NatalyaS писал(а):
В обеих сказках фруктовые сады находятся в строго охраняемой зоне с замком (охраняются Синеглазкой/...циклопом). И в обоих случаях герою говорится, каким образом можно осторожно, чтобы не разбудить «охрану», взять эти плоды из сада.
Так вот, вопрос. Ведь в таком случае получается, что герою советуют украсть плоды, и он занимался воровством? Ведь эти сады ему не принадлежат, не принадлежат ему и плоды. Герой берет «фрукты» без спроса, украдкой и убегает. Почему так?
Может быть, было бы больше пользы для души (сказка же призвана нас чему-то научить, и ведь это сказка), если бы герою удалось добиться добровольного разрешения на вход, благодаря своим очередным усилиям?
...
Хотя, конечно, сады, о которых ведется речь в сказках, это не ад, а скорее наоборот.
...
Ведь не можем же мы «воровать» нашу чистоту, целостность, подлинность, любовь, здоровье, пользуясь усыплением собственной бдительности, или, возможно, своих страхов? И своей собственной бдительности – это ведь в лучшем случае.
И чистота, целостность, подлинность, любовь – это ведь такие «вещи», которые никак нельзя пытаться красть у кого-то бы то ни было (как и остальные вещи тоже, впрочем).
Вы забыли Прометея.
Титан украл у Гефеста огонь и был жестоко осужден за это богами... но не людьми. Сам Прометей никогда не отрицал своей вины перед богами.
Прометей у Гесиода назван создателем людей: он вылепил нас из глины, а Афина вдохнула в нас душу.
Творец... или вор: два свойства мифологического героя или две разные мифологемы?
Для того чтобы ответить вам, нужно ответить на "простенький" вопрос: что такое
справедливость?
Титан (более древний бог, чем олимпийцы) и создатель людей имел внутреннее
право судить: сам факт
присваивания богами огня - это справедливость или... кража огня у людей?
Может ли вообще огонь (свободная стихия) являться чей-то собственностью?
Что вообще, с точки зрения мифа, может являться собственностью?
Юридическое понятие собственности появилось относительно недавно. Даже с точки зрения мифа о социализме - в собственности человека нет практически ничего, а уж с точки зрения многих религий и сам человек - лишь собственность Бога.
Где-то в зоне вопроса о собственности, на мой примитивный взгляд, миф разделяется на два главных направления: мифы о творении, в которых жизнь человека полностью детерминирована богом или богами (например, первым учителем всех людей - Прометеем) и мифы о культурном герое, постоянно ворующим что-то, скрываемое богами от людей.
Это мифы о бунтаре или трикстере, борющемся за свободу человека и его индивидуальность. Большая часть сказок принадлежит второй мифологической категории.
Самое интересное, что эти мифы нисколько не противоречат друг другу: детерминизм и свобода - две равноправные половины человеческой души.
Конечно, в упомянутых сказочных сюжетах речь идет о Рае. Само существование таких сказок показывает, что люди не считают справедливым свое изгнание из Рая, отказываются считать
справедливой смерть, - поэтому мы и пытаемся похитить то, что, по нашему мнению (не Бога), когда-то принадлежало нам по праву. Ведь тот самый загадочный "локус" из Книги Бытия Бог создал
для людей. Без человека нет и Рая...
В сказках речь не идет о Боге. Это, как правило, вторая часть мифа - рассказы о героях, спасающих человеческую
волю от
неволи. Герои сказок похищают что-то
присвоенное, скрытое от людей недобрыми волшебниками (в наших сказках - Кощеем, смертью). Они, как олимпийские боги, таят от людей то, что принадлежит им по праву рождения. Герой,
проходя через испытания, приобретает то самое прометеево право на
справедливость, то есть на то, чтобы судить: заслужили ли хозяева "волшебных яблок" свое право владеть ими.
"Все крупные состояния нажиты нечестным путем"... Дает ли эта истина кому-либо право красть эти самые состояния?
Я не могу ответить на этот вопрос.
Для того чтобы получить право отвечать на него, человек должен стать полубогом - мифологическим героем. Поэтому, на мой взгляд, Ленин лежит в мавзолее. Тем самым ему придан статус если не бога, то полубога (героя), то есть существа, имеющего право решать, какая собственность справедлива, а какая нет.
Есть и еще более сложные вопросы. Вырывая тайну атомной бомбы у природы (или у Бога) мы ее воруем... или нет?
Нефть и металлы мы... крадем или они созданы для нас и мы имеем право их брать без зазрения совести?
"Не нужно ждать милостей от природы - взять их у нее наша задача!", - писал Ленин.
Когда наука исследует тайну наследственности или продления жизни - она ворует эти тайны у Бога?
Или Его собственность юридически не определена?
Собственно говоря, можно утверждать, что герой сказки крадет некую скрытую от людей тайну...
Стоит ли раскрывать ("воровать") то, что сокрыто за семью печатями?
Есть вопросы, ответить на которые позволяет только нравственное (этическое) чутье, которого мы лишаемся все больше и больше...
К счастью, мы не можем
судить о том, было бы больше "пользы для души", если бы сказки повествовали о чем-то другом, или "меньше". Даже коммунисты и атеисты не пытались переписывать народные сказки. Мы можем лишь учиться понимать смысл
сказанного.
Что касается послания сказки - ее смысла, то для меня сегодняшнего важнее всего четыре
явные истины из упомянутых сказок:
1. "Волшебные палочки" ("фрукты")
всегда являются собственностью
злых сил. Видимо, это не случайно: человек не должен стремиться решить свои проблемы, просто проглотив "волшебный фрукт", - это зло.
2. Поэтому для того, чтобы добыть (украсть) волшебную вещь, нужно потратить время, усилия и обладать мужеством. "Волшебный плод" не является способом экономии усилий души и тела.
3. Добыть волшебные "фрукты" можно только ради любви к другому человеку (никогда ради себя самого - это приводит к гибели). Как Прометей, герои сказок воруют "волшебные фрукты" не для себя (в отличии от Пиноккио в
литературной сказке) - они всегда пытаются спасти кого-то другого. Следовательно:
4. Сказка считает справедливым воровство
у смерти. Герой сказки, как шаман, пробирается в "нижний мир" и "ворует" там что-то
потерянное человеческой душой или украденное ("спрятанное") от нее злыми духами.
С точки зрения "образов души", мы вполне можем (даже должны) "воровать" "нашу чистоту, целостность, подлинность, любовь, здоровье"
у темных сторон нашей души - у грязи, лжи, частичности, ненависти, смерти... у мечты о волшебной палочке -
у собственной Тени, скрывающей от нас свет в нашей душе. Только... и такая "кража" удается не ради спасения себя, а ради любви к ближнему своему.
Ради себя можно вырастить в своей душе исключительно Кощея.