Часть IVМы всё время забываем о ком идёт речь, потому, что никто никакой судьбы не предсказывает ни Мастеру ни Маргарите. Разве нет? Разве что «рукописи не горят», - но это немножко другое. Что обсуждают Воланд и Иешуа в конце романа? Смотрите — никакую ни судьбу, а что они заслужили: свет или покой. Но никто не говорит Мастеру, что ты появишься после бала у Сатаны. Вот зачем нужно заниматься всякими такими разговорами, типа «психосинтеза». Вот в чём связь того, что я говорил о программировании...
Мы сейчас упираемся в понятие «он этого хотел». Хотел быть запрограммированным — и запрограммировался. В чём разница? Её очень чётко определил Хайдеггер, и я очень люблю это вспоминать. Он первым вспомнил слово «плебс». Он делил людей на «плебс» и «аутентичных». Кто помнит, что такое «плебс» у Хайдеггера?
Это люди, которые не имеют своего мнения, целиком ориентированные на внешний мир. Они не пытаются формировать своё мировоззрение — они его откуда-то усваивают, из каких-то ценностей внешнего мира. Внешний мир управляет ими в том смысле, что они сами этого хотят. Да, конечно — они свободны в своём выборе. Берлиоз — чем он занимался в романе, помните? Он дачи распределял. Но писатель — это же духовная профессия, душевная — как хотите. А если смысл сводился к тому, чтобы дачи распределять...
Вот и управляет Берлиозом судьба. Она к внешнему миру принадлежит. Поскольку в отсутствии хоть каких-то представлений... Не помните, как он это замечательно говорил? Просто мы не задумываемся об этом: «Да вы что? У вас вся страна атеистов?» И Берлиоз отвечает: «Да, у нас вся страна атеистов!», - смело и не боясь. На что замечательно Воланд отвечает, он говорит: «Ах, какая прелесть!». Вся страна людей, ищущих не аутентичных - «плебса» ждущих внешнего управления. Потому, что в отсутствии ощущения Бога внутри (внутри конечно!) - невозможно испытывать собственную правоту. Если этого во мне нету — этого знания, то моё мнение, собственно говоря, ничем не отличается от мнения ребёнка. Они более современные. А посему я тогда прав, а он нет? Как я могу возразить, второму секретарю обкома Комсомола?! А Воланд (правота), как дуновением ветерка, сметающий мерзавцев из Москвы, мечта такая, это — абсолютное зло. Есть такое ощущение, что в тебе есть что-то большее, чем школьное образование и законченный за плечами ВУЗ «Стали и сплавов» или психологический — появляется чувство собственной правоты. Если у тебя этого чувства нет — тобой можно легко управлять и не нужно никакого гипноза или программирования. Достаточно, чтобы был человек более убедительный... и всё! Я по образованию инженер, а он по образованию — психиатр, значит он может меня программировать. Это значит, что я за собой не признаю никакой «бесконечности» актуальной. Я не признаю существования собственной души. Вместо души у меня набор образований, информации, опыта, навыков, самоидентификаций.
Зал: Привычек
А.Г.: ... «Привычек» - совершенно точно: тут я мама, тут я жена, тут я ... Кто Вы по профессии?
Участница: Инженер ... «стали и сплавов»
А.Г.: )) И всё это разные вещи. Всё это в какую-то единую точку чувством не связаны.
Я прихожу к «специалисту по душе», мы этого не формулируем, но есть такое подозрение, что у него внутри всё связано: он знает, что такое нормально и не нормально. Значит, он может меня программировать, - он «более цельный», чем я.
Спасибо Вам большое, Инженер стали и сплавов!
Участница: А можно с последним не согласиться?
А.Г.: Можно...
Участница: Я пользовалась услугой психолога. Не хочу сказать, что она более... Возможно — она «более цельная». Я к ней как к специалисту обращалась, чтобы помочь выявить то, что я увидеть не могу в себе.
А.Г.: Я же тоже психиатр, правда? Я говорю ни о человеческом, профессиональном, философском уровне коллег. Коллеги бывают разные: думающие, не думающие — как люди все разные. Я не говорю о самом запросе. Вы же о нём же и говорите, не соглашаясь.
Мне всегда было немножко смешно: я могу помочь, дать «точку отсчёта», но разбираться в себе всё-равно Вы будете сами.
Кто готов сыграть роль Иешуа? Кто осмелится? Только помните, что он Иешуа, а не Иисус Христос,- и мании величия не случится))
Идите сюда...
У нас будет сложный диалог. Но он всем знаком. сначала репетируем и просто читаем, хорошо? Начинаем с меня и говорим примерно так:
«
... А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.
— Впервые слышу об этом, — сказал Пилат, усмехнувшись, — но, может быть, я мало знаю жизнь! Можете дальнейшее не записывать, — обратился он к секретарю, хотя тот и так ничего не записывал, и продолжал говорить арестанту: — В какой-нибудь из греческих книг ты прочел об этом?
— Нет, я своим умом дошел до этого.
— И ты проповедуешь это?
— Да.
— А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, — он — добрый?
— Да, — ответил арестант, — он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств. Интересно бы знать, кто его искалечил?
— Охотно могу сообщить это, — отозвался Пилат, — ибо я был свидетелем этого. Добрые люди бросались на него, как собаки на медведя. Германцы вцепились ему в шею, в руки, в ноги. Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, — тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем. Это было в бою при Идиставизо, в Долине Дев.
— Если бы с ним поговорить, — вдруг мечтательно сказал арестант, — я уверен, что он резко изменился бы.
