Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

СЛОВАРЬ "Серебрянных Нитей", БИБЛИОТЕКИ (читать,)
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=625
Страница 21 из 24

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТВОРЧЕСТВО – формирующая деятельность человеческого *духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. Она служит —высвобождению скрытого“ в мире, согласно Г.Марселю, и внесению в него нового качества. В религиозном понимании человек, созданный по образу и подобию своего Творца, призван творческим трудом очеловечивать вверенный ему земной мир, просветлять его и одухотворять, побеждать тяжесть жизни. Огонь творческой активности внутренне меняет тех, в ком он возгорелся. Н. Бердяев видел в творчестве осуществление свободы человека; оно – —цель жизни человека на земле, то, для чего Бог создал его. Грехопадение не отменило его призвания, поскольку сохранило его свободу. Если
христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через покаянное и аскетическое очищение от греховных склонностей. Иногда, впрочем, Бердяев противопоставляет творчество спасению или святости как ино й жизненный путь. Не отрицая необходимости аскезы как средства самовоспитания, он против ее переоценки, которая из
средства делает ее целью. И грешный человек может творить. Грех искажает всякое человеческое творчество, но не обесценивает его... Бог хочет от человека продолжения Его творения и для этого дал ему способность творить —Свой Образ““ (Г.Федотов). Многие признали правоту Бердяева в том, что христианин должен творчески улучшать жизнь в самых разных ее областях, а это недостаточно исполнялось историческим христианством. Оппоненты возражали: творчество должно осуществляться в органическом единстве с внутренней работой *личности в деле ее спасения в вечности, а не в противопоставлении спасению души, оно до лжно производиться на почве необходимых условий жизни в нашем мире, а не в бунте против них.
Ответ Бердяева: —Моя свобода и мое творчество есть мое послушание сокровенной воле Божией“. Тем не менее, вопреки Бердяеву, творческая неудача и беспомощность могут стать —прозрачностью, гибко стью, всецелым вниманием и вр учением Богу наших нужд“ (Антоний, Митр. Сурожский).

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТЕЛО – природное в нас, отличное от *души и *духа, дающее нам возможность быть и действовать в земном мире. Платон тело оценивал отрицательно как —темницу души“, попавшей в него из-за своих былых ошибок для воспитания и исправления. Другие философы тракто вали
иначе: тел – дом души и орудие для действия в мире. Фома Аквинский вслед за Аристотелем видел тело материальным началом, охваченным формой души; без тела душа не может выразить себя и установить отношения активного обмена и взаимодействия с окружающим миром, с другими воплощенными душами. Чем духовнее душа, чем более раскрылись и реализовались ее высшие способности, тем более это просвечивает в облике и динамике тела. А.Бергсон понимал тело как —то, что фиксирует дух и дает ему устойчивость и равновесие“. В *экзистенциализме: воплощенность принципиально необходима для нашего бытия в мире, —участия в тайнебытия“,
испытания на предмет верности духовному призванию, ценностям и смыслу. У Г.Марселя:
воплощенное бытие – —центральная опора нашей метафизической рефлексии“.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos и dike – божественная справедливость) – оправдание Бога, со стремлением рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, если он создан и управляется всеблагим, всеведущим и всемогущим Богом. 1) Августин писал, что зло – от павшей человеческой воли и воли демоном, оно – моральное, а бедствия и болезни следует рассматривать как наказание за грехи, так что на Боге нет вины за зло в мире. 2) Ириней
Лионский писал, что человек создан несовершенным, он должен в условиях нашего несовершенного мира духовно возрастать, преодолевая его сопротивление и страдая от физического зла в мире и от неадекватных действий других людей. Бог содействует тому, кто принимает мир как он есть и трудится над его улучшением, Он не несет ответственности за страдания и зло, испытываемые в мире одними от других. 3) Г.Лейбниц, трактуя наш мир как
лучший из миров, утверждал, что лучший мир тако в, что в нем есть многообразие всего – как более совершенное, так и менее совершенное, так что неизбежны столкновения между разными силами и существами, и Творец мира за это не отвечает, т.к. это – естественное следствие сосуществования разных форм бытия. Попытки эти не убедительны, потому что истолковывали
зло как что-то локальное в мировой системе, объяснимое, понятное разуму. —Бог берет на себя полную ответственно сть за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас, который мы часто творим. [А оправдание Бога] в том, что Он Сам становится человеком. В лице Госпо да Иисуса
Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы— (Антоний, Митр. Сурожский).


Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТЕКСТ – в *герменевтике рассматривается как свидетельство духовного опыта, нуждающееся в адекватном истолковании с целью достижения его *понимания. В отношении религиозных текстов понимать означает открыть себя духовному содержанию текста и позволить ему оказать спасительное воздействие на душу человека, осмысливающего текст, чтобы достигнутое понимание принесло плоды в виде жизненно го осуществления.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТЕОЛОГИЯ (от греч. Th eos и logos – слово о Боге) – вероучительная дисциплина или —наука о вере“, создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической
жизни и практике Церкви, в предположении, что сами теологи имеют опыт богообщения и понимания веры и способны отвлекаться от личных вкусов и пристрастий. Св. Писание, согласно церковному пониманию, – душа всей теологии. В ХХ в. от теологии ждут не только интеллектуально развитого изложения веры, но и решения многочисленных теоретических и
практических проблем жизни и действия согласно вере. В современной ситуации кризиса религиозных традиций теологию нередко оценивают как *языковую игру, которая имеет для других смысл лишь если говорящий ведет духовную жизнь, убедительную помимо слов, в которых он ее выражает: —Теология, настаивая на употреблении особых слов и фраз и запрещая
другие, ничего не проясняет (Кар л Барт). Она как бы жестикулирует словами, ибо, стараясь что-то сказать, не знает, как это выразить. Смысл словам придает определенная практика“ (Л.Витгенштейн). Это не значит, что религиозная община должна отказаться от теологии, но теологическое осмысление общиной своей духовной жизни предполагает ее подлинность и
практическую действенность.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТЕОСОФИЯ (от греч. theos и sophos – божественная мудрость) – у Вл. Соловьева: система истинного (*цельного) знания, опирающаяся на —мистическое знание вещей божественных, которое она посредством рационального мышления связывает с эмпирическим знанием вещей
природных, представляя таким образом всесторонний синтез теологии, рациональной философии и положительной науки“. В таком понимании теософии Соловьев – наследник Ф.Шеллинга, Э.Сведенборга, Я.Бёме и др. За пределами философии термином —теософия“ обозначается ряд уч ений, связанных с именами Е.Блаватской, А.Безант и др., эклектически соединивших гностические, индуистские, религиозно-космологические и оккультные идеи
разных источников. Этот комплекс идей, образов и символов истолкован ими как особое тайное знание, скрытое в глубине мировых религий, которое теперь следует раскрыть для формирования универсальной религии будущего. Такая теософия явно или неявно антицерковна. Ее критика выявила, во-первых, отсутствие хорошо про думанных оснований теософского синкретизма и, во-вторых. недопустимые искажения в интерпретации мировых
религий. Антропософия Р.Штейнера – ответвление от теософии. —И теософия, и антропософия меют дело не с Богом и не с человеком, а с *космосом“ (Н.Бердяев).

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТЕУРГИЯ (греч. theos и ergon – бого действие) – 1) у *неоплатоников: сакральная практика, осуществляемая высшей творческой силой человека, цель его духовного возрастания в занятиях философией, его высшее призвание. Это искусство деятельного общения с высшими демонами и
богами из языческого пантеона, отличающееся от магии – искусства повелевать низшими демонами. 2) В русской философии: религиозное искусство, раскрывающее высшие творческие силы человека, открытого и чуткого к Богу, где действуют преображающие жизнь божественные
энергии. Задача —свободной теургии“ – —пересоздать существующую действительность, на место данных отношений между божественным, человеческим и природным элементами установить в общем и в частностях, во всем и каждом, внутренние органические отношения этих начал“ (Вл.Соловьев). П.Флоренский писал о Теургии, имея в виду организацию всей
человеческой деятельности и жизни вокруг культа. У Н.Бердяева теургия —сверхкультурна“: —Теургическое искусство – синтетическое и соборное, это некое неведомое еще, нераскрытое панискусство“.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТИПЫ РЕЛИГИЙ – 1) у Э.Фромма: *авторитарные и *гуманистические религии. 2) Г. ван дер Лейв (Leeuw) различает их по признаку реагирования человека на встречу с Высшим: (а) религии дистанции (*деизм, конфуцианство) – в них преобладает стремление человека оставаться вдали от Бога, воздавая ему минимальное почитание; в этом – корень *атеизма: —Нет ни одной исторической религии, в которой совсем бы не было атеизма“; (б) религии борьбы – классическим пр имером является зороастрийский дуализм космической борьбы Света и Тьмы, с призывом к человеку выступить на стороне Света; (в) религии покоя – в чистом виде ее не найти, но ее элементы пр исутствуют практически везде, особенно в *платонизме с его
созерцанием эйдосов горнего мира (—религия формы“); (г) религии бесконечного (*Индуизм) и *ничто (*Буддизм); (д) религии воли, где верный до лжен с послушанием принять высшую волю и Божий Закон (древний Завет и Закон Моисеев, *Иудаизм); (е) религии величия Божия, Его всемогущества (—Велик *Аллах“ в *Исламе); (ж) религии любви – —тип Христианства
выражается одним словом – любовь“. Г. ван дер Лейв настаивал, что *Христианство центрально среди всех религий мира. 3) У Р.Белла типология религий описывается с точки зрения их эволюционного усложнения: от —примитивной“ и —архаической религий развитие идет к —историческим“, а затем к —раннесовременной“ и —современной“ религии, где основное
значение имеет свободный выбор личности. Библейская Священная история и история Церквей не укладываются в такую классификацию.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТОСКА – согласно Н.Бердяеву, —тоска направлена к высшему миру и сопровождается
чувством ничтожности, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному и вместе с тем она означает неслиянность с трансцендентным, бездну между мной и трансцендентным. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного... Тоска может пробуждать богосознание, но она есть также переживание богооставленности. Она между трансцендентным и бездной небытия... В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность... Возникновение тоски есть уже спасение—. У И.Ильина: тоска – томление души и —недоуменный и беспомощный стон о *религиозном опыте“, а не сам опыт.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТРАГЕДИЯ ФИЛОСОФИИ“ – у С.Булгакова: —история новейшей философии предстает в своем подлинном религиозном естестве, как христианская ересиология, а по стольку и как трагедия мысли, не находящая для себя исхода“. Причина – в отрыве познающей мысли от религиозного опыта, который дается при встречах с Богом и позволяет выправить мышление
человека согласно Высшей правде. Эта —еретичность“ интерпретируется как односторонность и частичность, одномотивность философских систем, соединенная с претензией на объяснение многообразия всего. Однако, невозможно все *сущее осмыслить как единую систему, исходя из
одного начала. История философии – не только взлеты разума, но и —скорбная повесть о неизбежных падениях и роковых неудачах“. Вопреки Булгакову философия ХХ в. не согласилась с безысходностью такой трагедии, нашла силы для самокритики и оставила системосозидание.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТРАДИЦИЯ (от лат. trad itio – предание) – 1) передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. Традиция безымянно авторитетна, принимается и передается в свободном согласии с тем, что ушедшие из жизни носители имеют право голоса в жизни наследников. Традиция передается не механически, а в
живом творческом усилии своих участников. 2) Нер едко по ошибке традицию отождествляют с *традиционализмом, пренебрегая тем, что участие в жизни традиции позволяет *личности противодействовать вырождению человека в массовом обществе. 3) В *герменевтике: участие в жизни традиции необходимо для *понимания священных текстов (Г.-Г.Гадамер).

