Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 05 дек 2016, 23:36

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


По каждому занятию, создавайте, пожалуйста, отдельную тему, чтобы это обсуждение занятия можно было продолжить и в дальнейшем... Названия и наполнение тем не обязательно должны соответствовать сделанному содержанию тренинга



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятие 10 – Чистота и Кощунство
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 дек 2010, 12:40 
Когда-то на старом форуме была такая тема. У меня сохранились копии сообщений со второй страницы темы.

_______________________________________________________________________________________________________________
Чья-то цитата. Цитату, возможно, взяли с этого ресурса: http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/skazki2.htm

Кащей-бессмертный - образ чудовища, похищающего красавицу. Герой сказки пытается освободить ее и часто гибнет. Иногда с помощью самой красавицы герою удается узнать, как можно погубить Кащея-бессмертного; оказывается, на море-океане находится осров, на острове растет дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке находится заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце заключается смерть Кащея. Герой добывает яйцо, приходит к Кащею, ударяет его яйцом в лоб, и Кащей умирает. Яйцо, как символ жизни, играет важную роль у тюрко-финских народов. Так, у чуваш, когда умирает человек, разбивают сырое куриное яйцо. По-видимому, образ яйца, в котором заключается душа Кащея, а затем и самое имя Кащей навеяны отношениями русских к племенам тюрко-монгольским.
Сюжет, связанный с образом Кащея-бессмертного, - один из древнейших. В египетской сказке о двух братьях, Анупу и Битью, записанной за 14 веков до Р.Х. для сына фараона Менефта, рассказывается, что сердце Битью было скрыто в цветке акации. Такой же мотив разрабатывается в сказках индийских, кавказских, немецких, норвежских, зулусских, и т.д.

_________________________________________________________________________________________________________________

Моё сообщение: Кати Сафоновой (старый ник "дешефратор сказок")

О Кощее у меня есть некоторые зарисовки, но они не академического, а личного характера.

ВСТРЕЧА С КОЩЕЕМ.

Однажды в Осознанных Сновидениях я оказалась на берегу небольшой реки, в месте её излучины. Вокруг был живописный природный ландшафт. Здесь я увидела своих друзей. В какой-то момент ландшафт начал преображаться, откуда-то стали появляться дворцы, терема, крепостные стены… Архитектура строений была красочна: резная и расписная, всё в русском стиле. Перед нами возник тёмный лаз, уходящий в землю, который как бы приглашал совершить путешествие во внутрь него. Друзья мои испугались. Ну, а для меня такие путешествия стали привычными; падать в ямы, нырять в глубину, раз плюнуть. Поэтому я смело пошла по тоннелю. Как обычно, в определённый момент начал одолевать страх, но я продолжала лезть. Вдруг я оказалась в неком каменном зале. На встречу мне вышел симпатичный мужчина. Он был похож на моего дядю (мужа моей родной тёти). Я даже подумала, а не он ли это? Впоследствии я поняла, что эта ассоциация была очень важной.

Мужчина представился, как-то очень буднично прозвучало его имя: «Я, Кощей». Страха он не вызывал. Дальше он водил меня по каким-то залам, что-то мне показывал. Но одно, я запомнила очень ярко. Он подошёл к маленькой сосне, показал на её верхушку и сказал: «А вот здесь находится моя смерть». Я видела только сосну. Значит ли это, что сосна несёт знания о смерти Кощея?

Впоследствии я стала собирать информацию о хвойниках: ели, сосне, кедре, иначе сосне сибирской. От полученной информации волосы вставали дыбом.

О роли хвойных растений в материализации мечты, я уже кое-что писала в теме: «Почему не сбывается наша мечта» (не дословно) на этом сайте. А вот другой материал, рассказывающий об очень важных жизненных и исторических циклах, которые, как оказалось, завязаны не на звёзды, как пытаются убедить многие астрологи, а на ДЕРЕВЬЯ! Здесь оговорюсь. Древние друиды считали, что человек "соединяется" со звёздами только при посредничестве деревьев. Мы живём в городе, связи с растениями у нас нет, соответственно звёзды для нас - пустой и абстрактный объект. Вы можете смело игнорировать все астропрогнозы и все гороскопы. Никакого влияния на вашу жизнь они не имеют.

