Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 06 дек 2016, 03:44

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 114 ]  Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 май 2011, 04:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
№ 42. Самооценка
Высокая/низкая; условная/безусловная


Концепт.
Одна из основных модальностей осознания связана с нашим ощущением своего «я». Наши образы, концепты, идеи и определения нашего «я» указывают на ключевую область, исходя из которой мы мыслим, обрабатываем, сортируем и оцениваем информацию. Поскольку такие более абстрактные представления о нашем концептуальном «я» обычно возникают «ниже» (или «выше») уровня осознания, они действуют «за рамками» созна­ния. Это затрудняет доступ к ним, но не делает его невозможным.
С целью разграничения мы используем термины следующим образом.
Самооценка (самоуважение) — это оценка собственной значимости, достоинства и бытия, связанного с нашим онтоло­гическим «я».
Уверенность в себе — это чувство компетентности, относящееся к нашим навыкам, способностям и поступкам.
Са~ моэффективность относится к нашему чувству эффективности в использовании своего сознания при контактах с окружающим миром. Совестливость связана с нашим ощущением «я» как мо­рального и этического существа, различающего добро и зло. Когда мы смешиваем эти концептуальные аспекты «я», то создаем пу-ганицу, которая вносит ненужные осложнения в наше ощуще­ние «я».
Здесь мы используем понятие самооценка применительно к чувству собственной значимости с точки зрения того, каков наш «рейтинг» в собственных глазах. Самооценка может находиться в каком-то месте континуума между полной никчемностью (чувство отвращения) и особой ценностью (самооценка от низкой до высо­кой). Человек может производить эту оценку на основании вре­менных и условных или безусловных факторов (условная или безусловная самооценка). В любом случае, оценка человеком своего «я» (личности) или ее отсутствие проистекают из его убеждений и Ценностей, касающихся существования человека как личности.
Напротив, наша уверенность в себе относится к нашему ощу­щению компетентности, которая связана с нашим представлени­ем о собственных возможностях, способностях, навыках и с чув­ством гордости от обладания ими. Мы верим в себя. Таким обра­зом, уверенность в себе является обусловленной и проистекает из нашего опыта (позитивного и негативного), обучения, убеждений, взаимоотношений и т. д.
Когда некий индивидуум страдает от низкой самооценки и пы­тается выстроить мысленную аттестацию себя как человека на основании своей компетентности, он связывает свое право на са­мооценку с некоторыми временными условиями. Тем самым он оказывается в зависимости от своих достижений и у него форми­руется убеждение: «Я буду в полном порядке как личность, если достигну достаточно высоких результатов или когда сделаю то-то и то-то». Затем у этого человека формируется «проект самооцен­ки». Однако поскольку такой проект ставит человеческую «зна­чимость» и «достоинство» в зависимость от внешних факторов, человек не может быть полностью уверен в своих возможностях. И, как следствие, он может перестать себя уважать.
Кроме того, подобный подход обычно порождает чувство пре­зрения к самому себе и/или самомнение, а также идею, что люди должны «зарабатывать» право на то, чтобы относиться к себе с уважением. В этом случае личность смешивается с поведением. Напротив, если мы принимаем свою самоценность как данность, мы получаем возможность мыслить и чувствовать бескорыстно и непретенциозно. У нас формируется здоровый центр ценности и достоинства, и он становится основой нашей жизни и наших по­ступков.

Извлечение.
«Считаете ли вы свою ценность как личности условной или безусловной?», «Когда вы оцениваете себя как за­служивающую уважения личность, то основываете эту оценку на чем-то, что вы делаете и чем обладаете, либо на некоей данности — на своей принадлежности к человеческому роду, своему подобию образу Божьему и т. д.?»

Идентификация.
Прислушайтесь к тому, что человек думает и чувствует в отношении своего «я» как личности и как деятеля (человеческая сущность/дела). Говорит ли он об условных фак­торах? Возрастает ли (понижается ли) его способность ценить свое «я» в зависимости от получаемого им жизненного опыта?

Подстройка.
Указывайте на врожденную самоценность и до­стоинство всех людей, с тем чтобы поддержать человека, ко-торый исходит из безусловной самооценки. Взывайте к фак­торам, которые обеспечивают более содержательный и ресур­сный опыт.

Язык.
Прислушайтесь к утверждениям, свидетельствующим об условности или безусловности.

Когнитивные искажения в РЭТ.
Когнитивные проблемы мо­гут возникнуть, когда человек «устал» от условных самооценок. Они могут также появиться, когда внешние обстоятельства ме­шают человеку реализовать все условия, при которых он может себя уважать. Когда происходит одно либо второе, паттерны мыш­ления Человека могут стать излишне эмоциональными и персо­нализированными. Кроме того, к персонализации ведет слабое ощущение личных ценностей и границ. В этом случае человек ин­терпретирует слова, поступки и обстоятельства других людей как имеющие отношение к их состоятельности, ценности, привлека­тельности и т. д. Это ведет к негативной самооценке — против чего предостерегал Эллис.

Первичные контексты.
В качестве концептуализации мета-ме-тауровня данная программа, как и большинство рассматриваемых в этом разделе, проистекает из убеждения и ценностных систем, которые мы заимствуем от различных групп людей на протяже­нии жизни. Слова, которые мы слышим от своих воспитателей, играют особенно важную роль в том, восприняли ли мы услов­ную или безусловную самооценку (и, следовательно, в том, как мы структурировали свое сознание). Почти каждому человеку дается огромное количество условных самооценок в школе, в спорте, в группе сверстников и т. д. Почти любая обида или травматиче­ский опыт могут подорвать нашу способность ценить свои без­условные достоинства, привлекательность и т. д.

Самоанализ
• Условная самооценка/безусловная самооценка
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
'•• Уровень (если условная) ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 май 2011, 04:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
№ 43. Уверенность в себе
Низкая/высокая


Концепт.
В сердцевине феномена, который мы называем уве­ренностью в себе, лежит наша вера в собственные навыки или способность сделать что-то. Этим данная метапрограмма отли­чается от самооценки. Она относится скорее к эмоциональному/ эмпирическому фактору «я», тогда как самооценка, или самоува-жение, — к нашему ментальному оцениванию себя как личнос­ти. Уверенность в себе связана с тем, что мы умеем делать. То есть она сфокусирована скорее на деятельности человека, чем на его сущности.

