Елена И_ писал(а):
Хочу попросить Вас рассказать о баварских иллюминатах ( а именно об иллюминатах Адама Вейсгаупта). Что вы можете сказать об их целях и методах,об их взглядах, в свете того ,что сейчас ,на наших глазах, происходит в мире ? Как вы думаете : у этой (возможно) совершенно исчезнувшей секты есть наследники ? На ваш взгляд : возможно ли что в пост-перестроечный период в нашей стране работали общественные организации ,которые под видом обучения лидерству,управлению и основам политологии,прививали (в т.ч. с помощью современных технологий) понятия и способы манипулирования массами (и отношение к людям ),основы которым заложил Вейсгаупт ?
К сожалению, я сегодняшний отнюдь не сторонник конспирологии и никак не могу считать себя специалистом по истории тайных обществ
Вы случайно, не начитались Дэна Брауна (не насмотрелись "Ангелов и Демонов")?
На мой взгляд, проблема не в прямом "тайном влиянии" каких либо лидеров тайных обществ и их учений на ход истории, а в существовании... платоновских идей. У Карла Юнга такие идеи именуются "архетипическими". В разные исторические времена, разные люди открывают в своей душе все новые и новые смыслы и грани вечных идей. Историю России можно, например рассматривать через борьбу идеи Новгородского вече с идеей Монархии.
История "баварских иллюминатов" - всего лишь одна из тысяч историй из жизни идей.
Конечно, книги и мысли конкретных людей оказывают влияние на потомков, но лишь после того, как они свиваются в единый "клубок" культуры. На нас воздействует этот клубок, как целое, а не одна из его ниточек. Можно провести целую жизнь, распутывая влияние конкретного человека на исторические события и... ничего не понять в движениях общества и культуры.
В лучшем случае получится художественный текст (как у Дэна Брауна), в худшем - бред (клиническая паранойя).
Мы, как-то говорили о том, что почитание за истину одной книги, написанной человеком ("Капитала", например) ведет к безумию...
Кроме «Illuminati» Адама Вейсгаупта в Европе второй половины XVIII века существовали сотни других тайных обществ, многие из которых были куда более влиятельными и существовали куда дольше. Даже историю и идеи «Ордена иллюминатов» невозможно понять без учета борьбы и взаимодействия самого Вейсгаупта (он же - "Спартак") и барона Адольфа фон Книгге (он же — "Филон"). Филон, считавшийся правой рукой Вейсгаупта, был одним из виднейших масонов своего времени. Он стал главным "пиарщиком" ордена, обеспечив ему признание практически во всех крупных ложах Европы. Однако "Спартак" был яростным антиклерикалом и атеистом, а "Филон" - христианским мистиком и страстным поклонником алхимии. Орден существовал пока его руководители достигали компромисса своих идей. "Филон" покинул орден в 1784 году. В 1785 баварские иллюминаты прекратили свое существование.
Говоря очень кратко, цель ордена была утопической. Иллюминаты стремились к созданию общества живущего по принципам единой семьи. Они стремились к буквальному воплощению идеи "все люди - братья", а главным своим врагом считали частную собственность и власть аристократии. Вот как Вейсгаупт видел задачи ордена:
"— ликвидация монархий и других форм государственности, использующих порабощение человека - человеком;
— экспроприация собственности, которая находится во владении правящей аристократической элиты;
— объединение наций и прекращение национальных конфликтов;
— отмена института церковного брака и основание "института свободных семей", в которых любовь и стремление к прекрасному преобладают над догмами церковной морали;
— искоренение всех религиозных верований и внедрение вместо них основных идей иллюминатов".
Не сложно понять, что идеи Вейсгаупта, скорее оказали влияние на молодого Карла Маркса (известно, что в юности он был членом некого близкого к иллюминатам тайного общества), чем на "пост-перестроечный период", - по крайней мере, "пост-перестроечный период" явно был периодом борьбы
за частную собственность...
Что касается "понятий и способов манипулирования массами...,основы которым заложил Вейсгаупт", - то "заложил" эти основы явно не он.
Благодаря влиянию Филона, на первых ступенях посвящения неофит учился бороться с гордыней в себе самом. Главный лозунг обучения :
"Стоит согласиться на роль слуги, чтобы однажды сделаться хозяином", - был "творчески переработанным" лозунгом иезуитов ("Стань всем для всех, чтобы победить всех"). Стоит вспомнить, что Вейсгаупт возненавидел религиозные догмы... закончив университет иезуитов. До боли знакомая история, не правда ли?