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ (от лат. transcendo– переходить, перебираться) – 1) выход за пределы посюстороннего; 2) выход из погруженности сознания в мирскую жизнь с целью обретения истины и смысла бытия. В *экзистенциализме такую погруженность нередко приравнивают к рабству человека, а трансцендирование – к освобождению. 3) С.Франк различил трансцендирование вовне“, когда индивидуальная душа выходит за рамки своей субъективности к —др угому“, в отношения в *Я-Ты и *мы, и —трансцендирование вовнутрь“ (или
вглубь) – в область духа, для укоренения в духовной основе бытия, дающей объективную реальность и подлинную опору индивидуальной душевной жизни.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТРАНСЦЕНЗУС (ТРАНС) – проникновение в запредельное, выход за пределы реальностей нашего мира; иногда трактуется как выход за пределы *явлений (феноменов). В некотором смысле —философия начинается с транса“ (Б.Вышеславцев), осуществляет восхождение мысли к Высшему бытию для лучшего понимания здешнего бытия. Транс сопровождается изумлением
– мистическим и фило софским – перед божественной реальностью, предстающей как
последнее основание бытия мира и бытия человека.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – 1) запредельный, находящийся по ту сторону реальностей,
познание которых возможно эмпирически и рационально; 2) принадлежащий объективным духовным основам бытия, сверхсубъективный; 3) —Бог трансцендентен посреди нашей жизни“ (Д.Бонхёффер), т.е. активно действует в ней, оставаясь по существу —запредельным“. Трансцендентное обычно противопоставляют *имманентному, но есть неустранимый парадокс: —То, что глубочайшим образом и мманентно, что раскрывается через внутреннее углубление в самих себя и осознание себя, – тем самым уже есть трансцендентное“ (С.Франк).

У

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 12:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

УНИВЕРСАЛИИ – в схоластике и позднее общие понятия, описывающие существенные элементы (признаки, свойства) определенных классов (родов и видов) вещей. Первым об универсалиях писал неоплатоник Порфирий (III в.), затем христианский платоник Боэций (VI в.) и затем схоласты Средних веков. Вопрос об универсалиях возникает вследствие того, что познание не может удовлетвориться исследованием отдельных изменчивых вещей в данное
время и в данном месте и ищет результаты всеобщие и необходимые по своему значению. Разум ищет общие по нятия и суждения (связь понятий), выражающие сущность вещей. Иначе говоря, познание как таковое осуществляется посредством универсалий. Схоластическая традиция,
называвшаяся *реализмом, утверждала, что универсалии существуют в организации вещей, принадлежат действительности вне нашего мышления. Фома Аквинский как реалист различал три способа существования универсалий: до всяких вещей в качестве их идей в Высшем разуме
их Творца; в самих вещах в качестве их формообразующих начал; после вещей – в виде общих понятий в мышлении человека. Другое течение в схоластике – концептуализм – признавал универсалии существующими лишь в мышлении человека. *Номинализм же утверждал лишь, что универсалии – не более чем имена, даваемые вещам людьми.


Страница 21 из 24 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/