Извлечение.
«Припомните ряд навыков, которыми вы хоро­шо владеете и обладание которыми может даже вызывать у вас чувство гордости, и составьте их перечень», «Насколько вы уве­рены в этих навыках?», «Каким образом вы переносите уверен-ность в этих навыках на уверенность в себе в целом?»

Идентификация.
Каждый, кто ведет нормальную жизнь, об­ладает множеством навыков, в которых он уверен, начиная с та­ких простых вещей, как застилание постели, приготовление пищи, поездка на работу, одевание, и заканчивая более сложными, таки­ми как игра на музыкальном инструменте, решение математиче^ ских задач, ремонт автомобиля, работа на компьютере, програм-мирование и т. д.
Те, кто фильтрует происходящее пессимистически (№ 7), возмож* но, знают за собой очень немного способностей, в которых они уве­рены. Такие люди фокусируются только на том, что они делают плохо, и потому не доверяют своим способностям в целом. Для тех, кто склонен к перфекционизму (№ 25), также может быть характерна слабая уверенность в своих общих возможностях.

Язык и эмоции.
Те, у кого отсутствует чувство уверенности в себе, нерешительны, испытывают замешательство и т. д. Они бу­дут говорить о своих сомнениях, трудностях, незнании тех или иных вещей. Те, кому присуща здоровая доза уверенности в себе, верят, что они могут всему научиться, и потому они решительны, точны и разговаривают в соответствующей манере. У тех, кто слишком уверен в себе, это качество может граничить с глупостью, если они самовлюбленно преподносят себя как всезнаек!

Первичные контексты.
Уверенность человека в своих навы­ках несомненно проистекает из жизненного опыта. Поспешное зна­комство со слишком большим количеством предметов может по-
дорвать как процесс развития и научения, так и веру в свои спо­собности. Слишком частая и суровая критика в слишком раннем возрасте может также ослабить дух и мотивацию человека. На эту метапрограмму оказывают сильное влияние также моделирующие действия значимых людей в отношении проверки собственных на­выков.

Самоанализ
Низкий/высокий уровень уверенности в себе
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
• Собственная уверенность в чем?

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 май 2011, 04:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
№ 44. Самоощущение
Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/ духовность


Концепт.
Люди отличаются друг от друга по имеющемуся у них концепту «я» и факторам, которые они используют при определе­нии себя. То, как человек определяет себя, играет центральную роль в «я», из которого он исходит, и в «я», которое он использует на мета-метауровне.

Извлечение.
«Когда вы оцениваете свои мысли, эмоции, волю, тело, ваши роли и положение, которое вы занимаете в жизни, ка­кие аспекты вашей личности кажутся вам наиболее важными, ре­альными или валидными?», «Вы считаете себя прежде всего мыс­лителем, эмоциональным человеком, волевой личностью, оцени­ваете себя с точки зрения своих внешних данных, ролей и положения или как-то иначе?»

Идентификация.
Мы можем взять любой из этих аспектов «я», комбинацию их или не брать ни один из них и концептуально определить себя с этой точки зрения. Кожибски (Korzybski, 1941) 1994) постоянно предостерегает против идентификации с чем бы то ни было, против превращения любого объекта или процесса в наш нейро-семантический и нейро-лингвистический ярлык. Чем более ассоциирован человек (№ 15), тем скорее он определит себя как наделенного чувствами. Напротив, чем более он диссоцииро­ван (№ 15), тем вероятнее, что он будет идентифицировать себя со своими мыслями. Чем чаще человек придает значение выбору на континууме сильной воли (№ 41), тем вероятнее его иденти­фикация с собственной волей. Другие определяют себя преиму­щественно посредством своей работы, ролей, опыта, званий и т. д.

Язык и эмоции.
Прислушайтесь к тому, какие аспекты играют наиболее значимую роль в самоопределении человека. Создается ли впечатление, что человек идентифицирует себя с каким-либо из этих факторов?

Первичные контексты.
Опять же, будучи концептуальной кон­струкцией высшего уровня, данная сортирующая программа обус­ловлена метапрограммами низшего уровня. Человек обычно со­здает свои конструкты там, где он получает удовольствие или испытывает боль. Важнейшую роль играет язык, который чело­век перенимает от значимых людей. Какие слова окружающих были включены в эти формулировки? Хорошо ли человек отфиль­тровал их, или он впитал их, совершенно не экранируясь (№ 9)? С кем человек себя идентифицировал или на кого он не хотел походить?

Самоанализ
• Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/духов-
ность
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 май 2011, 05:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
№ 45. Самоцелостность
Конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция


Концепт.
Как вы осуществляете сортировку с точки зрения жиз­ни в соответствии со своими ценностями? Как вы трактуете свои идеалы, в особенности свое идеальное «я», и как затем оценивае­те, хорошо или плохо вы живете в соответствии с этими идеала-
ми? Данное осознание обусловливает ощущение самоцелостно­сти или его отсутствие. Оно вызывает чувство конфликта и несо­ответствия со своим высшим «я».

Извлечение.
«Когда вы размышляете о том, хорошо или пло­хо вы живете в соответствии со своими идеалами и актуализируе­те свое идеальное "я", ощущаете ли вы интеграцию, конгруэнтность, соответствие своим ценностям и представлениям или испытыва­ете раздвоенность, конфликт, несоответствие?»

Идентификация.
Кэттелл говорит, что данный «личностный» фактор работает «вместе с эриксоновским ощущением идентич­ности» и что он
... произрастает из признания тою, что привязанности, ценности и убеждения человека обычно сохраняются во времени. Он [фактор] отслеживает, живет ли человек согласно личным идеалам. Неспособность жить соглас­но идеалам ведет к деградации личности, стыду и тре­воге (Cattell, 1989, р. 278).
Те, кто находит, что их идеалы и идеальное «я» соответству­ют их фактическому опыту, ощущают «самоцелостность». Это ощущение обусловливает принятие себя и центрирование на соб­ственной личности. В результате человек оказывается в состоя­нии еще эффективнее направлять ментальную и эмоциональную энергию на актуализацию своих ценностей и представлений.
Те, у кого это ощущение конгруэнтности отсутствует, чув­ствуют внутреннюю раздвоенность и находятся не в ладах с со­бой. Это часто ведет к большому расходованию внутренней энер­
гии на конфликты и борьбу с самим собой, на негативные эмоции
и самопорицание.

