Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 07 дек 2016, 11:36

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, создавайте, пожалуйста, темы отдельно по каждому занятию...



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 июн 2011, 11:13 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3387
Откуда: Ульяновск
Неожиданно, совершенно неожиданно…
Из внутреннего мира Божественной комедии Данте в мир внешних человеческих взаимоотношений Ильфа и Петрова. Две разные стороны одной поверхности неожиданно сделались одной,… лента Мебиуса…
Заманчиво, любопытно, интересно… После такого пристального взгляда в себя, наверное по-другому, более четкими, станут видеться и простраиваться и внешние отношения…
Александр Геннадиевич, четно, :ts_ss: порой Вы изумляете меня выбором направлений для внимательного анализа пространства человеческой души. Вчера в 23.15 очередная немая сцена. :sh_ok:
Круг разорвался, край повернулся на 180º и снова соединился. Моя любимая фигура. Продолжение того же самого только по другой стороне.
Путешествие продолжается… :a_g_a:

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 июн 2011, 14:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Ожидала, что новый тренинг будет по произведениям И. Ильфа и Е. Петрова, и несмотря на это передача вчера оказалась потрясающей. Атмосфера "12 стульев" подобна изнанке "Божественной комедии", вскрытой изнутри русской самобытности. Хотя я сейчас их "подобие" ещё не осознаю до конца и никак не свыкнусь с единством этих полюсов.

Знаете, метод -один в один-сказочная метафора:
" Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!"

Заметно взбодряет и оживляет...даже сквозь разговор о мертвенности и страхе смерти. Человечество всё больше прячет "похоронные конторы". Странное такое наблюдение, а больше даже- непривычное, только до онемения меткое...Действительно ритуальные услуги нигде не приковывают взгляд, будто растворены в воздухе. А когда смерть приходит- внезапно "из-ниоткуда" вдруг воплощаются десятки жаждущих, сострадающих специалистов "тёмного бизнеса". Из под земли достанут!
Вопрос в том- а конторы народ прячет-ли, или лишь отводит глаза и внимание в более оптимистичную сторону?

А вообще да, наверное и скрывает тоже, осознанно или нет. Недалеко от моего дома, по соседнюю улицу - морг при одной из городских больниц. Как-то за всю жизнь "приелась" чуть ли не ежедневная дорога мимо. Поэтому давно никаких особенных чувств такое "соседство" и не вызывает... Просто заметила лишь вчера -а тенденция-то таже самая: лет -дцать назад была единая улица, один вход, одна территория. А после как-то морг стал "отодвигаться" территорией больницы на задворки, обособляться, вход оказался с обратной стороны. Улица специально была разделена "отрезана" и перегорожена.

Сейчас наверное лишь местные жители знают, что таится за бетонным забором и как к нему добраться. Потому, что идя от общественного транспорта с картой по номерам домов, люди прямиком приходят...к "парадному" входу ГКБ и тупику улицы. Их так или иначе, встречает пояснение: мол Вам не сюда, только по-пропускам, здесь лечат, и живые люди....В растерянности люди бродят ища потаённую "изнанку", что значит "вход с обратной стороны"...если здесь закрыто, а улицы дальше нет (и вообще номинально- вход по другой улице)...В конечном счёте ради хоть какого-то, наверное, ориентира с годами на чёрных воротах морга появилась мааленькая табличка, на которой чёрным по чёрному в изящной строгости написано: "Паталогоанатомическое отделение ГКБ №_"...

Извиняюсь за мрачный пример. Всё таки это ровно такая же часть жизни, как и любая другая, более привычная. И может даже более реальная, постоянная и неотвратимая чем что-либо другое :du_ma_et:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 июн 2011, 15:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Селена писал(а):
:
Круг разорвался, край повернулся на 180º и снова соединился. Моя любимая фигура. Продолжение того же самого только по другой стороне.
Путешествие продолжается… :a_g_a:


Да уж назвала бы, чай... Лента Мебиуса. Загадочное топологическое устройство с далеко идущими философскими выводами, коли есть силы поразмышлять, как-то так, не ошибся?
Нашла бы картинку....

