Занятие 46. Рыбы (продолжение). (эфир от 10.05.12)
“Царство небесное внутри тебя и познавший себя найдет его. Познай самое себя”.
Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто согласился размышлять вместе с нами в нашем театре фантазии программы Серебряные нити. Не стоит, наверное, говорить насколько важно понять, что же происходит с человеком пусть и не в острой тяжелой психиатрической клинике, а вот в тех самых случаях простой или латентной шизофрении, диагнозов, которые несмотря на их отсутствие в международной классификации болезней, собственно говоря, в основном и использовались в практике репрессивной психиатрии в СССР. Как правило, именно диагноз вялотекущая шизофрения или простая шизофрения использовался для обоснования невменяемости диссидентов. Снежневский и его последователи внедрили в реальность мечты Блейера. Долгие десятилетия московская психиатрия не ставила своим пациентам никаких других диагнозов, кроме шизофрении. Даже если диагноз не выносился на первую страницу истории болезни, он подразумевался с помощью специальных и понятных только коллегам прилагательных, таких как атипичный,… атипичная депрессия или атипичный подростковый криз подразумевали все тот же диагноз. Но все-таки, что же происходит с душой человеческой? Как разрываются эти две Рыбы: Реальность и Воображение, Реальность и Нереальность? На историю Мопассана очень похожа галлюцинация воображения, посетившая однажды в молодости Народного Артиста Советского Союза Евгения Александровича Лебедева. Цитирую… “Я готовился играть роль Сталина. Настала генеральная репетиция. Было такое напряжение, которую ночь не спал. Прихожу в театр, загримировался. Говорю помрежу: “У меня выход в четвертой картине. Я пока пойду немножечко, полежу. Если вдруг засну, разбудите меня”. Только я устроился на диване, открывается дверь, входит Сталин. Я посмотрел на него, как он выглядит и подумал: “Грим староват, надо помоложе”. Ушел, вернулся моложе. Долго разглядывал комнату. Потом он подошел к столу, посмотрел на бумаги. Потом почитал, потом взял карандаш и с резким таким вот движением: “Нет, нет. Так должно быть и так будет. Вот. Вот так”, исчез. А я с этим жестом и с этой интонацией так и вышел на сцену. Говорили, что я не играл роль Сталина, а был им самим. И больше я так, как на генеральной репетиции, не играл никогда. Отчего это произошло, я не могу сказать, но думаю, что человек может просто сойти с ума от такой сосредоточенности”. Конец цитаты. Стоит ли вспоминать о том, что исполнять роль Сталина в те годы было задачей невообразимо серьезной. За неверную интонацию актер мог ответить жизнью. И ладно бы жизнью. Нашим современникам не просто почувствовать тот инфернальный страх, который мог бы пережить актер. В конце 30-х годов прошлого века у нас в стране арестантов ждала не просто смерть. Арестованные исчезали из реальности по ночам как во сне. И исчезая, утрачивали личность, растворяясь в бездне ГУЛАГа, проникнуть в который со свободы было невозможно, почти точно так же как живым невозможно проникнуть за порог смерти. Я думаю, что этот ужас неизвестности создавался творцами ГУЛАГа абсолютно сознательно. Ничто другое не позволяет управлять человеческой волей настолько эффективно как страх неизвестности. Сталин создал ситуацию социальной шизофрении, двоемыслия по Джорджу Оруэллу или широко знакомой нам двойной бухгалтерии сознания. У советского человека была одна система мыслей и мнений для реальности и абсолютно другая, иногда прямо противоположная, для себя, для собственной кухни, для того, что к реальности не имело никакого отношения. Не только тирания вызывает подобный страх. Дети боятся засыпать без света, поскольку в темноте им мерещится присутствие силы, которая способна поглотить слабенький огонек сознания. Очень часто ребенок придумывает себе воображаемого друга-спасителя, который сам отчасти состоит из этой силы и поэтому умеет с ней договариваться. Многие мифологи придерживаются концепции, объясняющей происхождение мифов точно также. Первобытный человек боится стихийных сил природы и придумывает себе воображаемых друзей: богов и героев. Однако, если вы спросите детей о том, что же все-таки рассказывают им воображаемые друзья, то скорее всего поразитесь мудростью и недетской зрелостью той информации, которую сообщают дети. “Когда я умру, - радостно сообщила мне однажды трехлетняя дочка моей знакомой, - все останется на своих местах и луна, и звезды. Только я смогу видеть их и всех вас, взрослых, как на картинке в книжке. Анубог, - если я только правильно помню имя воображаемого друга, та девочка уже давно взрослая, - показывал мне, что со стороны темноты все видно гораздо лучше, чем отсюда”. Примерно то же самое можно сказать и о мифе. Через метафоры о фантастических приключениях богов и героев, человек и по сей день открывает подлинную суть процессов, происходящих в человеческой душе и в реальном мире. Мы же с вами делаем то же самое. Правда?