Язык и личность.
Мы можем говорить о конгруэнтности в лич­ности и языке человека, когда все его слова и поступки соответ­ствуют его ценностям. Человек говорит, выглядит и ведет себя так, будто он хорошо владеет собой, понимает свои ценности и спосо­бен справиться с проблемами реальности (№ 49). Конфликтую­щие и неконгруэнтные люди демонстрируют все формы несоот­ветствия — они говорят одно, а живут по-другому.

Первичные контексты.
Данная метапрограмма обусловлена не столько своей связью с прошлым опытом, сколько с текущим. Чем более «дисфункционален» ранний жизненный опыт, тем труднее Может быть человеку даже понять значение самоцелостности и са-моактуализации.

Самоанализ
• Неконгруэнтность/конгруэнтность
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 22:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Семантические конструкции «времени» (№ 46-48)

Иммануил Кант (Kant, 1787) идентифицировал «время» как одну из априорных категорий, которые присущи всем людям. Она неотъемлема от человеческого рода. Наше восприятие «времени» определяет, как мы понимает его в качестве концепта на различ­ных метауровнях, как мы ощущаем его на первичном уровне в форме событий и ритмов, как мы реагируем на него. Характеристики, в ко­торых мы выражаем свое понимание данного концепта, включа­ют такие качества, как направленность, длительность, ориентация, непрерывность и т. д.

№ 46. Сортировка «времени»
Прошлое/настоящее/будущее


Концепт.
Поскольку мы можем сортировать и разграничивать события, которые уже произошли, происходят сейчас и еще про-изойдут, большинство людей в большинстве культур выделяют три «временные» области. Они проявляются в грамматических фор­мах и в обыденном представлении о времени: прошлое, настоя­щее и будущее. В концептуальном плане существует и четвертый вид времени — вневременность. Как же человек кодирует свой «график времени» с точки зрения прошлого, настоящего и буду-щего? В какой степени он закодировал и воспроизводит одну из «временных» областей как «правильную»?

Извлечение.
«На что вы чаще всего направляете свое внима­ние — на прошлое, настоящее или на будущее? Или у вас вырабо­талась вневременная установка, так что вы вообще не обращаете внимания на "время"?

Идентификация и язык
Выделение «прошлого» Люди, которые проводят много вре­мени в «прошлом», размышляют о том, что они пережили и что эти переживания или события значат для них. Они используют в своем языке множество ссылок на события прошлого. По-види­
мому, для них большую роль играет история, а также традиция.
Такие люди относятся к «чувствующему» типу по шкале Майерс-Бриггс.
Выделение «настоящего». Тем, кто живет «сегодня», «сей­час», присуща ориентация скорее на «настоящее время» в том, как они выражают себя. Когда данный паттерн выражен излишне силь­но, человек может до такой степени жить «настоящим», что ока­зывается не способным логически размышлять о будущих резуль­
татах или целях. Такие люди соответствуют категории «сенсор»по шкале Майерс-Бриггс. Юнг назвал их сенсорами потому, что они предпочитают использовать в данный момент времени свои сенсорные органы (органы чувств).
Выделение «будущего». Те, кто живет в «будущем», предпо­читают использовать преимущественно будущее время и ссылки на него. Люди, у которых данный паттерн чрезмерно выражен,проецируют себя и свое сознание на будущее в такой степени, что
оказываются не способными составить сегодня планы на это же­лательное будущее. Эти люди соответствуют категории «интуи­тивисты» по шкале Майерс-Бриггс, поскольку они постоянно пытаются предугадать завтрашний день и будущее.
Безразличие ко «времени». К вневременной категории отно­сятся те, кто живет за рамками «временного» сознания. По шкале
Майерс-Бриггс, им, в целом, соответствуют «мыслители».

Подстройка.
Говорите в соответствии со «временем», которое Доминирует в языковых паттернах человека.

Эмоции.
Зависят полностью от того, закодировал ли человек свои репрезентации «времени» ассоциированно или диссоцииро-ванно, и от конкретных значений (позитивных или негативных), которые он придает «времени».

Когнитивное искажение в РЭТ.
Если человек застрял в буду­щем «времени» или слишком часто беспокоится о будущих собы-тиях, это может побуждать его «предсказывать будущее». Такое когнитивное искажение, подобно чтению мыслей, ведет к тому, что человек начинает делать заключения о жизни, окружающих, судьбе, "Вселенной, Боге и т. д. Человек говорит о том, что произойдет в будущем, — не обладая для этого знаниями, не сдерживая себя, по принципу «все или ничего».

Первичные контексты.
«Время» отражает еще один конструкт высшего уровня. Этот конструкт обусловлен тем, как человек мыс­лит и чувствует в отношении прошлых событий, текущих обстоя­тельств и возможных будущих событий. Культурные, расовые, ре­лигиозные и семейные определения «времени», «временной» об­ласти, в которой человек «должен» жить, имеет право жить и т. д., также сильно влияют на данную операционную систему. Травма обычно держит большинство людей в «прошлом», поскольку они пытаются иначе завершить событие, которое окончилось для них нежелательным образом.

Самоанализ

• Прошлое/настоящее/будущее/вне времени
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 22:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
№ 47. Ощущение «времени»
«Во времени» /«сквозь время»; последовательная/ случайная сортировка


Концепт.
Способ, которым мы кодируем свое ощущение исто­рического «времени» и его продолжительность от события к со­бытию за определенный период, создает наш репрезентативный образ этого времени, или его икону. Он обычно принимает форму «линии времени». (Существуют и другие конфигурации: круг, фотоальбом, бумеранг и т. д. Однако «линия» кажется более ти­пичной для представителей большинства культур, как подметили Бэндлер, Джеймс, Вудсмолл и др.)
При этом мы можем воспринимать свою «линию времени» как движущуюся сквозь нас, так что мы чувствуем себя погруженны­ми в этот поток. В этом случае обработка информации осуществ­ляется «во времени», и мы ощущаем «время» ассоциированно, то есть как вечное «сейчас», постоянно присутствующее, окружаю-щее нас, процесс, неизменными участниками которого мы явля­емся.
В другом случае «линия времени» не проходит через нас, а ос­тается вовне, так что мы живем вне «времени». Это значит, что мы обрабатываем информацию «сквозь время». Если мы сорти­руем «время» как нечто, находящееся вне нас, на некотором рас­стоянии, тогда для нас характерна более объективная, ясная ме-тапозиция по отношению к нему. Я (MX) назвал бы это «вневре­менным» стилем обработки информации. Указанные аспекты нашей обработки относятся к тому, как мы храним свои воспо­минания.