— Я полагаю, — отозвался Пилат, — что мало радости ты доставил бы легату легиона, если бы вздумал разговаривать с кем-нибудь из его офицеров или солдат. Впрочем, этого и не случится, к общему счастью, и первый, кто об этом позаботится, буду я.
В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль вить там гнездо...»А.Г.: Что, все люди правда добрые?
Участница: Но начало доброе, наверное в каждом есть: совесть, добро...
А.Г.: Что такое «добро»? Он про что? Что значит: «кентурион Марк — добрый человек»?
Зал: Делающий на благо страны
А.Г.: «Добрые люди» прорыли Беломорканал. Обстоятельства сделали их добрыми — они работали на благо страны. Вообще, скажите мне, пожалуйста. Вот это самый главный вопрос, к Вите — в первую очередь. Давайте помечтаем: Вы на месте Иешуа, и Вы мечтаете поговорить со зверской рожей кентуриона Крысобоя. О чём Вы ему скажете? Иешуа у Булгакова имеет в виду короткий разговор. Действительно, если бы с нами (с ними) поговорить... А поговорить-то о чём? Что может сказать Иешуа? Он всё-таки Иисус. Почему так боится Легат легиона, что какой-то бродячий проповедник поговорит с его кентурионом?
Зал: Перестанет убивать людей
А.Г.: Скажет-то он что? И, кстати, не факт, что он перестанет убивать людей. Вопросы профессии гораздо более сложные. Он же военный, а что такое военный, который перестанет убивать людей?
Самое главное, что вы все, конечно же, знаете эти слова. Попробуем, хорошо? Валюша сыграет Иешуа. Я это «скальпелем» называю: хочу, чтобы звук куда-то в тело опустился и нашёл такм «точку», где он исчезает. Вот он входит, где-то там, у меня — в районе эпигастрия, подреберья... Уметь поглубже опускать звук. Я на фестивале «Без таблеток» это объяснял. В принципе, это лечебный метод — помогает привести в порядок тело, симптомы...
Валентина: Здесь важно отношение. Не относитесь, думая, что музыка должна быть красивой и по красоте её оценивайте. Не важно красиво или не красиво. Вешайте: приятно или не приятно. Если Вы её как-то оцениваете для себя, то по чувству приятия или не приятия (телесного — прежде всего, а не эстетического). Потому, что это не музыка (в смысле искусства я имею в виду).
А.Г.: Мне всегда нравится вас просить: вот так руки вперёд выставьте (удобно чтоб было — на кресло положите, не обязательно напряжённо держать). И попробуйте представить себе, что вы слушаете музыку (вибрацию), пальцами или ладонями, и посмотреть: куда она идёт в теле? Почему? - Я сейчас объясню. Потому, что дальше я хочу, чтобы вы почувствовали ответ. Вот она кажется (это мой образ) куда-то «бухает» в темноту и серебряной ниточкой звучит. Когда перестаёт звучать музыка — оттуда поднимаются какие-то образы, картинки.
Попробуем? Хорошо, пробуем...
Вот Вам, Вита, другой меч. Это китайский-целебный. Я подумал, что он является некой противоположностью этого. Говорят, что его нужно вешать над постелью больных в Фен-шуе всяком разном. Он из монеток связан. Он круглый — цельный.
Здесь я думаю, главные слова: «Злых людей нет на свете...» Вот попробуйте закрыть глаза, протянуть этот меч залу и сказать оттуда (из точки, куда музыка опустилась): «Злых людей нет на свете...»
Попробуете? Держите...
Участница: «Злых людей нет на свете...»
А.Г.: Внутренне повторяете? Вита, скажете ещё раз?
Участница: «Злых людей нет на свете...»
А.Г.: ...но Марку Крысобою это бесполезно говорить. Что ему нужно сказать убедительно?
Попробуйте в ту точку заглянуть, в которую музыка пришла, и подумать, что бы Вы сказали...
Нельзя сказать Марку Крысобою: «Будь добрым!»
Участница: Нельзя.
А.Г.: А мы так пытаемся детям говорить: «Петенька, будь добрым!», «Надо быть добрым человеком». «Добрый человек» — это что такое, это который всё отдаёт?
Зал: Созидающий
А.Г.: Созидающий — Воланд. Он знает, что созидать, уверен в этом. Поскольку, всякий раз, когда созидаешь — неминуемо что-то разрушаешь.
Участница: Может — кто понимает, понимающий, прощающий?
Зал: Ведь он может делать и злые дела, но от чистого сердца?
А.Г.: Было ли у Гитлера «грязное сердце» или у Сталина? ... Гитлер, да, он там мечтал что-то строить для народа. Сталин для себя ничего не имел (по-сравнению с нынешними): ну, дачка эта жалкая... Помните было: «
А в Музее Ленина два пальто простреленных…» (Михаил Ножкин)
Зал: Может быть — сочувствие...
А.Г.: Что такое сочувствие
Зал: Нахождение в одном пространстве душевном. Как-то вот так это.
А.Г.: Ну и как из Крысобоя вот это сделать? Это вопрос на следующую тему. То, чем действует Иешуа (Иисус). Он мечтательно это говорит. Мне знакомо это чувство, я знаю что это такое. Когда была беда с Никой Турбиной (я по-моему рассказывал по-радио) я звонил по родственникам и примерно тоже самое: ну, дайте поговорить... Что я мог сказать такого Нике Турбиной (ни что конкретно, а о чём)?
Зал: Важны не слова, а как это говорить. Источник силы какой-то.