ivang писал(а):
... С. Лем Осмотр на месте
Александр Георгиевич, что Вы думаете о "гилоизме"? Близки ли Вам эти взгляды?
...и если бог (творец Вселенной) существует, то молитвы ему не нужны, как и всякие обряды, да и поклонение тоже.
Во первых: "Осмотр на месте", все-таки, не только философский, но и сатирический роман (из цикла "Звездные дневники Ийона Тихого"). Возможно поэтому, Лем пользуется устаревшим написанием "гилоизм" (последним в 1899 году так писал В. Соловьев в легендарном "Словаре Брокгауза и Эфрона") вместо привычного "гилозоизм".
Вот например Т.И. Ойзерман:
"ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ὓλη – вещество, материя и ζωή – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р.Кедворт. Гилозоистами были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т.к. он обладает душой. Гераклит характеризовал человеческую душу как сухой, наиболее совершенный огонь. В эпоху Возрождения ярким сторонником гилозоизма был Д. Бруно. «Нет вещи не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом» («О природе, начале и едином», М., 1934, с. 107). Гилозоистические представления Бруно были связаны с его пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу...".
Я читал роман давно и тогда мне думалось, что Лем имеет в виду не "гилозоизм", а некое его своеобразное
извращение на планете Энция, которое постепенно приводит к социальным утопиям - к чему-то вроде социализма, в первую очередь.
Упрощая: Если "было бы чем-то ребяческим или предосудительным требовать от Него любых изменений, поправок, услуг, вмешательства или невмешательства для блага личностей или групп", - то не предосудительно вносить "изменения и правки" самим, не обращая внимания на гармонию мира... Заставить реки течь вспять, например...
Во вторых: Я привожу определение Ойзермана, поскольку он упоминает Бруно и его "жизненное начало" для обозначения которого ни в европейских, ни в русском языках нет единого слова или понятия.
Только вчера, в эфире программы "СН" я пытался говорить, что подобные понятия есть, например, в китайской философии - это "Дао" или "Ши": это и есть "жизненное начало" или "одушевлённость материи". Мне думается, что понятие "синхронистичность" Карла Юнга и модели физики Бора и Паули подразумевают своеобразный "гилозоизм".
Мне думается, что человек чувствует "жизненное начало" или "одушевленность материи" как
красоту - природы или другого человека. Человек чувствует прекрасное, как захватывающую душу
нежность по отношению к кому-то или чему-то. С помощью проявлений нежности, человек одушевляет и другого человека и объекты внешнего мира...
Если я говорил об этом в передаче, значит - мне вовсе не чужд гилозоизм в понимании Бруно.
В третьих: Все зависит от того, считаете ли вы человеческую душу (или "мозг" - как угодно) частью "материи" или нет.
Если считаете, то понимаете, наверное, что молитвы... как и всякие обряды, да и поклонение" были необходимы человеку всегда - они во все времена были таким же свойством нашей природы, как агрессия или сексуальность.
С помощью "всяких обрядов", видимо, человек учился понимать, что такое любовь, трепет, красота, восторг или
нежность...
Вы уверены, что без обряда, ритуала (пусть и эстетических) или молитвы (пусть и своеобразной) вы можете однозначно определить, хотя бы для себя, значение общих понятий?
Существуют ли они в вашей душе (части природы)?
- Существуют... от этого не отвертеться.
Короче говоря, если каждый из нас, каким бы "агностиком" он не был, возносит молитвы - хотя бы на уровне "помоги мне, Господи" или "помоги ему, Господи", - значит молитва присутствует в природе человеческой души...
Значит кому-то и зачем-то это нужно.