О, тема целостного восприятия очень интересна :) При этом важно отметить, что процессы, которые здесь назвали "звук накладывается на цвет" и "цвет накладывается на звук" - совсем не одно и то же. Это разные процедуры, отвечающие двум фундаментальным свойствам "эго" как отождествлениям субъекта "я", интегрирующим и дифференцирующим:
А) соединением разорванного (дифференцированного) восприятия (свойство предметности, континуальности сознания) Б) дифференциацией (разъединением) общего впечатления (свойство разума разъединять элементы смысла)
А так как восприятие цветов есть дифференциация света, а восприятие музыкальной гармонии есть совмещение дискретности звуков с целой гармонией звукоряда, соответственно процедура внутреннего отождествления звука при внешнем восприятии гаммы цветов (звукоцвет) и процедура внутреннего отождествления гаммы цветов при звуках музыкальной гармонии (как в случае Мирры, то есть цветозвук) - два соответственно разных по смыслу процесса А) и Б)
Недаром, звукоцвет характерен для композиторов, цветозвук для художников, а для поэтов - мастеров слова, и то и другое. Правда, есть тут большое НО: так как творческий человек по своей сути существо цельное, а его восприятие комплексное, в душе любого творца живёт художник в широком смысле слова: создатель цельного образа. Итак, цветозвук и звукоцвет комплементарны друг другу Кстати, сочетать можно не только цвет и звук, но и другие восприятия. Например, возможны цветотактильные ощущения
Ну вот, например
Как писал Кандинский:
"Киноварь привлекает и раздражает, как пламя, на которое непременно жадно смотрит человек. Яркий лимонно-желтый цвет причиняет после известного времени боль, как уху высоко звучащая труба. Глаз начинает беспокоиться, не может долго выдержать воздействия и ищет углубления и покоя в синем или зеленом".
Тут эмоциональное восприятие цветов вызывает чувственные ассоциации (человеческие чувства ведь основаны на базальных энергиях эмоций)
Или:
"Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба... Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламенно-красные дома, церкви — всякая из них как отдельная песнь — бешено зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или голые ветки и сучья, красное, жесткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлевской стены..."
А это цветозвук: восприятие зеленого цвета травы становится "бешенным" процессом, подобном дикому, раздражающему звуку, а снег "поёт", да еще на тысячу ладов. Чем он может так петь? Поразительным богатством своих переливов А "кусок Москвы", звучащий тубой? Это же целый образ. Туба звучит гортанно. Также гортанно воспринимаются гулкие звуки трудовой Москвы, голосящей заводскими гудками и автомобильными клаксонами
Не чужды художнику и цветотактильные восприятия:
"Некоторые краски воспринимаются бархатистыми (например, темный ультрамарин, зеленая окись хрома, краплак), другие — жесткими, колючими (зеленый кобальт).
Кстати, Кандинский создал целую теорию цветозвука
Не чужд ему и звукоцвет: Например, о музыке Р. Вагнера он пишет: "Лоэнгрин же показался мне полным осуществлением моей сказочной Москвы. Скрипки, глубокие басы и прежде всего духовые инструменты воплощали в моем восприятии всю силу предвечернего часа, мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами... Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой музыка сфер"
Звукоцвет часто используется литераторами. Например, Рембо написал сонет «Гласные», где раскрасил звуки (а не буквы), рождающие у него ассоциации с цветом:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий: тайну их скажу я в свой черед…
Из звукоцвета рождается явление звукописи. Вот пример классический - у Бунина:
"..промелькнёт велосипед бесшумным махом птицы"
Это надо же так услышать шуршание шин велосипеда по грунту, чтобы возник образ движения: "бесшумный мах птицы" (сочетание звуков "бш", "мх", "птц" - шелестящее, шуршащее)...Здесь волшебство звукоподражания ещё и в том, что русское слово "птицы" похоже на "спицы" - детали велосипедных колёс. Русскому языку вообще свойственна звукоподражательность, на этом строятся и образы. Например, слово "шипение" само "шипит" благодаря звукосочетанию согласных "шп". Пушкин использовал это в знаменитом: "шипение пенистых бокалов", усилив "шп" еще и сочетанием "пн", и возникло новое волшебство образа: не просто шипение (и змея шипит), а именно шипение пены
Но сколько бы ни было талантливых людей, способных к синтетическому восприятию, всё же каждый случай уникален, не похож на другие
_________________ Верю Богу и верю в Россию
|