Василий Спесивцев писал(а):
Я очень интересуюсь причиной возникновения зависимостей. Сам избавился от зависимости от компьютерных игр(кибермании) и захотелось как-то описать эту проблему. Тем более, что книг описывающих проблему и что с ней делать почти нет. Я нашёл только "HOMO GAMER" и "Как избавиться от компьютерной зависимости". При чём там очень много описаний игр, с названиями и рисунками, много технических описаний работы компьютера и даже структуры игры как компьютерной программы, но мало разъяснений первопричин зависимости и того, что с ними делать.
Спасибо! Ваши размышления очень интересны.
Василий Спесивцев писал(а):
1) Отдельно от зависимости от компьютерных игр, есть некая активность, которую по идее можно назвать творческой. Вы говорили в серии "Творчество и наркотики" о том, что творчество - это путь к уходу от зависимостей, так как человек получает подлинный экстаз, а не кайф(это если очень кратко). Но есть например активность - изменение игры: рисование персонажей для неё, создание 3Д моделей, расширение возможностей, написание сюжета - это называется моддинг(от слова modify изменять). Каким-то образом это можно сравнить с тем, что сначала человек алкоголик, а потом он не просто пьёт, а учиться правильно и красиво наливать, учиться здоровские коктейли смешивать и как-то красиво их оформлять. Я пытаюсь дать такой активности название. С одной стороны - это творчество, с другой это творчество вокруг зависимости и экстаза и реализации человека она практически не даёт, так как часто проваливается в кайф и связана с кайфом. Более того моддинг превращается в некую вещь удерживающую человека у зависимости. То есть моддер уже не играет или не просто играет, а модифицирует. Ему почёт и уважуха за это и вечная благодарность, но человек всё равно завис в околоигровом пространстве.
Мне сегодняшнему думается, что специальных терминов ("новых названий") здесь не нужно, их и так слишком много, - слишком много попыток создания "новых сущностей". Нужно просто добавить к вашим размышлениям понятие "труд". Я пытался об этом говорить здесь
http://serebniti.ru/2015/01/anoreksiya-i-tvorchestvo/Любое творчество требует
ограничения. Балерина, художник или композитор тоже испытывают "кайф", когда создают что-то их устраивающее. Ради этого они тоже ограничивают себя.
Весь вопрос в том на что направлен соответствующий род деятельности, - на получение "кайфа"
для себя или на создание чего-то прекрасного
для других. Различие скрыто в целях деятельности.
Бармен и моддер (тут я точно не знаю) могут быть работой, причем достаточно высокооплачиваемой. Но, в процессе профессиональной деятельности и бармен и моддер должны думать о том, как доставить удовольствие
другим людям, а не себе самому.
Если бармен будет смешивать коктейли для себя, то он не перестанет быть "алкоголиком"...
Если моддер работает на фирму производителя игр и получает достаточные деньги, чтобы содержать семью, то... "ему почёт и уважуха", что означает, что ни один нарколог не имеет права
судить "зависимость" это или нет. Разумеется, он сам (как вы) может задумываться о том, не "засасывает" ли его этот бизнес и не нужно ли ему менять род деятельности.
Василий Спесивцев писал(а):
2) Есть интересное видео "Врач Данилин о влечении к наркотическим веществам"
http://www.youtube.com/watch?v=JZylKc3mvEgВладимир Александрович предложил некий цикл и всё его объяснение остаётся внутри этого цикла. Однако цикл сам по себе не является решение проблемы. Данный цикл может быть решением, только если человек уже готов отказаться от наркотического вещества или активности. То есть снята причина, а теперь надо избавиться от этого цикла. Я когда-то писал статью на своём опыте избавления от зависимостей и один из пунктов и есть этот самый цикл. Владимир Александрович называет это образом, я называл "памятью об испытанном удовольствии", но суть не меняется. Мне кажется, графически это можно изобразить так.
Рис1. Синяя окружность - это мотивы и причины почему человек убегает в состояния, которые даёт ему игра. Красный круг - это цикл потребления, образа потребления и приготовления и употребления.
Рис2. Если у человека отменяют только цикл, то у человека образуется дыра, которая требует заполнения. Это может привести обратно к той же зависимости, либо к какой-то другой зависимости.
Рис3. Если мы убираем причину и человек готов бросить, то осталось действительно только избавиться от цикла.
Вопрос правильно ли я понял мысль видео, и есть ли какие-то детали, которые можно дополнить к этому объяснению?