Воображаемые друзья, как и воображаемые боги, как выясняется, способны открыть нам с вами гораздо больше истин о мире и его устройстве, чем духи, вызываемые медиумом спиритизма. Это происходит в том случае, если ребенок любит, а не боится своего воображаемого друга, а народ любит, а не боится своих мифов. В этом смысле понятия любовь и вера снова оказываются абсолютно идентичными. Навязывание начинается с того же момента, с которого начинается разрыв двух близнецов: реальности и воображения. Он начинается с того момента, когда страх пытается воплотить метафору в реальность. Человеку, который боится воображаемого друга или своих богов, необходимо перенести их в пространство реальности. Это единственный способ не просто избавиться от страха, но сделать так, чтобы бог, которого человек боится, смог вместо него самого управлять реальностью. В строгом смысле этого слова мысленная операция заземления бога производится для того, чтобы человек мог им управлять. Если привязать бога к какому-то конкретному месту: храму или жертвеннику, то его гнев можно умилостивить, принеся жертву или совершив обряд. Не является ли материализация богов симулякром, подменой чувства любви к ним? Мы вот, например, считаем, что прикосновение к священному артефакту само по себе способно наделить нас божественной силой и здоровьем. И очень многие верующие испытывают прилив вдохновения и радости, когда прикасаются к частицам риз Богоматери, например. К сожалению, достаточно внимательно почитать историю любого священного артефакта, как становится ясно, благоговение вызвало метафора священного, а не священный объект, существующий в исторической реальности. Мы имеем дело все с тем же привычным в медицине плацебо-эффектом, существование которого не вызывает сомнение ни у одного медика. Мы не удивлялись, почему ни грекам, ни римлянам не приходило в голову искать жезл Гермеса или лиру Аполлона. Славяне, между прочим, тоже не считали меч-кладенец или гусли-самогуды археологическими артефактами, спрятанными где-то на территории реальности. Мы и сейчас чувствуем эти образы, как метафоры человеческих возможностей. Выкованный с любовью меч в руках у могучего бойца, превращается в меч-кладенец. Гусли в руках мастера, постигшего тайны инструмента, поют так, как будто они поют сами собой. Однако саму форму или идею лиры, когда-то подсказал людям Аполлон, а форма катана, японского меча, души самурая, приснилась, как повествует легенда, безымянному японскому мастеру, как Сталин приснился актеру Лебедеву, ненадолго провалившемуся в мир нереального во время тяжкой работы. Кузнец, говорят, увидел, как серп луны немного распрямился и блеснул односторонним лезвием. Равенство двух близнецов говорит о следующем: не имеет значения, существовал ли мифологический персонаж в исторической реальности. Главное - то действие, которое произведут его метафоры в нашей душе. Так и вырастает дерево из почти незаметного горчичного зерна. Цитирую: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но когда вырастает бывает больше всех злаков и становится деревом. Так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его”. Конец цитаты. От Мф. 13:31-32. Ну как можно понять “на поле своем” иначе, чем “в моей собственной душе”? Есть ли у человека вообще другое его собственное поле? Значит и “птицы небесные”, скорее всего, являются мыслями и идеями, которые появляются в нашей душе, когда он ощущает присутствия в ней искры Божественного сознания, “горчичного зерна”.