А вот материал, где я пытаюсь раскрыть подробнее эту мысль.

Таинственные числа: пять, пятьдесят и пятьсот.


Эпиграф: "Но ваши понятия о времени и расстоянии условны – не секунда и метр, а степень осознания и воли характеризует эти величины. Чистота помыслов, чувств и ощущений, характерных для большинства, определяют точку нахождения во Вселенной и во Времени". (Анастасия, 1-я книга В.Мегре, гл. "Через отрезок времени тёмных сил")


Число пять, пятьдесят и пятьсот лет имеют не только определённый магический смысл, но и несли важное прикладное значение в жизни наших предков. Однажды разговаривая с далёкими предками я узнала, что наши предки использовали пятидневную неделю: сначала шло пять "правых" дней, потом шло пять "левых" дней. Каждая такая неделя соответствовала правой и левой руке. В первую неделю ведущей рукой была правая, то есть наши предки становились правшами, в следующую неделю ведущей становилась левая рука – люди становились левшами. Такое чередование рук позволяло одновременно хорошо развивать и правую, и левую руку. А как известно левая и правая рука связанны с головным мозгом, который благодаря этому факту развивался пропорционально. К выводу о том, что древние люди хорошо владели, как правой, так и левой рукой пришла не только я, но и современная археология. "Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар". Я здесь не буду подробно развивать мысль о причинах возникновения преобладания правой руки. Перейду к числу пятьдесят.

При упоминании числа пятьдесят вспоминается праздник Пятидесятница. В Христианской Церкви под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Святого Духа на Апостолов. Как мы знаем, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Тринадцатый Матфий заменил Иуду Искариота после его самоубийства. Эти сведения нам нужны, чтобы провести следующую аналогию. Существует традиционная европейская сказка «Спящая красавица». Она наиболее распространена в двух редакциях: братьев Гримм и Шарля Перро. У братьев Гримм говорится о тринадцати ворожеях: «И созвал он на этот пир не только своих родных, друзей и знакомых, но и ворожей, чтобы они были к ребёнку доброжелательны и милостивы. Но ворожей было в королевстве ровным счётом тринадцать, а золотых тарелок, на которых они должны были есть, было у короля всего лишь двенадцать. Поэтому одной из ворожей пришлось остаться дома». В сказке в изложении Шарля Перро речь идёт о восьми феях, но именно здесь мы встречаем число пятьдесят: "И вот, когда гости уселись за стол, дверь вдруг отворилась, и вошла старая фея — восьмая по счету, — которую забыли позвать на крестины. А забыли ее позвать потому, что больше пятидесяти лет она не выходила из своей башни и все думали, что она давно умерла". Если вернутья к празднику пятидесятницы, то на севере России сохранился древний обряд, который празднуется в этот день. Девушки шли к берёзкам, украшали их лентами, сплетали ветви и пели песню «Во поле берёзка стояла». Я как-то прочла полный текст этой песни, и меня поразили следующие слова песни:
«Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:
Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися».

Опять сюжет о спящем человеке. Поэтому очень важным для меня стал поиск ответа на вопрос, а что это за таинственные пятьдесят лет?!

О цикле в пятьсот лет рассказывает египетский миф о птице Фениксе. Древнегреческий мыслитель Геродот, так её описывает: "Существует [какая-то] священная птица, называемая Фениксом. Я сам никогда не видел ее, кроме как на изображениях, поскольку, согласно жителям Гелиополя, она появляется крайне редко, раз в пятьсот лет, после смерти своего родителя."
Изображение
Исследователь Рандлом Кларком вот, что пишет об этой птице:
"Вообразите жердь, торчащую из вод Аббиса. На ней сидит серый Феникс, предвестник грядущего. Он раскрывает клюв и разрывает тишину первобытной ночи призывом к жизни и началу хода событии, "определяя, что должно быть, а что не должно". Феникс, таким образом, служит воплощением первоначального Логоса, слова, которое служит промежуточным звеном между божественным замыслом и воплощением этого замысла в жизнь... В каком-то смысле, когда Феникс издает свой крик, он устанавливает все [календарные] циклы, так что именно он определяет все деления времени, и потому его храм в Гелиополе стал центром определения календарных дат".

