Ириния писал(а):
Вопрос об улыбке.несколько лет назад мне подарили книгу Норбекова. Большое значение Мирзакарим Санакулович уделяет улыбке[/spoiler]
Именно внешней улыбке, растяжению лицевых мышц.
мне это кажется искусственным. не могу принять.
То есть я могу принять внутреннюю улыбку. цигунский метод внутренней улыбки очень нравится. Но внутреннюю улыбку, которая случается во время медитаций, я воспринимаю, как свет, идущий изнутри.
А вот внешняя улыбка, не подкрепленная внутренним состоянием, вызывает настороженность. Ну, улыбается человек в метро, сидя на скамейке и прикрыв глаза... а рядом пожилой человек стоит...
Или знаю человека, который пропагандируя норбековскую улыбку, бывает достаточно груб и часто раздражается...
Зачем нужна такая улыбка? Большее уважение вызывают люди строгие внешне, но отзывчивые внутри.
Мне хочется понять принцип Норбековский улыбки. хочется понять и почувствовать ту грань, которая отделяет искренность и искусственность. Может быть, посоветуете что-то почитать? или какие-то образы яркие у вас есть на эту тему...
Ответ: не знаю.
Я ведь человек не улыбчивый, увы... И, как показала жизнь я не прав.
Люди лучше относятся к счастливым партнерам по общению, чем к людям хмурым.
Грустное лицо требует сочувствия и соучастия... Лицо улыбчивое - ничего подобного не ждет.
Способность к сочувствию мы, в общем, потеряли, тотально - во всем мире... Каждому хватает своих проблем.
Отнюдь не случайно во всем мире в ответ на вопрос: "Как дела", принято отвечать "Отлично!" (Fine!).
Значит, улыбка оказывается, скорее, средством манипуляции, - желанием показать, что ты не собираешься беспокоить окружающих своими проблемами.
"Что не случилось - улыбайся!", - окружающие будут к тебе лучше относиться! Следовательно, тебе будет легче решать те проблемы, от которых улыбаться тебе вовсе не хочется.
Улыбка давно, со времен Дейла Карнеги, стала "дресс кодом" приличного поведения в обществе.
Мне сегодняшнему, как и вам, "улыбка Карнеги", - растягивание лицевых мышц не помогает изменить внутреннее состояние души. Но я родился и рос в коллективистском обществе. В те времена строгое ("партийное") выражение лица было нормой, а люди, на мой взгляд, куда больше стремились сочувствовать друг другу.
Сегодня улыбка на лице социально необходима. Вполне возможно, что в современной культуре марионеток растягивание лицевых мышц будет, куда легче, менять внутреннее состояние души. Если
внутри нет ничего осмысленного, чем можно было бы поделиться с близкими людьми, то внешнее усилие - растягивание лицевых мышц , будет легко (легче) приводить к изменению внутреннего состояния.
Это вопрос культуры, в которой мы все оказываемся соучастниками. Норбеков абсолютно прав по отношению к нашим современникам - к молодым людям ищущим простого счастья. Мы с вами просто из другого времени и никак не можем принять тот факт, что время изменилось (или изменило нам и нашим ценностям).
Еще один неулыбчивый человек - великий поэт Томас Стернз Элиот, еще в 1925 году написал короткую пророческую поэму "Полые люди". Не буду приводить ее целиком. Вот фрагмент:
"
Мы полые люди,
Мы чучела, а не люди
Склоняемся вместе —
Труха в голове,
Бормочем вместе
Тихо и сухо,
Без чувства и сути,
Как ветер в сухой траве
Или крысы в груде
Стекла и жести
Нечто без формы, тени без цвета
Мышцы без силы, жест без движенья"...
Полого человека растягивание лицевых
мышц может наполнить силой, а
жест - движеньем...
У полого человека нет грани "отделяющей искренность от искусственности". Для него искусственность оказывается лучшей формой искренности, поскольку искренне чувствовать бывает слишком тяжело (приводя к ответственности), а растягивать лицевые мышцы - просто.
Мы просто перестали замечать, что искусственная улыбка - нелепа...
Вот тот же мрачный Элиот:
"Не тяга к смерти; наоборот
Нелепость бесплодного грустного времени
Между концом и началом: Нелепость умирания.
Нелепость Жизни для смерти. Нелепость любви, рождающей
Для погребения. И умирающей
Столь скоро. Нелепость времени,
Вносящего в вечность ничто.
Желание преодолеть
Ограничение времени. И —
Тщетность"...
Я думаю, иногда, что все великие и страшные социальные движения ХХ века были неосознанным протестом культуры против нарастающей опустошенности души - пустоты внутреннего мира.
Сегодня уже я, без улыбки, чувствую себя нелепым... Нелепым и не подходящим...
Мне тоже помогает "внутренняя улыбка дзен"... Мы много говорили об этом в тренингах на радио.
Поэтому, объединяя внутреннее и внешнее, сегодня на наших тренингах я предпочитаю говорить о создании "пространства улыбки".
Дома и на работе, гуляя по улице или находясь на привычных маршрутах общественного транспорта стоит выделять вещи, плакаты, людей, обложки книг, здания и т.д. способные вызвать у вас улыбку или воспоминания о радости (или улыбке), которую они вызывали у вас когда-то.
Так легче зажечь искреннюю улыбку внутри...
А она и правда необходима, чтобы жить дальше.