Александр Геннадьевич, расшифровываем или как?

Насчет похоронных бюро, я как-то не понял мысль.... То что мы прячемся от смерти и не любим напоминания о ней это имеет место быть... Но вот насчет нынешних доходов кладбищенских дел мастеров....
В поселке-леспромхозе, где я когда-то жил, в котором на данный момент живут практически одни пенсионеры и поселок как бы стал дачным... Поселок в котором сгорело (поджоги) две школы, детский сад, два клуба,2 раза поселковый совет, почта, 3 раза дотла сгорела библиотека.... самый шикарный коттедж у гробовых дел мастера

C "несвоевременными мыслями" интересная перекличка получилась с циклом статей М.Горького под общим названием "Несвоевременные мысли" в его газете в пух и прах разящее тогдашнюю советскую действительность...

Недомилюков.... как бы напрашивается Недочеловек.. Крутовато
Но это наверно то, что прячется за юморком...

Интересна перекличка с недавно прошедшей дискуссией о снах, их дублетности, как характеристике примитивности интересов...

Никогда не приходило в голову, но вот у Руднева в книге "Словарь культуры 20 века" наткнулся на такой пассаж " "Двенадцать стульев" (в которых тоже богатое интертекстовое поле - 12 стульев как 12 апостолов и т. п.)."
ОБ интертексте в словаре В.Руднева
СЛОВАРЬ КУЛЬТУРЫ 20 ВЕКА

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 июн 2011, 15:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Замечательно. Для меня весьма неожиданно, что новая тема тренинга тесно связана с природой юмора. Меня это очень интересует. Юмористический аспект позволяет брать на себя столько веса "предельных вопросов бытия" сколько сможешь унести. Без ущерба для здоровья.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 июн 2011, 08:28 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3387
Откуда: Ульяновск
Друзья, определитесь, пожалуйста, поточнее с названиями и нумерацией тем.

Во-первых, занятий было еще всего лишь 4 (четыре).

Во-вторых, бритье бороды, крашение волос, обновленцы и пассажиры – это все из 3 (третьей) программы.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 июн 2011, 17:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Селена писал(а):
Во-первых, занятий было еще всего лишь 4 (четыре).
Точно) Спасибо Селена! :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 июн 2011, 14:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=QKFREM_9EQU[/youtube]
Если пошёл разговор о "передёрнутых" песнях, то мне сердце не позволяет умолчать... :smu:sche_nie:

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2011, 17:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Не слушала пока передач - тренингов. А НАДО бы ! Может, летними вечерами и подключусь к ПОНЕДЕЛЬНИКАМ,ВТОРНИКАМ и ЧЕТВЕРГАМ ?

Ильфа и Петрова ценю. Конечно, смотрела ВСЕ фильмы. Они разные. С разными Бендерами. О каждом можно сказать много и специально. Да и о Кисах тоже. И о Шурах Балагановых.
Книжки Ильфа и Петрова как-то очень соединяют ВРЕМЕНА - то и сегдняшнее. Там НАЧАЛО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ и НЭП. Теперь - НЕОКАПИТАЛИЗМ и КОНЕЦ советской эпохи ( затухающий).
Желаю УДАЧИ передачам !
Ваша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 июн 2011, 01:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Данилин как раз соединяет.. и только горько-иронично сетует, что в принципе ничего не изменилось,а как бы закаменело..в своем безобразии...., что до революции, что после в нашей российской породе, которой когда-то предрекали евраазийцы стать нравственным спасителем человечества...
Это нечто культурологически-литературоведческое, социально-психологическое, возможно психоаналитическое... как бы даже медитация на тему России и ее проблем, которые как были за плечами, так и продолжают сгибать спину... Однако Док размахнулся, что то эпическое выходит :-) :du_ma_et: :smu:sche_nie:

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 июл 2011, 10:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Как то тихонько ускользает смысл нынешнего тренинга. Как же много «геологических» напластований на времени 12 стульев. Тонкая реальность книги исчезла вместе с индустриализацией, окончательно – с войной. Потом была эпоха «Покровских ворот», которая тоже исчезла. Затем – «застой», потом – «Перестройка», «Лихие девяностые», далее – везде … Наверняка ещё какие эпохи пропустил.
Вот – Окуджава «прошёл» большой фрагмент этих эпох: в начале – «дворянин арбатского двора» в конце – «эмигрант с Арбата». А ведь до него на Арбате жили настоящие дворяне.
То есть, так обращаться к 12 стульям имеет смысл лишь если мы в чём то существенном сделав круг, вернулись в то время.
Ну, или как особый взгляд на вечные проблемы личности, общности. Сажем, как продолжение тренинга Таро – персонажи и события как карты и расклады. Или опереться на иронический, юмористический взгляд на реальность, обратиться к нынешнему времени, в котором юмор, ирония, насмешка создали некий фон, дымку – заполнили пространство.
Вот пока по передачам не складывается ни потока идей, ни потока образов. Пытаюсь что то написать – одни обрывки: воспоминания, юморок, скатывание в политику.
(Вот АГ привел «Бытие определяет сознание» как лозунг. Не было такого лозунга – была расхожая фраза. Именно – расхожая. Поскольку стоило студенту сказать её (в техническом ВУЗе), как преподаватель тормозил его: «Нет! Общественное бытие определяет общественное сознание. Индивидуальные же бытие и сознание относительно независимы…»).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 июл 2011, 10:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Александр Геннадьич, это конечно уникальная находка ,определение глубочайшей литературной традиции романа и социальные реминисценции тоже весьма кстати, но может добавите и психологии малость, так в связи со стыдливым завхозом и беззастенчивым Бендером вы как то оттягиваетЕ разговор о СОВЕСТИ, ВИДИМО МНОГО ЧЕГО НАКОПИЛОСЬ СКАЗАТЬ, НО Я ДОБАВЛЮ, МОЖЕТ БЫТЬ к УЖЕ НАМЕЧАЮЩЕМУ РАЗГОВОРУ О ЕЕ КАПИТАЛЬНОМ ОТСУТСТВИИ ОТРЫВОК ИЗ РАБОТЫ э.фРОММА
путь к себе

Меня более всего в этом отрывке поразила мысль, что чем более мы нуждаемся в том, чтобы расслышать голос совести, тем более не слвшна она становится... как то стало более понятно кое-что...