Можно сделать вывод, что каждые 500 лет рождается новый образ, устанавливаются новые циклы и календари по которым живёт человечество.

Не 500 лет, а 550 лет упоминает дедушка Анастасии, говоря о сосне сибирской – кедре: "Кедр живёт пятьсот пятьдесят лет. Миллионами своих иголок-листьев, и днём и ночью он улавливает и накапливает в себе светлую энергию, весь спектр её. За время жизни Кедра над ним проходят все тела отражающие светлую энергию..." (1-я книга В.Мегре, гл "Звенящий кедр").

Дедушкам Анастасии зачем-то было важно раздать кусочки звенящего кедра ДОБРЫМ людям? Я уверенна, для того чтобы во Вселенной родился НОВЫЙ ДОБРЫЙ ОБРАЗ, который будет поддерживать многие люди, обладатели этих кусочков. И который установит новый цикл в пятьсот лет. Но, Анастасия нашла этот план не исполнимым, она уверенна, что большинство кусочков звенящего кедра может оказаться в руках злых людей. Она выдвинула другую идею о том, что каждая семья должна посадить своё родовое дерево, при этом она указала на дуб и на сосну сибирскую (кедр). Анастасия уверенна, что когда они вырастут – будут обладать сильнейшими свойствами «звенящего» дерева. Дерева, которое будет определять будущность!

В.Мегре на одном из выступлений говорил (не дословно) о том, что через пятьсот лет современная ситуация "распутья" может повторится. Поэтому сегодня с любовью высаженные родовые деревья смогут передать эстафетную палочку будущим поколениям.

Как вы помните, в русских сказках, повествующих о Кощее, фигурирует дерево дуб. Там хранится сундук со смертью Кощея. Я считаю, что Кощей олицетворяет оккультизм и оккультный период человечества. Анастасия говорила о тысячелетнем оккультном периоде, рубеж которого пролегал по последнему десятилетию прошлого века. Поэтому самая главная тайна смерти Кощеевой, заключена в деревьях: дубе и кедре. И разумеется, в силе наших светлых Мечтаний, которую эти деревья будут транслировать в пространство! Тем самым сотворяя прекрасное будущее!

____________________________________________________________________________________________________
А вот, материал из журнала: "Химия и жизнь", прислала Xexbr.

Биографию Кощея русские сказки замалчивают. Мы знаем только, что он — повелитель "тридесятого царства", которое помещали в подземных или северных — темных и холодных — краях (см. "Химию и жизнь", 2001, № 12). Считалось, что там укрылись языческие боги, — об этом прямо говорит древняя летопись, которая повествует о том, что после насильственного крещения Новгорода идол Перуна скинули в Волхов и река понесла его на север: "И плы из света во кошьное, сиречь во тьму кромешную".

Из этой фразы понятно становится значение слова "кошный" (кошьный) — ныне забытое, оно означало когда-то "скрытый", "темный". Ну что ж, лучшее определение для подземного мира и его хозяина и вправду трудно подобрать. Но хотя ученым-филологам, как правило, многое удается узнать, анализируя происхождение того или иного слова, от загадочного слова "кощей" отходит слишком много совершенно разных ниточек — не путеводный клубок получается, а запутанный узел.

В древнерусском языке слово "кощей" означало "раб", "пленник". Не в этом ли дело? Ведь многие сказки начинаются с того, что Кощей закован в цепи и сидит под замком. Но с другой стороны, вроде и связь со словом "кость" просматривается, и с понятием "кощунство", а дальше мы увидим и другие "ниточки". Где их начало, где конец—поди разбери! Любит наш народ такие слова. Взять того же Змея Горыныча: в некоторых версиях сказок (вероятно, поздних) его селят в горах, но знакомство с ближними родичами персонажа — огненными змеями — убеждает, что "Горыныч" он — от слова "гореть". Так что давайте попробуем приглядеться и к Кощеевой родне.

