kirinka писал(а):
С чем могут быть связаны острые приступы панической тревоги (в книжках встречала термин – социофобия) перед тем или в момент, когда предстоит общение с людьми конкретными – начальники на работе, «звездная» часть коллектива, с любой социальной группой вообще? И приступы эти мне кажутся довольно избирательными: некий внутренний психический алгоритм не срабатывает, когда я обращаюсь к людям «простым» или просто посторонним на улице.
К слову сказать, еще с подростковых времен я избегала больших компаний, потому что не могла определить, как себя вести и о чем говорить (ощущается как «потеря себя», внутренняя спутанность и неразбериха в мыслях и чувствах
), предпочитала громкому «хаосу» беспорядочного общения интимный разговор под звездами о вечном, о том, что волнует или ранит душу. Теперь мне 29 и я по-прежнему чувствую дискомфорт в компаниях, где люди говорят о «пустом».
Моим основным увлечением жизни является философия как осмысление места человека в мире, его долга по отношению к собственной духовной природе. Стремлюсь к простой жизни, но по причине обычной человеческой необходимости содержать семью работаю в сфере торговли. А сейчас... приступы паники (дрожание рук, «ступор», сильное сердцебиение, вплоть до отказа голоса, спутанность мысли и, как следствие, сбивчивость речи, «выпадание») тогда, когда нужно общаться с теми людьми, между которыми и мной я чувствую непреодолимую пропасть не только социального характера, но и мировоззренческого, по-видимому. Публичная речь даже в небольшой группе для меня – ужас и паника.
Подозреваю, что все дело во внутреннем расколе: я не принимаю работу, но в то же время соглашаюсь, потому что продолжаю работать, зарабатывая. Этот раскол усугубляет и усиливает нерешенные психологические проблемы-привычки (болезненное самолюбие, беспокойство о своем «лице» и т.д.). Как мне работать с этим, подскажите, Александр Геннадиевич, будьте добры?!
Я всегда удивлялся нашей всеобщей склонности искать название болезни. Склонность эта соответствует поискам "болезни", как "прибежища" для тех черт характера, которые мы, почему-то не хотим менять. "Прибежище" - чисто буддийское слово - получается, что болезнь - вывернутое на изнанку духовное прибежище. Для того, что бы люди искали себя... в болезни и "лечились" антидепрессантами и создаются, такие понятия-ловушки, как "социофобия".
М.М. Бахтин блестяще описывал тревогу такого рода, как свойственное каждому человеку чувство "избыточности другого". Мы, с юности, склонны приписывать другому человеку избыток: знаний, опыта, уверенности в себе, то есть всего того, чего не достает нам самим.
Забывая о том. что любой партнер по общению чувствует то же самое и, точно так же, как мы... пытается это скрыть.
Это одно из базовых чувств человеческих, которое, разумеется, имеет свою динамику - меняется по мере развития опыта общения. Увлечение "философией, как осмыслением места человека в мире", несомненно позволяет выделить в роде человеческом класс равных (не владеющих "избытком"): это и есть люди "«простые» или просто посторонние на улице".
Страх, у большинства из нас, сохраняется по отношению к классу людей имеющих "официальный" избыток. Мы чувствуем, что неведомая ("инфернальная") сила, каким-то образом дала им ПРАВО распоряжаться нашей жизнью или судьбой, независимо от знаний и осмысления ими "философии или места человека в мире". Чаще всего это чувство описывается словами:
"он (они) может сделать с нами все что угодно" .
Между прочим, "Стокгольмский синдром" (попадание человека в зависимость от террориста - "любовь" к террористу) является разрешением именно этого чувства: "раз он может сделать со мной все, что угодно - значит "право имеет" владеть мною.
Я думаю, что ваши "приступы паники (дрожание рук, «ступор», сильное сердцебиение, вплоть до отказа голоса, спутанность мысли и, как следствие, сбивчивость речи, «выпадание»)", являются не совсем "паникой". Вы снова приписываете себе "болезненный термин". Это не паника, потому что испытываемые вами чувства тесно смешаны с
ненавистью.
Вы так сопротивляетесь влиянию людей, которые, с вашей точки зрения, "могут сделать с вами все что угодно".
Всякая работа с такими состояниями, в первую очередь, должна являться их осмыслением.
Во время учебы в институте я работал, поэтому к экзаменам бывал готов далеко не всегда. Главное, что мне пришлось усвоить тогда (никто меня этому не учил), что экзаменатор...тоже человек (независимо от "лютости"). "Лютость" тоже определяется жизнью и значимостью в ней самого экзаменатора. Это, между прочим, упражнение:
Каждый вечер, закрыв глаза, попробуйте представить себе жизнь и причину развития тех или иных черт характера у конкретных "начальников на работе" и "«звездной» части коллектива". Размышление о них как о живых людях, а не как о "инфернальной силе" - это то, что помогает бороться с подобными приступами лучше всего.
То же самое относится к публичным выступлениям. Скорее всего, вы, как и я сам, переоцениваете знания, опыт и уверенность в себе тех людей, которые будут вас слушать. Вчера (29.01) я выступал на семинаре по онкопсихологии. Программа семинара была очень интересной и профессиональной, и я, не смотря на то что давно уже не боюсь публичных выступлений, вдарился...почти что в вашу панику. Я вел группы онкологических больных семь лет назад, и все что мог описал в книжке. По моей внутренней убежденности, наука за это время продвинулась далеко вперед, и я не могу соответствовать профессиональному запросу аудитории....
Если Саша (Alexufo) сможет разместить видео с этого выступления, то я думаю, все заметят мои "нервы" в начале записи.
Однако, когда стоишь лицом к залу, вдруг начинаешь понимать, что и выступающим, и присутствующим мучительно недостает практического опыта, позволяющего объединить разрозненные приемы и взгляды в некоторое, приемлемое для практики, целое. Как только ты понимаешь, что вовсе не устарел - паника пропадает и начинаешь говорить нормально.
Если позволите, я ещё раз попрошу всех читать мои ответы, размещенные выше, поскольку упражнение "Шерлок Холмс" и проработка в воображении ситуации публичного выступления, нами уже обсуждалась. Я уже не говорю о том, что именно с этой проблемой я оказался впервые у Учительницы Кати, и именно с неё начинается первый том книги "Поиск Видения".
Надеюсь, что "Команда СН" поможет мне разместить ссылки.Примерно тоже самое я могу сказать по поводу "предпочтения ...интимного разговора под звездами о вечном", - эта проблема у нас тоже общая. Я могу сказать о себе вашими словами: "Мне скоро 52, а я по-прежнему чувствую дискомфорт в компаниях, где люди говорят о «пустом»". Вряд ли стоит надеяться, что я буду предлагать способы заинтересоваться "пустым общением". Просто не стоит пренебрежительно именовать его "пустым". Каждому человеку нужен свой тип общения. Юнг неслучайно назвал нашу половину человечества "интровертами". Но интроверты тоже общаются! Постепенно, вокруг нас обязательно образуется круг людей, которым интересно говорить или молчать "о вечном".
Извините, я забыл "о мечте «заработать» на второе образование для души и оставить, по крайней мере, попытаться оставить, нелюбимую «офисную» жизнь". По моему опыту, такая мечта осуществляется только в том случае, если вы получаете образование (вечернее или заочное) или начинаете другую деятельность, продолжая работать в офисе . Это кажется невыполнимым - и так устаешь! Но выполнение мечты приносит радость и усталость уходит. Если не насиловать свой интеллект - утилитарные интересы всегда побеждают, а разочарование собой остается. Философия и психология нужны для приложения к делу!