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ
Гуманистическая совесть -- это не интериоризованный голос авторитета, которому мы жаждем угодить и чьего неудовольствия страшимся; это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу и не зависимый от внешних санкций и поощрений. Какова природа этого голоса? Почему мы слышим его и почему можем стать глухи к нему? Гуманистическая совесть -- это реакция всей нашей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового; реакция не на функционирование той или иной способности, а на всю совокупность способностей, определяющих наше человеческое и индивидуальное существование. Совесть оценивает исполнение нами человеческого назначения; она является (на что указывает корень слова со-весть) вестью в нас, вестью о нашем относительном успехе или о поражении в искусстве жизни. Но хотя совесть и является вестью, знанием, она нечто большее, чем просто знание в сфере абстрактного мышления. Она обладает эмоциональной силой, поскольку является реакцией всей нашей личности в целом, а не реакцией одного лишь ума. Более того, нам нет необходимости осознавать то, что говорит нам наша совесть, чтобы следовать ее велениям. Поступки, мысли и чувства, способствующие надлежащему функционированию и раскрытию всей нашей личности, рождают чувство внутреннего одобрения, "подлинности", свойственное гуманистической "чистой совести". И наоборот, поступки, мысли и чувства, губительные для нашей личности, рождают чувство беспокойства и дискомфорта, свойственное "виноватой совести". Итак, совесть -- это наша ре-акция на самих себя. Это голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически -- то есть, стать тем, чем мы потенциально являемся. Это страж нашей честности; это "способность ручаться за себя и с гордостью, стало быть, сметь также говорить "Да" самому себе".[95] Если любовь можно определить как утверждение потенциальных возможностей, заботу и уважение уникальности любимого человека, то гуманистическую совесть вполне можно назвать голосом нашей любовной заботы о самих себе. Гуманистическая совесть представляет не только выражение нашего подлинного Я; она вмещает также суть нашего морального опыта жизни. В ней заключено знание о цели нашей жизни и о принципах, посредством которых мы добиваемся ее; о тех принципах, которые мы открыли сами, и о тех, которым научились у других людей и признали истинными. Гуманистическая совесть -- это выражение личного интереса и целостности человека, тогда как авторитарная совесть имеет дело с человеческим послушанием, самопожертвованием, долгом или "социальной приспособленностью" человека. Цель гуманистической совести -- плодотворность, а, значит, и счастье, поскольку счастье необходимо сопутствует плодотворной жизни. Подавлять себя, становясь орудием других, какими бы величественными ни пытались они казаться, быть "самоотверженным", несчастным, смирившимся, унылым -- все это противоречит требованиям собственной совести; всякое нарушение собственной целостности и надлежащего функционирования своей личности, как в мышлении, так и в поведении, и даже в таких вещах, как ощущение вкуса пищи или сексуальное поведение, действует против нашей совести. Но не вступает ли наш анализ совести в противоречие с тем фактом, что у многих людей этот голос слишком слаб, чтоб быть услышанным и указать им путь? Да, этот факт дает основания для моральных опасений за человеческую ситуацию. Если бы совесть всегда говорила громко и вполне внятно, только немногие обманулись бы насчет своих моральных задач. Один ответ дает сама природа совести: поскольку ее назначение в том, чтобы быть стражем подлинного личного интереса человека, она действенна в той мере, в какой человек не утратил себя полностью и не стал жертвой своего безразличия и деструктивности по отношению к себе. Совесть находится во взаимодействии с плодотворностью человека. Чем плодотворнее он живет, тем сильнее его совесть, и тем больше она, в свою очередь, содействует плодотворности. Чем менее плодотворно живет человек, тем слабее становится его совесть; парадоксальность -- и трагизм -- ситуации человека в том, что его совесть слабее всего тогда, когда он более всего нуждается в ней. Другим ответом на вопрос об относительной неэффективности совести является наше нежелание слушать и -- что еще важнее -- наше незнание, как слушать. Людьми часто владеет иллюзия, что их совесть будет говорить громким голосом и ее откровение будет ясным и отчетливым; ожидая такого голоса, они не слышат ничего. Но когда голос совести тих, он трудно различим; и нужно научиться слушать и понимать то, что он говорит, чтобы действовать в согласии с ним. Однако научиться понимать, что говорит собственная совесть, чрезвычайно трудно, главным образом, по двум причинам. Чтобы услышать голос собственной совести, мы должны уметь слушать себя, а большинству людей нашей культуры это удается с огромным трудом. Мы прислушиваемся к каким угодно голосам, но только не к самим себе. Мы постоянно окружены шумом мнений и идей, вдалбливаемых нам кино, газетами, радио, пустой болтовней. Если б мы решили всеми силами помешать прислушаться к себе, мы не могли бы придумать ничего лучше. Слушать себя так трудно потому, что это искусство требует способности, редко встречающейся у современного человека: способности оставаться наедине с собой. Более того, у нас развилась боязнь одиночества; мы предпочитаем самую пустую и даже неприятную компанию, самые бессмысленные занятия пребыванию наедине с собой; похоже, мы страшимся перспективы встретиться с собой лицом к лицу. Не потому ли, что чувствуем, что наедине с собой окажемся в плохой компании? Я думаю, боязнь остаться наедине с собой это скорее чувство замешательства, граничащее порой с ужасом увидеть человека, одновременно так хорошо знакомого и такого чужого; мы пугаемся и бежим прочь. И упускаем шанс услышать себя, и продолжаем игнорировать свою совесть. Прислушаться к тихому и едва различимому голосу своей совести трудно еще и потому, что он говорит с нами не прямо, а косвенно, и мы часто не сознаем, что то, что беспокоит нас, это наша совесть. Мы можем счесть это простой тревогой (или даже болезнью), вызванной