Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 05 дек 2016, 11:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, создавайте, пожалуйста, темы отдельно по каждому занятию...



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 окт 2011, 01:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1148
Данилин говорил:”…двойная бухгалтерия сознания. Образовалась некая правда лозунгов, в которую все должны были верить и некоторая внутренняя своя правда.”

Двойная бухгалтерия сознания возникла не в советскую эпоху. Восприятие мира через призму двух правд: внутренней и внешней очень характерно для русского человека. Возможно я ошибаюсь, но мне представляется , что дело в следующем. Корни этого явления уходят в крестьянскую культуру. Крестьяне составляли большую часть населения России ( до революции 70% населения).

Крестьянская культура-это общинная культура., т. е. групповая. Она не любит ярких индивидуальных личностей. Более того, такие люди создают угрозу существования общины, поэтому они всячески осуждаются. Для крестьянина важно “ , быть как все”, не высовываться, действовать согласно устоявшимся общинным нормам и традициям . Поведение в рамках такой нормы всячески поощряется. Такой человек объявляется нашим. И напротив, тот, чьё поведение выходит за пределы нормы тут же подвергается осуждению. (В древних обществах высшей мерой наказания было изгнание из общины). В деревне отсутствует анонимность жизни, там всё на виду, крестьянин находятся под контролем общественного мнения.

Но ведь люди разные, как им быть со своей индивидуальностью, если надо укладываться в жёсткую норму общинной культуры?
И вот здесь происходит раздвоение сознания. Крестьяне очень эластичны, они приспосабливаются. Они как бы одевают маску. Крестьянин становится себе на уме. Он на сельском сходе или например, общаясь с горожанином, или представителем власти говорит одно, а сам думает совершенно другое.. Это как бы два разных человека.
Один для внешнего пользования- этакой простофиля ( с дурака ведь какой спрос). Кстати, неслучайно положительный герой русских сказок Иванушка- дурачок. Он конечно никакой не дурак, у него такая маска, склонность к театрализации поведения. Он как говорят в народе:” косит под дурака”.

Другой для внутреннего пользования. Этот, второй- яркий индивидуалист, поскольку ему всё время приходится приспосабливаться к общинным нормам, к действиям властей, исхитряться, смекать как ему поступить так, чтобы и польза ему была и чтобы не вылезти за рамки общинных норм и ограничений, накладываемых властью.

Ещё один момент, крестьянин прежде чем поступить вынужден постоянно думать: ”а что скажут односельчане” , как его поступок соотносится с общественным мнением. И здесь у него может происходить что-то вроде раздвоения совести. По своей внутренней совести он может поступил бы так, а общественное мнение, групповая норма требует от него другого поведения. Получается, что мнение общины становится для него внешней совестью. Его индивидуальная ответственность заменяется ответственностью крестьянской общины. Неслучайно многие документы, составленные от имени крестьян начинались фразой: ”Мир приговорил…”. Мир в смысле община, она приняла решение. В советское время будут писать собрание, съезд и т. п. постановили.

В России к 1917 году не сложилось классической городской культуры как в Европе . Наши горожане по большей части-это бывшие крестьяне, переселившиеся в город, либо горожане в первом поколении. Они остались носителями крестьянского, общинного сознания с его двойной бухгалтерией, которое под воздействием городской среды несколько девальвировалось.
Советская политическая система и коммунистическая идеология стали благодатной почвой для такой модели сознания. Эта модель законсервировалась уже в новой форме. Она во многом действует до сих пор.
Часто мы думаем, что наши проблемы-это наследие советского прошлого. Но если внимательно присмотреться, то это далеко не так. Наследие общинной крестьянской культуры можно легко заметить и современной российской жизни, надо только внимательно понаблюдать.

Александр Геннадиевич, спасибо за тренинг. То, как Вы комментируете "Двенадцать стульев" вызывает восхищение. Я знаю только одну такую же интересную работу. Это комментарии Валентина Непомнящего к "Евгению Онегину" ( кому интересно http://video.yandex.ru/users/lgbrs/view ... rs&cid=152 )
Александр Геннадиевич, моё почтение :ro_za:

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.040s | 18 Queries | GZIP : On ]