Извлечение.
Чтобы идентифицировать присущий человеку стиль обработки концепта «времени», используйте традиционный для НЛП вопрос, инициирующий линию времени: «Когда вы рас­слабляетесь на мгновение и чувствуете внутреннее спокойствие, вспомните какое-то событие, происшедшее некогда в вашем про­шлом... И какое-то другое из далекого прошлого... Теперь вспом­ните какое-то событие, происшедшее сегодня... и еще одно... Те­перь подумайте о событии, которое произойдет в один из ближай­ших дней... и еще об одном будущем событии... Теперь, когда вы находитесь над этими "временными" событиями в вашем созна­нии, укажите направление своего будущего и направление своего прошлого...»

Идентификация
Данная метапрограмма определяет, как мы «замеряем» ощу­щение прошлого, настоящего и будущего «времени» в своем мыс­лительном аппарате. Как мы кодируем этот концепт? Как мы объ­ясняем себе различие между событиями, которые уже произош­ли, которые происходят сейчас и которые еще произойдут?
1. «Сквозь время». Люди, которые используют такой способ хранения своих воспоминаний, делают это слева направо или сверху вниз, так что у них «время» имеет непрерывную коди­ровку вдоль континуума. Эта линия может быть «длинной» или «короткой», но она является последовательной и непрерывной, так что человек осознает длительность «времени». Обычно у та­ких людей воспоминания диссоциированы. «Время» кажется им линейным, поскольку оно имеет длину. Данный тип людей со­ответствует «решающему» по шкале Майерс-Бриггс, так как, °рганизуя и упорядочивая время, они судят о нем или оцени­вают его.
Те, кому присущ стиль «сквозь время», обычно также сорти­руют происходящее последовательно. В целом, они живут по прави­лам, структурируя действительность, — отсюда нормы, протоколы и процедуры («часы», которые показывают «время»). Они также нодходят к мышлению, принятию решений, покупкам и т. д. системно» Они высоко ценят хорошо организованную последовательность пре­зентаций. По шкале Майерс-Бриггс это соответствует «решающе­му» типу.
2. «Во времени». Люди, которые используют стиль «во време­ни», хранят свое прошлое позади себя, а свое будущее — перед собой.' Независимо от того, направлена их линия времени спереди назад или сверху вниз, она проходит сквозь их тело, так что в итоге они оказываются внутри линии. Обычно они кодируют свои воспо­минания как ассоциированные и не слишком осознают длитель­ность событий. Подобные люди чаще оказываются в «вечном сей­час», забывая о течении «времени» (хронологическом «времени»). У Майерс-Бриггс данный стиль сортировки соответствует «вос­принимающему» типу.
Люди со стилем «во времени» обычно сортируют события бо­лее хаотично. Они часто ведут себя непоследовательно и, по-ви­димому, меньше учитывают «временные» ограничения. Вследствие своего хаотичного стиля сортировки они любят делиться творче­скими идеями, заводить новые связи, использовать мозговой штурм и т. д. Они часто кажутся чудаковатыми, прерывают других, зада­ют странные и неожиданные вопросы.

Подстройка и язык.
Прислушайтесь к словам, терминам и фра­зам, отражающим последовательность и логику в речи тех, кто использует кодировку «сквозь время». Прислушайтесь к бессвяз^ ности, алогичности и неожиданным высказываниям у тех, кто об­рабатывает информацию «во времени».

Эмоции.
Те, кто обрабатывает информацию «сквозь время», вы­ражают себя более объективно и диссоциированно, проявляя эмо­ции, адекватные тому или иному событию. Люди, осуществляющие обработку «во времени», проявляют себя более ассоциированны­ми, непосредственными и даже неадекватными эмоциями.

Первичные контексты.
Данные программы во многом обуслов­лены нашим культурным опытом. Как правило, мы представляем себе паттерн «во времени» как выражение восточного сознания, а «сквозь время» — как выражение западного сознания. В послед­нее время Запад все более и более характеризуется конвейерами,планами, расписаниями и т. д. На эти программы значимое влия­ние оказывают метапрограмма возможностей/процедур (№ 21), а также доминирование правого и левого полушария и ассоцииро­ванное/диссоциированное состояние (№ 15).

Самоанализ
• «Во времени»/«сквозь время» (случайная/последователь­
ная сортировка)
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 22:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
№ 48. Доступ ко «времени»
Случайный/последовательный


Концепт.
Данная метапрограмма определяет, как мы осуще­ствляем доступ к своим воспоминаниям о прошлом. Ее можно рас­сматривать как функциональную подкатегорию предыдущей про­граммы. Здесь преобладают два общих паттерна: одни люди ис­пользуют стиль случайного доступа, другие — последовательного доступа.

Извлечение и идентификация.

Воспользуйтесь теми же воп­росами доступа ко «времени», что и в предыдущем паттерне (№ 47).
Случайный доступ. Обратите внимание, осуществляет ли че­ловек доступ к своим воспоминаниям случайным образом. Легко ли он переходит от одного воспоминания к другому? Хранит ли он свои воспоминания без всякой связи, так что способен быстро и легко перескакивать через границы времени, обсуждаемых тем и людей? В этом случае можно говорить о случайном доступе.
Человек, который придерживается данного стиля, организует воспо­минания путем сравнения различных событий, которые произошли в разное время. Он переходит к метауровневой позиции и поддер­
живает два воспоминания одновременно.
Последовательный доступ. В данном случае человек коди­рует свои воспоминания в линейной и связанной манере. Соот­ветственно, он переходит от одного воспоминания к другому не случайным образом, а вполне последовательно. Он может рассмат­ривать события на линии времени подобно шпалам на железно­дорожном пути. Подобное последовательное хранение обычно за--трудняет доступ к воспоминаниям — человеку приходится начи­нать с какого-то другого места, а затем двигаться линейно, пока он не доберется до определенного воспоминания

Язык и подстройка.

Мы можем помочь человеку получить доступ к его воспоминаниям, сказав: «Представьте, что ваше про­шлое — это фотоальбом и что вы можете теперь листать страницы своей истории в обратном порядке и позволить своему подсозна­нию удивлять вас, по мере того как ваша прошлая жизнь развора­чивается перед вами так, что одно воспоминание следует за дру­гим».

Первичные контексты.
Те же, что и для N° 46.
Дополнительная литература. Bodenhamer & Hall (1997).