причинами, не имеющими никакой явной связи с нашей совестью. Возможно, самой распространенной косвенной реакцией нашей совести, которой мы пренебрегаем, является смутное и неопределенное чувство вины и беспокойства, или просто ощущение усталости и безразличия. Иногда такие чувства рационализируются как чувства вины за какое-нибудь неисполненное дело, тогда как в действительности упущения, из-за которых человек чувствует себя виноватым, не составляют подлинных моральных проблем. Но если подлинное, хотя и бессознательное, чувство вины становится настолько сильным, что его уже не заглушить поверхностными рационализациями, оно находит выражение в более глубинной и более напряженной тревожности и даже в физическом или душевном заболевании. Одной из форм такой тревоги бывает страх смерти, не обычный переживаемый каждым человеком при виде смерти страх, что и нам предстоит когда-нибудь умереть, а ужас умирания, который может владеть людьми постоянно. Этот иррациональный страх смерти является результатом неудачно прожитой жизни; это проявление нашей виноватой совести, когда жизнь растрачена впустую и упущен шанс плодотворного использования своих способностей. Очень горько -- осознавать, что когда-нибудь умрешь, но мысль о том, что умрешь, так толком и не пожив,-- эта мысль непереносима. К иррациональному страху смерти близок еще более распространенный страх старости, преследующий людей в нашей культуре. Здесь также следует различать разумное, нормальное восприятие старости, и совершенно иной по качеству и интенсивности кошмарный ужас "оказаться слишком старым". Часто, особенно в психоаналитической ситуации, можно видеть людей, одержимых страхом старости, когда они еще молоды; они убеждены, что убывание физической силы ведет к ослаблению всей их личности, всех эмоциональных и интеллектуальных сил. Эта идея не более чем предрассудок, сохраняющийся вопреки явной его несостоятельности. В нашей культуре ему способствует акцентирование так называемых юношеских свойств вроде живости, приспособляемости, физической бодрости, необходимых в мире, ориентированном, главным образом, на успех в конкуренции, а не на развитие характера. Множество примеров свидетельствует, что человек, ведущий плодотворную жизнь, ни в коей мере не становится ветхим стариком; напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила и слабеет. А вот у неплодотворного человека в самом деле слабеет вся личность, когда иссякает физическая сила, бывшая единственным источником его активности. Увядание личности в пожилом возрасте -- это симптом: оно служит доказательством неумения прожить жизнь плодотворно. В страхе старости проявляется, зачастую бессознательное, чувство неплодотворности собственной жизни; это реакция нашей совести на причинение вреда нашему Я. Есть культуры, где люди более нуждаются, а, значит, и выше оценивают такие специфические свойства старости, как мудрость и опыт. В таких культурах можно обнаружить установку, столь прекрасно выраженную японским художником Хокусаем: "С шести лет у меня была привычка изображать все, что я видел. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако, все, что я создал до семидесяти лет, недостойно даже упоминания. В семьдесят три года я немного понял реальную природу животных, деревья, птиц, рыб и насекомых. Впоследствии, до восьмидесяти лет мое искусство будет развиваться; к девяноста годам я постигну тайну вещей, к ста годам я уже достигну замечательной поры, а в сто десять, что бы я ни сделал, будь то всего лишь точка или линия, все будет живым. Писано в возрасте семидесяти пяти лет мною, некогда Хокусаем, а теперь Гакеродзином, стариком, помешавшемся на рисовании".[96] В страхе неодобрения, хотя и менее драматично, чем в иррациональном страхе смерти и старости, выражается все то же бессознательное чувство вины. Здесь мы также обнаруживаем иррациональную деформацию нормальной установки; желать признания своего окружения -- вполне естественно, но современный человек хочет, чтобы его признавали все, и потому боится отступить от культурного образца в мышлении, чувствовании, поведении. Среди прочих, одной из причин такого иррационального страха неодобрения является бессознательное чувство вины. Если человек не может относиться к себе с одобрением, потому что ему не удается жить плодотворно, он вынужден искать одобрения у других людей. Эту жадную потребность в одобрении можно понять до конца, только признав ее моральной проблемой, проявлением глубинного, хотя и бессознательного, чувства вины. Казалось бы, человек вполне успешно может заглушить в себе голос совести. Но есть одно жизненное состояние, в котором такая попытка не удается: это состояние -- сон. Здесь человек избавлен от шума, одуряющего его днем, и открыт только своему внутреннему опыту, сформированному как иррациональными влечениями, так и ценностными суждениями и прозрениями. Сон зачастую оказывается единственным состоянием, в котором человеку не удается заглушить свою совесть; но трагедия в том, что когда мы слышим, что наша совесть говорит нам во сне, мы не в состоянии действовать, а когда мы в состоянии действовать, мы забываем то, что мы узнали во сне. Иллюстрацией может служить такой сон. Знаменитому писателю предложили поступиться своей честностью в обмен на большую сумму денег и славу; подчас раздумий над тем, принять или нет это предложение, он увидел такой сон: у подножия горы он видит двух весьма преуспевающих людей, презираемых им за соглашательство; они говорят ему, как проехать по узкой дороге на вершину. Он следует их совету, и уже почти у самой вершины горы его машина срывается в пропасть, и он гибнет. Истолковать этот сон нетрудно: пребывая в состоянии сна, писатель знал, что принять предложение для него равнозначно уничтожению, разумеется, не физической его смерти, как она символически была представлена в сновидении, а уничтожению его честности и плодотворности как писателя. Я представил авторитарную и гуманистическую совесть по-отдельности с тем, чтобы продемонстрировать их характерные свойства; но в реальности они, конечно, во всяком человеке не разделимы и не взаимоисключаемы. Напротив, реально каждый человек обладает обеими "совестями".