В некоторых сказках Кощей — невзрачный с виду старичок. "Сам с ноготок, борода с локоток, а усы семь четвертей", но сил у него немало. Обитает бородач где-то под землей — "вроде колодцу такое провалишшо". Там томятся девицы и хранятся бочки с живой и мертвой водой. При знакомстве с таким персонажем специалисту по Древней Руси поневоле бросается в глаза сходство Кощея с одним из русских языческих богов — Белесом (Волосом).

Как и Осирис древних египтян, он был и царем мертвых, и богом плодородия. Как и Осириса, Волоса, судя по всему, отождествляли с растением (растения считали волосами на огромном теле Земли). Еще в XIX веке крестьяне оставляли на сжатом поле пучок колосьев — "Волосу на бородку".
И на этом параллели Волоса с Кощеем не заканчиваются. По мнению Б.А.Рыбакова, слово "кош" имело прежде такие значения, как "жребий", "судьба", — то есть олицетворяло то, чем распоряжался бог смерти. Но имело оно и другой смысл — "достаток", "урожай" (отсюда современные слова "кошель" и "кошелка") — с этими понятиями больше сочетается образ "сельскохозяйственного" бога. Впрочем, для наших предков-крестьян все эти понятия соприкасались друг с другом почти вплотную — судьба напрямую зависела от достатка, достаток — от урожая.

Интересно, что и Кощей, и Волос при ближайшем рассмотрении оказываются сродни Вию. Кто не помнит знаменитые веки Вия, которые он не может поднять самостоятельно? Между тем в одной из сказок Кощею поднимают тяжелые брови семью вилами. Христианский "заместитель" Кощея, святой Касьян (не секрет ведь, что многих христианских святых наделили на Руси чертами, характерными для того или иного языческого персонажа), "не видит божьего свету" из-за длинных ресниц. И видимо, не случайно многое в облике Вия, покрытого землей, наводит на мысль о растении — даже само имя, как можно предположить, имеет общий корень со словом "виться". К тому же церковь, где появился Вий, скрывается впоследствии под буйной растительностью.

В мифе о Кащее Бессмертном можно найти следы древнейшего земледельческого сказания об умирающем и оживающем зерне.
А.Асов



Многое может показаться надуманным и ошибочным в книгах А.Асова, но здесь он, похоже, попал в точку. Кощей действительно очень напоминает нечто растительное — например, чтобы обрести силу, он много и жадно пьет. В одной из сказок герой обнаруживает Кощея в котле, стоящем на огне, откуда тот жалуется на коварную жену: "Сумела меня с перьвой ноци стяпать в котел и закрыть крышкой".

Растительная сущность персонажа проявляется постоянно: разве сказали бы иначе о Кощее наши предки, что, упав с коня, он "разсыпався дробней горнаго маку" или "разбился в масло"? Умирающие и воскресающие боги, олицетворяющие растения, есть практически во всех земледельческих культурах. Знаменитый этнограф Дж.Фрэзер написал о них целую книгу — "Золотая ветвь". Есть среди этих богов и такие, кто, подобно Кощею, принимает смерть от коня.

Язычники — народ последовательный. Назвался груздем — полезай в кузов, выбился в вожаки, приблизился по своим возможностям к богу, так и получай все, на что боги обречены, — не только хорошее. Если с богом отождествляется реальный правитель — участи его не позавидуешь: надо умереть и возродиться, а умереть даже помогут. Ведь этот человек — воплощение жизненных сил всей природы, а коли так, то, чтобы обеспечить изобилие своему народу, он должен быть всегда бодрым и полным сил. Ежели правитель стареет, его надо срочно менять, а то как бы всем худо не стало.

Народная мудрость придумала много способов оценки состояния человека, которого считали воплощением бога плодородия. Иногда все решал поединок. К примеру, каждый год самый сильный воин Гавайских островов метал копье в царя, который должен был поймать его рукой. В других странах решающую роль играли жалобы жен: сдает, мол, повелитель... Как тут не вспомнить недовольство пленницы царя Кощея, которая находит в итоге уязвимое место своего повелителя и рассказывает молодому и пригожему избавителю про яйцо, несущее Кощею смерть?