Самоанализ
• Случайный доступ/последовательный доступ
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 22:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Концепт «реальности»

Задумайтесь над словом «реальность». Проблема здесь связа­на с тем, что оно функционирует мулътиординалъно, то есть на многих уровнях абстрагирования. Мультиординальность имеет отношение к лингвистической особенности, которая была выде­лена Кожибски (Korzybski, 1941/1994) и которую Бэндлер и Грин-дер не включили в свою метамодель (см. Hall, 1997a, 1997b). Она связана с номинализацией, которая имеет только общий смысл, а ее конкретный смысл меняется в зависимости от уровня и кон­текста абстракции. Здесь мы используем этот термин для обозна­чения мира, котор'ый существует вне нас, за рамками нашей не­рвной системы и напрямую не подчиняется нашим желаниям и хо­тениям

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 22:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
49* Сила эго
Неустойчивость/устойчивость; реактивность/ проактивность


Концепт.
Фрейд первоначально определил «эго» как ряд когни­тивных и перцептивных функций, которые служат адаптивным целям, когда мы учимся находить общий язык со своей средой. Эго выражает себя в волевом движении по его команде с целью самосохранения и эффективности. Кэттелл пишет:
Эго —это структура решения задач, которая является посредникаммежду потребностями и средой... оно созна­ет напряжение, которое выражает существование и си­лу внутренней потребности... (CatteU, 1989, р. 40).
Поскольку мы обычно определяем «интеллект» как способность производить точные разграничения, он также частично лежит в основе «силы эго».

Извлечение.
«Когда вы думаете о какой-то трудности, возни­кающей в повседневной жизни, о разочаровании, проблеме, фру­страции, которые мешают вам прогрессировать, и т. д., что обыч­но приходит вам на ум? Какие чувства вы испытываете в отноше­нии подобных событий? Как вы обычно реагируете на внутренние потребности или внешние неприятности? На что направлены ваши мысли и эмоции, когда вы сталкиваетесь с какой-то проблемой?»

Идентификация.
Мы обнаруживаем, что люди отличаются друг от друга той силой, или энергией эго, которую они используют для роста, идентификации реальности и контактов с ней. На одном по­люсе данного континуума мы находим тех, кто почти не обладает способностью смотреть реальности в глаза, принимать ее такой, какая она есть, и тратить энергию на ее преодоление. На другом полюсе мы видим тех, кто обладает хорошей способностью смотреть реаль­ности в лицо и обращаться с ней. Люди на этом полюсе могут «при­нимать факты» и делают это мгновенно, не тратя времени на гнев, Фрустрацию, депрессию или жалобы.
1. Неустойчивость. Те, кто поддается фрустрации легко и быстро ввиду малейших неудач, теряют устойчивость перед лицом труд­ностей. Они могут воспринимать как трудности почти все что угод­но; они беспокоятся из-за них, чувствуют себя неуверенно, испы тывают эмоциональную депрессию и т. д. Как правило, данный способ реагирования присущ человеку в период младенчества и детства. Он также характерен для людей с инфантильным стилем преодоления трудностей, что выражается в приступах гнева и яро­сти всякий раз, когда они испытывают фрустрацию, в неспособ­ности мириться с задержками и т. д.
2. Устойчивость. Те, кто придерживается более философской установки по отношению к жизни и продвигается к поставленной перед собой важной цели, знают, что им могут встретиться те или иные проблемы, препятствия, сложности и т. д. Перед лицом по­добных нежелательных обстоятельств такие люди остаются спо­койными, выдержанными и объективными. Они сразу же начина­ют действовать деловито и целенаправленно, не тратя лишнего времени на волнение и раздражение.
Эллис пишет:\*
Мир наполнен серьезными трудностями и несправедли­востью, но вы не должны стонать или впадать из-за этого в ярость (Ellis, 1975).

Язык и эмоции.
Ожидайте обнаружить множество ассоцииро­ванных негативных эмоций у тех, кому свойственна малая сила эго. Они мешкают и откладывают, ненавидят и испытывают чувство вины, презирают себя, других, жизнь и т. д. Они паникуют, дей­ствуют импульсивно и реактивно, у них быстро меняется настро­ение. Ожидайте услышать и увидеть больше объективности, гиб­кости и ориентации на решение проблем у тех, кому свойственна хорошо развитая сила эго. Они работают терпеливо, настойчиво и избегают любой мелодрамы, характерной для тех, кто принад­лежит другому полюсу данного континуума. Они признают про­блему без ненужной задержки и встречают ее с ощущением собст­венной компетентности и с удовольствием. -Н&

Первичные контексты.
Физиологические детерминанты связаны со здоровьем нервной системы и нормальным развитием мозга, бла­годаря чему человек способен проходить через описанные Пиаже стадии когнитивного развития. К людям, страдающим задержкой психического развития, относятся индивидуумы, которые не спо­собны выйти за рамки стадии конкретного мышления. Это ограни­чивает их способность переходить к формальному операциональ­ному мышлению и высшим уровням когнитивного развития. Они продолжают жить на стадии конкретного мышления или на еще более ранней стадии и поэтому обладают очень небольшой «силой эго». Повреждения мозга, рак и физические травмы могут вернуть лю­бого из нас к этой стадии. Психические травмы, в особенности хро-нические или острые травматические ситуации (например, война, изнасилование, сексуальные домогательства и т. д.), могут оказать­ся настолько выше способности человека преодолевать трудности и оценивать реальность, что он станет очень неустойчивым с точки зрения силы эго. Отсутствие положительных ролевых моделей или недостаток образования, поддержки со стороны группы и т. д. мо­гут также вызвать неустойчивость. Прочная сила эго обусловлива­ется научением, дисциплиной, развитием навыков, участием лю­дей, которые оказывают поддержку, и т. д.
Дополнительная литература. Cattell (1989).