Например, заповеди не убивать, не ненавидеть, не завидовать, любить ближнего -- это нормы как авторитарной, так и гуманистической этики. Можно сказать, что на начальной стадии эволюции совести авторитет предъявляет требования, которые позднее исполняются не из-за покорности авторитету, а из-за ответственности человека перед самим собой. Джулиан Хаксли отметил, что обретение авторитарной совести было неким этапом на пути человеческой эволюции, необходимым до того, как разумность и свобода развились до такой степени, что сделали возможным обретение гуманистической совести; другие авторы высказывали ту же мысль применительно к развитию ребенка. Хотя Хаксли прав в своем историческом анализе, я не думаю, что с ребенком дело обстоит также, и что в неавторитарном обществе авторитарная совесть должна существовать как предварительное условие формирования гуманистической совести; но только будущее развитие человечества может доказать или опровергнуть правильность данного предположения. Если совесть опирается на суровый и неприступный иррациональный авторитет, развитие гуманистической совести может оказаться почти полностью подавленным. Тогда человек становится целиком зависим от внешних сил и утрачивает возможность заботиться о собственном существовании и чувствовать ответственность за него. Все, что ему остается, это одобрение или неодобрение этих сил, которые могут быть государством, вождем или не менее всевластным общественным мнением. Даже самое безнравственное, с гуманистической точки зрения, поведение может восприниматься с авторитарной точки зрения как "долг".
Никакая трансцендентная человеку сила не может предъявлять ему моральных требований. Человек ответствен перед самим собой за то, как он распорядился своей жизнью. Только понимая, что говорит ему голос совести, он может дать ответ самому себе. Если же он не понимает этого, он погибнет; никто кроме его самого не может помочь ему.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 июл 2011, 00:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Вот вам и юмористический роман...скорее футуристический, описал,предрек и предсказал...
Одно непонятно, как его до широкого то зрителя допустили. Если б мы его читали в самиздате, то наверное как то по другому бы читалось.... И дюже уже не понятно, как авторам удалось избежать лагерей за столь смачный и неприглядный портрет российской действительности, куда там булгаковскому Собачьему герою, однако заодно с профессором и остальными.... хитро однако построили роман ролйдохи, видимо, по чьему то совету, мудро укрывшись за якобы не нашими персонажами,не героями строителей социализма, а за якобы чуждыми российской действительности обывателями... Фокус удался, на славу надо признать...
Ой достанется вам, Геннадьич и справа и слева, на святое покусились :-) Все еще парит в нашем пространстве Пушкинское "Боже, как грустна наша Россия"
И Как это вам удалось развеять подростковое (ну ведь не также вы его понимали в те годы, каким он предстает перед нами в вашей интерпретации?) очарование от романа, который вы знавали как говорили наизусть...