Через 140 лет тот же лозунг: "сначала поддаться, чтобы потом победить" стал главным лозунгом Айкидо. Читал ли Морихэй Уэсиба работы Вейсгаупта? Это крайне мало вероятно! Просто эта
идея содержалась во множестве духовных движений Востока.
Махатма Ганди сделал ее основой политического движения освободившего Индию от колониального рабства.... Вейсгаупт не смог сделать того же в Германии, хотя мечтал именно об этом.
Баварские иллюминаты (как Ганди) были категорически против насилия. Мир несправедлив, поскольку в нем отягощенные злом (стяжанием материальных богатств) аристократы и богачи помыкают "добрыми" или "просвященными" людьми (собственно иллюминатами "неведающими себя"). Насилие является тактикой "злых", насильственные действия, под любыми лозунгами, могут только умножать несправедливость. Поэтому тактикой "мудрых" может быть исключительно ненасилие.
Фактически, единственной такой тактикой оказывается... воспитание. Любой
продуктивный диалог (даже с ребенком) начинается с выражения согласия с оппонентом. Иллюминаты стремились воспитывать, считая, что сражаются за мудрость, способствуя ее восприятию всеми угнетенными.
Они стремились воспитать армию защитников любви и свободы... без Бога. Они отрицали присутствие истины в мире. Иллюминаты считали золотое правило нравственности - истинным христианством, изначально присутствующим в глубине души каждого человека. Человек добр по природе своей. Ко злу его склоняет общество. Поэтому, возврат к добру неминуем; дело лишь за легионом воспитателей-энтузиастов, неустанно радеющих о благе своих ближних. Мудрецы не стремятся к популярности - наоборот, речь идет о тайных воспитателях сердец окружающих людей.
Можно конечно, считать все это "манипуляцией", но само слово "манипуляция", по моему, - отражает страх человека не желающего читать учебники психологии, что кто-то насильно заставит его поумнеть...
Другой интереснейший вопрос - психологические "манипуляции" внутри самого общества. Скорее всего, именно баварские иллюминаты первыми ввели целую систему "перекрестного анкетирования" или чего-то похожего на "психологическое тестирование" среди членов общества. При посвящении на следующую ступень ордена его члены заполняли сложнейшие анкеты, не позволявшие члену ордена оставить в секрете от его руководства решительно ничего: от материального благосостояния, до частоты посещения им любовницы. Жизнь члена ордена и его мысли должны быть абсолютно прозрачны для его руководства... Спартак и Филон считали, что только при этом условии возможно преданное служение. Так считали и отцы-иезуиты... Возможно, принципы иллюминатов использовали и большевики и фашисты, но, возможно, эта идея и так, что называется "носилась в воздухе"...
Главным лозунгом баварских иллюминатов был «Ewige Blumenkraft» - «Власть цветов навеки».
Людвиг ван Бетховен, который никогда не был иллюминатом (во всяком случае, его причастность к тайному обществу исторически ничем не подтверждена), сочинил девять легендарных симфоний, сидя за фортепиано к которому был прикреплен листок с этим девизом.
Но Бетховен
мог считать себя иллюминатом, поскольку был современником Вейсгаупта....
Возможно, вам не стоит слушать Бетховена... А вдруг, как в "Крейцеровой сонате", с помощью его музыки нами продолжают манипулировать баварские иллюминаты?
Через 200 лет (почти), американские хиппи тоже будут называть себя "детьми цветов", а слова "Власть цветов на веки", появятся в знаменитой песне "The Beatles". Хиппи будут исповедовать сходные принципы, считая себя единственными "истинными христианами"... Они что, начитались Вейсгаупта? Тогда почему он ни разу не упомянут в огромной литературе битников и хиппи?
Сходные идеи рождают близкие метафоры.
