Андрей Звягинцев фильм
" Елена"Хорошее и верное описание фильма
http://olga-vainshtok.livejournal.com/899227.html" .... Я раньше не видела фильмов Звягинцева. И этот меня не разочаровал. Звягинцев - действительно талантливый человек. "Елену" я могу сравнить с музыкальной пьесой. Она идеальна, а в исполнении ни одной фальшивой ноты. Многие говорят о социальной составляющей этого фильма, о том, что фильм про "быдло", про расслоение. Но для меня это, в первую очередь, фильм о пустоте.
Богатый человек (Андрей Смирнов) завел себе жену Елену (Надежда Маркина), Именно завел. В его шикарной, просторной, элегантной квартире она занимает место, а не живет. Но пустота не только в квартире, но и между ними: в день они произносят от силы 10 слов: привет, спасибо, какие планы на день. По вечерам разные телевизоры, где она смотрит весь отстой первого канала, а он - спорт. Разговор заходит только тогда, когда Елена просит деньги, для своего внука (у каждого из них есть дети от предыдущих браков).
Ее сын - здоровенный детина, который живет на пенсию матери, а вместе с ним его жена и их двое детей. В противоположность просторной московской квартире эти люди живут где-то в промышленном Подмосковье, в жутком доме, где по два раза в месяц отключают свет. В квартире множество уродливых и грязных вещей и главное ощущение устоявшегося неуюта. Целыми днями сын Елены стоит на балконе, курит, плюет вниз, смотрит на такой же как и его уродливый дом напротив и, конечно, пьет. А где-то в соседней комнате его старший сын часами играет в игры, а еще где-то мятая и неопрятная жена возится с маленьким ребенком. Когда он вместе со старшим сыном с застывшим взглядом играет в игру, он говорит жене: "Не мешай, мы общаемся с сыном".
Вот они два абсолютно разных мира, где неожиданным связующим звеном стала Елена. А теперь о самом важном моменте истории. Тут будет спойлер, поэтому убираю под кат.
Десять лет Елена ухаживала за мужем, готовила, убирала. Не тратила на себя лишней копейки, даже ездила на маршрутке, в то время как у ее мужа ауди. И вот муж, ощущая, что скоро умрет, говорит ей, что напишет завещание, где оставит ей в наследство ежемесячную ренту, а все свое состояние отдаст дочери. А дочь - беспутное и бессмысленное существо, которая узнав, что у папы инфаркт даже не торопится его навестить в больнице. Все естество Елены возмущено этой несправедливостью. И тогда она решает взять справедливость в свои руки. Она убивает своего мужа. Наследство делится пополам между дочерью и Еленой. И нищее семейство ее сына переселяется в квартиру на золотой миле. С балкона этой квартиры тоже удобно плевать. Они уже придумывают, как уничтожить библиотеку и сделать из нее комнату. И завершается все чаепитием - этим вроде бы таким обычным, но здесь, имеющим зловещий оттенок ритуалом. Чаепитие в этой семье - симуляция единения и общения, оно должно закрыть пустоту, но на самом деле обнаруживает ее еще больше.
Я не ухватила все тонкости сюжета, но надеюсь вам стало понятно. Сюжет очень прост и прозрачен, и все в этом фильме просто и прозрачно: свет, музыка (Филипп Гласс), игра актеров, долгие крупные планы. И все абсолютно точно. От мелких деталей, вроде продавцов газет в электричке, до важных психологических: когда убийца Елена со своей привычной ловкостью уничтожает следы, но все-таки один раз случайно роняет спички - она ведь не злодей.
Я уверена, что по этому фильму многие будут ставить диагнозы российскому обществу, говорить о том, что "быдло" убивает "элиту" и занимает ее место. Потому что "элита" устами дочери главного героя говорит, что не хочет бессмысленно размножаться, а себя считает гнилым семенем, которое не может дать хороших плодов. Но мне кажется, что пустота это не болезнь бедных или богатых. Она всюду, она в нас, потому что в наше время самое интересное в жизни молодого человека с окраины - это играть в компьютерную игру, убивать или плевать с балкона. Если этого нет в нашей семье, это не значит, что мы здоровы. Это есть в нашем мире."