Lids писал(а):
Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.
Все это можно предупредить, не доводить до такого результата."
К сожалению узнаю себя. И чем больше о том что написано в статье я молчу, тем действительно труднее выразить все в словах. Александр Геннадьевич, подскажите как быть сейчас, когда предупредить уже невозможно, а результат и на лицо, и на лице..
Статья, которую вы прочитали, представляет собой довольно неудачный пересказ классических работ Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Этот пересказ неудачен хотя бы потому, что представляет "плохую грудь" (а речь идет именно о периоде кормления грудью) как злой рок: "если мама вовремя грудь не давала, то проблемы останутся навсегда". По Кляйн, описываемый вами "синдром заброшенности" проявляется не более чем у трети людей, испытывавших в детстве недостаток заботы. Остальные стремятся компенсировать это чувство в стремлении к самостоятельности и в заботе о собственных детях.
Стоит отметить, что ощущение заброшенности - это очень субъективное ощущение. Например, 90% родителей, с которыми беседовала Анна Фрейд, очень удивлялись тому факту, что их повзрослевшие дети "вспоминали" на приеме у психоаналитика о недостатке заботы: по ощущению родителей, заботы было достаточно.
Психоаналитики ставят перед собой единственную задачу: помочь человеку осознать, что многие его сегодняшние трудности связаны с тем, что он в детстве
субъективно ощущал как недостаток любви и заботы. Если в статье вы узнаете себя, значит, подобное осознание постепенно происходит.
Если осознание происходит, то нижеследующие фразы для вас должны означать:
1. «Я не знаю, чего я хочу». «Я хочу, чтобы вы мне сказали, что я хочу», -
"Я прикладываю усилия, чтобы понять, какие вещи действительно значимы для меня самого, а какие - для других". 2. «Я не знаю, что я чувствую», - "
Мне необходимо перестать боятся самого себя и учиться осознавать собственные чувства". 3. «Я не имею право просить, требовать – даже хотеть чего-то от других людей, особенно от тех, кто для меня ценен», -
"Я учусь просить и требовать". 4. проявляется страх повторения раннего детского отвержения, «не-принятия», «не-любви», -
"Я понимаю, что этот страх детский, и не имеет под собой никаких оснований во взрослой жизни. Все люди меня принимать и любить не могут, а сделать так, чтобы меня принимали и любили значимые для меня люди, должна я сама". 5. «Я ни на кого не злюсь, я добрый», - «Если что-то идет не так, это я сам виноват», -
"Человек не может быть виноватым во всем и добрым ко всему (это мания величия). Я могу быть виноватым только в тех случаях, которые я определил для себя, как значимые. Следовательно, я всегда могу исправить ситуацию".Единственное, что вы извлекли из прочитанного материала, - возможность "свалить" вину за нежелание познавать самого себя (задумываться о причинах своих сегодняшних поступков и проблемах) на родителей. Это очень удобно, потому что вернуться в детство и что-то там переделать - невозможно.
Цель психоаналитических статей, разумеется, не в этом. Психоаналитики пытаются объяснить, что поведение взрослого не может определяться детскими иллюзиями. Взрослый человек отличается от ребенка именно тем, что способен сделать осознанные выводы из своих детских переживаний и с помощью этих выводов изменить себя.