Рисунок на роге из славянского могильника. В центре сюжета — гибель Кощея от собственной стрелы
Яйцо как символ роковых событий, приводящих к смене правителя, упоминается не только в сказках. Вот что пишет, к примеру, в своей книге Фрэзер об обычаях некоторых африканских племен: "Когда народ недоволен правлением... он посылает к царю посольство, которое уверяет его, что бремя царства его утомило, что теперь ему самое время отдохнуть от забот и немножко выспаться. Полномочия посольства удостоверяются яйцами попугаев, приносимыми в подарок царьку. Монарх благодарит подданных за проявленную заботу, удаляется в свои покои как бы на отдых и там отдает женам приказ задушить себя. Приказ немедленно приводится в исполнение. После этого на трон вступает сын покойного..."

А чуть ниже описан другой вариант того же обычая: в этом случае правителю приносят не яйцо, а глиняный слепок ноги его сына. Это уже более понятный знак: "ты уже стар, твой сын должен сменить тебя". Ну а что же русские былины о Кощее? Есть ли в них мотив противостояния отца и сына? Как ни странно, да: в былинах противника Кощея иногда выдает отчество — Касьянович.

Верховная власть часто не передается по наследству, а достается тем, кто выполнил необходимые условия.
Дж. Фрэзер

Понятно, что не всегда "может и сын героем стать, если отец герой". Быть "Касьянычем" для вступления на престол вовсе недостаточно: нужно еще доказать, что ты превосходишь отца и достоин занять руководящий пост. Древние русичи были куда своих потомков, которые постепенно ввели правило передавать власть по наследству без всяких испытаний. А в прежние времена древляне, убившие князя Игоря, предлагали вдовой Ольге: "Наши князи добри суть... пойди за князь нашь за Малъ". Они искренне считали, что княгиня только выиграет — ведь ей достанется муж, превосходящий прежнего!

Это мировоззрение нашло отражение и в русских былинах: здесь девицы-красавицы зачастую симпатизируют именно победителю, даже если таковым временно оказывается Кощей. В расчет идет близость к княжескому трону, но логика при этом — не придерешься: раз многого добился, значит, самый достойный. Сказочный герой, впрочем, тоже стремится к женитьбе не на ком-нибудь, а на царевне (королевне), объясняя это тем, что она-де — самая красивая. И все-таки иной раз подлинный мотив — борьба за трон — проступает в былинах и даже сказках вполне отчетливо. Сколько раз встречается в них сюжет, когда любимая и поначалу верная супруга вдруг теряет интерес к своему мужу, стоит только ему сделать промашку! Да и появление на горизонте более перспективного кандидата в мужья тоже часто отражается на ее благосклонности к супругу. А в одной сказке победитель Кощея "стал жить, поживать да добра наживать" у трех (!) Кощеевых дочек — ни больше, ни меньше. Ислам, похоже, принял — лишь бы владение не делить.

Но борьба борьбою, а надобно и меру знать. Жить только поединками нельзя. К чему это приводит не в сказке, а на деле, хорошо описано все в той же книге "Золотая ветвь". Были, оказывается, в истории человечества народы, у которых правителем мог стать любой, кто победит правителя нынешнего. Книга начинается с описания античного царства вокруг озера Неми, в современной Италии.

У озера была священная роща, посвященная Диане — богине лесов. "В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага". Этой мрачной фигурой и был царь! Интересно, что претендент на царство должен был не просто победить противника, но, главное, сломать одну из ветвей дерева, — очевидно, и в этом случае правитель отождествлялся с растением. Но желающих стать таким царем было немного.

Более живучим оказалось общество, где поединки были ритуальными. Например, жители острова Пасхи стремились первыми обнаружить гнездящуюся птицу. Появление первого гнезда с яйцами означало наступление нового года, нового цикла полевых работ, нового витка жизни. Добывший (с помощью слуги) первое яйцо на весь год получал почетное звание птице-человека, — видимо, считалось, что яйцо снес он сам, лично обеспечив тем самым начало нового года.

Может, сказки о Кощее — отголоски подобных ритуалов? Чтобы сместить старого, закосневшего правителя, надо было опередить его в поисках яйца. Самый простой и, пожалуй, исходный вариант знакомого нам с детства описания "условий соревнования" звучит так: "На этой горе стоит дуб, на этем дубу есь гнездо, в этем гнездо есь Кошшея Бессмертнова яйцо..." Уж не предполагали ли наши предки, что Кощей откладывает яйца и хранит их в далеком гнезде?

