Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 05 дек 2016, 17:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 24  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ – у К.Ясперса: время между 800 и 200 гг. до Р.Х., когда закончилась победой духо вная борьба за свободу мысли и совести против древней мифологии и родового сознания. По бедители – филосо фы, поэты и трагики в Древней Греции, пророки в Древнем Израиле, в Китае – даосы и Конфуций, в Индии – авторы Упанишад и Бхагавадгиты, а также и Будда, в Иране – Заратуштра. В эту эпоху были заложены основы мировых религий, созданы предпосылки современного мышления и культуры, сохраняющие значение до сих пор, и во многом преодолен изоляционизм во имя универсальности. —В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью“ (Ясперс). В частности, философия
позволила человеку углубить, расшир ить и осмыслить опыт своего возвышения над окружающим миром и над самим собой и осознать свою причастность Высшему бытию, опыт своей внутренней свободы по отношению к миру.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПАМЯТЬ – не просто хранилище информации о прежде бывшем и способность ее воспроизводить, а активная психическая сила, благодаря которой акт во споминания повышает энергию души и уподобляет ее тому, что вспоминается. 1) Древняя мысль верила в созидательное и священное значение памяти как души самой культур ы, связывающей ушедших с ныне живущими, как источника истинной философии, творчества художника и пророческой
вести. У Платона припоминание (anamnesis) отождествляется с *познанием – важнейшей составной частью духовной работы философа: постижение горнего мира извлекает из глубинной памяти знания идеального мира. Это совершенствует душу, раскрывает ее внутреннюю красоту и божественность. Память научает *мудрости. 2) У Плотина актуализация внутреннего памятования души о ее небесной родине содействует духовному возрастанию, восстанавливает сознание причастности *Мировой Душе и подводит к интеллектуальному созерцанию *Нуса и *Единого. Войти в память Мировой Души – значит войти в вечность, в вечную память. 3) В.Иванов писал, что для языческого жизнепонимания —Вечная Память – энергия соборная и в
таинственном смысле священственная: тайно священствует, кто ей служит и жертвует, – как художник, жрец Мнемосины [богини памяти] и Муз [ее 9 детей]. Ибо священное обращено лицо м к прошлому: ему определено хранить предание святынь“. Рискованно, однако, сосредотачиваться на хранении святынь без внимания к источнику подлинной святости. 4) У Августина глубинная память – источник внутреннего свидетельства о существовании Бога и блаженной жизни, место таинственного присутствия Божия, открывающегося ищущей душе. В памяти же таится и вытесненное за пределы дневного сознания знание неподвластных воле человека сил – противящееся Богу *Я (эго) человека со всеми его действиями, намерениями,
поступками, страхами, антипатиями и пр. 5) Бонавентура находил в памяти подобие вечности и напоминание человеку, что он – образ Бога. Христианство видит в памяти аспект взаимоотношений человека с Богом: забвение Бога и Его Завета равнозначно духовной смерти и потере жизни будущего века. Поэтому память – это верность Богу, надежда, любовь, действие Духа в нас, постоянно напоминающее о спасении Христовом. Христианство видит в глубине памяти литургическое измерение: —Делайте это в воспоминание о Мне“ (Лк.22.19).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПАНТЕИЗМ (по-греч. —всё есть Бог“) – термин введен в начале XVIII в. Толандом для обозначения веры или философских концепций, признающих тождественность Бога и мира (*природы, *космоса, *универсума). Пантеистичны *гилозоизм (божественное действует в глубине жизни во Вселенной), *имманентизм; ряд видов *монизма; *Индуизм (Веданта и
Санкхья), *стоицизм (учение о божественном и космичном *Логосе), философия Дж.Бруно (—Бог есть действующая и финальная причина всего существующего, его начало, середина и конец, вечность и бесконечность“), Б.Спинозы (—Deus sive Natura“ – —Бог или Природа“), Г.Гегеля (Абсолютная Идея пребывает в основании мира). Уто нченным пантеизмом часто называют *неоплатонизм. В ХХ в. пантеистические идеи встречаются в русском *космизме и экософии. Пантеизм непр игоден для осмысления высших видо в духо вно го опыта человека и несостоятелен в обосно вании этики: если —все есть Бог“, то Он – и добро, и зло. Неприемлем он и для христианской веры, которая говорит о трансцендентности Бога и сверхкосмичности человека: если Бог безличен и не имеет любви к миру и замысла о нем, то Он поставлен просто ниже человека. Христианство признает присутствие Бога в мире, но не объясняет способ этого