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 авг 2011, 14:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
Не удержалась. О переименованиях.
Наш Новгород - точно впереди всей планеты.
Был у нас проспект Карла Маркса.
Я не знаю, почему, но у наших властей зачесались ручки - решили переименовать. Нашли группу ветеранов, уговорили, те обратились с просьбой - хотим,мол, Проспект Воинской Славы (поставили обелиск Воинской Славы, в которую этот "прошпект" упирается).
Объявили референдум. Почти все - против. Не потому, что очень любят "карлуху" /как его у нас называли/, а "назло"!
Тогда предложили выборку. И, знаете, какое название лидировало - ессно!!! Воскресенский проспект. И это с учётом, что в другом конце города есть Воскресенский переулок. :ne_vi_del:
И переименовали :za_da_va_la:
Большинством голосов. Какая разница, что на разных голосилках проценты колебались от 60 до 92 (за Карлуху) и от 26 до 12 - за Воскресенский.
Так что... Оживляем мертвецов. Проспект имени зомби (это я хихикала там, позволяла себе приколы. Чтобы на роль Моровой Вестницы пригласили - бегать Или - пусть в проспект братьев Маркс переименовали бы)

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 авг 2011, 06:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2010, 20:48
Сообщения: 1565
Откуда: Омск
Лгут еще и потому, что не могут поверить правде... мешает психология.
Это у Мамардашвили в Лекциях по античной философии:

"есть два потока. В одном - наша жизнь, а внутри нее, моментами, другой режим -когда мы прикасаемся к бытию. Он тоже может быть описан как бытие, как целое (но не как реальное целое, отделенное физически, а как существующее рядом с другим, связанным с нашей эмпирической жизнью). И вот философское утверждение: эти два потока имеют отношение к описанию особых свойств, особых ритмов нашей жизни в той мере, в какой она в какие-то привилегированные мгновения прикасается к бытию. А потом мы неминуемо из него выпадаем:

мы не можем вечно волноваться; даже если мы извлекли смысл, все равно какими-то другими частями нашей жизни мы находимся во власти нашего физико-психического ап-

[46]
парата, ничего с этим не сделаешь. Философские термины все время идут на грани сопоставления того и другого.

Вот, скажем, есть такая загадка для интерпретаторов греческой философии, которые накладывают структуралистский смысл на текст Парменида. В тексте Парменида сначала излагаются свойства бытия (те, которые я вам перечислил), а потом вдруг - разрыв и описывается бытие явлений так, как они предстают нам в обычной жизни, за исключением немногих привилегированных мгновений. Мы впадаем и как бы выпадаем - в бытие и из бытия. На языке философии, как я говорил, бытие описывается как нечто цельное, а потом можно описывать и то, что остается, что тоже принадлежит жизни и бытию, но уже характеризуется продолжением эмпирических сцеплений, повторений нашей обычной жизни, жизни в реальном мире, - потому что мы сами являемся частью реального мира, даже если при этом иногда являемся частью бытия. В общем, во второй части поэмы Парменида этот реальный мир описывается так, как он вообще может быть описан. А комментаторами воспринимается это как полный разрыв, хотя в сознании Парменида такого разрыва вовсе нет.

