Olia писал(а):
Здравствуйте, Уважаемый Александр Геннадьевич! Проясните, пожалуйста, как «выходить на свет» по следующему случаю:
У моего брата запущенная "депрессия" (если не сказать по другому).. Сейчас ему 24, а начались апатичные состояния в 16 лет. В итоге, как он сам говорит "поменялось восприятие".. ничего не удивляет и не радует.. "я рано все узнал" - Но, скорее всего, наверное просто "поздно идеальный мир разрушился" без адаптивных свойств личности.. В итоге мысли о суэциде... При выборе психологического талисмана Звезда не подошла - ("выгорает и ждет конца"), дерево - "обречено умереть", яйцо? (внутри зарождается жизнь) - "не знаю". То есть можно сказать жизнь у него в измерении ее начала и конца - без культурно-описательного и содержательного характера... Поэтому, пожалуйста, пролейте луч света на наши искания:
1. Какое направление, примерное содержание практических занятий должно быть в случае такой "узости и беспросветности" сознания. Что мы должны «расшевелить» в данном случае и как? Подскажите, пожалуйста, примерный порядок подачи треннингов в его случае. Подойдет ли Символ-драма? А может Таро… Что нужно делать каждый день?
2. Как помочь личности развиться. Что значит для него личностный рост?
3. Как укрепить адаптацию мозга, сделать его более стабильным? Какие тренинги (какого характера и примерного содержания) направлены на повышение адаптации (плюс к "поплавку" в актерском треннинге "Цветок", "с выныриваниями"…)
4. Что такое Психодинамические занятия? На что они направлены? Можно ли какой-то пример.. Помогающий от поглощенности своими мыслями. Помогающий увидеть большую ценность в чем-то другом, а не в унынии. Чтобы хоть на время выйти из заторможенного, поглощенного состояния. Чтобы прощелкнуло...
Еще раз: я не имею права размышлять о "депрессии" вашего брата, основываясь на переписке. Для того чтобы давать советы, пациента необходимо видеть. По-моему, вы вполне способны сами пролить луч света на его состояние, поскольку пишете как человек, имеющий некоторую психологическую подготовку.
Поэтому "пролью" только несколько мыслей, которые вызвало ваше письмо. Уж не сердитесь - каков вопрос, таков и ответ.
Апатия, связанная с мыслью "я рано все узнал", никакого отношения к депрессии, в клиническом смысле этого слова, не имеет, - как, впрочем, не имеет никакого отношения и к тому диагнозу, на который вы, видимо, намекаете.
Скорее всего, вы пишете о мальчике, появившемся на свет в трудных родах, склонном к повышенной эмоциональной реактивности (то есть некоторому "застреванию" на своих эмоциональных реакциях). Наиболее вероятно, что вы имеете дело с истерическим развитием личности.
Сами слова "я рано все узнал" свидетельствуют, как правило, об эгоцентризме и повышенной любви к себе, выражающейся в ощущении своей особой миссии во вселенной. Как я понимаю, вы, вместе с родителями, считая мальчика "больным", всячески потакаете его "страданиям". Возможно, если вы поймете, что он страдает потому, что мир не хочет признавать его особенную значимость, то почувствуете и то, что сам он не собирается прилагать никакие усилия к тому, чтобы как-то доказать миру свой особенный талант. Такая позиция предполагает, что за него это должны сделать вы, а пока вы этого не сделаете, он будет оставаться в "апатии" и демонстрировать вам свою "склонность к суициду".
"Выгоревшая звезда" или дерево, "обреченное умереть", - это пафосные метафоры человека, которого "никто не в силах постичь", то есть метафоры чего-то
великого, обреченного на одиночество и страдание. Все это могло бы напомнить Лермонтова, только Лермонтов превращал подобные метафоры в стихи, а стихи - это тяжкий труд. Ваш брат не собирается им заниматься.
Есть у меня тайное подозрение, что вашего брата стоит лечить...от вас с мамой, поскольку своим отношениям к его "болезни", вы рано или поздно действительно можете сделать из него инвалида. Очень похоже, что вы решили поиграть в психолога (или в спасателя), а он с удовольствием продолжает свою игру в "тяжелую апатию".
В "случае такой "узости и беспросветности" сознания", хорошо помогает только категорическое требование начать что-нибудь делать - работать или учиться. "Расшевелить" можно попробовать ремнем, а если уже поздно, то может помочь полное лишение материального довольствия. Это единственные "методы", способствующие "прощелкиванию", - все остальное позволяет оставаться в позиции самолюбования.
Для развития, личности как воздух необходимо общение и ответственность. Разумеется, общение вне круга семьи. Все это прекрасно сочетается в понятии "работа". Я имею в виду работу, как необходимое условие роста, как психологический тренинг, а не как материальную необходимость.
Все тренинги, которые человек проводит, не имея цели во внешнем мире, являются тренингами эгоизма, а не личностного роста.
При погружении во внутренний мир, они должны иметь своей целью творчество - например, написание стихов или музыки. Результаты творчества всегда обращены не к себе, а к другим людям.
Психотерапевт и его психодинамические занятия "прощелкиванию" не способствуют. Точнее говоря, единственный возможный вариант такого "прощелкивания" возникает только тогда, когда пациент сам, а не вы вместо него, обращается к специалисту. Я готов рекомендовать какие-то упражнения или циклы из наших программ, но
ему самому, а не вам.
Да и то - я готов это сделать только после того, как он начнет работать или систематически учиться.
Для того чтобы психотерапевт мог давать "психодинамические" советы, в человеческой жизни должны возникнуть трудности, а описанная вами "апатия" трудностью не является: это его способ оправдать собственное безделье. Как правило, подобные "болезни" возникают из-за того, что молодой человек считает большую часть возможных мест трудоустройства или учебы "недостойными" его величия и боится, что любой коллектив, рабочий или учебный, немедленно щелкнет его по длинному, торчащему носу его...всезнайства.