NatalyaS писал(а):
Александр Геннадиевич, мне стало казаться, что в последнее время в людях все острее стало развиваться как бы негативно-скептическое отношение друг к другу: прежде всего, конечно, к власть имущим (всем и сразу априори), к госструктурам, к известным личностям, к журналистам, к спортсменам, к артистам и пр.
Все, что ни скажет или ни сделает какой-либо, например, чиновник или известный человек, особенно если это освещается в СМИ, – все ложь. За всем видится второе дно, подтекст, вторая жизнь. Везде чудится вероломство и предательство, везде ощущается подвох, везде видится спектакль.
Да, люди, оказавшиеся у власти, в своем большинстве, наверное, не могут быть "святыми" людьми… Но зачем человеку может быть нужно так однозначно рассуждать обо всех (чиновниках, спортсменах и т.д.) в целом и сразу?
Ведь не все же журналисты продажны, не все спортсмены покупают себе победу, не все артисты проплачивают себе главные роли, не все чиновники в мэриях городов воруют.
Иногда кажется, что мы перестали верить в то, что другие люди могут быть искренни в своих словах и действиях, что в них может оставаться совесть, что они могут быть ответственны и порядочны.
Как Вы думаете, почему? Что лежит в основе этого как бы, предубеждения во лжи, «негативного» скептицизма?
Мне кажется, это не тот скептицизм, в основе которого лежат сомнения в окончательной истинности каких-либо знаний, мнений и взглядов, - сомнений, о которых мы говорили в передачах об интеллектуалах; или в основе которого лежит желание видеть события «в объеме», с разных сторон, в том числе неожиданных, непривычных и, может быть, даже неприятных для себя.
Мне кажется, что такое неверие – это уже что-то иное.
Я не знаю.
Мне сегодняшнему думается, что это... зависть.
Инфантильная зависть.
Относительно недавно все члены нашего общества были принудительно равны друг другу (не будем затрагивать вопрос о тех, кто был более равным чем все остальные).
Как ни странно, это создавало странный "социальный санаторий" для чувства значимости отдельного человека. Все работали, все получали мизерную зарплату... Оригинальным или творческим можно было только на кухне или в дружеской компании. Умения хорошо формулировать мыли вслух, нескольких хороших шуток, джинсов, прочтения нескольких остродефицитных (или самиздатовских) книг было достаточно, чтобы прослыть лидером и получить популярность у девушек.
В условиях распределения (всего - от работы до продовольствия) отличаться от всех остальных можно было только "интеллектом" ... точнее говоря
демонстрацией своего свободомыслия, но... интеллект, оказавшийся
в моде - казался не очень сложным путем выделиться из толпы.
Мода создавала подмену
видимость интеллекта вместо интеллекта. Многие помнят наверное библиотеки из дефицитных книг, использовавшиеся... вместо обоев - хозяева их не читали.
В фильме "Снежная королева" (1966г.) Советник говорит: "Летом лёд – редкость, и я его продаю. Зимой редкость – цветы, и я продаю их".
Интеллектуальной "зимой" люди продавали (предлагали друг другу для демонстрации значимости) интеллектуальные "цветочки".
... Советник, формулирующий один из незыблемых законов рынка - дирижер сказочного конфликта. Эта пророческая фигура появляется только в сценарии Евгения Шварца, у Андерсена его нет...
90-е годы все расставили на места. Быстро выяснилось, что главной ценностью нашего общества является комфорт. Не деньги - они тогда были лишь мерилом доступного комфорта. Ценность денег человек постигает совсем не сразу.
В 70-е и 80-е интеллект приносил некоторый душевный комфорт ("респект и уважуху" - популярность у лиц противоположного пола и коллег) и ценился... именно поэтому.
Смысл жизни советского человека все равно скрывался в достижении недостижимого комфорта.
Люди не хотели "написать книгу, построить дом и посадить дерево". Большинство хотело достичь мерила простой меры советского благополучия: "машина, квартира, дача" для того, чтобы
"жить не хуже других".
Главный психологический кризис последних 25 лет заключается в том, "жить не хуже других" стало очень трудной, практически невыполнимой для большинства населения задачей. Представления о "машинах, квартирах, дачах" внезапно приобрели ошарашивающие масштабы.
Все крупные капиталы приобретены у нас... случайным путем. Справедливые социальные лифты в нашей стране не работали никогда. Для того, чтобы "жить не хуже других", со времен монголо-татарского ига нужны были "связи" - близость к властным структурам.
Помните "Повесть о Ходже Насреддине" Леонида Соловьева?
