Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 05 дек 2016, 23:33

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 24  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НЕОЯЗЫЧЕСТВО – характеристика постхристиаской западной культуры и социальной жизни, утратившей свои христианские корни и живущей альтернативными духовными исканиями, смешиваемыми с разными формами идолопоклонства – перед цивилизацией, богатством, техникой, спортом, модами, силой молодости и личной самореализацией, политической силой, нацией, космосом и пр. Вместе с этим неоязычество несет в себе возрождение нехристианской культовой практики, *оккультизма, *гностицизма, появление
нетрадиционных культов, что в целом образует картину обширного духовного и псевдодуховного плюрализма при отсутствии какой-либо всеобъединяющей доктрины. О неоязычниках говорили то как об —анонимных христианах“ с —забытым христианским подсознанием“, то как о совершенно чуждых вере. Давать с христианских позиций абсолютно отрицательную характеристику неоязычеству так же не оправдано, как и древнему *язычеству
– сложному и духовно неоднородному миру, которому и была возвещена евангельская весть. Но оно является вызовом христианским Церквам, на которые должен быть дан убедительный ответ в виде новых форм свидетельства веры.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НЕПОСТИЖИМОЕ – у С.Франка: глубинная божественная реальность в ее всеединстве, которое невозможно полностью определить и выразить с помощью философских формулировок, но личность может к нему приобщиться через сопричастность. Непостижимое приоткрывается личности, когда она преодолевает свою самость, —трансцендирует“ за пределы
себя и всего бытия в целом. Благодаря самоуглублению преодолевается характерное для предметного познания противостояние внешнего и внутреннего мира. Трансцендирующая за пределы постижимого бытия мысль как бы вращается вокруг Непостижимого первоначала, предстающего —Святыней“ или —Божеством“, которое —святит“ и —творит само бытие“. Разум
стремится осмыслить отношения всего сотворенного и явленного Непостижимым, но сущность последнего остается за пределами мыслимого. Сравн. у св. Григория Нисского: —Непостигаемое постигается постижением его непостижимости“.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) – отрицание Высшего бытия, а вместе с ним – духовного призвания человека, святыни, религиозных традиций и нравственных принципов и норм, а также высших ценностей культуры – истины, до бра и красоты. Нет ничего, что имело бы какой-то реальный смысл и ценность – в этом пафос нигилизма. 1) Ф.Ницше словами *“Бог мертв“ провозгласил открытое торжество нигилизма в западной культуре и цивилизации, выразившееся в дискредитации высших ценностей, и возложил вину за это на историческое христианство. Он призвал к полной —переоценке всех ценностей“, чтобы обрести истину, на которую можно будет опереться. 2) М.Хайдеггер вслед за Ницше описал нигилизм как исторический процесс обесценивания высших ценностей, совершаемый активной силой —духа
ничто“, неуклонно проникающего во все области человеческой жизни: —Нигилизм как фундаментальный процесс западной истории вместе с тем и прежде всего есть закономерность этой истории“. Есть нигилизм неполный, который устраняет только сами высшие ценности, и полный, которые устраняет также и место, на котором они могли бы быть. 3) М.Блондель не
стал приравнивать деятельность нигилистов к чистой деструктивности, т.е. фактически к сатанизму: —В то м, что они отрицают, раскрывается величие того, что они хотят“. 4) Русский нигилизм 60-х гг. XIX в. – —срыв отч аяния безверия от невыносимой тяжести взятого на себя бремени“ (Г.Федотов). Его хар актерные черты – антисоциальность, цинизм, жалкое состояние мысли и мерзкая мораль. В нем —чудится какая-то бесовская гримаса: предел падения русской души“; немало нигилистов вышло из православных семинарий – это расплата русского православия за —отсутствие мира гуманистических ценностей срединного морального царства делает богоотступника уже не человеком“ (Г.Федотов).


