциями монастырских крестов и пятнами севших на воду чаек.
Первая работа Николая Полисского — «Снеговики» — появилась в Никола-Ленивце в 2000 году и представляла собой войско из 220 снеговиков, стоящих на берегу реки Угры. За этим последовали другие крупные объекты из природных материалов: сена, дерева, лозы — «Сенная башня», «Дровник», «Медиабашня», «Маяк» и другие. Почти все проекты, как и принято в лэнд-арте, сами со временем растворились в при- роде: снег растаял, сено ушло на корм скоту, а дровами отопили жилище. «Вселенский Разум» — самая масштабная инсталляция, созданная Николаем Полисским. Объект расположен на открытой территории, общая площадь инсталляции занимает около гектара. На пьедестале размещена главная доминанта «Вселенского Разума» — скульптура двух полушарий механического мозга, к которой ведет двойная колоннада из сорока двух ракет.
Совсем недавно, в июле этого года, на берегу Обского моря под Новосибирском открылся первый Сибирский эко-фестиваль деревянной архитектуры и лэнд-арта «Елки Палки», который собрал на одной площадке лэнд-арт, архитектуру, современное искусство и дизайн. Для строительства объектов использовались только природные материалы — доски, бревна, ветки, щепки, песок, вода.
Так что лэнд-арт — это все вместе: и оптическая иллюзия, и всегда новая игра, и вечный поиск художника.