Самоанализ
• Неустойчивость/ устойчивость
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 22:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Концепт нравственности или добра и зла

Еще одну, по-видимому, врожденную и, следовательно, априор­ную категорию «сознания» составляет наша неизменная способность оценивать поведение с точки зрения этики и нравственности. Дан­ная разновидность «знания» относится к знанию о качестве наших действий и их влиянии на окружающих. Ведем ли мы себя «хоро­шо» или «плохо» с точки зрения социальных правил и духовных представлений, которые доминируют в нашей культуре? Эти мета­программы относятся к «духовному» в людях, к «совести», нравст­венности и т. д.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 22:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
50. Нравственные качества
Слабое/'сильное суперэго


Концепт.
Люди отличаются друг от друга по способу сорти-ровки вопросов и проблем, которые попадают в категорию добра и зла, морали, этики и т. д. Одни видят, слышат и сортируют нрав-ственные вопросы везде и всегда; другие, похоже, действуют так, будто подобных категорий не существует. Фрейд определил «су-перэго» как интернализованный набор норм, которые позволяют нам осмыслять «правильность» и «неправильность» поведения.;

Извлечение.
«Когда вы думаете о каких-то ошибочных дей­ствиях, которые вы совершили, какие мысли и чувства появляют­ся при осознании вами того, что вы вели себя неподобающим об­разом, нарушив установленные ценности?», «Когда вы думаете о том, что вы что-то напутали, сделали какую-то глупость, нечто социально неприемлемое и т. д., какие мысли и чувства наполня­ют при этом ваше сознание?»

Идентификация.
Данную мета-метапрограмму характеризу­ет чувствительность к вине, невинности, справедливости, досто­инству и т. д. Некоторые люди сортируют вину, несправедливость, зло, стыд и бесцельность в каждом действии; другие, по-видимо­му, вообще не сортируют подобные аспекты. Мы можем располо­жить вдоль некоторого континуума весь спектр от антисоциаль­ного отсутствия совести до высокой чувствительности к вине, или совестливости.
Несовестливый тип. Те, у кого су перэго развито слабо, обычно не осознают по-настоящему чувство вины — нарушение какого-
то истинного нравственного стандарта. Поэтому они не придают значения обязательствам, правилам, этике, морали и т. д. Они живут эгоистически, самовлюбленно, без уважения к морали, выбирают
то, что лучше всего подходит для осуществления их ближайших целей. Другие люди не могут полагаться на их нравственное чув­ство, подсказывающее «верные действия». Доведенный до край^-
ности, этот паттерн ведет к преступному мышлению, полному от­сутствию совести и, как следствие, социопатии.
Совестливый тип. Те, у кого суперэго развито хорошо, сор­тируют добро и зло, заключенное в событиях, особенно в тех, ко­торые нарушают истинные нравственные стандарты или полно­стью соответствуют им. Это интернализованное нравственное со­знание ведет к появлению индивидуумов, которые обладают повышенным чувством ответственности (№ 27). Такие люди дис­
циплинированны, обязательны, не стремятся к незамедлитель­ному получению удовольствия посредством совершения дурных поступков, высоконравственны и т. д. Когда этот паттерн захо1-
дит слишком далеко, совестливость может обусловить чувстви­тельность к вине, в результате чего любая ошибка или слабость вызывают у них ощущение неприемлемости, отталкивания, осуж­дения и т. д.

Язык и эмоции.
Несовестливые люди могут лгать, обманывать, вести себя неподобающим образом, подрывать нравственные стан­дарты и т. д. и делать все это, не испытывая каких-либо «укоров совести». По-видимому, они лишены внутренней руководящей системы в отношении морали. У них формируется «личность», которую мы именуем аморальной или антисоциальной. Как толь­ко они сконструировали такой метод мышления, ощущения и по­ведения, который определяется как «антисоциальная личность» (DSM-IV), они перестают ощущать, что наносят вред другим лю­дям, теряют всякое чувство эмпатии к их страданиям, почти не способны учиться на своих ошибках, лишены обоснованного страха и могут приходить к убеждениям, которые подтверждают их пра­во использовать других или вредить им. Совестливые люди будут говорить о совершении «правильных поступков», «ответственно­сти» за свои слова и т. д. У них формируется сильное чувство духовности или религиозности, и они считают, что правильные поступки играют важную роль во вселенной. Тот, кто заходит слиш­ком далеко в этом отношении, преисполняется чувством «собствен­ной правоты», иногда доходящим до фанатизма, у него формиру­ется искаженный взгляд на свое «я», и он теряет способность увидеть собственные огрехи. В другом случае у человека может развиться обсессивно-компульсивное поведение, он фокусируется на порядке, чистоте и т. д.
Первичные контексты.
Они отражают еще один конструкт выс­шего уровня, который почти полностью зависит от контекстов куль­туры, политики, религии, семьи и т. д. В некоторых неврологичес­ких исследованиях были выявлены генетические нарушения, при­сущие тем людям, у которых позже формируются социопатические способы мышления, ощущения и жизни, что предполагает пред­расположенность к таковым. Очевидно, важнейшую роль здесь играют события, имевшие место в раннем детстве и обусловлива­ющие боль или удовольствие, которые были связаны с нравствен­ными наставлениями в отношении признания правоты других лю­дей, уважения к человеческой жизни и имуществу, развития эм­патии и т. д. Стереотип обсессивно-компульсивного чистюли, который сложился в области психоанализа, указывает на челове­ка, способного испытать чувство «осквернения» в результате той или иной формы сексуального насилия.

Самоанализ
• Несовестливый/совестливый — слабое/сильное суперэго
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень * ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 23:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
№ 51. Каузативный тип
Беспричинность;линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь (UCQ


* Концепт.
Как человек осмысляет «причину» какого-то собы­тия или переживания? Что вызывает к жизни то или иное явле­ние или событие? Существует ли необъяснимая, магическая или непосредственная линейная причинно-следственная связь (ПСС), подобная математической и физической, существует ли целый набор влияющих факторов или события не имеют никаких при­чин и, в лучшем случае, лишь корреляционно связаны с другими событиями?

Извлечение.
Задайте любой вопрос, который включает какую-нибудь причинно-следственную пресуппозицию: «Когда вы раз­мышляете, какая причина заставила вас выбрать именно эту ра­боту, как вы объясняете себе это?», «Что обусловило наличие данной ситуации в вашей жизни?», «Что побуждает людей вести себя так-то и так-то?», «Почему их взаимоотношения дошли до подобного состояния?», «Почему вы развелись?»