присутствия.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПАРАПСИХОЛОГИЯ – область психологии, исследующая паранормальные проявления душевной жизни человека. В религиозно-философском плане ее результаты позволяют расширить наше понимание скрытых возможностей человеческой природы, освоить разумом то, что ранее считалось рационально неприемлемым или *сверхприродным, – сверхчувственное восприятие, ясновидение, психоэнергетические способности и др. Это позволяет лучше понять различие между паранормальным опытом и встречами с Высшим, с которых и начинается религиозная вера.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПАРИ ПАСКАЛЯ – аргумент в пользу разумной оправданности веры в Бога: если Бога нет, то вера в Него ничего не лишает человека и потому не вредна; однако, если Бог есть, то ложно е неверие лишает человека той по лноты жизни, какую дает богатство возможностей, открываемых религией, – вечную жизнь и вечное счастье. Поэтому разумнее сделать ставку именно на веру вопреки отсутствию полностью убедительных доказательств как того, что Бог
есть, так и того, что Его нет. Атеист же просто глупо поступает. Впрочем, он может возразить: я не играю в Ваши игры. Ответ Паскаля: —Не в Вашей воле играть или не играть“. Тем самым Паскаль как бы заставляет неверующего соглашаться сыграть на своих условиях, вынуждает уверовать, что соответствует его словам: —Истинная религия должна обязывать любить своего Бога“.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ПАТРИОТИЗМ (от лат. pater – отец) – благородная любо вь к Родине как к месту рождения или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности. Ап. Павел, к примеру, связывал сознание своего
человеческого до стоинства с гражданством родного г. Тарса (Деян.21.39) и в этом смысле был патриотом, но совершенно очевидно для него первенствующее значение небесного гражданства всех христиан. П.Чаадаев: мы в России в основном —имеем пока только патриотические инстинкты“, а не развитое и зрелое патриотическое сознание, вырастающее из свободы духа и
продуманности личного выбора, чувства высшей правды и ответственности, самоотверженности и нравственной чистоты. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Г.Федотов и др. русские философы были людьми, чей патриотизм вытекал из христианской веры в Бога, в замыслах которого Россия имеет особое религиозное пр извание. Отсюда – специфически духовное понимание ими
*русской идеи и убеждение в том, что лишить народ такой идеи – значит сделать его жизнь бессмысленной, превратить ее в бездумное существование. Патриотизм противостоит национализму и шовинизму, главный мотив которых – грехо вное самоутверждение и жажда господства, которые не могут иметь религиозного и нравственного оправдания. —Религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения“ (И.Ильин). —Мы должны сделать все усилия для того, чтобы исступленный национализм не становился продолжателем – в какой-то новой форме – извращений тоталитаризма“ (Папа Иоанн Павел II).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona – личность) – —учение о том, что весь мир состоит из лично стей, действительных, как, напр., человек, или, по крайней мере потенциальных, т.е. обладающих хотя бы подсознательным опытом и потому способных развиваться и стать действительною лично стью“ (Н.Лосский). Основные представители: Н.Бердяев, Н.Лосский, Э.Мунье и др.). Согласно Э.Мунье, цель персонализма – —строить общество личностей, где
обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соответствовали бы требованиям личностного существования“. Персонализм связывает личностное достоинство человека с библейским откровением о человеке как —образе и подобии Божием“ и может рассматриваться как христианское преодоление *гуманизма. Персонализм противопоставлял
себя индивидуализму, капитализму, тоталитаризму и *идеализму, вообще любому идолопоклонству и всему, что унижает достоинство человека, и в этом он сблизился с *экзистенциализмом. Н.Бердяев настаивал: —Христианство есть персонализм— и трактовал его как бескомпромиссный протест против посягательств рода на свободу личности.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimu m – наихудший) – умонастроение, придающее основное значение в жизни действию злой *судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в человеке предрасположенность ко злу, а не к добру, откуда делает вывод о тщете всяких человеческих усилий. —Пессимизм – это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не
стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее“ (М.Хайдеггер). Пессимизм – результат личного выбора, а иногда – симптом болезненности психики данного лица. Пессимистичны языческие религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические уч ения. В европейской культур е начиная с Нового времени пессимизм имплицитно или явно пр исутствует