Образ хищной птицы, коршуна или, может быть, грифа поневоле встает перед глазами, когда, сказочник описывает прилетевшего домой Кощея — "старого, худого, высокого, длинноногого, горбоносого, а колени были вместе. И подходит он на полусогнутых ногах к Прекрасной Светлане". Можно вспомнить и то, что святого Касьяна изображали на иконе "с большими глазами и длинным носом".
Перейти от "птичьего" образа Кощея к образу Кощея-растения нашим пред¬кам оказалось не так уж трудно. Достаточно было чуть упростить условия задачи — добыть не само яйцо, а только ветку от растущего на горе дуба. Видимо, образ Кощея-растения оказался земледельцам ближе.

Дуб, где вьет гнездо Кощей, — это символ мирового дерева, оси мира. А гора, на которой дуб растет, — знаменитая гора на полюсе. Этот древнейший образ сохранился во многих легендах в разных уголках земли. Так что речь в старой сказке, которую каж¬дый народ видоизменял потом на свой лад, идет о судьбах всего нашего мира.

Рождается новая жизнь — и в этот (и только этот!)
момент Кощей-смерть умирает.
Е. М. Неелов

Герой вовсе не стремится уничтожить яйцо, как победитель змей — мангуст Рикки-Тики-Тави из сказки Киплинга. Обычно он сжимает его или бьет — иногда о лоб Кощея. Но в архаичных представлениях славян "бить" означало "оплодотворять". Именно поэтому на Пасху легонько бьют яйца — дабы поддержать весеннее возрождение мира. Ведь Вселенная представлялась нашим предкам подобной яйцу: "Скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля
Науки с мудреными названиями "термодинамика" и "синергетика" заменили образ Кощея Бессмертного понятием энтропии, которая характеризует степень неупорядоченности и хаоса. Как и наши предки много тысячелетий назад, ученые поняли — энтропия Вселенной растет, хаос готов поглотить мир. И только в развивающихся живых организмах энтропия уменьшается. Поэтому безобидное с виду яйцо способно и Кощея победить, и энтропию уменьшить.

Похоже, наши предки праздновали смерть Кощея и обновление мира каждый год: весной, когда дарили друг другу яйца и сжигали соломенное чучело. Ведь в некоторых странах это чучело делали из последнего снопа прошлого урожая — той самой "бородки Волоса".

Не случайно, видимо, противником Кощея в одной из былин становится Иван Годинович. Ежегодное возрождение жизни противопоставляется здесь закосневшему Кощею. Характерно при этом, что гибнет он тем не менее не от рук героя былины, а от собственной стрелы. По мнению академика Б.А.Рыбакова, именно этот сюжет запечатлен на роге из славянского могильника языческих времен: Кощей изображен здесь с луком в руках и одна из пущенных им стрел летит в его же спину.

Похожий сюжет есть среди рисунков на скалах Залавруги (см. "Химию и жизнь", № 10\2000), которые датируют вторым тысячелетием до нашей эры. Здесь стрелы вонзились человеку в спину и голову, но, несмотря на тяжелые раны, он стреляет из лука. Скорее всего на этом рисунке одновременно изображено и действие — выстрелы из лука, и результат — стрелы попадают в самого человека, поскольку других фигур стрелков поблизости нет.

Если же заглянуть дальше в глубь веков, то окажется, что у Кощея есть даже более известные и влиятельные родичи. Он, как ни странно, сродни тем великанам, из тел которых создавалась Вселенная: скандинавскому Имиру, индийскому Пуруше. Подобная фигура есть на изделии древней трипольской культуры (3-4 тыс. лет до нашей эры), которая, как считают археологи, создавалась предками славян. Эта фигура соответствует уже знакомому нам описанию Кощея, и особенно характерны здесь прижатые друг к другу колени.