Вы (как Дэн Браун), видимо опираетесь не на изучение сохранившихся данных о самом тайном обществе, а на полу мифическую историю, связанную с его гибелью:
"10 июля 1785 года произошло еще одно событие, которое, по сути, послужило спусковым курком для начала серьезных гонений на орден. Случилось так, что Адам Вейсгаупт прогуливался с одним из своих доверенных лиц, обсуждая текущие дела. Этим лицом, как выяснилось впоследствии, оказался курьер иллюминатов по имени Ланц, специально встретившийся с Вейсгауптом, следуя из Франкфурта в Париж. Погода была неспокойной, скверной. Грохотал гром, сверкали молнии. Случилось так, что одна из них неожиданно поразила Ланца насмерть. Поскольку дело происходило на людях, Вейсгаупт был вынужден немедленно оставить место происшествия. Тело мертвого Ланца было перенесено сердобольными мирянами в ближайшую часовню. Там официальными лицами был устроен досмотр с целью выяснения личности погибшего. В одежде Ланца обнаружили зашитые документы. После ознакомления с ними досматривавшие лица наверняка пришли в шок. Документы представляли собой набор инструкций, предписывавших Ланцу проникать под любым предлогом в масонские ложи и самым тщательным образом собирать информацию, могущую оказаться полезной для «Illuminati». Общее же содержание инструкций было таково, что не могло не родить предположения о том, что иллюминатами затевается какой-то чудовищный заговор.
Известный историк религий Жан-Жак Бедю в своем исследовании — "Тайные источники «Ангелов и демонов»" (2005) приводит извлечения из весьма характерного документа, который якобы также был обнаружен на теле пораженного молнией Ланца. Так это или нет — мы уже вряд ли сумеем установить, но привести эти извлечения находим необходимым:
«— Первый секрет, как управлять людьми и властвовать над общественным мнением, — сеять раздор, сомнение и создавать враждебные точки зрение столько времени, сколько потребуется, чтобы люди, растерявшись в этом хаосе, ухе не могли в нем разобраться и пришли к убеждению, что, когда речь идет о государственных делах, лучше всего не иметь личного мнения. Нужно разжигать страсти народа и создавать бесцветную, похабную и отталкивающую литературу.
— Зависть, ненависть, споры и войны, лишения, голод и распространение эпидемий должны истощить народы настолько, чтобы люди уже не видели иного решения, кроме как полностью отдаться под власть иллюминатов.
— Надо будет приучить народы принимать видимость за чистую монету, довольствоваться поверхностным знанием, искать лишь собственного удовольствия, тратить все силы в бесконечной погоне за новым и в конечном счете последовать за иллюминатоми.
— Поскольку масса слепа, безрассудна и неспособна судить сама, у нее не будет выбора, когда речь пойдет о делах государства: ею надо управлять при помощи железной руки, справедливо, но с беспощадной строгостью.
— В Европе надо раздувать разногласия между лицами и народами, разжигать расовую ненависть и религиозное презрение, выкопать непреодолимый ров так, чтобы ни одно христианское государство не могло найти поддержки.
— Продажность высших государственных чиновников должна будет довести правительства до того, чтобы они согласились брать внешние займы, которые введут их в долги и сделают рабами «иллюминати». Вызывая экономические кризисы и внезапно выводя из обращения все наличные деньги, надо будет провоцировать обвалы в денежной экономике неиллюминатов.
— Все эти средства доведут народы до того, что они попросят иллюминатов взять власть над миром. Новое мировое правительство должно выглядеть защитником и благодетелем для всех, кто добровольно ему подчинится. Если какое-то государство взбунтуется, надо подтолкнуть его соседей объявить ему войну. Если последние пожелают соединиться с ним, надо развязать мировую войну».
Это цитата из компилятивной конспирологической книги Вика Спарова "Тайные общества, правящие миром". Но даже по приведенному переводу понятно, что читатель имеет дело с очередными "Протоколами сионских мудрецов", - примитивной подделкой, авторы которой не особенно заботились о придании ей "аромата подлинности".
О "расовой ненависти" и необходимости "создавать похабную литературу" в конце XVIII века никто писать еще не мог. А уж баварские иллюминаты, учившие, как достоверно известно, своих высших посвященных прямо противоположным вещам - точно не могли.
Сама "тайность" - закрытость тайных обществ, позволяла власти всех времен и народов ("отягощенным злом", по терминологии Вейсгаупта) приписывать иллюминатам свой собственный цинизм. Примерно: "если вы утверждаете, что мы вас угнетаем, то мы именно вас и объявим источником зла". Мертвым можно приписывать все, что угодно - им все равно...