(* музыкальная пауза *)
Трудно представить себе, что Царство Небесное можно вырастить на каком-нибудь поле, посеяв в землю какую-то конкретную священную реликвию. Ведь другая притча Спасителя, помните?, запрещает зарывать свой талант в землю. Если человек приходит к врачу и говорит: “У меня в голове звучит музыка, вылечите меня от этого”. Это означает, что он панически боится своего воображения. Что он должен делать в таких случаях? Не зарывать талант в землю. Учиться играть или учиться писать музыку или, в конце концов, учиться профессионально разбираться в воздействии музыки. Так появляется гениальная музыка, гениальные стихи, гениальные мечи. Они рождаются из чего-то, что возникает в нашей голове как миф, и то, что одновременно ощущается как наше и не наше. Что защищало Советский Союз от инфернального смертельного страха лагерей? Ну уж позвольте сказать: Цветаева и Ахматова, Пастернак, Булгаков, Мандельштам, позже Даниил Андреев. Я хочу сказать, что их поэзия и проза есть птицы небесные, которые слетелись на древо, выросшее в их душе из горчичного зерна. Это и есть то, что позволяет человеку жить дальше, невзирая на перенесенные или переносимые страдания и страх. Перечисленные поэты и писатели вовсе не обязательно разделяли христианский символ веры. Эти люди верили в то, что в их воображении живет другое высшее предназначение и следовали за ним, перенося образы своих высших двойников на бумагу. Мы начали это рассуждение с актеров давайте и закончим его тоже актерами. Радостное отношение к равенству между реальностью и нереальностью в творческом процессе удивительно точно описывает народный артист России Владимир Бочкарев. Цитирую. “Горе, страдание я их все люблю. Все переживаемые мной вместе с моим героем сценические чувства – это может быть те потайные чувства, которые я не могу проявить в реальности. И вся та страсть, которая есть во мне, она фокусируется на сцене. Но есть грань, за которой кончается искусство, и я бы за нее заглянуть не хотел. На сцене у меня всегда присутствует мысль: туда ходить не надо. В некоторых сценах спектакля “Борис Годунов” затрата энергии очень большая, и у меня начинает болеть сердце. Наступает некое расчленение, Борис продолжает заниматься своим делом, а мое Я сдерживает сердце. Если Борис страдает, то маленький Бочкарев внутри него находится в радости. Остается только радость от состояния игры. Если сохраняется болезненность и страх, значит в существовании что-то неправильно”.
Множество людей в юности мечтали стать актерами, очень многие из них пользовались всю жизнь архитипическим знаком Рыб. Эта мечта сводится только к иллюзии успеха или в ней есть нечто большее, желание обнаружить своего воображаемого друга или двойника, имеющего отношение к нереальности, т.е. к Вечности? Не скрывается ли в мечте: стать актером, мечта о перевоплощении, о расширении и увеличении собственной души, о желании обнаружить свою небесную роль? Воображаемые друзья, которых мы придумываем или встречаем в пространстве искреннего рыбьего еще неразделенного на реальность и нереальность детского воображенья, являются нашими первыми двойниками или внутренним Я, с которым актер встречается в своей профессиональной работе. Дальше все зависит от того, сможем ли мы научить детей любить этих своих двойников, не бояться их. Поскольку страх способен сделать их бредом. Они из любимого внутреннего двойника переходят в реальность. Это шизофрения звучит в советском анекдоте о Ленине, когда маленькая девочка ночью просыпается и плачет, а мама спрашивает ее: “Что же ты плачешь дочка?” Дочка отвечает: “Мама я Ленина боюсь”. Мама говорит: “Что его бояться он же помер давным-давно”. “Нет, мама, - отвечает девочка, - он вечно живой и очень любит маленьких детей”. И смешно, и грустно. Это миф, который для девочки из анекдота стал реальностью. Он ожил и вызывает страх. Следующим шагом является отчуждение своих собственных мифов от своей личности. Та самая простая или латентная шизофрения, которой спекулировал Эйген Блейер и академик Снежневский.
(* музыкальная пауза *)
От безумия актера спасает чувство радости, оказывающееся проявлением любви между внешним и внутренним Я, между реальностью и нереальностью. Смотрите как похоже на то, что мы обсуждаем, говорил народный артист Советского Союза Валерий Самойлов. Цитирую. “Двойник есть в образе, двойник есть во мне. Когда я эффективно провел сцену и вызвал аплодисменты, я сажаю себя в зал и получаю двойное удовольствие, как актер и как зритель”. Его однофамилиц, русский актер начала прошлого века Петр Самойлов, очень точно описывал свою игру. Вот вслушайтесь. “Играя вяло другие говорят обыкновенно: “Сегодня у меня нет вдохновения”. У меня же в этом случае готова сорваться фраза: “Зачем он, мой двойник, не пришел на работу”. Он деспотичен. Он может играть мною, словно я у него на веревочке. Но я, в конце концов, люблю его власть”. Конец цитаты. Обратите внимание,… не боюсь, а люблю. Актер называет двойником то, что многие художники называют вдохновением или музой. Именно радостью сопровождались встречи Сократа с его даймоном, а Карла Юнга с его Филимоном. Это были отношения радости и вдохновения. даймон и Филимон играли роль мифа, с помощью которого, опираясь на который, человек может что-то понять. Миф приходит из бесконечности. Нам нужно научиться не бояться его, а внедрять в реальность. Вот если мы этого делать не будем, тогда нам и будет грозить нечто похожее на страшную болезнь шизофрению. Но… для того чтобы до конца научиться пользоваться собственным воображением нам нужно выйти из зодиакального круга, стать в его центре и почувствовать себя древним жрецом или подлинным сверхчеловеком. Ведь именно этой задаче посвящен цикл наших разговоров. И не надейтесь, это совсем не последняя передача цикла. Наоборот. Все только начинается. Мы же хотели стать древними жрецами или магами. Вот в следующих передачах мы с вами будем учиться пользоваться собственным воображением. А пока мы говорили об очень непростых вещах, давайте попробуем с помощью музыки Валентины Скворцовой поучиться доверять собственному воображению. Она именно об этом. Валя будет играть радость встречи с внутренним двойником, а вы, когда закончится передача, возьмете лист бумаги и запишите, какие видения возникли у вас вслед за этой музыкой.