Приведу пример цельности восприятия двух вещей: бытия, с одной стороны, и реального мира явлений - с другой. Хочу особо подчеркнуть эту "цельность", потому что комментаторы часто говорят так: сначала Парменид описал действительную, истинную реальность, называемую бытием, а потом, во второй части поэмы, он рассказывает человеческие сказки, и от одного к другому нет перехода. Приведу обещанный пример для пояснения того, что греки воспринимали как раскол, трещину в единстве бытия, а бытие, наоборот, описывали как нечто такое, что не имеет в себе никаких трещин, то есть является сплошным. Жена вернулась домой и на вопрос мужа: где была, говорит ему:

у любовника. Муж, конечно, не верит (хотя она действительно была у любовника). Что здесь происходит? Вы знаете простое эмпирическое правило: самый лучший вид лжи - это правда, но сказанная в ситуации, когда воспринять ее невозможно. Обычно говорят, что была в кино или у подруги, у матери или еще где-нибудь. Правде не верят. Почему? Потому что так устроена наша психология. Правда уже есть, а я ее не вижу, потому что у меня есть психоло-

[47]
гия, а психологически невозможно, чтобы она была услышана.

Греки скажут: бытие расколото, в него внесена трещина неким самозамкнутым, достоверным для самого себя психологическим миром, в котором есть законы, определяющие, когда, на каком уровне и после чего что-то может быть увидено и воспринято. Психологически я все же могу установить правду, однажды сказав: "послушай, милая, я всегда, всю свою жизнь буду считать, что все, что ты говоришь, так и есть. И если ты сказала, что была у любовника, значит, ты была у любовника". Но это ведь имеет свою последовательность, это нужно в какой-то момент жизни решить, до этого должно было что-то случиться.

Есть какие-то эмпирические правила, в силу которых мы можем что-то понимать или не понимать. Есть понятное понимание, оно психологически имеет основание, то есть обосновывается нашими возможностями что-либо понимать, открыв глаза. И непонимание психологически имеет основание. Что вносит трещину в бытие? Нечто, имеющее свою логику, но такую, которая целиком определяется разрешающими возможностями нашего восприятия. Как если бы был еще один мир наряду с бытием, или еще одно бытие... Но ведь это существует реально, потому что есть бытие; хотя то, что есть - этот замкнутый мир - скрывает бытие, но у него есть законы, так как есть бытие. Иными словами, я могу увидеть и понять психологию - а она вносит трещину в бытие - в той мере, в какой у меня есть мысль о бытии, и тогда я пойму то, что закрывает бытие от меня. Поэтому скажу так: пока есть психология, нет бытия."

Потом там же, кажется, есть еще пример борьбы за правду на примере кинофильма "Остановился поезд", где все сознательно объединились вокруг лжи, и только безумец-следователь что-то пытается высветить.

_________________
Мир прекрасен, когда мне хватает мудрости...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Общее обсуждение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 сен 2011, 08:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Ну, дела! Док рассказал мой любимый с детства анекдот “Ленин в Польше»! (Вот – смена исторических эпох! Кто мог представить тогда, что этот анекдот расскажут по радио …) А я упираюсь что-то сформулировать, стремлюсь постичь смысл тренинга …
Ну, что же, ситуация более менее прояснилась. К тренингу, я полагаю, следует относиться, так же как и к самим 12 стульям – особенному такому насмешливому взгляду на жизнь. (У АГ – насмешливости, правда, меньше, зато внимания к деталям – больше.)
Взгляд скользит по пейзажам, событиям, лицам. Насмешка, же – как фонарик – ночью, подзорная труба – днём выхватывает неожиданное, странное, смешное. Обычно незаметное, однако, всегда и везде присутствующее. Как матрас.
Ясно, что можно не напрягать моск, а просто, как на велосипеде по тропинке ехать, поглядывая по сторонам. Интересно, куда тропинка …


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.065s | 16 Queries | GZIP : On ]