крыгл писал(а):
спасибо за ассоциацию...подумаю о деревьях -хотя в дереве добра и зла вообще не получится понимания-одна вера -молчание
но я тогда уточню вопрос
кто такие дэвы?
правильно ли я понял дэв это "тень архетипа"?
Без обета молчания нет и не может быть пути к "фаворскому свету", - это понимали и понимают все религиозные культуры.
Я не понимаю, наверное, что именно вы
уточняете...
Вот, например, с точки зрения буддизма.
Википедия: "Дэва (пали, санскр. देव, «сияющий») в буддизме — название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих,
и более удовлетворённых жизнью, чем люди. Термин дэва принято переводить как бог или божество, хотя дэвы значительно отличаются от божеств других религий.
Мир, населённый дэвами, называется дэвалока (санскр. देवलोक) или
мир (небеса) богов".
Дэвы - это, собственно говоря, древние боги, - боги языческого, то есть шаманского пантеона.
Вы, наверное, путаете их с нашими "бесами" или "одержимостью" ими; подобные феномены Юнг описывал как "автономные комплексы".
Я ничего не знаю про "тень архетипа". Юнг описывал архетип Тени. "Тень" — это вытесненные в бессознательное желания, несовместимые со стандартами культуры и социума. Они могут формировать "автономные комплексы", но чаще компенсируются (переживаются) в сновидениях и творчестве. Во многом, именно для осознания собственной тени, для того, чтобы она не превратилась в "беса" и нужен анализ (осознание) сновидений и искусства.
Одним из универсальных образов, позволяющих
узнать (это процесс возникающий до осознания) собственную Тень и компенсировать ее, по Юнгу является мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на показ свои самые худшие качества, связанные в социальных представлениях с глупостью - низким уровнем развития сознания. Образ трикстера проявляет себя в культуре множеством ее героев: Иван-дурак, "бравый солдат Швейк", Остап Бендер, Воланд с обязательной свитой, мистер Хайд (из романа Стивенсона), Д Артаньян, Шерлок Холмс... и многие другие, достаточно вспомнить Патрика Джейна - главного героя популярного американского сериала "Менталист" - это типичный, до деталей продуманный на основе мифологических сюжетов, образ трикстера.
У вас много неосознанных теневых тенденций?
- Вы будете с удовольствием смотреть этот сериал или влюбляться в перечисленных выше литературных героев... Но они - не "тени архетипа", а его образы в
реальности... фантазма.
"Реальность фантазма" - это уже мой термин, к Юнгу не имеет никакого отношения.
Мне думается, что погружаясь во внутренний мир человек сталкивается с системой или пластами
субъективных реальностей, то есть с тем, что им воспринимается как реальность. "Мир дэвалока" - это древнее описание одной из субъективных
реальностей.
Мне знакомы несколько пластов подобных реальностей:
реальность игры (термин Д. Винникота), реальность знаков, реальность сновидения, реальность фантазма...
"Дэвы" - это образы реальности фантазма.
Человек переживает реальность фантазма, когда Остап Бендер оживает в умах Ильфа и Петрова и, как они писали, "начинает совершать самостоятельные поступки"... или когда люди пишут письма детективу Шерлоку Холмсу...
Когда исихаст переживает бесовскую "осаду" и беседует с соблазнителями...
Когда шаман путешествует в "нижнем" или "вернем"
мире...
Когда буддист получает советы из
мира дэвалоки...
Кода Рерихи разговаривают с махатмами...
Вот, еще раз, "Искушения Святого Антония" Йоса ван Крайсбека.
На множестве "Искушений..." других авторов "бесы" нападают на Антония извне. Здесь отчетливо видно, что это внутренние переживание, воспринимаемые,
как реальность. Кошмары исходят из головы святого (видимо, из его молодости).
В внутренних реальностях легко заблудиться; и тогда коллеги радостно назовут "психозом" все изображенное на картине.
И это возможно, если бы Антоний Великий, не пережил свои искушения до конца - пробрался через реальность фантазма и, согласно преданию, ощутил присутствие Бога.
Существует ли "реальность фантазма"?
- Для ответа придется всерьез обсуждать термин "существование".
Все эти уровни реальности существуют, как существует реальность сновидения.
Я сегодняшний убежден, что существует некая внутренняя реальность - метафорическая "рыболовная сеть" с ее "узлами" психической энергии... приобретающими в сочетании с индивидуальным сознанием некую произвольность и, как дэвы, умеющими, в отличии от нас, "быть удовлетворенными жизнью".
Эти "узлы" имеют отношение к происхождению свободного сознания и человек может научиться говорить с ними.
Только говорить он будет не с "узлами", а с... дэвами, например, - с образами, соответствующими его (человека) культурной традиции... иначе есть риск заблудиться - сойти с ума.
Кто-то воспринимает их, как "дэвов" или "махатм", для кого-то они будут "научной" реальностью "зеленых человечков" - пилотов НЛО, для кого-то искушающими "бесами".
Для того, чтобы не заблудиться и нужна, кстати говоря, работа с активным воображением. Человек должен уметь создавать жесткие психические структуры, позволяющие ему существовать на разных уровнях реальности.
"Узлы" и архетипы - одно и то же?
- У Платона, наверное, да. Он пользовался метафорой "сети Апполона", накинутой на человеческий разум. Разговор с "первичными идеями" и "энергетическими узлами" может оказаться разными метафорами одного и того же процесса, невыразимого привычными словами.
- У Юнга, по всей видимости, нет. Он описал всего несколько архетипов и каждый из них - очень значимое
обобщение.
Для меня сегодняшнего, подобные обобщения составляют как бы вертикаль психической жизни. Сам Юнг говорил о процессе индивидуации - восхождении к Самости (в случае Антония Великого - это его встреча с Христом).
Мне думается, что "сеть" имеет объемную (как минимум 3D) "конструкцию". Учению Юнга очень не достает "горизонтальных срезов" - учения об уровнях и качестве тех самых "субъективных реальностей". Метафорически выражаясь, на каждую из реальностей, архетипы Юнга могут отбрасывать свою "тень". Возможно вы имели в виду что-то похожее.
Кроме того, на мой взгляд, Юнг, за термином "коллективное бессознательное" тщательно скрывал свою убежденность в возможности диалога со сверхсознательным.
С его точки зрения разговаривая со своим "внутренним мудрецом" ("дэвом", махатмой") вы беседуете со своим Анимусом (Анимой), то есть ведете диалог... с собой и многовековым опытом культуры, хранящемся в вашем бессознательном... Правда, судя по "Красной книге", мне думается, что это была всего лишь декларативная точка зрения, позволявшая Юнгу оставаться в рамках науки... или чего-то к ней близкого.
Я сегодняшний, думаю, что поворачиваясь в глубину собственной психики мы поворачиваемся к причине (источнику)
свободного (произвольного) сознания. А это должно означать, что "энергетические узлы" с которыми сталкивается человек должны обладать большей мерой свободы, чем само сознание беседующее с ними...