Людмила Львовна,по моему там о другом. Впрочем, можно предположить, что и о Вашем. Уникальность Андреева в том, что у него можно найти то, что и сам он, смею предположить, не подразумевал. Много многоплановости. Возможно он и сам не до конца осознавал свои духовидения. Блаженность? Ни какому помилованию там не было места, и по рассказу оно осуждённым не требовалось(ну может, за исключением, Янсону). Их помилование было необходимо этому миру людей. Но ...... Вот тут-то этому самому миру Л.А. и не оставил иллюзий - " Складывали в ящик трупы. ............... Так люди приветствовали восходящее солнце. 1908г." Вообще, предполагаю, это рассказ о послесмертной жизни, а если глобальнее, о возможности их жизни в мире Духа, в мире другой телесности. Ведь герои рассказа, по сути, психологичеси оказались по ту сторону жизни, точнее сказать, по сторону той жизни уже в камере смертников. У Янсона, по видимости, там жизни вообще никакой не предвидится, бессознательность, как он терял сознание перед виселицей в промежутках между агониями. Как не было у него жизни в духе в земном существовании, так и там же ....... Василий Кошелев обезумев от телесной несвободы и оказавшись в состоянии скота приготовляемого к забою, так и не смог обрести свободы в Духе, лишь с мимолётными проблесками от "Всех скорбящих радость". Сергей Головина в общем-то успешно осваивается по ТУ СТОРОНУ, но иногда его охватывает удивление, вроде как-бы то-же тело, та-же папироса, также ходит. Вот ещё какие мысли по поводу Головина. По моему он символизирует Россию, её крепкую плоть(пышит здоровьем) и её многострадальную душу(его родители). Ведь он именно такой - типичный русак. Татьяна ...... ну, Татьяна это примерно тоже самое, человеческое, что и Головин. По этому, думаю, Л.А. и не стал её расписывать, а сосредоточился на Г. Циганок. По моему, Циганок тоже как бы не человек, а символ, символизирующий некую необузданную, порой агрессивную народную энергию, стихию. Эта энергия напрашивается на водительство, преображение. Стихия находит таковых водителей, когда Вернер отговаривает Циганка от попыток к бегству( от мира ДУХА в мир сей), и когда Муся вызывается идти с ним на виселицу. Муся и Вернер. То, что они там обозначены на суде как неизвестные, и наводит на мысль о них как о сущностях сверхчеловеческих, иного мира, в этом мире как бы без прописки, или ,по большей мере, в этом мире не везде и не перед всеми пребываючи. Даже более того, Вернер, например, тяготился земным существованием вне мира ИНОГО. Думаю, даже то, что у Вернера нерусская фамилия, тоже не спроста. Т.е. субъект наднациональный, надсоциальный.
|