В общем, все верно.
Стоит, наверное, уточнить, что сам "цикл" (отсюда, видимо, глагол "зацикливаться"
) в мировой психологии и психиатрии называется "навязчивым состоянием". Это одна из универсальных форм психологической защиты: сталкиваясь с непривычным или неопределенным человек пугается и "включает" примитивные формы поведения, ставшие его
привычками.
Поэтому, можно утверждать, что
причиной возникновения любых навязчивых состояний является инфантильный страх перед жизнью. Об этом речь шла в этом видео:
http://serebniti.ru/2014/12/lozhnoe-i-p ... elennosti/ Мы обязательно поговорим об этом в радиопередачах, следуя логике романа Хаксли "О дивный новый мир".
Василий Спесивцев писал(а):
3) Правильно ли я понимаю, что решение проблемы компьютерной зависимости - это поиск того, что эта проблема решает, с одновременным запуском в человеке поиска активностей(возможно творческих), которые дают ему решение этой проблемы. При этом человек каким-то образом должен взращивать ответственность, пытаться находить контакт с природой(у подавляющего большинства компьютерных людей природа - это чужеродная и некомфортная среда) и заниматься или физическими упражнениями, или работой, связанной с манипуляцией объектами реальности(например мебельщик, плотник, зеркальщик, грузчик и т.п.).
В том же видео "Анорексия и творчество" можно увидеть главную проблему из-за которой мы никак не можем понять, что делать с проблемой зависимости. Психолог Ольга с возмущением говорит: "Это все разное!".
Согласно Оккаму мы наплодили целую кучу ненужных сущностей и, вполне по Оккаму, сами в них и запутались.
Вы, абсолютно верно все понимаете. Только слишком буквально.
Решение проблемы любых навязчивых состояний, - в поиске
непривычных для конкретного человека, но давно найденных культурой человечества путей и способов преодоления инфантильного страха.
"Находить контакт" можно не только "с природой", можно найти контакт с искусством, с религией, со спортом и даже... с собственным воображением, как мы это делаем во многих тренинговых циклах радиопередач. Главное, в случае компьютерной зависимости, чтобы "зона контакта" находилась в реальном мире (или в мире внутреннем), а не в виртуальной реальности.
Василий Спесивцев писал(а):
4) Есть некое состояние, которое возникает у человека когда он долго играет, по-моему опыту и опросу игроманов знакомых, где-то больше 1,5-2часа. Оно постепенно накатывает, погружает человека в некий транс и держится, делая игру более интересной и более реальной. Я это ещё описывал как "человек погружается в виртуальность". Оно(состояние) так же постепенно уходит если не играть, но при этом держится тоже несколько дней, а открытие каких-то каналов чувствительности происходит чуть ли не через полгода после абсолютного отказа от игры. Вопрос, можно ли это называть это состояние трансом? Я когда читал описания лудомании, там иногда встречается такое понятие как игровой транс, и хотя это другой тип игр и другая активность, по сути она ближе всего к кибермании.
Назвать можно. "Транс", - это универсальное понятие описывающее "отсутствие" человека в привычной реальности. В нашей научной литературе оно описывается крайне редко. Поэтому ваше описание и любые подробные описания транса погружения в виртуальность очень ценны для меня.
Дело в том, что слово "транс", - по сути феноменологическое понятие. Оно описывает некий вариант поведения. Что то близкое этому понятию можно передать словами: "человек грезит" или "человек мечтает".
Принципиально важно содержание трансового (сноподобного) состояния. Я сегодняшний разделяю для себя трансы на "индуцированные" и "спонтанные".
"Спонтанный" транс - необходимое для человека состояние в котором он перерабатывает впечатления полученные от взаимодействия с реальностью
(сновидение и классическая дзен медитация - примеры такого "транса"). Сюда же относятся все экстатические состояния, - это встреча со своим внутренним "я".
Именно экстазы (то от чего я "тащусь по жизни") позволяют понять какой путь нужно выбрать человеку, чтобы уйти от навязчивости и преодолеть страх.
"Индуцированные" трансы, это и есть "материал" для навязчивых состояний. Это, например, мечты, навеянные рекламой, - то есть мечты
чужие, личности не свойственные. К ним близки феномены гипноза, спиритизма и... "кибермании".
Вторые трансы подменяют первые, поскольку не требуют усилий.
Сновидения часто бывают неприятными, а для их понимания требуется усилие и... даже сновидения приобретают содержание, навеянное кино или компьютерной игрой).