в *нигилизме, *фатализме, *материализме, *циклизме, в ряде напр авлений *экзистенциализма, в философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны. В христианстве пессимизм преодолевается в *надежде и в *радости от победы Хр истовой над
грехо м и смертью. Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или менее равномерно, что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, – это не пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта. Личный выбор проявляется прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: —Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична“. —В серьезном пессимизме есть благородство— (Н.Бердяев). Но навсегда перестанет быть пессимистом тот, кто с по лным доверием примет слова ап. Павла о том, что Бог —во всем содействует ко благу“ любящих его (Рим.8.28).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПЛАТОНИЗМ – учение древнегреческого философа Плато на (V – IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века. Синтетич еские возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских
религиозных философов. Главное здесь – учение об *идеях (эйдосах или формах), особом идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Познание горнего идеального мира, во-первых, открывает путь к сути вещей, а, во-вторых, готовит *душу войти в него после смерти, вернуться на свою небесную родину, где душа была до своего рождения на земле (доктрина
предсуществования души). Весь горний мир полон *света *Высшего блага – и его познание является целью философских исканий, мотивируемых *эросом – любовной страстью к познанию и красоте. *Космос – мировой организм с *Мировой душой – динамическим и оживляющим началом, наделенным высшим разумом (это Зевс вместе с Со фией). Земная природа – мир несовершенных тел, созданных согласно своим идеальным прообразам, но
остающихся ущербными из-за своей материальности (мэона или *не-сущего). Космос – место ущербного, плененного и сумрачного существования воплощенных душ, из-за своих былых ошибок направленных для нравственного исправления; но те, кто предан добродетели и философии, после смерти обретают полноту жизни в горнем мире среди других чистых
бестелесных душ. Правильная подготовка к смерти и развоплощение – благо для души, а смерть – не враг. Души, не желающие вести духовно-нравственную работу путем философии, обречены на многократные *реинкарнации в земные тела. Познание – это припоминание (по греч. анамнезис): душа, постигая суть вещей, просто вспоминает то, что она пр ежде, до рождения, непосредственно созерцала в виде идей очами разума. *Созерцание увенчивает всякое познание у Платона. Высшая *добродетель – разум. В политическом плане платонизм настаивал на власти философской элиты. Раннехристианские мыслители положительно отнеслись к учению Платона о высшем мире идеальных умопостигаемых сущностей, сблизив
его с Премудростью, *Логосом, но отвергли его учение о душе – с реинкарнациями, развоплощением, индивидуалистически мотивированным познанием и эротикой. Богово площение для платоников неприемлемо – оно, с их точки зрения, нарушает космический порядок. Для платоников был бы более приемлем Иисус, покинувший этот мир, ничего не затронув в космическом распорядке. В учении Цер кви для них неприемлемо положение, что спасает вера, а не *гнозис. Вера (pistis) для них – не самоотдача Богу, а незрелость души, не доросшей до мистического ведения. В истории культуры платонизм был как вдохновляющим, так и искушающим учением. Платонизм не возражал против языческого политеизма и ко многим его представителям нужно адресовать упреки ап. Павла в Рим.1.18-32.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПЛОТЬ И ДУХ – Плотское состояние человека обычно характеризуется как проистекающее из обращенности на себя, из эгоизма, и поэтому необходимо оставить себя, чтобы вновь обрести себя, но уже в духовном качестве. —Плоть есть бытие, не владеющее собой, всецело обращенное наружу, – пустота, голод и ненасытность, – бытие, расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением; в противоположность этому дух есть бытие по внутренним
определениям, вошедшее в себя, самообладающее и действующее наружу собственною своею силою, не перехо дя во внешность, не теряясь и не разрешаясь в ней“ (Вл.Соловьев).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ПОНИМАНИЕ (нем. Verstehen) – в *герменевтике раскрытие внутреннего смысла текста. Складывается из понимания сути содержания, языка текста, исторических обстоятельств его написания, намерений, внутренней культуры, творческой оригинальности автора, традиции, к которой он принадлежит, и, наконец, места и роли данного текста в нашей духовной жизни.
