№31' Коммуникативная категория Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/ отвлекающийся/'уравновешенный
Концепт.
Вирджиния Сатир заметила, что коммуникация включает в себя и содержание, и стиль. Она выделила пять стилей, или модусов, коммуникации, которые мы теперь называем «коммуникативными категориями Сатир». Основные стилистические модусы коммуникации в ее модели связаны с четырьмя, как прави-ло неэффективными и непродуктивными, установками, хотя иногда мы можем извлекать из них определенную пользу. К ним относятся обвинение, заискивание,расчетливостъ и отвлечение. Сатир назвала в целом здоровый модус уравновешенностью.
Извлечение. «Как вы обычно осуществляете коммуникацию, если рассматривать ее с точки зрения заискивания, обвинения, расчетливости, отстранения или уравновешенности?»
Идентификация 1. Заискивание имеет место в тех случаях, когда человек успокаивает, ублажает, унимает кого-то и идет на уступки. Когда человеку «необходимо» доставлять удовольствие другим, он попадает в зависимость от того, одобрят его действия или нет. В эмоциональном отношении заискивающие опасаются, что другие могут рассердиться и покинуть или отвергнуть их. Поэтому они разговаривают вкрадчивым голосом, все время пытаются угодить, постоянно извиняются и никогда не возражают. Слова, которые они используют, нацелены на согласие и ублажение. Заискивающий всем своим видом показывает: «Я беспомощный и маленький человек». Он будет подлизываться, суетиться, льнуть к вам. Подобно щенку кокер-спаниеля, он изо всех сил старается доставить удовольствие.
Чтобы проверить на себе установку заискивания, попробуйте представить, что вы — жалкая личность. Ведите себя как «подхалим». Разговаривайте так, будто вы не способны действовать самостоятельно и вам постоянно требуется одобрение со стороны других. Скажите себе: «Я рад уже тому, что меня кормят», «Я перед всеми в долгу», «Я чувствую себя ответственным за все неудачи», «Я мог бы остановить дождь, если бы только пошевелил мозгами, но у меня их нет». Соглашайтесь с любой критикой в ваш адрес. Ведите себя в максимально елейной, страдальческой, раболепной манере. Представьте, что вы опустились на одно колено, слегка раскачиваясь из стороны в сторону и протянув руку, подобно нищему. При этом ваша голова высоко поднята, так что у вас напрягается Щея и появляется резь в глазах, в результате чего у вас сразу же начинается головная боль. Если вы начнете говорить из такого положения, ваш голос будет звучать плаксиво и пискляво. Вам "Удет не хватать воздуха, чтобы сохранять звучный, выразительный голос. Затем скажите: «Ну вы же знаете, что мне все равно», «Желания других людей для меня закон», «Что я хотел бы предпринять? Не знаю. А чего хотели бы вы?»
2. Под обвиняющим поведением понимают придирки, диктат и привычку распоряжаться. Обвинитель ставит себя выше других, давая им понять: «Если бы не вы, все было бы в порядке». Обвинителям кажется, что их никто не любит. Что касается внутренних ощущений, то их беспокоит постоянное мышечное напряжение, свидетельствующее о повышенном артериальном давлении. Обвинитель обычно разговаривает строгим, напряженным, пронзительным и громким голосом.
Чтобы проверить на себе обвинительную установку, начните говорить громким и повелительным голосом, обрывайте всех и вся, указывайте пальцем на то, что вам не нравится. Начинайте предг ложения со слов: «Вы все делаете наоборот, почему это происходит?» Не обращайте внимания на ответ. Расценивайте любой ответ как не имеющий значения. Уделяйте основное внимание тому» как придать себе больший вес в глазах окружающих, вместо того чтобы выяснять что бы то ни было. Обвинители дышат, делая короткие напряженные вдохи, часто задерживая дыхание. Это вызывает напряжение мышц гортани. У типичного обвинителя бывают вытаращены глаза, раздуты мышцы шеи и ноздри, к его лицу приливает кровь, он говорит охрипшим голосом. Встаньте так, чтобы одна рука была у вас на бедре, а другая устремлена вперед с вытянутым указательным пальцем. Сморщите лицо, искривите губы, раздуйте ноздри, ругайтесь и критикуйте. Затем скажите: «Вам наплевать на мои чувства», «Никто здесь не принимает меня в расчет», «Вам обязательно нужно быть впереди всех?», «Почему вы думаете только о себе?» Обвинители часто употребляют «родительские» слова: никогда, ничего, никто, все.