Идентификация.
Данная метапрограмма определяет, как мы относимся к концептуальным категориям «причинности» и суще­ствования. Будучи мета-метапрограммой высшего уровня, она развивается из предпочитаемой системы отсчета (№ 14), когда люди мыслят и чувствуют с отнесением к себе (внутренний отсчет) или к другим (внешний отсчет). Она также берет начало из програм­мы сортировки ответственности (№ 27). Переходя к этой мета-метапрограмме «реальности», можно сказать, что она сфокусиро­вана на том, как мы относимся к самому концепту причинности и к концептуальным объяснениям, которые мы находим, когда ста­раемся сориентироваться в окружающем мире.
Стив и Коннира Андреас ссылаются на концепт этой метапро­граммы (не идентифицируя ее как таковую) в своей презентации «Естественной стратегии коррекции веса»:
«Одна женщина сказала: "Вам повезло, что вы такая стройная. Я вам завидую. Я тоже хотела бы иметь такую фигуру"». В дан­ном случае клиентка рассматривает стройность и излишний вес как результат генетических факторов, над которыми она не властна. То есть, исходя из метапрограммы внешней причинности, она пе­решла к ориентации на других (№ 14), по крайней мере в контек­сте питания. Это оказывало сильнейшее влияние на ее стратегию. Когда она «видела пищу», то испытывала непреодолимое побуж­дение есть ( V-K). «Она не принимала во внимание, голодна она или нет, вкусно ли пахнет пища, как та скажется на ней, если она ее съест, и так далее» {The Naturally Slender Eating Strategy. Andreas & Andreas, 1989, p. 122).
Отсутствие причинности. Сюда относятся те, кто полагает,что не существует никаких причин, а значит, и никаких объясне­ний для тех или иных процессов. Эти люди живут в мире, кото­рый лишен смысла с точки зрения причинно-следственных свя­зей, последовательности событий и т. д. События происходят сами по себе. Миром движет не разум, а только сплошная случайность
и удача.
Тотальная и абсолютная линейная ПСС. Те, кто живет на дру­гом конце континуума «причины-следствия», верят, что мир пред­ставляет собой закрытую систему, где все является результатом прямых и непосредственных причинно-следственных отношений.
Их стиль мышления хорошо срабатывает в таких точных науках,как математика, физика, химия, механика и т. д. Он действует на­много хуже в более абстрактных науках, связанных с человече­ским поведением, политикой, экономикой, коммуникацией и т. д.
Такой подход больше соответствует аристотелевскому типу струк­турирования действительности (№ 11).
Множественная ПСС. Те, кто считает, что «причины и следст­вия» представляют собой открытую систему, постоянно размыш­
ляют о них, признавая, что почти всегда имеет место множествовлияющих факторов, вызывающих различные события. Они мо-гУт отказываться от линейных рассуждений и переходить к более
высоким логическим уровням, на которых возникает гештальт конфигураций. Это соответствует мыслительным процессам не­аристотелевского типа (№ 11).
Личностная ПСС. Сюда относятся люди, которые мыслят с точки зрения своего участия в причинно-следственных отноше­ниях. Как правило, такой подход обусловливает сортировку чувств,
связанную с отнесением к себе (№ 14), и сортировку выбора, свя­занную со сбалансированной ответственностью (№ 27), хотя, когда этот паттерн заходит слишком далеко, он приближается к чрез­
мерной ответственности.
Внешняя ПСС, Люди, которые полагают, что они не играют никакой роли в причинно-следственных отношениях, отталкива­
ются при этом от внешнего отнесения (№ 14) в области чувств, от волевого типа с пониженной ответственностью (№ 27) и, следова­тельно, от решающей роли не поддающихся контролю внешних
обстоятельств, событий, среды, генетики и т. д., как это описаноАндреасами в цитированном выше отрывке.
Магический тип. Те, кто живет в магическом мире, полага­ют, что все происходящее вызвано чем-то, а именно силами и/
или сущностями, находящимися за рамками этого мира или из­мерения. Поэтому они суеверно думают о том, как приспособитьк себе и/или умиротворить небеса (звезды и созвездия), анге­
лов, демонов, богов, духов предков, святых и т. д. Для них клю­чом причинности является ритуальное повторение различныхтайных знаний.
Корреляция. В дополнение к причинному континууму не­которые люди также полагают, что многие так называемые «при­чины» в действительности существуют только как корреляции.
То, что дети обычно набирают вес во время учебы в начальной школе, когда они развиваются умственно, не означает, что вес обусловливает повышение умственных способностей. Мы мо­жем увидеть корреляцию между этими разнообразными факто­
рами опыта, не вычитывая в одном из них причину, а в дру­гом — следствие

Источники происхождения.
Связаны в значительной степе­ни с той философской позицией относительно причин и следствий, которую предлагали родители и учителя, сами верившие в нее, а также с более широкой культурной средой.

[b]Самоанализ[/b]
• Беспричинность/линейная/множественная/личностная/
внешняя/магическая/корреляционная ПСС
Контексты:
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 23:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Нам присущи не только метапрограммы, посредством которых мы сортируем объекты, но и программы, являющиеся мета по от­ношению к этим программам. Из числа тех, что мы описали здесь, в списке метапрограмм раньше появлялись только сортировка ценностей и «времени». Однако, как показывает анализ, эти про­граммы существуют на более высоком логическом уровне, чем другие метапрограммы, хотя зачастую они произрастают из этих других метапрограмм.

№ 40. Ценности: эмоциональные потребности; сис­темы убеждений
№ 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость
№ 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/бе­зусловная
№ 43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение:мышление/эмоции/воля/те-ло/роль
№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоот­ветствие/гармоничная интеграция
№ 46. Сортировка «времени»: прошлое/настоящее/ будущее
№ 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сорти­ровка
№ 48. Доступ ко * времени»: случайный/последова­тельный
№ 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость
№ 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго
№ 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магиче­ская, коррелционная причинно-следственная овязь

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 23:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Решающая роль контекста

В области когнитивной психологии принято считать, что лю­бая «мыслительная операция» происходит внутри контекста. Вспом­ним, что мы используем термин «мышление» холистически с це­лью определения всех форм и выражений человеческого сознания: восприятия, эмоций, соматизации, оценивания, убеждений и т. д.

Задумайтесь над этой идеей, и вы поймете ее очевидность. Ут­верждение, что мышление всегда происходит внутри контекста, может на первый взгляд показаться настолько очевидным, что нет необходимости даже упоминать об этом. Но постарайтесь пред­ставить себе мышление без мыслителя. Из чего оно состояло бы? Попробуйте представить, что мышление происходит вне всех кон­текстов: «времени», пространства, культуры, среды, людей, физи­ологического состояния и т. д.
Теперь, когда мы отбросили идею мышления, лишенного кон­текста, ввиду ее несостоятельности, мы можем направить свое со­знание на постановку нескольких более здравых вопросов:
Как контекст влияет на мышление?
Какие контексты инициируют те или иные виды мышления?
Как влияют на мышление контексты контекстов?