_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НИРВАНА (санскр. – угасание, прекращение) – в *Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой —жажды“ – жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из *реинкарнаций. С точки зрения плотского (—сансарного“) человека Нирвана – это прекращение обычной жизни, пустота (Шунья), о которой ничего
определенного нельзя сказать, но для одухотворенного – это высшая форма сосредоточенности бытия. Поэтому Нирвана – не-желание, не-жизнь, не-смерть, не-сознание, не-действие, но и не уничтожение существования, а выход в сверхбытие по ту сторону дуализма жизни и смерти, бытия и небытия, выход из проявленного бытия в непро явленное, обретение подлинного
блаженства. —Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели“ (Будда), и нужно расчистить сердце, чтобы Нирвана создала в нем свой остров, который не зальют никакие волны житейского моря.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НИЧТО – 1) Отсутствие всякого *бытия или его отрицание. —У ничего нет свойств“ (Р.Декарт). 2) У М.Хайдеггера: ничто – активная иррациональная сила, уничтожающая бытие – прежде всего высших ценностей и святынь (см.: НИГИЛИЗМ). 3) У Ж.-П.Сартра ничто предстает как —гниение бытия“. 4) У Я.Беме: Бог по отношению к твари это —вечное Ничто“ в смысле Его
абсолютности и полной трансцендентности по отношению к миру, означающей, что любые категории тварного бытия отрицаются, если с ними подходить к Богу. 5) В русской религиозно й философии *Абсолют есть и Все, и Ничто: —Ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и Все, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь“ (Вл.Соловьев). С.Булгаков писал:
—Трансцендентный Бог есть навеки неведомая, недоступная, непостижимая Тайна, к которой не существует никакого приближения“. Но Божественное Ничто – это более чем Ничто, —оно есть Сверх-что“ и —Не-кто“ – Субъект откровения, выступающий из мрака Ничто, чтобы явить Себя
человеку Богом.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomina – имена)– течение в *схоластической мысли, пр изнававшее реальное существование только индивидуальных вещей, а не общих понятий (*универсалий), овладеть которыми стремится познающий разум. Универсалии были представлены в номинализме только как имена или слова, которые разум сам подбирает и дает вещам по их сходству и принадлежности определенным группам (родам и видам). Номинализм был скептичен к метафизике, настаивавшей на высшем познавательном значении универ салий, и
содействовал *эмпиризму, где оживал интерес к исторической и эмпирической конкретности вещей и явлений, а также к тщательному продумыванию теоретико-познавательных вопросов (Оккам, XIV в.).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НООСФЕРА – в философии о. Пьера Тейяр де Шардена: планетарная духовная среда и сфера свободной мысли, —мыслящий пласт“, —гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну общую крупинку
мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем“. Мистическим трансперсональным центром ноосферы является —точка Омега“, которая —уже существует в мире
и действует в самой глубине мыслящей массы“, – это —Христос всеобъемлющий“.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НОСТАЛЬГИЯ (греч. nostos – возвращение и algos – боль) – согласно М.Амар а-Пуанье, это присущая человеческой природе жажда Высшего, имеющая 7 разных видов: 1) но стальгия по любви как жажда любви безграничной, которая не насыщается ничем на земле, но ищет любви Бога, которой можно полностью вверить себя; 2) ностальгия по истине – жажда полноты
высшего ведения, которую может дать только Бог; 3) ностальгия по творчеству как воплощению абсолютного на земле, что выходит за рамки осуществимого здесь; 4) ностальгия по совершенному обществу, где общее благо становится реализацией Высшего блага; 5) по вечности – мы смертны и временны и жаждем единства с Высшим существом над временем; 6)
по независимости – жажда пр еодоления трагизма нашей жизни в зависимости от окружения с надеждой на Бога, свободного от всего внешнего; 7) по свободе – жажда абсолютной свободы, готовность принять Бога как источник и цель подлинной свободы человека.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 23:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
НУМЕН или НУМЕНАЛЬНОЕ (лат. numen – божество) – сокровенное ядро духовного опыта встречи со *Святым, сверхразумное по своему содержанию, не охватываемое средствами мысли. Переживания нуменального опыта, однако, очень ярки. Это чувство mysterium tremendum – устрашающей тайны, приводящей душу в оцепенение и изумление и в то же время влекущей к
себе, очаровывающей: —Нечто, берущее в плен, странным образом еще и восхищает, доводит порой до головокружительного опьянения. Это дионисийский элемент в опьянении“. Р.Отто считал —нуменальное“ состояние духа сутью религиозного опыта в основных религиях мира, общим в них несмотря на все их крайнее разнообразие. Никто из имеющих такой опыт не может передать его другому, но есть возможность подвести его к тому порогу, за которым обретается опыт встречи с Другим, Святым, Неисчерпаемым, с Богом. —Нуменальному“ нельзя научить, но можно содействовать его пробуждению. —Нуменальное“, считал Отто, первично по отношению
к вероучению, теологии, догматике и этике. Христианская духовность, однако, не исчерпывается нуменальным.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ОБЩЕЕ БЛАГО – в социальной философии: все необходимое для обеспечения полноценной жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует; в *томизме и католической социальной доктрине – цель существования *государства. Это вся сумма общественных, правовых, экономических, культурных, религиозный условий, все нужно для образования и