3. Расчетливость предполагает отстраненное отношение к собственным эмоциям. Расчетливый человек старается реагировать в корректной и благоразумной манере, которая не напоминает о чувствах. Он реагирует спокойно, хладнокровно и собранно, подобно мистеру Споку из фильма «Звездный путь» {Star Trek), идеальному примеру расчетливости. Когда вы производите расчеты, ваше тело кажется вам сухим и холодным, ваш голос звучит монотонно, а ваша речь изобилует абстрактными словами. Как правило, люди избирают эту установку из страха перед собственными чувствами. Чтобы проверить на себе расчетливую установку, употребляйте как можно более длинные слова (в любом случае, после первых фраз все перестанут вас слушать). Представьте, что ваш позвоночник — это длинный и тяжелый стальной прут. Стремитесь к тому, чтобы он оставался как можно более неподвижным. Пусть ваш голос станет глухим, а ваше тело, начиная с головы и ниже, — совершенно бесчувственным. «Нет сомнений, что существует простое решение проблемы», «Ясно, что ситуация чрезмерно драматизируется», «Преимущества этих действий были показаны со всей очевидностью», «Подобные предпочтения вполне типичны в этой области». Диссоциация, свойственная расчетливому модусу, может принести пользу в том случае, когда необходимо кого-то одернуть и при этом вам не должны мешать ваши эмоции. Чтобы почувствовать себя в этом состоянии, сыграйте роль «антрополога» или ученого-теоретика и употребляйте при этом множество заумных, туман-Hbix слов. На косвенную критику: «Некоторые люди не знают, когда им следует умолкнуть» отвечайте в ярко выраженном расчетливом стиле: «Интересная мысль, и она, определенно, верна в отношении некоторых людей».
4. Отвлекающийся человек реагирует в непредсказуемой, переменчивой манере, постоянно прерывая других и себя самого. Отвлекающийся совершает быстрые циклические переходы от одного паттерна к другому и постоянно меняет модусы. Все, что он делает и говорит, не имеет никакого отношения к словам и действиям остальных людей. Его внутренние ощущения характери зуются сумятицей и паникой. В его голосе часто появляется на певность, которая не гармонирует со словами и то возрастает, то убывает без видимой причины. Его речь не сфокусирована. Отвлекающийся чередует модусы обвинения, заискивания и уравновешенности, а затем начинает говорить нечто совершенно неуместное. Это приближает данный стиль к паттерну отношений,определяемому как «сведение с ума» (типичному для «пограничных» случаев). Чтобы опробовать эту отвлекающуюся установку, представьте, что вы — асимметричный волчок, который постоянно вращается, но при этом остается на месте. Пусть ваш рот, туловище, руки и ноги находятся в постоянном движении. Игнорируйте вопросы и переходите к другой теме. Начните стряхивать пылинки с одежды собеседника. Сведите колени вместе, вывернув их внутрь, так, чтобы стопы были вывернуты наружу. В этом случае ваши ягодицы выпятятся, а голова будет втянута в плечи.
5. Уравновешенность соответствует уверенной коммуникации, когда слова и действия человека прямо и непосредственно отра жают его истинное состояние. При подлинной уравновешеннос ти передаваемое сообщение отличается конгруэнтностью, так что слова человека соответствуют выражению его лица, позе и тону голоса. Этот делает отношения безопасными, открытыми и спо собствующими подлинной близости.
Подстройка.
За исключением уравновешенности, перечисленные паттерны указывают на несоответствие между внутренними чувствами человека и тем, как он выражает их в разговоре и поведении. Как правило, два человека, использующие одну и ту же категорию Сатир, не достигают взаимопонимания в процессе общения. Поэтому, за обозначенным выше исключением, не присоединяйтесь к модусу Сатир, когда вы с ним сталкиваетесь. Если вы присоединитесь к нему, это лишь усилит его. За информацией относительно расширенного использования этих установок обратитесь к «Структуре магии, том II», где Бэндлер и Гриндер соотносят их с репрезентативными системами и метамоделью. Первичные контексты. Данные коммуникативные установки, как правило, обусловлены социальным импринтингом под влиянием значимых людей, а также сопутствующими болью и/или удовольствием. Самоанализ • Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/отвлекаю щийся/уравновешенный Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|