-
"Наипервейшая обязанность придворного состоит в каждодневном упражнении спинного хребта, дабы последний приобрел необходимую гибкость, без чего придворный не может достойным образом выразить свою преданность и свое благоговение. Спинной хребет придворного должен обладать способностью изгибаться, а также извиваться во всех направлениях, в отличие от окостеневшего хребта какого-нибудь простолюдина, который даже и поклониться не умеет как следует".
Это в Америке крупные капиталы зарабатывались преступным путем. У нас путем описанным выше.
Доходы, достаточные чтобы "чувствовать себя не хуже других" приобретаются сегодня не в справедливой конкуренции, - не потому, что ты более талантлив (пусть даже в финансовой сфере), спортивен, умен, профессионален... Они определяются "близостью к кормушке" (к феодалу) тебя самого или твоих родителей, а эту близость нельзя
выбрать... она случайна.
Я хочу сказать, что отчасти оправдываю "предубеждение во лжи и «негативный скептицизм", - зависть и злость, накапливающиеся из поколения в поколение...
Оправдываю, видимо, потому, что сам себя часто ловлю на подобной зависти.
Если "за всем видится второе дно, подтекст, вторая жизнь; везде чудится вероломство и предательство, везде ощущается подвох, везде видится
спектакль", - то это значит: "Я лучше"; "Я и без вас все знаю"; "Я вас насквозь вижу"... "Выберите МЕНЯ!"; "Пустите меня на место известной личности, чиновника, спортсмена, артиста!".
И снова, я буду оправдывать это чувство.
"Спектакль" - это... вся наша жизнь.
Вся беда в том, что человек считает себя ничем не хуже известной личности, поскольку считает себя способным
точно так же... разыграть спектакль, как и та самая "личность".
Мы учимся ради диплома, а не ради получения знаний, учим не ради превращения студента в специалиста а ради зарплаты (и в меру зарплаты), защищаем диссертации не ради нового слова в науке, а ради карьеры (повторяя идеи научного руководителя - заботясь о старом), работаем исключительно ради досуга (ради спектакля, поставленного кем-то другим - туристической фирмой, например)...
Наша жизнь - сплошной спектакль мы все время прикидываемся кем-то, кем не являемся.
Так чем мы
хуже, чем та вокалистка? Ведь хороший вокал это красивые ноги... все остальное "вытянет" микшер.
Это проекция своей собственной неполноценности на образ на экране телевизора, но проекция эта, увы отнюдь не лишена оснований.
В желании подменить внутреннюю глубину, подлинность - спектаклем, мы действительно равны друг другу.
"Несомненно, наше время... предпочитает образ - вещи, копию - оригиналу, представление - действительности, видимость - бытию... Ибо для него священна только иллюзия, истина же профанна. Более того, в глазах наших современников святость возрастает в той мере, в какой уменьшается истина, и растет иллюзия, так что высшая степень иллюзорности представляет для них высшую степень святости", - Л. Фейербах. Сущность христианства (1841).
Впрочем, эту цитату Ги Дебор использовал в качестве эпиграфа к своей знаменитой книге "Общество спектакля" (1967): "Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление".
"Не все же журналисты продажны, не все спортсмены покупают себе победу, не все артисты проплачивают себе главные роли, не все чиновники в мэриях городов воруют"...
Вы правы: не все.
Но чтобы понять это, как всегда нужно начать с себя.
Сначала нужно определить где скрывается твоя собственная подлинность - твой собственный смысл жизни.
Где твой смысл, вне спектакля, который ты постоянно разыгрываешь, вне маски, которую ты не снимаешь?
К чему ты стремишься, кроме того, чтобы быть "не хуже других", кроме того, чтобы тебя "уважали"?
Если человек не в состоянии ответить на подобные вопросы он обречен на незрелость чувств, а зависть - самая верная примета такой незрелости.
Не задумываясь глубоко о себе человек вынужден лишь сравнивать себя с другими - вечно путаться в собственных проекциях и соплях.
Другой смысл есть - он в том, чтобы
душа человеческая состоялась.
Плотин, блаженный Августин, св. Серафим Саровский, Будда и... многие другие утверждали, что в глубине души нет зла - там один только чистый свет.
Наверное только в этом свете можно
найти другого
человека... не продажного журналиста, не ворующего чиновника. Найти и поддержать его.
Не опускаясь в глубину невозможно отделить правду от лжи. В пространстве спектакля они и правда почти не отличаются друг от друга.
Опускаться в собственные глубины нелегко, но... не хочешь рыть колодец - придется пить из лужи.