воспитания, для сотрудничества, взаимопомощи, личной инициативы и творческой самореализации, для общественных и деловых проектов, для духовного возрастания личности.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ) – специфически личностное, диалогическое отношение активного обмена и взаимной сопричастности , когда есть ответственность, осмысленность, сопринадлежность и любовь. Индивидуалистам чуждо подлинное общение, т.к. их —коммуникация заблокирована стремлением подчинять себе подобных, владеть ими“
(М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Мунье и др.). В общении же личность открывает себя другим личностям, не боясь риска быть отвергнутой и ожидая ответной открытости, действует свободно и в случае полнокровного общения его участники достигают духовного единства, на основе которого может появиться община. Быть человеком – значит —быть-с-другими“, поэтому
общение – естественно для человека. Предрасположенность к общению создается внутренним диалогом, а в конечном счете – диалогом (общением) с Богом.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ОБЩЕСТВО И ОБЩИНА – принятое в социальной философии различение двух видов сообществ. В обществе: законность и правопорядок, взаимное отчуждение и индивидуализм отдельных лиц, государственное управление и принуждение, индивидуальная свобода, не требующая личностной зрелости, конфликты и соперничество гр упп, партий и отдельных лиц, общественное мнение и идеологии, жажда нового и прихоти моды, бездушный расчет и нередко атеизм, по крайней мере практический. В общине: духовное единство, взаимная поддержка, согласие и сотрудничество личностей, нравственная ответственность, неформальные отношения, общность веры и обычая, традиционализм, твердость семейных основ быта и пр. В воссоздании
общинных основ жизни некоторые видят один из путей о бновления общества. Общинность, однако, не всегда понимается как то, что не должно исключать законность и правопорядок и что сочетаться с личностной свободой, самореализацией и ответственностью за общее благо. Кроме
того община – еще не *соборность, которая созидается даром Духа Свято го, делающим общину церковной. Романтизм идеализировал общину как основу общественного организма (нем. Gemeinschaft), игнорируя, что насилием и кровью создавались как органические сообщества, так и жестко организованные социальные системы.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occult – тайный, сокровенный) – совокупность *эзотерических доктрин и связанных с ними видов паранормальной практики, опирающихся на тайные знания глубинных сил природы, потаенных связей человека с разными —параллельными планами бытия“ или иными мирами. Это также знания иерархий космических духов. Овладение ими, настаивают его стор онники, значительно расшир ит возможности человека влиять на ход
событий. В мировых религиях к оккультизму относятся настороженно 1) из-за безосновательных религиозных притязаний многих пр едставителей оккультизма и 2) жажды власти над миром вместо смирения перед Высшим. Неразумно заниматься —опровержением“ оккультных знаний с
позиций религиозной веры, но следует настаивать, что вопросами *смысла бытия оккультизм, как и наука, не занимается. Христианских мыслителей поражает в оккультизме безблагодатность его знаний и практики, отсутствие света Божия, неискупленность человека, безличность понимания человека, разлагаемого на многоплановые слои, отсутствие ясного понимания
высшего назначения, во имя которого нужна сама эта деятельность по большому счету. —Точно оккультный путь существует для пасынков Божиих, не любимых Богом. И нет конца темным коридорам и темным лестницам“, – писал Н.Бердяев с некоторой надеждой на возможное в будущем просветление оккультизма. Единственной заслугой оккультизма считают его
постижение внутренней глубины тварного мира, которого так не хватает научно-рационалистической культуре. Отсюда и усилившееся к концу ХХ в. стремление наводить новые и восстанавливать старые мосты между наукой и оккультизмом.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ОМЕГА – в философии о . Пьера Тейяр де Шардена: цель мирового эволюционного процесса, сверхмировое, сверхвременное и сверхчеловеческое духовное средоточие мира, сам Христос, возглавивший весь тварный мир и собирающий его вокр уг себя. Это – космический Христос, которого Отец небесный вознес над миром, чтобы любовью все привлечь к Нему. Завершением
космической эволюции станет, согласно Тейяру, торжество Царства Божия, когда Бог будет —всем во всем“. Любовь к Богу здесь – глубинная космическая сила, способная изменить лицо земли, и в этом Тейяр видел предназначение религии и ее основную миссию.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ОПТИМИЗМ (от лат. optimus – лучший) – умонастроение, придающее основное значение лучшим перспективам в любо й человеческой ситуации и вере в по беду добр а над злом. Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-нравственной несостоятельности человеческого рода и по чему природные и социальные катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь. Был ответ: зла
больше на начальных стадиях развития человечества, а по мере его взросления растет понимание, мудрость и ответственность. ХХ в. показал, что на т.н. высших стадиях развития зло становится особенно изощренным и вовсе не убывает. Оптимизм невозможно убедительно обосновать социальными и историческими фактами, следовательно, оптимизм – это выбор
души вопреки фактам, нужный для преодоления жизни, ее изменения в лучшую сторону. Христианин, надеясь на финальную победу добра над злом, опирается на веру, что Бог осуществляет замысел спасения мира от зла, и на мистический факт победы Христа над грехом и смертью, и в этом смысле христианин оптимистичен. В оптимизме, по Д.Бонхёфферу, несмотря
на его ошибки, есть воля к будущему: —Оптимизм – жизненное здоровье, надо беречь его от заразных болезней“.


_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.062s | 16 Queries | GZIP : On ]