Как и упомянутые великаны, Кощей обычно гибнет, распадаясь на части. Казавшееся безобидным яйцо, словно граната, разрывает Кощея на куски: "Дробен мак, а Кощея ящо дробней порвало!" Как мы помним, такая же смерть ждет его и при падении с коня. Есть немало свидетельств тому, что, подобно скандинавам и индусам, наши предки считали, будто мир сотворен из тела божественного великана. "Голубиная книга" повествует об этом так:
"А и белой свет — от лица Божья,
Солнце праведно — от очей его,
Светел месяц — от темечка,
Темная ночь — от затылечка,
Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих,
Часты звезды — от кудрей Божьих!"
Не в этом ли разгадка бессмертия Кощея? Он исчез как личность, но сохранился в виде вечной Вселенной, а смерть его дала жизнь всем прочим живым существам.

Содержание журнала "Химия и жизнь" №5/2000
__________________________________________________________________________________________________________________

Xexbr, Цитата: Немного другой информации о Кащее.
Катя Сафонова: Мне очень понравилась опубликованная тобой информация. Я готова полностью под ней подписаться.

Xexbr, Цитата: В некоторых сказках Кощей — невзрачный с виду старичок. "Сам с ноготок, борода с локоток, а усы семь четвертей", но сил у него немало.
Катя Сафонова: В других источниках так описывают богатыря-великана Усыню. Совпадение или нет, но Усыню олицетворяют излучины рек. Вот именно там у меня началось путешествие в гости к Кощею.

Xexbr, Цитата: Обитает бородач где-то под землей — "вроде колодцу такое провалишшо"
Катя Сафонова: Точно! У меня был уходящий вниз лаз.

Xexbr, Цитата: Там томятся девицы и хранятся бочки с живой и мертвой водой.
Катя Сафонова: А Насчёт девиц знаю, именно в излучинах рек (и др. водоёмов), начиная с кельтов создавались особые сакральные объекты, где живёт бессмертный дух женщин берегинь.
Изображение
Свою личную берегиню я вижу так, стоит девушка между двумя железными кадушками, покрашенными в зелёный цвет. В кадушках вода: я опускаю голову в воду кадушки, что с права от меня - слышу детский плач. Опускаю голову в воду кадушки, что слева - детский смех. Вот, это и есть в моём образном мире: мёртвая и живая вода.

Прочитав эту статью, я сделала вывод, что у Кощея настолько широкий спектр значений, что всё ухватить не возможно. Но для меня он стал олицетворять закон цикличности. Помню, что в гостях у него, я совершала сначала хождения по замкнутому кругу с какими-то людьми, а потом мы начали ходить по винтовой спиральной лестнице.

В одном источнике (кажется книга "Поиск видения - 2") я прочитала, что Кощей имеет свойство оборотничества. Он может являться кем угодно. Я стала задумываться почему встреченный мною Кощей имел образ моего дяди. Коротко о нём. Интеллигентный мужчина, рождённый в профессорской семье. О национальности даже заикаться не буду. Сам кандидат наук, кибернетик. Сейчас занимается программированием. И я поняла такую вещь. Вы можете ответить на такой вопрос: будущее моделируется или всё появляется само собой? Отвечу, уже доказанный факт, что истоком всего служит Мысль-Мечта: "В начале было Слово". А кто моделирует будущее? Ну, конечно Бог. Грандиозные модели несёт в себе всё живое. Для примера возьмите любое семечко, в котором уже содержится его будущая программа, что вырастит, какие плоды будут, когда умрёт и т.п.
Человек со-творец Бога. Поэтому человек тоже может создавать модель будущего. Но для этого нужно обладать определёнными качествами, умениями и огромными знаниями. Кто сейчас моделирует будущее? Отвечу: финансисты, учёные, политики. В их руках находятся знания и ресурсы. Если мы оглядимся вокруг, то увидим, многое в нашей жизни сотворено чужой мыслью. Мы живём внутри чужой модели мира. Она нам диктует, когда вставать, куда идти на работу, что покупать, как одеваться, что есть и т.п.
К сожалению, многие учёные и политики, забыли о живом, и заняты властью, развязыванием войн или как в стихотворении, которое написал друг А.Г.Д. "препарированием лягушки".
В идеале Кощеева власть должна находится в руках добрых людей, которые обладают некой духовной связью с живым, с Природой.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.048s | 14 Queries | GZIP : On ]