Понимание тесно связано с предпониманием – предварением и предвосхищением смысла текста интерпретатором. М.Хайдеггер настаивал на экзистенциальной изначальности предпонимания. Ф.Шлейермахер акцентировал значение авторского замысла и намерений для понимания написанного им текста, а также роли *герменевтического круга в процессе
углубления понимания. В.Дильтей связал понимание с чувством историчности у интерпретатора, позволяющим видеть текст принадлежащим определенно му времени и месту. В. фон Гумбольдт раскрыл языковую сторону понимания. Г.-Г.Гадамер настаивал на определяющем значении существа передаваемой в тексте вести, на ее спасительном для читающего значении, если этот
текст религиозный. Свою объективную значимость текст получает, по Гадамеру, в той традиции, в которой он возник, следовательно, принадлежность автора и интерпретатора данной традиции является принципиально важным условием достижения глубины и полноты понимания
текста. Для православных и католических экзегетов осознание своей принадлежности традиции неотрывно от веры в Церковь, в которой истина продолжает свою жизнь.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПРЕДРАССУДОК (от нем. Voruhrteil – пр едсуждение) – предварительное суждение о чем-либо, принимаемое до или помимо фактической проверки его истинности. Начиная с эпохи *Просвещения, термин —предрассудок“ используется в отрицательном смысле —необоснованного суждения“ или ло жного предвзятого мнения. *Рационализм требовал изгонять из культуры и
общественной жизни все оцениваемое как предрассудки – истины религиозной веры, нравственные принципы и социальные идеи, коренящиеся в различных духовных традициях, в Св. Писании. *Герменевтика ХХ в., однако, настаивает на том, что всякое мышление опирается на содержательные предмнения, которые формируют наше понимание вещей и которые далеко не всегда бывают превратными. —Преодоление всех предрассудков, это наиболее общее
требование Просвещения, само разоблачает себя в качестве предрассудка, пересмотр которого впервые открывает путь для правильного понимания той конечности, которая господствует не только над нашим человеческим бытием, но и над нашим историч еским сознанием“ (Г.-Г.Гадамер). Философия ХХ в. уже не отождествляет с негативно понятыми предрассудками
мифы и духовные традиции.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПРЕЛЕСТЬ (ПРЕЛЬЩЕНИЕ) – 1) в аскетике: подмена духовного душевным, уход от святости к ценностям, что означает извращение духовной жизни и отказ человека идти по путям Божиим; 2) Н.Бердяев различал характерные для религиозной жизни и мысли виды прельщения: космическое, индивидуалистич еское, социальное, националистическо е, аристократическое, этатистское, коллективистское, эстетическое, эротическое, а также прельщения культурных
ценностей, революции, войны, денег, прельщение ложной борьбой против зла и греха и пр. Относительное при этом возводится в ранг абсолютного, человеческое – в ранг божественного. —Идолы, которым поклоняется человек [в состоянии прельщения] принимают образы добра. Антихрист может прельщать обманным сходством с образом Христа“. Всякое прельщение ведет
к внутреннему и часто не осознаваемому по рабощению человека, приобретает —демониакальный характер“, становится одержимостью страхом и страстями, но над всем этим дух должен одержать по беду.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПРИЗВАНИЕ (нем. Beruf) – 1) У Платона: призвание философа – донести знание *Высшего блага и весть о его *свете людям, пребывающим в —пещере“ собственных грехов и мрака неведения, и указать путь к Со лнцу истины тем, кто отзовется на призыв постичь ее. 2) У И.Фихте: ученый должен быть —нравственно лучшим человеком своего века“, учителем и воспитателем человеческого рода. 3) В науке и философии, согласно М. Веберу, призвание – нечто большее, чем профессионализм и интеллектуальная честность; это взятие на себя определенных обязательств перед истиной, это ответ творческой личности на призыв из глубин своей совести или призыв свыше – вносить через профессиональный труд уч еного подлинные духовные ценности в окружающую жизнь, сеять и защищать в ней разумное, доброе, вечное. 4) Г. У. фон Бальтазар настаивал, что профессия – это только мост к призванию, а само призвание христианина не может не быть религиозным. Это, согласно документам II Ватиканского Собора, – служение Христу и свидетельство о нем по всей земле, апостольство. —Вот призвание
человека в мире – богообщение, радость, мир и праведность в Духе Святом“ (о. А.Шмеман). —Горе миру, если христиане от этого отвернутся, если они не будут исполнять своего предназначения, ... если они будут слушать слепых поводырей, ищущих средства для порядка и блага в том, что само по себе ведет к разложению и смерти“ (Ж.Маритен).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2011, 00:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ – принцип познания, связываемый с именем Иоанна Дунса Скота (XIII в.) и трактуемый как конкретизация слов ап. Павла о первенстве любви над мудростью: из этого первенства выводится примат воли над разумом. Этот принцип был противопоставлен тезису Фомы Аквинского о высшем благородстве разума по сравнению с волей. Разум, считал Д. Скот, это только способность мышления и не он решает, мыслить ему или не мыслить и в каком направлении действовать. Конечно, разум работает над чувственными
восприятиями по своим законам, но его внимание к предмету, подчеркивал Д. Скот, определяется актами воли, которая и выбирает, чему отдать предпочтение из имеющегося у разума материала восприятий и идей: воля фиксирует внимание разума на нужном для воли, отвлекая его от всего нежелательного. Определение целей и задач познания и выбор необходимых средств идет в русле нашего общего понимания смысла бытия и пр извания
человека, и этим преодолевается односторонность принципа примата воли над разумом. В XIX в. А. Шопенгауэр зашел в вопросе о воле слишком далеко, когда написал: —Все познание вообще, как разумное, так и чисто наглядное, первоначально возникает из самой воли, относится к существу высших ступеней ее объективизации в качестве простого средства к поддержанию
индивида и рода“. Впрочем, он же признавал, что познание способно освободиться от рабства воли к жизни и самоутверждению, преодолеть ее ради добродетели и святости.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Елена Март и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.059s | 19 Queries | GZIP : On ]