(* мелодия Валентины Скворцовой *)
Разумеется, если вы используете архетип Рыб, то ваше предыдущее рождение было связано с ролью Девы. Эта роль оставила вас неспособным отделиться от логики. Вы остались жить в мире реальности, т.е. в мире разума. И хотя ваша нынешняя жизнь показывает вам другие точки зрения, но в своих предыдущих воплощениях вы никак не могли за деревьями разглядеть леса. Вы были погружены в запутанную систему объяснений, которые хотя и казались вам правильными в начале, в конце концов, вас не удовлетворяли, поскольку вы стремились видеть только физическую картину реальности. Заботясь о мелочах, вы превратились в раздражительную суетливую персону, которую именно теперь, именно эти ваши качества вы должны победить с помощью своего воображения. Ваше искупление в Рыбах предлагает, прежде всего, научиться доверять собственному воображению, понять, что вы не можете воспринимать суть истины только через разум, что духовная реальность, кроящаяся в мифах или в музыке, является источником всего физического. Прекратите анализировать следствия и вы прикоснетесь к причине. Перестаньте во всем требовать логических объяснений, это позволит вам почувствовать ценность сомнений и вы обретете мир, который раньше находился за пределами вашего восприятия. Каббалисты считают, что месяц Рыб посвящен способности сосуда отдавать. Чем больше мы будем посвящать себя счастью других, тем больше радости прольется на нас с небес. В этом парадоксальная сила Рыб и этого месяца. Сосредоточьтесь на том, чтобы сделать счастливыми других и тогда вы сами наконец почувствуете себя счастливыми. Ну и если вам недостает доверия к чувствам и интуиции, расслабьтесь и почувствуйте как интуиция вливается в вас вместе с музыкой Валентины Скворцовой.
(* мелодия Валентины Скворцовой *)
Ну а если вы как-то запутались в своей эмоциональной чувствительности и вам нужно уединиться, найти пещеру, подходящую для Рыбы, чтобы побыть наедине с самим собой и привести свои чувства в порядок, то эту точку покоя вам может дать душевное движение вместе с музыкой Валентины.
(* мелодия Валентины Скворцовой *)
Ну и конечно почувствовать собственную интуицию и научиться доверять собственному воображению вам поможет классическая музыка. И в первую очередь мне вспоминается при этом ноктюрны Шопена, опус32 №1 и опус 62 №1. В.Д.: … или Брамс фортепьянное трио № 1. А.Г.: Весь зодиак можно пройти с циклом “Картинки с выставки”… В.Д.: … Модеста Мусоргского. А помочь встретиться с вашей интуицией особенно может произведение “Тюильрийский сад. Ссора детей после игры”. А.Г.: Я помню еще Глазунова концерт для фортепьяно с оркестром №2. Вообще наверное не случайно в русской музыке так многое имеет отношения к архетипу Рыб. В.Д.: … или Шостакович симфония №2. А.Г.: И снова, если вы запутались в чувствах и посторонних влияниях, то вам поможет месса Баха или его же соната для флейты и клавесина. В.Д.: … или вальс-фантазия Глинки… А.Г.: … неоконченная симфония Шуберта… В.Д.: … соната для фортепьяно Листа… А.Г.: … вторая Богатырская симфония Бородина… В.Д.: … шестая Патетическая Чайковского… А.Г.: … Дворжак, концерт для виолончели с оркестром. Вообще для постижения интуиции побольше слушайте Баха. Он создает близнецов. Наводит мир и гармонию между реальностью и нереальностью.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|