Контекст и контексты в НЛП

В области нейролингвистики мы особо подчеркиваем роль кон­текста. Как правило, мы указываем на контекст путем описания его в терминах фрейма (к примеру, система или фрейм отсчета). Йегер дал более сжатое определение:
Мышление происходит внутри контекста, цели или си­стемы отсчета, котораяуникальна для индивидуума. Если вы не знаете контекста мышления другого человека, многие вещи могут показаться нелогичными... Когда вы думаете о том, что вам съесть на обед, то делаете это в терминах контекста того, где (место), с кем или ког­да (время), либо даэке в терминах правильного питания (биохимия). Все это контекстуальные факторы. Прэтом определение контекста, как правило, субъективно... Некоторые люди думают о феномене времени главным образом в прошедшем времени.Другие — в настоящем вре­мени... Эта характеристика является усвоенным пред­почтением, и она структурирует диапазон моделей поведения... возможных внутри данного субъективного контекста.
В этом смысле контекст является набором ограничений, который определяет, что находится под вопросом и, соответственно, что не находится Контекст —это стабилизирующая точка отсчета, ко­торая определяет, где именно вы находитесь в своем субъективном мире. Если индивидуум по привычке рас­суждает в терминах прецедента (прошедшее время), ему будет трудно представить себе «возможности* (будущее время), если предыстория мысленно не встроена в изме­ненное будущее (Yeager, 1985, рр- 23-24).
Описание Йегера помогает нам осознать, что наши метапро­граммы функционируют как контексты нашего мышления. По­смотрим, что это для нас значит. Когда мы говорим об этих «про­граммах» (сортирующих стилях мышления, нашей операционной системе, обусловливающей наш «способ» использования собствен­ной нервной системы), занимающих метапозицию по отношению к нашему первичному уровню мышления, то мы, в сущности, иден­тифицируем «контексты нашего мышления».
Отсюда возникает ряд очень важных вопросов, которые мы долж­ны задать себе или любому человеку, с которым мы общаемся:
Внутри какого контекста вы осуществляете свое мышление?
Внутри какой системы (фрейма) отсчета реализуется ваше мышление?
Если вы подумаете о чем-либо сейчас, то воспользуетесь гло­
бальным или конкретным фреймом?
Вы используете фрейм присоединения или отсоединения?
Вы используете фрейм прошлого, настоящего или будуще­го? И так далее.
'
Почему мы считаем эти вопросы наиболее важными? Потому что, если мы не знаем, какой системой отсчета пользуется чело­век в процессе мышления, мы не поймем смысла его слов, его эмо­ций и реакций.
Мы не будем знать стабилизирующую точку от­счета. Человеческое мышление всегда и неизбежно осуществля­ется внутри некоторого фрейма. Именно в этом фрейме мышление (эмоции, восприятие, убеждение) дает оптимальный смысл! Оно функционирует логично в рамках этого внутреннего фрейма.
Оно только кажется нелогичным по отношению к другим фрей­мам. Вы полагаете, что мышление вашего собеседника лишено всякой логики? Значит, вы исходите из другой системы отсчета, из иной модели мира.
По этой причине Кожибски всегда писал через дефис слово «пси-хо-логический» (психо-логия, психо-лог, психо-логикит. д.). Боль­шинство людей считают подобный способ очень странным. Кожиб­ски поступал так, поскольку хотел подчеркнуть, что «логика», которая имеет место внутри любой данной психики (нейро-пси-хического организма), функционирует логически внутри этого контекста. Йегер соглашается с ним, говоря, что в НЛП «субъек­тивность неизбежна, что превращает ее в реальность» (Yeager, 1985, р. 17).
Поэтому наши метапрограммы составляют не только контекст нашего мышления, но также нашу психо-логику. Знаете ли вы свою психо-логику в настоящий момент? Знаете ли вы, как выяснить психо-логику тех, с кем вы работаете, общаетесь, отдыхаете? Ког­да вы обнаруживаете и идентифицируете их метапрограммы, то у вас появляется верный ключ к их контекстуальному мышлению и психо-логике. Каков следующий шаг? Подстроиться и работать с этой психо-логикой.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Понимание? А как это?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 май 2011, 23:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Метапрограммы как ролевые индукции в различные контексты

Ролевая теория личности давно предположила и описала ука­занные процессы. То, как мы ощущаем себя, других, свои мысли и эмоции, то, как мы выражаем себя, те навыки и ресурсы, которые нам доступны или не доступны, зависят от ролей, которые мы выучили и исполняем (или не выучили и не исполняем).
В соци­альной психологии (включая социологию и антропологию) те или иные ролевые индукции в культуре служат в качестве «маркеров контекста», которые сигнализируют человеку (или якорят его), чтобы он изменил метапрограмму. Подобные ролевые индукции предстают в виде ритуалов и церемоний, особых мест и событий, систем убеждений, социальных институтов и т. д.
Поэтому контекстуальное мышление, осуществляемое посред­ством наших метапрограмм, показывает способ, каким мы мыс­лим, направляем внимание и сортируем информацию, связанную с нашей средой, с точки зрения ролей, которые она предлагает нам сыграть. Это означает, что, когда мы точнее идентифицируем внут­ренние контексты, которые сопровождают нас и влияют на наш опыт, мы лучше осознаем влияние наших метапрограмм, побуж­дающих нас исполнять различные роли.
Используйте контекст глобального мышления, и вы будете по­хожи на философа или художника. Используйте контекст деталь­ного мышления, и вы сыграете роль ученого, действующего мето­дом индукции. Какой бы контекст мышления вы ни привносили, он обусловливает определенную способность и побуждает вас ис­полнить ту или иную роль.
Исследуйте свои ведущие метапрограммы с этой позиции. Ис­пользуете ли вы при адаптации операционную систему суждения (№ 22) чаще, чем сортировку восприятия?
Какую роль она по­буждает вас играть в жизни?
Роль критика! Хорошо ли она вам служит?
Идете ли вы по жизни, используя экстравертную сорти­ровку восстановления энергии (№ 29)?
Какие роли она предлага­ет вам сыграть?
Нравится ли вам их исполнять?
Какие роли вы не умеете играть?
Какие роли вы играете не слиш­ком хорошо?
Какие роли вы хотели бы научиться исполнять, что­бы увереннее себя чувствовать в том или ином аспекте жизни?
Какие метапрограммы помогли бы вам в этом? И наоборот
...

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 114 ]  Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.050s | 16 Queries | GZIP : On ]